Конспект урока по русскому языку «Виды соподчинения придаточных предложений. Задание В8»

Кашаева В.В., учитель русского языка

и литературы МБОУ «СОШ № 2» г.Салехард


Урок на тему: «Виды соподчинения придаточных предложений. Задание В8»


Задачи урока:

Образовательные:

  • расширить представление учащихся о сложноподчиненных предложениях, о видах соподчинения;

  • повторить и углубить сведения о синтаксисе сложного предложения;

  • повторить виды придаточных предложений;

  • формировать навыки и умения грамотного письма;

  • закреплять знания терминов,обучать участию в беседе, построению высказывания.

Развивающие:

  • развивать умение систематизировать, анализировать;

  • развивать внимание и речь, логическое мышление;

  • развивать навыки работы в малых группах ( в парах и группе);

Воспитательные:

  • воспитывать потребность в знаниях;

  • воспитывать любовь к родному языку.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

2. Орфографическая разминка (ответы вносятся в перфокарту, в конце урока учитель подводит итоги)

1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:

1. заросли

2. роса

3.мерка

4. запоздалый

2. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:

1. беззаветно

2. пробираться

3. приступить

4. проредить

3. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:

1. обнаженный,

2. посвятить

3. поражать

4. равнина

4. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:

1. примерка

  1. прожигать

  1. сторожил

  2. умолять

3.Синтаксическая разминка.

1.Используя слова последнего ряда каждого задания теста, сконструируйте и запишите словосочетания со связью управление, согласование и примыкание.

2.С одним из словосочетаний сконструируйте сложноподчиненное предложение, с одним придаточным, определите вид придаточного, постройте схему предложения.(Один ученик работает у доски)

4.Изучение новой темы

1. Прочитайте и прокомментируйте предложение.(Ответ ученика, работающего у доски)

2. Проведем исследование. Работа с раздаточным материалом: прочитайте предложение, расставьте недостающие знаки препинания (один ученик работает на интерактивной доске).

Арсин окончательно убедился что все это были стельные важенки которых к весне специально отделяют от основного стада чтобы драчливые хоры-самцы не мешали им спокойно рожать детенышей.

- Чем отличаются эти предложения? (в первом - одно придаточное, во втором - три)

- Остановимся на втором предложении. Определим вид придаточных предложений, посмотрим, в какой связи они находятся друг с другом (уч-ся задают вопрос, выделяют средства связи, строят схему)

Арсин окончательно убедился, что все это были стельные важенки, которых к весне специально отделяют от основного стада, чтобы драчливые хоры-самцы не мешали им спокойно рожать детенышей.

В чем? Какие? С какой целью?


[…убедился], (что…важенки), (которых…отделяют), (чтобы…)


- Что мы видим? (К главному предложению присоединяется первое придаточное изъяснительное, к нему второе – придаточное определительное, ко второму – третье придаточное цели).

- Продолжим наблюдение, выясним, всегда ли так располагаются несколько придаточных предложений . Рассмотрим еще одно предложение (работа на интерактивной доске).

Пока они ждали вертолета, пока махали, началась сильная подвижка льда…

Когда?


(Пока…), (пока…), [ началась…].

- Сравним эти предложения. Что мы видим?

- Чего мы не знаем? Какая перед нами стоит задача? (формулируется тема или цель урока)

- Продолжим наблюдение (работа с презентацией).











- Как называется презентация? Какое ключевое слово? Что такое соподчинение?

- Соподчинение – это подчинение двух или нескольких синтаксических единиц (слов , чаще предложений) одному и тому же слову или предложению. Познакомимся с видами соподчинения. (работа с примерами презентации)




























- Вернемся к предложениям из разминки и определим вид соподчинения придаточных предложений.

1- последовательное, 2- однородное

  1. Закрепление

  1. Работа в паре. Выполнить задание по карточке: определить вид соподчинения придаточных предложений (ответы выводятся на интерактивную доску, комментируются ошибки)

1. Он кидался на оленей, натягивал веревку, пока не убедился, что животные стоят.


До каких пор? В чем?

[ …натягивал], (пока…не убедился), (что…)

Последовательное подчинение


2. Теперь, когда олени были отрезаны от тальникового мыса, когда он отвел самую большую для стада опасность, Арсин понемногу успокоился…


Когда?


[ …, (когда…), (когда…)…успокоился ]

Однородное подчинение


3. Когда начался хвойный лес, он сразу же почувствовал, насколько здесь слабее ветер.(по Р.Ругину)

Когда? Что?

(Когда …начался), […почувствовал ], (насколько…)

Параллельное подчинение


  1. Работа в группе: выполнить задание по карточке, заполнить оценочный лист.


Оценочный лист

Тема урока: Виды соподчинения придаточных предложений. Задание В8

Консультант:

Этап 1. – групповое практическое задание № 1-4

Этап 2. – построить алгоритм, схему: «Виды соподчинения

придаточных предложений».

Оценка учебно – познавательной деятельности


члены группы

ФИ

задания

ключевые слова

итоги

1

2

3

4














Задание 1. Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением придаточных. Укажите номер предложения. Ответ впишите в оценочный лист.

1)Арсину ничего не оставалось делать, как начать стаскивать с себя наполненные водой и разбухшие, словно бревна, брезентовые бродни, насквозь промокшую малицу. 2) Когда в избушке стало совсем тепло, Таясь вышла, чтобы он остался один и смог высушить холщовую рубаху и брюки из толстого поизносившегося шевтона…(по Р.Ругину)

Задание 2. Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Укажите номер предложения. Ответ впишите в оценочный лист.

1). Еще не было подвижки льда, и забереги оставались пока узкими и мелкими: даже отсюда было заметно, что вода едва достигает брюха животных. 2) Рядом с некоторыми важенками семенили только-только появившиеся на свет оленята. 3)Арсин видел, как нерешительно малыши пускались вплавь, и слышал, как усиленно при этом хоркали важенки, делая, очевидно, сигнал следовать за ними. (по Р.Ругину)

Задание 3. Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Укажите номер предложения. Ответ впишите в оценочный лист.

1)Бульканье воды под копытами и хорканье становилось все громче, все слышнее, и Арсин, еще не видя оленей, понял, что на остров переправляется довольно большое стадо. 2) Чтобы убедиться в этом, он решил залезть наверх по лестнице, сооруженной для обзора окрестности еще тогда, когда строили с отцом избушку. 3)На две стоявших рядом лиственницы они набили с десяток прочных поперечин – получилось надежное сооружение, служившее исправно вот уже почти пять десятков лет… (по Р.Ругину)

Задание 4. Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением придаточных. Укажите номер предложения. Ответ впишите в оценочный лист.

1)Он не мог сказать, сколько времени тащился на отяжелевших камусах, куда шел. 2)Опомнился лишь на берегу широкого Мелексимского сора, километрах в двадцати от прежнего места.3)Поднял голову: солнце уже приближалось к полудню… (по Р.Ругину)

- Листы с проектами крепятся на доску. Один защищается у доски.

- Проводится проверка заданий по контрольному листу учителя и оценочным листам

- Подводятся итоги урока

Домашнее задание:

- выполнить упражнение или подобрать примеры предложений из произведений ямальских авторов для выполнения задания В 8

- подготовить грамматический рассказ по теме: «Виды соподчинения придаточных предложений»



Приложение.

Задание: определите вид подчинения придаточных предложений.

1.

Тутья!..Тутья!.. Чернокосая красавица Тутья! Если бы знала она, как тоскует по ней один из членов рыболовецкой бригады, заброшенной в верховья дальнего сора, где на сто верст кругом нет ни души!

2

Когда взошло солнце, Опунь еле-еле заставил себя подняться с нар. Ломило спину, плечи, икры ног, пальцы на руках казались деревянными. Хорошо, что он проснулся первым и никто не видел, как он сползает на пол, словно столетний дед.

3

Размяв окоченевшие пальцы, Опунь снова полез в воду, на этот раз опустив руки до самых плеч. Сколько он провозился, затягивая прореху, Опунь не знал. Ему казалось, что возился он целую вечность и еще казалось, что промерз настолько, что до берега добраться. Но он все-таки зашил дыру!

4

Вскочив, яростно дернул полуотворенную дверь, чуть не сорвав ее с кожаных петель. Когда он вошел в избушку, вид у него, наверное, был так безумен, что Ансем, приподнявшись на нарах, спросил испуганно…

5

Всю сложенную на льду рыбу, Ансем тщательно укрыл еловым лапником, а сверху еще и снежком присыпал, чтобы не заветрила, чтобы не потеряла свои вкусовые качества.

6

А вот он, Опунь, рассказал бы! Он нашел бы такие слова, что Тутье показалось бы, будто она сама здесь побывала…И почему только Ансем не послал его в поселок?

7

Опунь словно воочию увидел, как они месили сбитыми в кровь ногами холодную глину, как пытались растереть друг другу занемевшие руки и спины, как падали вечером на нары от свинцовой усталости…Вспомнилось суровое лицо председателя Ай-Вани и его слова: «Наша рыба фронту нужна, ребята…»

(по Р.Ругину)

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ