Конспект урока по русскому языку 5 класс "Наречие как часть речи"

Конспект урока по русскому языку 5 класс

«Наречие как часть речи»



Цели:


Познакомить учащихся с наречием как частью речи: с грамматическими, морфологическими признаками и его синтаксической ролью; учить находить наречия в предложениях;


развивать монологическую речь; расширять словарный запас учащихся за счёт употребления наречий; умение делать выводы; употреблять наречия в речи;

Воспитательные: Воспитывать интерес к родному языку, изучаемому предмету;

Оборудование:

1. Дидактический материал для работы:

  • текст для каждого ученика;



1.Памятка «Наречие как часть речи».

  1. Таблички со словами: признак, действие.

  2. Таблички: «Цели:


  1. Что такое наречие? Его признаки?

  2. Каков алгоритм распознавания наречий?»

ХОД УРОКА


1Орг. момент.

Проверка домашней работы.


  • 2. Объяснение нового материала.


Сегодня мы начнем изучать новую тему. А какую — вы догадаетесь, если правильно выполните первое задание: списать с доски предложения, заменяя выделенные словосочетания подходящими по смыслу словами.

Запись текста на доске


Я проснулся утром, на душе кошки скребут. Пошел в мастерскую к Винтику, долго бездельничал, а потом стал тянуть кота за хвост. Вернулся ни жив ни мертв, съел с горем пополам 6 котлет и пил томатный сок в час по чайной ложке. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин


Ученики записывают в колонку слова, синонимичные фразеологизмам:

  • На душе кошки скребут- плохо, грустно, печально

  • Тянуть кота за хвост - медленно

  • ни жив ни мертв- сильно испуган

  • съел с горем пополам- еле-еле

  • в час по чайной ложке- медленно

  • снег на голову - неожиданно

  • Какой частью речи являются слова 2-й колонки?


- Догадались, о чем пойдет речь на уроке?


Тема сегодняшнего урока - «Наречие как часть речи».


- Запишите в тетради число и тему урока.


II. Объяснение новой темы

- Почему вы решили, что данные слова - наречия? (Отвечают на вопросы: как? где? сколько?)

На доске написать: 1. Отвечают на вопросы: как? где? сколько?

  • Значит, если слово отвечает на вопросы: как,
    где или сколько? - это наречие?

  • А эти слова - наречия?


В камышах, к дому, пять. (Нет, это существ­тельные с предлогом, числительное.)

  • Достаточно ли одного вопроса для того, чтобы определить, какой частью речи является слово? (Нет.)

  • Мы выяснили, что по вопросу не всегда можно определить, какой частью речи является слово.

  • Найдите в тексте слова, от которых можно поставить вопрос к данным наречиям. Запишите их рядом.


Было плохо

Тянуть медленно

Испугался сильно

Съел еле-еле

Пил медленно

Свалился неожидан


- Какая это часть речи? (Глаголы. Обозначают действие предмета.)

  • Укажите главное слово в словосочетании. От каких слов зависят наречия?

На доске записываем: 1. Зависят от глагола.

- А что обозначает глагол? (Действие предмета.)


Прикрепим карточку - действие.

- А наречие - это часть речи, которая обозначает признак.

Прикрепим карточку - признак.

  • Если наречие зависит от глагола, то какой признак оно обозначает? (Признак действия.)

  • Попробуйте изменить наречия по числам, лицам, падежам... (Не изменяются.)

На доске: 3. Не изменяются.

  • Есть ли окончание у наречия? Почему?

  • Давайте попробуем распространить словосочетания:

  • Какой вопрос мы можем поставить к этим словам? (В какой степени? Насколько?)


Они изменяются? (Нет.)

  • Похожи на наречия? Чем похожи? (У них те же признаки, но главное слово для них - наречие.)

  • Данные наречия тоже обозначают признак но какой признак? (Признак признака.)


  • Какой же частью речи являются эти слова' (Наречием.)


  • Значит, еще какая часть речи может быть наречия главным словом в словосочетании? (Наречие.)


- Итак, что обозначает наречие?

На доске памятка:

Алгоритм распознавания наречий среди других частей речи:

  1. Зависит от глагола, наречия.

  2. Отвечает на вопросы: как, где, сколько, насколько?

  3. Не изменяется.


  • Сегодня мы только начинаем изучение наречия. На следующих уроках вы узнаете много интересного об этой части речи (от каких слов, кроме глагола и наречия, зависит, на какие еще вопросы отвечает). Я не буду раскрывать всех тайн, думаю, вам гораздо интереснее будет сделать это самим.

  • Как же пользоваться нашей памяткой, чтобы распознавать наречия?

(Проговаривание алгоритма.)

- Запишите предложение:

Вечером вы камышах я увидел красивую птицу.

  • Найдите наречие. Подчеркните его как член предложения.

  • Как вы считаете, наречие - это самостоятельная или служебная часть речи? Докажите.

- Ребята, давайте попробуем сами сформулировать определение наречия как части речи.


Ознакомление с теоретическим материалом учебника (с. 167–169)


III. Закрепление

Выпишите словосочетания, наречие + слово, с которым оно сочетается.


Филька, перекинув через забор сумку с книгами, подпрыгнул так высоко, что старуха, проходившая мимо, назвала его «чистый демон».

Но Филька уже этого не слыхал. Он шёл по чужому огороду рядом со следами Тани.

В конце огорода он перескочил ещё через один забор, уже не такой высокий, и вышел к рощице, которая была близко от дома.

Тут обогнул он кусты невысокой калины, ронявшей ягоды в снег, и поглядел на рощу. В тихой роще было светло от шелковистых берёзок и молодого снега... Среди неподвижных деревьев в этой серебряной роще неподвижно стояла Таня и плакала...

Филька отодвинулся за кусты, скрывавшие его, как стена, и посидел на снегу недолго. Потом потихоньку отполз и бесшум­но зашагал назад.

(Р.И. Фраерман «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви» )



Д/З: выучить теоретический материал по теме урока.

Написать мини-сочинение «Весна идет», используя наречия.




Литература :


Русский язык . 5 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений. В 3 ч. /С.И. Львова, В.В. Львов.-9-е изд., перераб. - М.: Мнемозия, 2012. – 167с.:ил.

В.П.Жуков, А.В.Жуков. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 2002.

Н.М.Шанский, В.В.Иванов, Т.В.Шанская. Краткий этимологический словарь русского языка. – М., 1975.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ