Конспект урока по русскому языку "Фразеологизмы"

Тема урока: Фразеологизмы



Цели урока:

  • знать: понятие фразеологического оборота, отличие его от слова;

  • совершенствовать навыки учащихся в употреблении фразеологизмов; расширить их знания о языке, развивать интерес к его изучению;

  • развивать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас,

  • развивать мышление, память, творческие способности, фантазию.

  • воспитывать любовь к прекрасному, трудолюбие; способствовать бережному отношению к языку.

Наглядность: плакат с девизом: «Знание языка необходимо каждомукультурному человеку»

Ход урока

1. Игра “Аплодисменты”.

- Отметьте хлопком фразеологический оборот.

Золотые руки, золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство.

- Какие сочетания слов вызвали трудности? (Разбираем, объясняем значение)

- Что такое фразеологизм?

- Что общего имеют и чем отличаются слова и фразеологизмы?

2. Слово учителя.

- Русский язык очень богат, содержит слова из самых разных пластов лексики. Откуда же берутся фразеологизмы? Какова история их происхождения?

Многие фразеологические обороты пришли к нам из Рима и Древней Греции. Вспомните, какие устойчивые обороты вам знакомы? Какова история их возникновения? Что они обозначают? ( Выслушиваются ответы учащихся)

3. Выступления учащихся с сообщениями о происхождении фразеологизмов (Дамоклов меч, Панический страх, перейти Рубикон и т. д.).

- А теперь пройдёмся по страницам русской истории. В языке отразились многие явления жизни людей. Мы употребляем слова и выражения, которые порождены давно ушедшими в прошлое обычаями. Они живые свидетели прошлого, знание их обогащает наш ум, даёт возможность лучше постигнуть язык, более серьёзно им пользоваться. Послушайте сообщения о том, как возникли выражения: перемывать косточки, уйти несолоно хлебавши, как с гуся вода, где раки зимуют (выступления учащихся).

- С развитием науки и техники в нашу речь входят фразеологизмы- термины из лексикона представителей разных профессий. Определите профессию работника по его словарю:

1) сгущать краски, не жалеть красок;

2) учитывать все минусы и плюсы, привести к общему знаменателю, ставить знак равенства;

3) игра в одни ворота, игра не по правилам.

- Многие крылатые слова и выражения были созданы писателями: голый король (Х.К. Андерсен), ушки на макушке (М.Ю. Лермонтов), человек в футляре (А.П. Чехов).

- Сделайте вывод о том, как в языке появились фразеологизмы.

4. Работа по развитию речи \ объясните значение фразеологизмов\

Как рыба в воде-

Держать в ежовых рукавицах-

Висеть на волоске-

Как с гуся вода-

На душе кошки скребут-

Ни свет, ни заря-

День за днем-



5. Лексическая работа.

Определите происхождение данных фразеологизмов, заполняя таблицу.

Фольклор

Мифология древнего мира

Военное дело

история

Охота, рыбалка

медицина







За тридевять земель, при царе Горохе, кануть в Лету, казанская сирота, у разбитого корыта, прометеев огонь,, коломенская верста, финкина грамота, искать жар-птицу, поднять на щит, перейти Рубикон, подготовить почву, закинуть удочку, на ловца и зверь бежит, снять стружку, мутить воду, не стоит овчинка выделки, ни пуха ни пера, точить лясы, сорвать маску, играть в первую скрипку, через час по чайной ложке, сложить головы, попасть в котел, сложить оружие, на два фронта.

6. Шутка-минутка.

- Исправьте ошибку, объясните значение:

1) ждать у горя погоды;

2) мы сами с ушами;

3) купить кита в мешке;

4) не ноги горшки обжигают;

5) нашла коза на камень;

6) крутится как булка в колесе.

7. Игра «О ком говорят?»

Стрелянный воробей, белая ворона, гусь лапчатый, тертый калач, забубенная головушка, желторотый птенец,, семи пядей во лбу, собаку съел, звезд с неба не хватает, язык без костей, правая рука, и швец, и гнец, и на дуде игрец.

8. Подведение итогов урока:

- Что нового узнали на уроке о фразеологических оборотах?

- Чему научились?

- Что бы вы посоветовали ученику, изучающему эту тему самостоятельно?

9. - Чтоб упрочить ваши знания, даю домашнее задание: закончите рассказ “ Курам на смех”, введя в него 5-6 фразеологических оборотов.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ