Конспект урока "Собственные и нарицательные имена существительные"

Конспект урока с использованием системно-деятельного подхода в обучении

Тема

Собственные и нарицательные имена существительные.

Цель темы

Организовать деятельность учащихся по формированию умения узнавать и писать собственные имена существительные.

Основное содержание темы, термины и понятия

Собственные и нарицательные имена существительные. Инициалы. Кавычки в названиях художественных произведений.

Планируемый результат: Правильно оформлять предложения с собственными именами существительными.

Предметные умения, УУД

Научатся понимать различия между устной и письменной речью. Из чего состоит структура речи

Личностные УУД: мотивация учебной деятельности.

Познавательные УУД: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности ;использовать знаково- символические средства.

Регулятивные УУД: формулировать учебную задачу и удерживать ее, при-менять установленные правила.

Коммуникативные УУД: проявлять активность во взаимодействии для ре-шения познавательных задач, анализ информации, аргументировать свою позицию и координировать ее с пози-циями портнеров.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Урок литературного чтения.

Окружающий мир.

Математика.

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная


Учебник «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г. Горецкий, Москва «Просвещение»

Рабочая тетрадь «Русский язык» В.П.Канакина

Литературные произведения: «Почта» С.Я.Маршак, «Приклю-чения Буратино» А.Н.Толстой

Личный опыт и опыт сверстников, ИКТ



этапа, название задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап организационный и мобилизирующий.

Задачи: подготовить учащихся к работе на уроке, выявить степень знаний по теме и обеспечить мотивацию к изучению нового материала.

- Какую часть речи изучаем?

- Что такое имя существительное

- Что повторили о существительном?

- Как отличить одушевленное и неодушевленное имя существительное

- Привести примеры

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Существительные бывают одушевленные и неодушевленные

По вопросам кто? что?

2 этап повторения изученного – самоопределение к деятельности.

Задачи: подготовить учащихся к восприятию нового учебного материала, воспроизвести знания об именах собственных и нарицательных.

Прочитайте строчки из стихотворения «Почта» С.Я.Маршака

- Заказное из Ростова

Для товарища Житкова!

- Заказное для Житкова?

Извините нет такого:

В Лондон вылетел вчера

В семь четырнадцать утра.

- Назовите слова, которые написаны с большой буквы

- Объясните их написание

- Назовите имена собственные

- Что мы будем сегодня изучать





























Мы будем изучать собственные и нарицательные имена существительные

3 этап усвоения новых знаний.

Задачи: научить распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имен собственных. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Работа с учебником – упр.23

Чтение задания и выполнение по вариантам:

I в. – собственные им. Сущ.

II в. – нарицательные

Взаимопроверка. Проверка: чтение.

- Какое слово написали оба варианта, почему?

- Какое слово самое молодое?

- Когда оно появилось? Стр. для любознательных (чт. По учебнику стр. 17)

Работа в печатной тетради стр.13 упр.23

- Прочитай задание. Как вы его поняли? Выполняйте. Поверка с объяснением.





Упражнение 25, чтение слов

- Назовите сказку. Показать

- Подчеркнуть имена собственные. Проверка. Составить и записать предложение с любым собственным именем существительным.







- Москвич – житель города Москва, нарицательное

- «Москвич» - марка автомобиля, собственное









Вывод: чтение правила (примеры им. сущ. - собственные и нарицательные)

Улетел орел (название птицы – нарицательное имя существительное пишется с маленькой буквы)

За город Орел (название города – собственное имя существительное с заглавной буквы)

«Золотой ключик или приключения Буратино»

4 этап релаксации. Физкультминутка.

Задача: снять напряжение мышц плечевого пояса.


Дети сами проводят физминутки.

5 этап обобщения и систематизации.

Задачи: формировать умение анализировать информацию, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров. Научить использовать знаково-символические средства.

Применение ИКТ

- Соотнести авторов и их произведения (работа в парах)

Упражнение на зрительную релаксацию – снятие зрительного напряжения.

- Посмотрите внимательно, есть ли слова на наше правило?

- Как записаныи.о. писателей?

- Как они называются?

- Что еще написано с большой буквы. Какие еще знаки?

- Что же нового мы узнали. Вывод. Чтение правила стр.16

Дописать на доске автора и название С.Я.Маршак «Почта»



























Инициалы



Кавычки

6 этап закрепления и проверки понимания учащимися изученного материала.

Задачи: установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы осмысления материала, провести коррекцию.

- Для чего нужно знать правила написания собственных имен существительных?

- Сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете свой адрес и сможете написать его по нашему правилу. Стр.14 упр.26 (тетрадь)

Самостоятельная работа

1) записать свою фамилию, имя, отчество.

2) записать адрес.

- Проверим, как вы справились с заданием?

- Правильно писать инициалы людей

- Заполнять карточку в библиотеке

- При отправлении письма или открытки правильно записать адрес на конверте.

7 этап разъяснения домашнего задания.

Задача: обеспечить понимание учащимся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Разбор домашнего задания.

Конструктивное задание: подобрать к данным именам нарицательным другие имена собственные, объяснить их написание.

Записывают задание упр.23, правила

8 этап подведения итогов и рефликсии.

Задача: совместно с учащимися выявить качественную оценку работы класса.

Анализ эмоционального состояния и результатов взаимодействия с учителем и одноклассниками.

- Что нового узнали об имени существительном?

- Что учились писать?

- Оцените свою работу (по сигналам светофора)




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ