Конспект урока по русскому языку 3 класс «Роль окончания в предложении»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №107

«Экология и диалектика»

г. Ростова-на-Дону










Конспект урока по русскому языку

3 класс

«Роль окончания в предложении».

УМК «Школа 2100»










Автор: учитель начальных классов

Куликова Наталья Юрьевна






г. Ростов-на-Дону

2011г.




Конспект урока по русскому языку в 3 классе


Куликова Наталья Юрьевна,

учитель начальных классов

первой категории

МОУ СОШ №107

«Экология и диалектика»

г. Ростов-на-Дону

Тема урока: «Понятие об окончании и основе слова ».

Цель: определение роли окончания как средства для связи слов в предложении; введение понятия «основа слова»

Задачи урока:

- формировать умения учащихся видеть роль окончания в предложениях и текстах;

- развивать орфографическую зоркость, познавательную активность, речь учащихся, мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;

- развивать воображение, внимание, наблюдательность, память учащихся;

- продолжить развитие коммуникативной компетентности; сформировать положительную мотивацию к предмету; создать комфортную эмоциональную атмосферу.

Технологии:

Проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные.

Тип урока: 

Урок открытия новых знаний.

Используемое оборудование: 

Компьютер, интерактивный комплекс.

Используемые ЦОР: 

Презентация в программе “SMART Notebook 10”.

Краткое описание: 

Урок русского языка в начальной школе с применением интерактивного комплекса.

I. Организационный момент: 

-Я рада видеть вас!  Мне приятно, что все готовы к уроку!

II. Словарная работа.

Слайд 2.

- Сегодня, мы с вами отправимся в путешествие по необычному городу «Словограду». Живут там необычные человечки. Но чтобы туда попасть, и узнать, как их зовут, нам нужно найти ключ. А он зашифрован в кроссворде, который мы сейчас отгадаем.

Слайд 3.

(Один ученик у доски, вписывает слова в кроссворд, а остальные в тетради.)

  1. Антоним к слову никогда всегда.

  2. Запах, благоухание аромат.

  3. Назовите одним словом: бабочка, муравей, стрекоза насекомое.

  4. Дайте ответ на вопрос «Почему?» потому что.

  5. Картинная галерея.

  6. На всю жизнь навсегда.

- В какую группу можно объединить эти слова? (Словарные.)

- Посмотрите, какое слово получилось по вертикали? (Состав.)

Слайд 4.

- Какое значение у слова «состав»? (Состав поезда, состав вещества.)


III. Актуализация знаний.

- Как вы думаете, какой состав будет интересовать нас сегодня? (Состав слова.)

- С какими частями слова мы работали на прошлых уроках?

( приставка, корень)

- Какую роль играют приставки в словах? (Образуют новые слова.)

- Молодцы! Вы правильно разгадали ключ. Посмотрите, кто здесь живёт.

(Приставка, корень.)

Слайд 5.

- Но в этом городе есть ещё один житель. А как его зовут, и какую роль он играет, мы сегодня и узнаем.

IV. Постановка проблемы.

- Чтобы об этом узнать, выполним задание.

- Допишите слова, чтобы получились предложения.

Слайд 6.

Мам_ слушает дочк__.

- Прочитайте, полученные предложения.

Маму слушает дочка.

Мама слушает дочку.

- Объясните смысл каждого предложения.

- Почему он изменяется?

- Сравните буквы, которые вы вставили в предложения.

- Это разные слова? ( Это одно и то же слово.)

- А смысл у этих слов? (Разный.)

- Вы получили новые слова? ( Нет)

- Как называется эта изменяемая часть? ( Окончание)

- Как вы думаете, что такое окончание?

- Проверьте свои предположения, прочитав правило.

Слайд 7.

- Как вы думаете, как зовут третьего жителя Словограда? (Окончание.)

Слайд 8.

- Вы уже вспомнили, что при помощи приставок образуются новые слова.

- Интересно для чего же нужно окончание?

Слайд 9.

- Какую роль играет окончание в предложении?

- Попробуем ответить на этот вопрос, выполнив следующее задание.

Работа по учебнику.

- Выполним упражнение № 175.

-Прочитайте слова 1 строчки.

- Понятен ли смысл?

- Можно ли считать, что здесь записано предложение?

- Что нужно сделать, чтобы составить из этих слов предложения? ( Изменить окончания.)

- Запишите предложение. (Один у доски.)

- Прочитайте слова 2 строчки.

- Достаточно ли здесь изменить только окончание?

(Нет, надо добавить предлог для связи слов.)

- Запишите предложение. (Один у доски.)

- Прочитайте слова исходного варианта.

- А теперь прочитайте, что получилось.

- Что происходит со словом, когда оно попадает в зависимость от других слов в предложении?

- Так для чего служит окончание?

- Сравните свой вывод с определением.

Слайд 10.

Физминутка.

Слайд 11.

- Прочитайте текст.

Наш город.

Наш город стоит на реке Дон. Улицы город прямые и красивые. К город ведут широкие дороги. За город раскинулись поля и луга. Поэтому написано много стихов о нашем город.

- Вам понравился текст?

- Что нужно сделать, чтобы он стал понятным?

- Найдите спрятавшихся жителей. (Один ученик у доски делает правки)

- Изменился ли при этом смысл слов?

- Прочтите текст до изменений. (Один ученик вслух.)

- Прочтите текст после внесённых изменений. (Один ученик вслух.)

- Как называются те части, которые добавляли к словам? (Окончание.)

- Так для чего служит окончание? ( Для изменения слов и связи их в предложениях.)

- Выпишите словосочетания, в которые входит слово город. Выделите окончания.

Улицы города, ведут к городу, раскинулись за городом, о нашем городе.

- Назовите ту часть, которая не изменяется.

- Значит, в словах есть и неизменяемая часть?

- Как вы думаете, как она называется? (Основа.)

- Чтобы проверить наши предположения, откройте учебники на с.122 и прочитайте правило.

Слайд 13.

- Что ещё узнали из этого правила? (Как графически обозначаются окончания и основы.)

- Выделите основу в словах.

V. Первичное закрепление.

Слайд 14.

- А сейчас жители города просят вас выполнить несколько упражнений.

- Прочитайте слова упражнения 176. Выполните задания устно.

- Прочитайте слова упражнения 177. Выполните задания устно.

- Какой вывод можно сделать? (Окончания не образуют новые слова.)

VI. Итог урока.

- С каким жителем города «Словограда» мы сегодня познакомились?

Слайд 14.

- Как вы думаете, есть ли ещё другие жители в этом городе?

- Какую проблему мы сегодня решали? (Определяли роль окончания в предложениях.)

- Ответьте на вопросы жителей Словограда коротко «да» или «нет».

- Слайд 15.(Один ученик читает вслух.)

- Окончание - часть слова?

- Окончание – изменяемая часть слова?

- Окончание - часть основы?

- Окончание служит для связи слов в предложении?

- У одного и того же слова могут быть разные окончания?

- С помощью окончания образуются новые слова?

Рефлексия.

Слайд 16.

- Жители этого города хотят узнать ваше мнение об уроке. Подойдите, и положите смайлик в нужную, по вашему мнению, коробку.

Слайд 17.



























Используемая литература:

1.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

Русский язык. Учебник для 3-го класса. В 2-х ч. Часть 2.

Изд. 3-е, перераб. – М.: Баласс, 2010. – 176с., ил. Образовательная

система «Школа 2100». Серия «Свободный ум».

2.Бунеева Е.В., Яковлева М.А.

Русский язык.3-й класс. Методические рекомендации для учител.

Изд. 2-е, доп. – доп. – м.: Баласс, 2010. – 208с. Образовательная

система «Школа 2100». Серия «Свободный ум».
















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ