Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Правописание безударных окончаний имён прилагательных"

Конспект урока по русскому языку в 3 классе

Конькиной Екатерины Валерьевны

учителя начальных классов МБОУСОШ №12 города Урай, ХМАО-Югры, Тюменской области.

Тема: Правописание безударных окончаний имён прилагательных.

Тип урока: закрепление изученного материала по данной теме.

Цель урока: Развитие умения выбирать подходящее для прилагательного безударное окончание, пользуясь известными ученикам способами проверки безударных окончаний имён прилагательных.

Задачи:

1.Отрабатывать правило правописания безударных окончаний имён прилагательных.

2.Развивать познавательные и творческие способности учащихся, устную и письменную речь; способствовать формированию и развитию навыка сотрудничества, взаимопомощи.

3.Воспитывать любовь к родному краю, эстетическое восприятие природы.



1.Оргмомент.

(Звучит музыкальная композиция «Весна» Антонио Вивальди.)

-Ребята, сейчас вы слушали чудесную музыку. Какое время года она вам напоминает?

-Молодцы, ребята! Вы правы, это весна. Венецианский композитор Антонио Вивальди написал эту музыкальную композицию и назвал «Весна».

-И сегодня красавица Весна приглашает вас на весенний урок! Создадим весеннее настроение, улыбнёмся друг другу!

2.Чистописание.





- На доске вы видите элемент « весенний ручеёк». Он бежит, звенит, переливается. Пропишите.

-А это плывут по небу весенние облака.



ая яя ий ый ой ые ие

- Прочитайте эту строку. Что она вам напоминает? (Окончания имён прилагательных.)

- Обратите внимание на нижнее и верхнее соединения букв.

- Спишите, распределив окончания имён прилагательных, в несколько групп по какому- либо признаку.

- Объясните свои действия.

Дети могут распределить окончания следующим образом.

Вариант 1.

1гр. Окончания имён прилагательных женского рода.

-ая, -яя

2 гр. Окончания имён прилагательных мужского рода.

-ий, -ый, -ой

3 гр. Окончания имён прилагательных во множественном числе.

- ые, - ие.

Вариант 2.

По звуковому составу.

1гр. Звуков больше, чем букв.

-ая, -яя, -ые, -ие

2 гр. Звуков столько же, сколько и букв.

-ий, -ый, -ой

Вариант 3.

1гр. Окончания, которые начинаются на гласные буквы, обозначающие мягкость согласных звуков на письме.

-яя, -ий, -ие

2 гр. Окончания, которые начинаются на гласные буквы, обозначающие твердые согласные звуки на письме.

-ая, -ый, -ые, -ой

3. Формулирование темы и цели урока.

-Как вы думаете ребята, какова тема сегодняшнего урока?

-Кто сможет определить цель нашего урока?

-Что мы будем делать для того, чтобы достичь поставленной цели?

-Составим план действий.

Дети называют свои варианты плана действий на уроке. Учитель записывает на доске.

1. Вспомнить, какую часть речи называют прилагательным.

2.Вспомнить способы проверки безударных окончаний имён прилагательных.

3.Выполнить тренировочные упражнения по выбору окончаний имён прилагательных индивидуально и в группе.

4.Подвести итог урока.

5. Повторение изученного.

- Ребята, приступим к реализации первого и второго пунктов нашего плана.

-Что вы знаете об имени прилагательном?

-Какие способы проверки безударных окончаний имён прилагательных вы можете назвать?

6. Словарная работа.

На доске:

облако

иней

природа

прозрачный

-Прочитайте слова.

-Назовите орфограммы в именах существительных.

-Какое слово может быть лишним?

Вариант 1.

Слово облако лишнее, так как все согласные звуки в этом слове твёрдые.

Вариант 2.

Лишнее слово иней, так как в этом слове все согласные звуки мягкие.

Вариант 3.

Лишнее слово прозрачный, так как это прилагательное, а остальные слова - имена существительные.

- Составьте и запишите словосочетания с прилагательным прозрачный, используя слова: облако и природа.

-Покажите графически связь главного и зависимого слова.

-Определите род и число прилагательных.

( Дети работают самостоятельно, один ученик выполняет это задание с обратной стороны доски. Проверка - коллективная.)

- Проверим Машу, все ли у неё получилось?

- Маша, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи?

- Ребята, почему природу, облака, иней мы называем прозрачными весной?

7.Физминутка.

Звучит весенняя музыка.

- Каждая группа, придумайте весеннюю скульптуру.

( Дети изображают лужу, сосульку, букет цветов и т.д.)

8.Самостоятельная работа с заданиями разного уровня сложности.

Задания напечатаны на карточках. На парте лежат задания всех трёх уровней сложности. Каждый ученик выбирает свой уровень сложности и самостоятельно выполняет задание.

-Весна приготовила для вас интересное задание, которое имеет три уровня сложности.

1 уровень сложности

Определи род и число имён прилагательных, подбери верное окончание.

Чудесн… весна пришла в наш маленьк… городок. В голуб… небе засветило ярк… солнышко. На тёпл… земле показалась зелён… травка. Лёгк… ветерок заиграл ветками высок… деревьев.



2 уровень сложности.

Отредактируй предложения в тексте, укажи род и число прилагательных.

(Чудесный) весна пришла в наш (маленькие) городок. В (голубой) небе засветило (яркий) солнышко. На (тёплый) земле показалась (зелёный) травка. (Лёгкие) ветерок заиграл ветками (высокие) деревьев.



3 уровень сложности.

Запиши вместо точек подходящие по смыслу имена прилагательные. Укажи их род и число, выдели окончание.

………………… весна пришла в наш ……… городок. В …………… небе засветило …………… солнышко. На ……………… земле показалась ………………… травка. ……………… ветерок заиграл ветками ……………… деревьев.



Каждый ученик выбирает свой уровень сложности и самостоятельно выполняет задание.

1,2 уровни сложностей проверяют по образцу на доске.

3 уровень сложности.

Несколько учеников зачитывают свои тексты. Учитель ставит оценки.

9. Работа в группах.

(В нашем классе дети называют свою группу фирмой. Каждая фирма зарабатывает ЭНИ за выполнение заданий. ЭНИ - это денежная единица нашей школы. Расшифровывается – Это Наши Идеи.)



-А сейчас предстоит поработать каждой фирме. У вас есть возможность пополнить свой банковский счёт. Задание, которое будет выполнять каждая фирма, оценивается в 12 эни. Категорию задания первой будет выбирать та фирма, у которой на сегодня самое большое количество ЭНИ.

На доске задания следующих категорий:

Синонимы. Найдите имя прилагательное.



Антонимы. Придумайте словосочетания.



«Директор» фирмы подходит к доске и забирает задание той категории, которое выбрала их фирма. На обратной стороне листа напечатано само задание.

Придумайте словосочетания.

  • Вспомните, какого рода данные имена существительные.

  • Подберите подходящие имена прилагательные к именам существительным, запишите.

Шампунь

Кенгуру

Кофе

Какао

Тюль

Рояль

За каждое верное словосочетание фирма получает 2 ЭНИ.

(Например: душистый шампунь, огромный кенгуру, ароматный кофе, сладкое какао, белоснежный тюль, чёрный рояль).



Найдите имя прилагательное.

  • Найдите в тексте имена прилагательные, подчеркните.

  • Докажите, что эти слова являются именами прилагательными.

  • Выделите окончание.

Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит: - Калушата! Калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит: - Оее! Оее! Бутявка-то некузявая! Калушата Бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит калушатам: - Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А Бутявка волит за напушкой: - Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

(Людмила Стефановна Петрушевская "ПУСЬКИ БЯТЫЕ") (1984)

За каждое прилагательное фирма получает 2 ЭНИ.

За умение доказать, что это имена прилагательные, ещё 2 ЭНИ.



Антонимы

  • Подберите антонимы к каждому прилагательному и запишите их во множественном числе.

Зимний

Чёрствый

Здоровый

Сытый

Острый

Трусливый

Мягкий

Зрячий

Кривой

Дневной

Новый

Длинный

За каждый верный ответ 1 ЭНИ.

Синонимы

  • Подберите синонимы к каждому прилагательному и запишите их во множественном числе.

Неряшливый

Быстрый

Ласковый

Мудрый

Косматый

Холодный

Смирный

Душистый

Ветхий

Грустный

Злой

Страшный

За каждый верный ответ 1 ЭНИ.

От каждой фирмы выходит по одному представителю и защищает работу своей группы.

10.Итог

-Ребята, поделитесь своими впечатлениями о сегодняшнем уроке.

-Весна пришла в наш маленький городок и подарила всем нам солнце, улыбки, весёлое настроение. Давайте и мы подарим весеннее настроение нашим гостям, споём для них весеннюю песню.

( Дети исполняют песню под гитару « С добрым утром, любимая!»)







Олег Митяев

С добрым утром любимая!

В городке периферийном отдаёт весна бензином

Дремлет сладко замороченный народ.

И редеет мгла над трассой,

На которой белой краской,

Написал какой-то местный идиот.



С добрым утром, любимая, крупными буквами

С добрым утром, любимая ,не жалея белил

И лежит, нелюдимая надпись, огни маня

И с луны различимая и с окрестных светил



Ночь растает без остатка и останется загадкой

Кто писал, и будут спорить соловьи

Им прекрасно видно с веток,

Что нарушена разметка

Им так жалко, что расстроится гаи



С добрым утром, любимая, милая, ты моя

Эта надпись красивая смотрит в окна твои

Может строчка счастливая, мартом хранимая

Будет всем как в пути маяк, пусть потерпит гаи

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ