конспект урока по русскому языку "Не с именами прилагательными" 6 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30 имени Медведева С.Р
Конспект урока по русскому языку
в 6 классе
«Не с именами прилагательными»
Подготовила учитель русского языка
и литературы Киселёва Олеся
Викторовна
г. Волжский
2014
Тема урока. Правописание НЕ с именами прилагательными
Тип урока. Знакомство с новым материалом
Технология. Развитие критического мышления через чтение и письмо
Индуктивные методы работы. Эвристическая беседа, проблемно-диалогический метод
Приемы работы. Сравнение, анализ, обобщение, систематизация материала
Формы работы. Самостоятельная, групповая, коллективная
Цель урока. Формирование у обучающихся навыков правописания НЕ с именами прилагательными, обобщение и систематизирование знаний о правописании НЕ с разными частями речи.
Задачи:
• дидактические:
1) обучать постановке цели занятия, организации процесса ее достижения;
2) обучать организации планирования, анализа, самооценки и рефлексии учебно-познавательной деятельности;
3) обучать самостоятельному и коллективному поиску доказательств; умению отыскивать причины явлений;
4) формировать способность осознанного выбора слитного и раздельного написания НЕ с именами прилагательными;
5) повторить правописания НЕ с другими частями речи;
• воспитательные:
1) показать силу и выразительность родного языка;
2) воспитывать уважительное отношение к чужому мнению;
3) воспитывать культуру поведения в обществе;
• развивающие:
1) развивать критическую мыслительную деятельность, коммуникативную культуру;
2) расширять кругозор и обогащать словарный запас;
3) развивать аналитические и творческие способности.
Оборудование. учебник «Русский язык. 6 класс», раздаточный дидактический материал (карточки).
Оборудование: доска,, индивидуальные карточки для учащихся, учебник русского языка 6 класса, автор М.Т.Баранов, ИКТ
Ход урока:
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1. Мотивация
Психологический настрой.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь,
пожелайте друг другу отличного настроения и активной работы на уроке.
Откройте тетради и запишите число и классная работа. Сегодня мы будем работать, и оценивать себя вместе. У вас на партах лежит лист оценивания, в который вы будете вносить оценки на каждом этапе своей деятельности (Приложение 1)
(слайд1)
Грубый, невоспитанный человек.(Невежа)
Человек, которому не сидится на месте(непоседа).
Недоучившийся, мало знающий человек(недоучка)
Неуклюжий, неловкий человек(недотепа)
-Что объединяет все записанные вами существительные-Какие из них несут ярко выраженный оттенок разговорного стиля?(Недоучка, недотепа)
-Почему все эти слова пишутся с не слитно?
-Какие правила правописания мы повторили?
А теперь образуйте от существительных невежа и непоседа имена прилагательные
Что вы увидели общего?
(Слайд 3)
Посмотрите на предложения(слайд 2) . Можете ли вы сразу раскрыть скобки? Почему нет? А может, да?
(Не)глубокая река Медведица.
(Не) глубокая, а мелкая река Медведица.
Возникли ли у вас проблемы. Если да, то как вы думаете ,почему?. Мы оставим эти предложения. А когда выясним правило написания не с прилагательным вернёмся к ним и запишем верно.
Постановка проблемного вопроса
У вас всё сразу получилось? Или возникли сомнения?
А хотите узнать, так ли это?
2. Целеполагание
Над какой темой мы будем работать?
Почему так решили?.
Запишите тему урока в тетради.
-Попытайтесь сформулировать цели нашего урока (слайд 4 презентации)
Раздаются листы оценивания.
Напишите на листах, чему бы вы хотели научиться на уроке?
Какие знания нам потребуются на уроке?
- Какие знания относятся к теоретическим?
- Какие знания относятся к практическим ?
На слайде опорная таблица. Поработаем с ней.(слайд 5 презентации)
Не с существительными
Не с прилагательными
1.Неряха
1.Неряшливый
2.Нерешительность
2.Нерешительный
3 Не правда, а ложь.
3. Не правдивый, а л
ивый.
4. Вовсе не лживый.
5 Нисколько не лживый.
Что общего между написанием не с существительными и прилагательными? А в чём различие?
3.Исследовательская работа
А сейчас я предлагаю вам побывать в роли исследователей и самим добыть ответ на вопрос «При каком ещё условии не с прилагательными пишется слитно, а при каком – раздельно?» Для этого разобьёмся на мобильные группы Распределите роли:
1)руководитель группы;
2)оформитель;
3)спикер;
4)эксперт.
В задачу руководителя входит организация работы группы, оформитель записывает ответ в «Лист контроля», спикер отвечает на вопрос, данный группе, эксперт оценивает работу группы по предложенным критериям.
Перед вами файлы с заданием. Задание у всех одно: это ответ на поставленный вопрос. А вот пути решения у вас могут быть разные.
Внимание! На мониторе - порядок ваших действий, то есть алгоритм. (Слайд № 6 презентации). Время работы-7-10 минут
Обсуждение итогов исследовательской работы
Работа окончена. К каким же выводам вы пришли? Слушаем ответы групп. Слово предоставляется спикерам.
1группа. Когда же не с прилагательными пишется слитно?
2 группа. Приведите примеры.
3 группа. Когда не с прилагательными пишется раздельно? (Когда в предложении есть противопоставление с союзом а, если к прилагательному относятся слова далеко не,вовсе не,ничуть не,нисколько не)
4группа. Приведите примеры.
Кто смог придумать свои примеры?
Сравним результаты нашей работы с правилом в учебнике (с. 128 п.54 ). Прочитаем правило вслух (п.2 и 3).
К правильным выводам мы пришли?
Эксперты, оцените работу своей группы и сдайте «Листки эксперта». Оформители, сдайте «Листы контроля». Работа в группах окончена.
Запись в словари.
Слитно, если:
Раздельно, если:
- без не не употребляется (нерадивый, небрежный)
- можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением (недобрый - злой, нехороший - плохой)
- есть противопоставление
с союзом а (не правдивый,
а лживый);
- есть слова далеко не,
вовсе не, ничуть не,
нисколько не (нисколько не
интересная книга);
- прилагательные в
сравнительной или
превосходной степени
(не громче, не красивейший);
- с кратким прилагательным
( не могуч).
Во теперь мы можем вернуться к предложениям, в написание которых вызвало у нас затруднение и записать их в тетрадь верно с объяснением. (слайд 7)
5. Первичная проверка понимания материала.
1)-Прослушайте стихотворение Бориса Заходера. (Тексты на каждой парте)
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не
Посмотрел я вокруг с доуменьем:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И кругом была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый причесанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шел суразный дотепа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна-Смеяна.
Очень жаль ,что только во сне
Есть страна без частицы не.
Выпишите все слова с не в два столбика.
Не
с существительными
Не
с прилагательными
-
6. Закрепление изученного материала.
1)Разноуровневые задания (Выполняют на карточках)
1уровень
Задание: раскрыть скобки
(Не)красивый;(не)умный; (не)уклюжий; ничуть (не)интересный маршрут; (не)мягкий, а жесткий диван; река (не)широка;
2уровень
Задание ? : отметьте случаи слитного написания
? (не)опытный юноша
? (не)исправный прибор
? далеко(не)единственный
? очень (не)обычный
? (не)жаль
? (не)приятель
? (не)лепый поступок
? (не)широкая.,а глубокая
? Нисколько (не)умен
? (не)большой, но уютный
? (не)учтивый человек
? Вовсе(не)опасное предложение
3уровень
Задание:исправьте ошибки
Не брежный почерк
Несладкий чай
Вовсе не привлекательный человек
Очень не красивый
Не мелкая, а глубокая река
Ребенок не здоров
Не замысловатые постройки
Не дорогой,но удобный портфель
Не учтивый человек
Ничуть неинтересный фильм
Некаменный дом
Невысокий, но худой
Река неглубока
7 .Рефлексия
А теперь, вы проверите полученные знания, выполнив итоговый тест по теме
.
Задание:выполните тест , проверьте по ключу и оцените свои знания по теме.
Тест.
Цель : проверить знания учащихся по теме.
Отметьте номера правильных ответов.
1.Не с полными и краткими прилагательными пишется слитно:
если слово не употребляется без не-;
если прилагательное с не может быть заменено синонимом без не-;
если в предложении есть противопоставление с союзом а.
2.Слово не употребляется без не- в предложении:
Его(не)ряшливый вид всегда отпугивал.
В (не)настную погоду хорошо сидеть в тепле.
День выдался (не)жаркий.
3.Слово с не- можно заменить синонимом в преложении:
Школа располагалась в (не)большом кирпичном доме.
Прохожий был одет в (не)взрачный костюм.
(Не)решительным жестом девочка пригласила нас войти.
4.Слово с не пишется слитно в предложении:
(Не)приятельская армия отступила.
Эта книга далеко (не)проста.
Нам продали (не)вкусное мороженое.
5.Слово с не- пишется раздельно:
Посетитель был вовсе не скучен.
Мы ждали (не)большой корабль, а лишь маленькую лодку.
Её (не)годующий взгляд остановил нас.
6.Допущена ошибка в написании не- в предложении:
Не широкая речонка поблескивала на горизонте.
Океан был совсем не спокойным.
В лесу мы увидели не глубокое, но очень широкое озеро.
Ключ (слайд 9)
№задания
1
2
3
4
5
6
Ответ
1,2
1,2
1,3
1,3
1,2
1
( слайд 10)
Наш урок подошел к концу
я понял...
я узнал...
я задумался...
я удивился...
я оцениваю свою работу на уроке ...
проанализируйте свою работу на уроке., подобрав по одному прилагательному,
-Удалось ли вам достичь поставленных на урок целей?
- Встаньте те, кто доволен своей работой.
- Кому нужна моя помощь?
-Кому из вас нужна помощь товарища?
(запись фамилий тех детей, которым требуется помощь)
Мне было приятно с вами работать, спасибо за урок.
- Анализирую работу детей и выставляю оценки за урок.
Учащиеся поворачиваются к соседу по парте, улыбаются и говорят слова — пожелания друг другу.
Дети делают записи в тетрадях.
Слова на слайде для проверки.
Они характеризуют человека ,все они общего рода
Они не употребляются без не.
Не с именами существительными.
.
Ребята записывают слова.(невежливый,непоседливый)(слайд 2)
Прилагательные, образованные от существительных, которые без не не употребляются, также не употребляются без не
Предложения на слайде
Варианты ответов
Мы ещё не знаем, как пишется не с прилагательными. Но можем предполоджить, что прилагательные пишутся с « не» слитно или раздельно по тем же правилам, что и существительные.
Не с именами прилагательными
Потому что образовывали имена прилагательные с не.
Запись темы в тетрадь.
Познакомиться с правилом написания не с прилагательными; сравнить его с правилом написания не с существительными.
.
.
Не с прилагательными пишется раздельно, если есть противопоставление с союзом а. Также, как с существительными.
Различие в написании последних двух предложений. Мы ещё не изучали это правило. Значит нам надо узнать, какие ещё условия влияют на слитное или раздельное написание не с именами прилагательными
Работа с учебником стр 128, правило читают и проговаривают в паре друг другу. Составляют алгоритм .на доске вместе с учителем
Дети записывают предложения, открывают скобки ,проговаривая правило.
Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой. Ответы на слайде. (слайд 8)
Каждый ребёнок получает карточку с своего уровня и выполняет самостоятельно. Дальнейшая проверка. Выставление оценок
Работа с тестом. Проверка. Выставление оценок
Приложение 1
Лист оценивания
Фамилия ,имя,класс
Этап урока
Оценка
1. Устный ответ
2 Работа в группе
3.Обсуждение ответов
4. Составление алгоритма
5 Взаимопроверка
6. Разноуровневое задание
7 Тест
Исследовательское задание (уровень А)
1.Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос «При каком условии не с прилагательными пишется слитно, а при каком – раздельно?»
2.Для этого исследуй примеры и выясни, почему в первой группе слов не с прилагательными пишется слитно, а во второй - раздельно?
У него был небольшой (маленький)дом .
Неинтересная была эта книга.
У него был не большой, а маленький дом
Нисколько не интересная была эта книга
Вовсе не интересная была эта книга.
Никому не интересная была эта книга.
3. В случае затруднения воспользуйся учебником и прочитай правило.
Исследовательское задание (уровень Б)
1.Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос «При каком условии не с прилагательными пишется слитно, а при каком - раздельно?»
2.Для этого исследуй примеры и выясни, почему в первой группе слов не с прилагатеьними пишется слитно, а во второй – раздельно?
У него был небольшой (маленький)дом .
Неинтересная была эта книга.
У него был не большой, а маленький дом
Нисколько не интересная была эта книга
Вовсе не интересная была эта книга.
Никому не интересная была эта книга.
3. В помощь тебе опора-напоминание:
Небольшой-маленький (это синонимы, то есть слова, близкие по значению);
Большой-маленький( противопоставление)
Исследовательское задание (уровень В)
1.Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос «При каком условии не с прилагательными пишется слитно, а при каком - раздельно?»
2.Для этого исследуй примеры и выясни, почему в первой группе слов не с прилагательными пишется слитно, а во второй – раздельно?»
У него был небольшой (маленький)дом .
Неинтересная была эта книга.
У него был не большой, а маленький дом
Нисколько не интересная была эта книга
Вовсе не интересная была эта книга.
Никому не интересная была эта книга.
3.Попробуй привести свои примеры.
Лист контроля (заполняет оформитель)
Не с прилагательными пишется слитно, если его можно заменить ………………….. или ………………....................................................
Например:………………………………………………………………
Не с прилагательными пишется раздельно, если в предложении есть ……………………………. с союзом ….или слова,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Например: ………………………………………………………………
Листок эксперта
1.Правильно ответили на вопрос … чел.
2.Неправильно ответили … чел.
3.Участвовали в обсуждении … чел.
4.Не участвовали в обсуждении … чел.
5.Пользовались подсказками (опоры, учебник) … чел.
6.Не пользовались подсказками … чел.
\
Список литературы
1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.Русский язык: учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
3. Журнал «Инновационные проекты и программы в образовании». – М.: типография Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2009, вып. 5.
4. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. – М.: Чистые пруды, 2007 (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып. 6).
5. Курбатов Р.И. Школа, построенная на познавательном интересе ребенка: Управленческие методы, педагогические приемы, конкретные модели работы учителя. - М.: Чистые пруды, 2009 (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып. 20).
6. Ходос Е.А., Бутенко А.В. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учебно-методическое пособие. – Красноярск, 2002.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ