Урок русского языка в 3 классе по УМК «Школа ХХI века» по теме: «Имена существительные собственные и нарицательные»

Урок русского языка в 3 классе по УМК «Школа ХХI века» по теме: «Имена существительные собственные и нарицательные»

Кривохижина Евгения Николаевна, учитель начальных классов МОУ-СОШ № 35, г. Белгород

Цель урока: «Создать условия для формирования умений различать имена существительные собственные и нарицательные, классифицировать слова, решать проблемные задачи.

Содействовать развитию у учащихся кругозора, умение собирать, анализировать и систематизировать информацию, развивать навыки самостоятельного поиска решения поставленной задачи.

Воспитывать умение общаться.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

1. Орг. момент

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв-подруг.

Смотрят с почтеньем на букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти, не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится в слове не зря и не просто.

Буква такого высокого роста.



Личностные - (самоопределение – мотивация учения)

2. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.



Введение понятия собственные и нарицательные имена существительные.



Сегодня мы начнём урок с того что попробуем определить тему урока по стихотворению Е.Измайлова и картинкам.


В случае затруднения можно воспользоваться карточкой «Имя существительное» и алгоритмом:

- Что я уже знаю?

- Что мне ещё пока неизвестно?


-Кто знает, как называются имена существительные, которые пишутся с большой буквы?

А как называются имена существительные, которые не являются единичными?


Сверим свои выводы с учебником на стр. 54, 55 в рубрике «Тайны языка»

Определяют, что изучили, находят новые понятия, определяют тему урока, ставят цели.






Регулятивные УУД:

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).




3. Этап первичной проверки понимания изученного.



Выпишите название нашей страны, название городов, рек. (к.с.54, у.1)


Учащиеся самостоятельно выполняют упражнение, проверяют по образцу, самооценка.


Познавательные УУД (общеучебные)

Регулятивные УУД (оценка)

4. Этап закрепления изученного.




- Для расширения кругозора (урок 99 отмечен зелёным цветом) в географических понятиях, выполним упр.2. (коллективная работа)

!

- Обратите внимание, что среди собственных имён существительных встречаются несклоняемые слова.

Познакомьтесь с ними в рубрике



Находят географические названия на карте (учитель помогает).



Познавательные УУД.

Физкультминутка












Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать!

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться.

Вот и стали мы сильней,

(показать «силу»)

Здоровей и веселей!


Коммуникативные УУД


5. Этап применения изученного (работа в 4 группах).




Решение проблемной задачи.

На карточках написаны слова для каждой группы:


стол – столы

дом - дома

подарок - …

кошка - …

Александр Сергеевич Пушкин

Волгоград

река Волга


стол – столы

дом - дома

корабль – …

девочка - …

Иван Андреевич Крылов

Курск

Река Сейм



стол – столы

дом - дома

солдат - …

собака - ..

Иван Алексеевич Бунин

Хабаровск

Река Амур



стол – столы

дом - дома

карандаш - …

белка - …

Агния Львовна Барто

Москва

Река Клязьма

6. Этап контроля и самоконтроля


Дети отвечают на вопросы по карточке и сталкиваются с проблемой, разрешают её и делают вывод.


- Прочитайте две пары слов левого столбика.

- Как изменяются в нём слова?

- К какой группе существительных относятся все слова левого столбика?

- Измените по числам остальные слова.

- Прочитайте слова правого столбика.

- Измените их по числам.

- Получается?

- А к какой группе существительных относятся эти слова?

- Что ещё вы узнали об именах собственных?

- Какой вывод можно сделать?


Читают правила в учебнике (стр.56)

Коммуникативные УУД

(согласованность действий с партнерами, предвосхищение результатом уровня усвоения)


Познавательные УУД (логические)


Регулятивные УУД


Работа в парах (стр. 56,у. 3)



Взаимопроверка, оценка работ (пары меняются работами) .

Регулятивные УУД (оценка)

Коммуникативные УУД

7. Итог урока



- Какие имена существительные называются нарицательными? Собственными?

Отвечают на вопросы, приводят примеры.

Регулятивные УУД

8. Этап информации о домашнем задании.



Заполнить таблицу примерами.


Имена существительные

собственные

нарицательные






9.Этап рефлексии.



- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Достигли мы этой цели?


- Если вы поняли тему урока, возьмите этот знак:




- А если не поняли – такой знак





Регулятивные УУД

Личностные УУД (нравственно -этическое оценивание)



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ