Конспект урока по русскому языку на тему "Лексика и фразеология"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Посёлки




















Открытый урок по русскому языку

«Повторение. лЕКСИКА. фРАЗЕОЛОГИЯ»







Провела:

Котова Марина Анатольевна,

учитель русского языка

и литературы
















октябрь, 2012

Цели урока:

  1. Закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.

  2. Формировать умение различать слова русского языка по сфере употребления.

  3. Учить определять лексическое значение фразеологизмов.

  4. Закрепить понятие о фразеологизмах, их роли в обогащении языка.

  5. Прививать интерес к изучению русского языка.

  6. Развивать умение работать в группах.

  7. Формировать умение применять на практике полученные знания.

  8. Развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь).

Тип урока: обобщение пройденного материала.

Вид урока: урок-игра.

Технология: на диалоговой и игровой основе, проектная деятельность учащихся

ХОД УРОКА

  1. Орг. момент.

  2. Синтаксическая пятиминутка. Запишите предложение, сделайте синтаксический разбор.

Ни свет ни заря ребята проснулись в воскресенье, быстро оделись, выбежали из дома и рука об руку поспешили в лес по узкой тропиночке. (Пов.,невоскл., простое, распр., осл. однород. сказуемым)


- Объясните известные вам орфограммы.

- Объясните расстановку знаков препинания.

- Сделайте синтаксический разбор предложения.

- Найдите в предложении фразеологизмы, что можете о них рассказать.

  1. Повторение темы «Лексика. Фразеология».

1) Целевая установка

-Мы завершили изучать раздел Лексика и Фразеология. И сегодня на уроке мы должны с вами вспомнить основные понятия этого раздела, закрепить умение употреблять различные слова по сфере употребления и закрепить понятие о фразеологизмах, их роли в обогащении языка. Обещаю вам, что сегодняшний урок будет увлекательным и интересным, вас ждет много сюрпризов и хороших оценок. Итак, все готовы отправиться навстречу приключениям? Для победы нам предстоит преодолеть несколько станций, чтобы получить звание Самого умного знатока Страны Лексикология.

2) Повторение изученного материала

-Предлагаю вам преодолеть наше первое задание. Станция Цветочная. Пред вами на доске ромашка. Но она, конечно, необычная, как и наш урок. Каждый лепесток содержит в себе вопрос, ответив на который вы принесете балл своей команде.

Вопросы:

  • Что изучает раздел лексикология?

  • Что такое профессионализмы?

  • Запон, утирка, нынче. Как называются эти слова?

  • Какие слова ограничены в своем употреблении и почему?

  • Чем отличаются историзмы и архаизмы?

  • В связи с чем в русском языке появляются новые слова и как они называются?

  • Отгадайте, о чем идет речь: Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь. Как называются такие сочетания?

  • Карбюратор, вакцина, кок. Как называется эта группа слов?

  • Какие слова называются общеупотребительными?

  • Назовите четвертое лишнее в цепочке слов: Стол, учебник, кафтан, магазин.

  • Продолжите цепочку жаргонизмов: двойка-пара, гусь,……

3) Составление текстов, используя группы слов по лексическому значению (групповая работа)

Молодцы, ребята, вы отлично справились с первым заданием. Теперь я вам предлагаю преодолеть наш путь к победе на следующем этапе. Станция Необычный текст.

Название и тема текста для всех будет одинаковой: Наш дом. Тексты, которые вы составите, действительно будут необычные, потому что в них вы будете использовать слова определённой группы:

1 группа - диалектизмы

2 группа – заимствованные слова

3 группа – неологизмы

На выполнение задания отводится 5-6 минут, после чего ребята зачитывают полученные тексты.

4)Повторение раздела Фразеология(фронтальный опрос)

Прекрасно закрепили и повторили знания по разделу Лексикология. А теперь отправимся на станцию Фразеология.

Вспомним, что такое фразеологизмы?

Каково происхождение фразеологизмов?

5) Проверка домашнего задания, где ребятам нужно было составить мини-проекты «Происхождение фразеологизмов» (выступают 5-6 человек)

6) Закрепление материала

Отгадайте фразеологизм по рисунку (рисунки представлены на слайде) Кто быстро и правильно отгадает – жетон.


  1. Итог урока

Молодцы ребята, повторили хорошо пройденный материал, и в конце урока предлагаю вам игру «Поле чудес», чтобы выявить самого умного знатока русского языка.

Мультимедийная презентация

  1. Подведение итогов урока, выставление оценок

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ