Конспект урока сжатого изложения "Развитие речи"

Конспект урока сжатого изложения

Тип урока: развитие речи

Тема: Сжатое изложение повествовательного характера по рассказу Л.Н. Толстого «Воробей на часах».

Цель: научить писать сжатое изложение на основе художественного текста.

Задачи:

  1. Повторить знания о тексте – повествовании, о сжатом изложении, умение составлять план, учить сжато пересказывать текст, формировать умение использовать языковые авторские средства;

  2. Обогащать словарного запаса, развивать память, внимание, мышление, творческие способности;

  3. Воспитывать любовь к рассказам Л.Н. Толстого.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организация класса на работу





































  1. Подготовка к первичному восприятию текста











































































  1. Первичное восприятие текста

  2. Анализ первичного восприятия



























































  1. Языковая подготовка

















































































  1. Итоговое восприятие текста









7. Создание письменного высказывания

а) приветствие

б) слово-инструктаж

  • Проверьте свою готовность к уроку. Наведите порядок на парте.

в) сообщение темы и цели урока

  • На сегодняшнем уроке мы с вами будем учиться красиво мыслить, говорить и писать. И поможет нам в этом великий писатель, мастер художественного слова Л.Н.Толстой. Мы с вами напишем изложение по его рассказу "Воробей на часах", который он написал специально для детей.

  • Что такое изложение?



  • Мы пишем сжатое изложение.



  • Что такое сжатое изложение?



г) сообщение типа, стиля текста

  • У нас с вами текст-повествование. Давайте вспомним, что значит текст-повествование? (схема на доске)

  • Что вы будите искать?

  • Стиль текста – художественный. Что значит художественный текст?

а) беседа об авторе, его творчестве

  • Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна Крапивенского уезда Тульской губернии. Будущему писателю повезло родиться в дворянской семье, от рождения у Льва был титул графа. Льву не было и двух лет, когда умерла его мать, а через несколько лет скончался и отец.

  • Образование Лев Толстой получал на дому вначале от гувернёра-француза Сен-Тома́, затем немца Ресельмана.

  • После того, как Толстой покинул университет, он уехал в Ясную Поляну, которая досталась ему по наследству.

  • В это же время Толстой серьезно занимается музыкой, открывает школу для крестьянских детей. В 1851 году вместе с братом Николаем Толстой отправился на Кавказ, где шла бесконечная война с горцами,— отправился, однако, с твердым намерением стать писателем. Он участвует в боях и походах, сближается с новыми для него людьми и в то же время напряженно работает.

  • Толстой задумал создать роман о духовном развитии человека. В первый же год кавказской службы он написал «Детство».

б) чтение коротких рассказов автора

  • Я вам предлагаю послушать один из рассказов Льва Николаевича «Какая бывает роса на траве».

  • Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами — и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.

  • Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.

  • Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

  • Понравился рассказ?

  • У Толстого есть много небольших рассказов, басен, и с одним из них мы познакомимся сегодня.

в) установка на восприятие текста

  • Послушайте внимательно текст и скажите, какие картины вы представили

Учитель читает рассказ «Воробей на часах»





а) ответы на вопрос

  • Какие картины представили?

  • Опишите их.











б) эмоционально-оценочная беседа

  • Какие чувства вызвал рассказ?

  • Когда вам было тревожно?

  • Когда вам было радостно?

в) лексическая работа

  • Выпишите из текста слова, которые необходимо объяснить.

Лютый – злой, страшный, грозный.

Злодей – злой

Часовой – сторож

г) работа по содержанию

  • Чем все началось?

  • Что произошло дальше?

  • Чем все закончилось?

  • Какова главная мысль этого текста?

  • В каких предложениях передана главная мысль рассказа?

  • Как вы думаете, соответствует ли содержание рассказа заглавию?

  • Где сидел часовой, почему он мог заметить врага?

  • Почему воробьям надо бояться ястреба?

  • Из какого предложения об этом узнали?

  • Как защитил воробей птенцов от лютого врага?

  • Какой сигнал он дал?

  • Как воробьята отозвались на сигнал?

а) словарно-семантическая работа

  • Прочитайте слова на доске:

Уселся, прыгали, тихо, без шума, увидал, охранял, часовой, тревожно, скрылись.

  • Объясните, почему именно эти слова использует автор в рассказе.

б) составление плана

  • сколько частей в рассказе?

  • О чем говорится в первой части?





  • Кто действующие лица?

  • Как озаглавим первую часть?



  • О чем говорится во второй части?





  • Как озаглавим вторую часть?

  • О чем говорится в третьей части?





  • Как озаглавим третью часть?

  • О чем говорится в четвертой части?





  • Как озаглавим четвертую часть?



На доске написан план:

1. Старый воробей охраняет воробьят.

2. Появился ястреб.

3. Старый воробей дает сигнал.

4. Воробей снова на часах.

в) орфографическая работа

  • Прочитайте слова.

Охранял, летит, злодей, молодые, следит, часовой, сторожит, увидал, в саду.

  • Объясните написание подчеркнутых гласных.

г) текстовая работа

  • А сейчас кратко перескажем текст по плану, выбирая главные события в каждой части.



Учитель еще раз читает рассказ









а) запись текста на черновик

б) проверка

в) запись текста в чистовик

8























Изложение - пересказ текста устно или письменно.





Краткий пересказ.





В нем есть завязка, кульминация, развязка.

3 события.

Передаются чувства, мысли автора.















































































Ученики слушают текст













Маленькие воробьи прыгают по дорожке. Старый воробей смотрит на них с дерева.

Вдруг прилетает ястреб. Старый воробей увидел врага. Ястреб улетел.



Страх, тревогу, радость.

Когда появился ястреб.

Когда улетел ястреб.



Лютый, злодей, часовой.





















Высоко на ветке.

Он их враг. Может их съесть.

Он лютый враг мелких птиц.

Тревожно зачирикал.

Разом спрятались в кустах.











4 части

Молодые воробьята прыгали на дорожке. Старый воробей их охранял.



Воробьята и воробей.



Старый воробей охраняет молодых.



Появляется ястреб. Летит без шума, тихо. Но воробей увидал его и следит.

Появился ястреб.

Тревожно зачирикал воробей. Воробьята скрылись в кустах.

Старый воробей дает сигнал.

Улетел ястреб. Птенцы весело прыгают. Воробей сторожит.

Воробей снова на часах.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ