Конспект урока по русскому языку 3 класс «Роль окончания в предложении»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №107
«Экология и диалектика»
г. Ростова-на-Дону
Конспект урока по русскому языку
3 класс
«Роль окончания в предложении».
УМК «Школа 2100»
Автор: учитель начальных классов
Куликова Наталья Юрьевна
г. Ростов-на-Дону
2011г.
Конспект урока по русскому языку в 3 классе
Куликова Наталья Юрьевна,
учитель начальных классов
первой категории
МОУ СОШ №107
«Экология и диалектика»
г. Ростов-на-Дону
Тема урока: «Понятие об окончании и основе слова ».
Цель: определение роли окончания как средства для связи слов в предложении; введение понятия «основа слова»
Задачи урока:
- формировать умения учащихся видеть роль окончания в предложениях и текстах;
- развивать орфографическую зоркость, познавательную активность, речь учащихся, мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;
- развивать воображение, внимание, наблюдательность, память учащихся;
- продолжить развитие коммуникативной компетентности; сформировать положительную мотивацию к предмету; создать комфортную эмоциональную атмосферу.
Технологии:
Проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные.
Тип урока:
Урок открытия новых знаний.
Используемое оборудование:
Компьютер, интерактивный комплекс.
Используемые ЦОР:
Презентация в программе “SMART Notebook 10”.
Краткое описание:
Урок русского языка в начальной школе с применением интерактивного комплекса.
I. Организационный момент:
-Я рада видеть вас! Мне приятно, что все готовы к уроку!
II. Словарная работа.
Слайд 2.
- Сегодня, мы с вами отправимся в путешествие по необычному городу «Словограду». Живут там необычные человечки. Но чтобы туда попасть, и узнать, как их зовут, нам нужно найти ключ. А он зашифрован в кроссворде, который мы сейчас отгадаем.
Слайд 3.
(Один ученик у доски, вписывает слова в кроссворд, а остальные в тетради.)
Антоним к слову никогда всегда.
Запах, благоухание аромат.
Назовите одним словом: бабочка, муравей, стрекоза насекомое.
Дайте ответ на вопрос «Почему?» потому что.
Картинная галерея.
На всю жизнь навсегда.
- В какую группу можно объединить эти слова? (Словарные.)
- Посмотрите, какое слово получилось по вертикали? (Состав.)
Слайд 4.
- Какое значение у слова «состав»? (Состав поезда, состав вещества.)
III. Актуализация знаний.
- Как вы думаете, какой состав будет интересовать нас сегодня? (Состав слова.)
- С какими частями слова мы работали на прошлых уроках?
( приставка, корень)
- Какую роль играют приставки в словах? (Образуют новые слова.)
- Молодцы! Вы правильно разгадали ключ. Посмотрите, кто здесь живёт.
(Приставка, корень.)
Слайд 5.
- Но в этом городе есть ещё один житель. А как его зовут, и какую роль он играет, мы сегодня и узнаем.
IV. Постановка проблемы.
- Чтобы об этом узнать, выполним задание.
- Допишите слова, чтобы получились предложения.
Слайд 6.
Мам_ слушает дочк__.
- Прочитайте, полученные предложения.
Маму слушает дочка.
Мама слушает дочку.
- Объясните смысл каждого предложения.
- Почему он изменяется?
- Сравните буквы, которые вы вставили в предложения.
- Это разные слова? ( Это одно и то же слово.)
- А смысл у этих слов? (Разный.)
- Вы получили новые слова? ( Нет)
- Как называется эта изменяемая часть? ( Окончание)
- Как вы думаете, что такое окончание?
- Проверьте свои предположения, прочитав правило.
Слайд 7.
- Как вы думаете, как зовут третьего жителя Словограда? (Окончание.)
Слайд 8.
- Вы уже вспомнили, что при помощи приставок образуются новые слова.
- Интересно для чего же нужно окончание?
Слайд 9.
- Какую роль играет окончание в предложении?
- Попробуем ответить на этот вопрос, выполнив следующее задание.
Работа по учебнику.
- Выполним упражнение № 175.
-Прочитайте слова 1 строчки.
- Понятен ли смысл?
- Можно ли считать, что здесь записано предложение?
- Что нужно сделать, чтобы составить из этих слов предложения? ( Изменить окончания.)
- Запишите предложение. (Один у доски.)
- Прочитайте слова 2 строчки.
- Достаточно ли здесь изменить только окончание?
(Нет, надо добавить предлог для связи слов.)
- Запишите предложение. (Один у доски.)
- Прочитайте слова исходного варианта.
- А теперь прочитайте, что получилось.
- Что происходит со словом, когда оно попадает в зависимость от других слов в предложении?
- Так для чего служит окончание?
- Сравните свой вывод с определением.
Слайд 10.
Физминутка.
Слайд 11.
- Прочитайте текст.
Наш город.
Наш город стоит на реке Дон. Улицы город прямые и красивые. К город ведут широкие дороги. За город раскинулись поля и луга. Поэтому написано много стихов о нашем город.
- Вам понравился текст?
- Что нужно сделать, чтобы он стал понятным?
- Найдите спрятавшихся жителей. (Один ученик у доски делает правки)
- Изменился ли при этом смысл слов?
- Прочтите текст до изменений. (Один ученик вслух.)
- Прочтите текст после внесённых изменений. (Один ученик вслух.)
- Как называются те части, которые добавляли к словам? (Окончание.)
- Так для чего служит окончание? ( Для изменения слов и связи их в предложениях.)
- Выпишите словосочетания, в которые входит слово город. Выделите окончания.
Улицы города, ведут к городу, раскинулись за городом, о нашем городе.
- Назовите ту часть, которая не изменяется.
- Значит, в словах есть и неизменяемая часть?
- Как вы думаете, как она называется? (Основа.)
- Чтобы проверить наши предположения, откройте учебники на с.122 и прочитайте правило.
Слайд 13.
- Что ещё узнали из этого правила? (Как графически обозначаются окончания и основы.)
- Выделите основу в словах.
V. Первичное закрепление.
Слайд 14.
- А сейчас жители города просят вас выполнить несколько упражнений.
- Прочитайте слова упражнения 176. Выполните задания устно.
- Прочитайте слова упражнения 177. Выполните задания устно.
- Какой вывод можно сделать? (Окончания не образуют новые слова.)
VI. Итог урока.
- С каким жителем города «Словограда» мы сегодня познакомились?
Слайд 14.
- Как вы думаете, есть ли ещё другие жители в этом городе?
- Какую проблему мы сегодня решали? (Определяли роль окончания в предложениях.)
- Ответьте на вопросы жителей Словограда коротко «да» или «нет».
- Слайд 15.(Один ученик читает вслух.)
- Окончание - часть слова?
- Окончание – изменяемая часть слова?
- Окончание - часть основы?
- Окончание служит для связи слов в предложении?
- У одного и того же слова могут быть разные окончания?
- С помощью окончания образуются новые слова?
Рефлексия.
Слайд 16.
- Жители этого города хотят узнать ваше мнение об уроке. Подойдите, и положите смайлик в нужную, по вашему мнению, коробку.
Слайд 17.
Используемая литература:
1.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
Русский язык. Учебник для 3-го класса. В 2-х ч. Часть 2.
Изд. 3-е, перераб. – М.: Баласс, 2010. – 176с., ил. Образовательная
система «Школа 2100». Серия «Свободный ум».
2.Бунеева Е.В., Яковлева М.А.
Русский язык.3-й класс. Методические рекомендации для учител.
Изд. 2-е, доп. – доп. – м.: Баласс, 2010. – 208с. Образовательная
система «Школа 2100». Серия «Свободный ум».
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ