Конспект урока "Раздельное написание НЕ с деепричастиями"

Урок по русскому языку

Раздельное написание НЕ с деепричастиями


Цели: познакомить учащихся с правилом написания не с деепричастиями; формировать умение распознавать приставку не и частицу не при деепричастии; закреплять навыки обособления деепричастий и деепричастных оборотов; учить конструировать предложения, используя деепричастные обороты.

Ход урока

I. Организационный момент.

Собрать тетради с домашним заданием на проверку.

II. Пунктуационный анализ предложения, работа со словом сиянье.

Я помню, любимая, помню сиянье твоих волос, нерадостно и нелегко мне покинуть тебя привелось. (С. Есенин.)

1. Объясните лексическое значение слова сиянье.

(Сияние – яркий свет, излучаемый или отражаемый чем-нибудь.)

2. Подберите однокоренные слова разных частей речи (сиять, сияющий, сияя).

3. Укажите переносное значение глагола сиять. Придумайте предложения с этим глаголом так, чтобы он был использован в переносном смысле.

(Сиять – блестеть, выражая какие-нибудь чувства (о глазах), или светиться радостью, счастьем, любовью (о человеке): глаза сияют; лицо сияет от радости; сиять от радости.)

4. Определите постоянные признаки глагола.

(Глагол непереходный, несовершенного вида, I спряжения.)

5. Образуйте от этого глагола деепричастие, прибавьте к нему зависимые слова.

6. Придумайте с деепричастным оборотом предложение по схеме:

I вариант II вариант III вариант

Запишите его.

III. Объяснение нового материала.

1. Анализ записи на доске:

не сиять – не сияя;

невзлюбить – невзлюбя.

Вспомните, как пишется не с глаголом.

Сравните правописание не с глаголом и деепричастием.

2. Чтение правила на с. 82 (§ 28).

IV. Закрепление.

1. Выполнение упражнения 170 (устно).

Прочитайте пословицы, объясните орфограммы «Не с глаголами» и «Не с деепричастиями»; укажите деепричастные обороты, расскажите об обособлении оборотов.

К выделенному слову подберите однокоренные слова; запишите, расставив ударение; обозначьте части слова.

Выполните морфологический разбор слова (не) суйся.

2. Выполнение упражнений 171, 172 (самостоятельно).

3. Пунктуационный анализ текста.

а) Я поднял дерево,

Оно росло не стоя,

Лесок его, как в битве, потерял.

Оно не говорило со звездою,

И соловей его не удивлял.

Оно, скажу, ползло в лесу заветном,

Что кронами встречает синеву,

Оно ползло,

Униженное ветром,

Им брошенное намертво в траву.

А. Прокофьев

(Незнакомые детям орфограммы объяснить.)

б) Соседка Лида – кандидат наук,

Хотя еще и тридцати ей нету.

Работает не покладая рук

И, говорят, хватает звезды с неба.

Ю. Друнина

Как называются такие словосочетания, как подчеркнутое?

Выделяются ли они запятыми?

Объясните значение данного словосочетания.

Назовите фразеологизм-синоним.

(Не разгибая спины.)

4. Работа с фразеологизмами.

Объясните правописание словосочетаний; объясните их значение.

Как называются такие словосочетания? Назовите фразеологизмы-синонимы.

Фразеологизмы записаны на доске.

Не мудрствуя лукаво (долго не раздумывая), не смыкая глаз (совсем не спать), не чуя ног (очень быстро бежать), не сходя с языка (постоянно произносить), не пуская на порог (не принимать в дом), не показывая носа (не появляться где-либо), не помня себя (не контролировать свои поступки), не понюхав пороху (не участвовать в бою), не находя себе места (очень тревожиться).

Составьте предложение с одним из фразеологизмов, запишите его, сделайте синтаксический разбор.

Выделили ли вы запятыми использованные вами фразеологизмы?

5. Комментированное письмо (по цепочке).

Распределите слова с не в три столбика:

существительные причастия деепричастия

(Не)выезжая; (не)труженик; (не)замеченная; (не)устрашимый; (не)торопясь; (не)правда; (не)отправленное; (не)успев; (не)исчислимый; (не)взгоды; (не)нависть; (не)настье; (не)изведанный; (не)верящий; (не)навидя; (не)поравнявшийся; (не)внимание; (не)веря.

6. Составьте предложения, произведя следующие действия:

а) в предложении В капельках дождя отражались лучи солнца обстоятельство места превратить в подлежащее (капельки);

б) в предложении Хорошо пробежаться утром по росе существительное, выступающее в роли обстоятельства места, употребить как дополнение, выраженное существительным в родительном падеже (росы);

в) глагол, от которого образовано деепричастие в предложении Блестя на солнце, снег лежит, согласовать с полученным подлежащим и поставить в настоящем времени (блестят);

г) существительное, выступающее в роли подлежащего в предложении Растения выделяют кислород, поставить в предложный падеж, употребив его с предлогом на (на растениях);

д) продолжить полученное предложение, включив в него деепричастный оборот: Капельки росы блестят на растениях, ... (отражая первые лучи солнца).

(Предложения записывать постепенно, по мере выполнения заданий.

V. Подведение итогов урока.

Расскажите о правописании не с деепричастиями.

Домашнее задание: § 28 (правило), упражнение 173.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ