Конспект урока "Собственные и нарицательные имена существительные"
Конспект урока с использованием системно-деятельного подхода в обучении
Тема
Собственные и нарицательные имена существительные.
Цель темы
Организовать деятельность учащихся по формированию умения узнавать и писать собственные имена существительные.
Основное содержание темы, термины и понятия
Собственные и нарицательные имена существительные. Инициалы. Кавычки в названиях художественных произведений.
Планируемый результат: Правильно оформлять предложения с собственными именами существительными.
Предметные умения, УУД
Научатся понимать различия между устной и письменной речью. Из чего состоит структура речи
Личностные УУД: мотивация учебной деятельности.
Познавательные УУД: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности ;использовать знаково- символические средства.
Регулятивные УУД: формулировать учебную задачу и удерживать ее, при-менять установленные правила.
Коммуникативные УУД: проявлять активность во взаимодействии для ре-шения познавательных задач, анализ информации, аргументировать свою позицию и координировать ее с пози-циями портнеров.
Организация пространства
Межпредметные связи
Формы работы
Ресурсы
Урок литературного чтения.
Окружающий мир.
Математика.
Фронтальная
Работа в парах
Индивидуальная
Учебник «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г. Горецкий, Москва «Просвещение»
Рабочая тетрадь «Русский язык» В.П.Канакина
Литературные произведения: «Почта» С.Я.Маршак, «Приклю-чения Буратино» А.Н.Толстой
Личный опыт и опыт сверстников, ИКТ
№ этапа, название задачи
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1 этап организационный и мобилизирующий.
Задачи: подготовить учащихся к работе на уроке, выявить степень знаний по теме и обеспечить мотивацию к изучению нового материала.
- Какую часть речи изучаем?
- Что такое имя существительное
- Что повторили о существительном?
- Как отличить одушевленное и неодушевленное имя существительное
- Привести примеры
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Существительные бывают одушевленные и неодушевленные
По вопросам кто? что?
2 этап повторения изученного – самоопределение к деятельности.
Задачи: подготовить учащихся к восприятию нового учебного материала, воспроизвести знания об именах собственных и нарицательных.
Прочитайте строчки из стихотворения «Почта» С.Я.Маршака
- Заказное из Ростова
Для товарища Житкова!
- Заказное для Житкова?
Извините нет такого:
В Лондон вылетел вчера
В семь четырнадцать утра.
- Назовите слова, которые написаны с большой буквы
- Объясните их написание
- Назовите имена собственные
- Что мы будем сегодня изучать
Мы будем изучать собственные и нарицательные имена существительные
3 этап усвоения новых знаний.
Задачи: научить распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имен собственных. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Работа с учебником – упр.23
Чтение задания и выполнение по вариантам:
I в. – собственные им. Сущ.
II в. – нарицательные
Взаимопроверка. Проверка: чтение.
- Какое слово написали оба варианта, почему?
- Какое слово самое молодое?
- Когда оно появилось? Стр. для любознательных (чт. По учебнику стр. 17)
Работа в печатной тетради стр.13 упр.23
- Прочитай задание. Как вы его поняли? Выполняйте. Поверка с объяснением.
Упражнение 25, чтение слов
- Назовите сказку. Показать
- Подчеркнуть имена собственные. Проверка. Составить и записать предложение с любым собственным именем существительным.
- Москвич – житель города Москва, нарицательное
- «Москвич» - марка автомобиля, собственное
Вывод: чтение правила (примеры им. сущ. - собственные и нарицательные)
Улетел орел (название птицы – нарицательное имя существительное пишется с маленькой буквы)
За город Орел (название города – собственное имя существительное с заглавной буквы)
«Золотой ключик или приключения Буратино»
4 этап релаксации. Физкультминутка.
Задача: снять напряжение мышц плечевого пояса.
Дети сами проводят физминутки.
5 этап обобщения и систематизации.
Задачи: формировать умение анализировать информацию, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров. Научить использовать знаково-символические средства.
Применение ИКТ
- Соотнести авторов и их произведения (работа в парах)
Упражнение на зрительную релаксацию – снятие зрительного напряжения.
- Посмотрите внимательно, есть ли слова на наше правило?
- Как записаныи.о. писателей?
- Как они называются?
- Что еще написано с большой буквы. Какие еще знаки?
- Что же нового мы узнали. Вывод. Чтение правила стр.16
Дописать на доске автора и название С.Я.Маршак «Почта»
Инициалы
Кавычки
6 этап закрепления и проверки понимания учащимися изученного материала.
Задачи: установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы осмысления материала, провести коррекцию.
- Для чего нужно знать правила написания собственных имен существительных?
- Сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете свой адрес и сможете написать его по нашему правилу. Стр.14 упр.26 (тетрадь)
Самостоятельная работа
1) записать свою фамилию, имя, отчество.
2) записать адрес.
- Проверим, как вы справились с заданием?
- Правильно писать инициалы людей
- Заполнять карточку в библиотеке
- При отправлении письма или открытки правильно записать адрес на конверте.
7 этап разъяснения домашнего задания.
Задача: обеспечить понимание учащимся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Разбор домашнего задания.
Конструктивное задание: подобрать к данным именам нарицательным другие имена собственные, объяснить их написание.
Записывают задание упр.23, правила
8 этап подведения итогов и рефликсии.
Задача: совместно с учащимися выявить качественную оценку работы класса.
Анализ эмоционального состояния и результатов взаимодействия с учителем и одноклассниками.
- Что нового узнали об имени существительном?
- Что учились писать?
- Оцените свою работу (по сигналам светофора)
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ