Неделя русского языка и литературного чтения «В городе чистых слов» 4 класс

Неделя русского языка и литературного чтения

«В городе чистых слов» 4 класс


Цели: развитие интереса к изучаемому предмету; развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, выявление одарённых детей; развитие коммуникативных навыков между учениками разных возрастов. 


УЧИТЕЛЬ: 
Много языков на свете разных- 
Выучить их все не смог бы я, 
Все они по-своему прекрасны, 
В каждом есть изюминка своя. 

Говорят в Париже по-французски, 
По-немецки говорит Берлин; 
Мне же дорог мой, привычный, русский, 
Для меня родной лишь он один. 

Мелодичный, гибкий и певучий, 
С детства он меня очаровал, 
И не зря великим и могучим 
Наш язык Тургенев называл. 

Развиваясь быстро, динамично, 
Впитывая разные слова. 
Новое воспринимал отлично, 
Но и мудрость предков в нём жива. 

Да и только нашей, русской речью 
Можно Русь привольную воспеть! 
Будет жить язык наш русский вечно 
И не сможет, верю, умереть! 

(На сцену выходят Королева Пунктуация, Королева Орфография, их слуги. У королевы Орфографии в руках письмо) 

Королева Пунктуация: 

Что загрустила, дорогая Орфография? С момента получения письма ты сама не своя! Проблемы в семье? Ждёшь в гости кого-то, а он не приходит. Может, кто-то не совсем здоров? Уж не эпидемия ли безграмотности в школе? 
Королева Орфография: Да, письмо-то меня и озадачило. 

("Грустные вести" А. Шибаев ) 

Пришло письмишко мне, 
Гляжу – 
Из лагеря, от Мишки… 
"Здесь чудный лук, и я лижу", - 
Написано в письмишке. 
Лук лижет?! Что за чудеса! 
Наверно, шутит плут… 
Читаю дальше: 
"Здесь – лиса, красивый длинный прут". 
И что такое он плетет – 
Не разберусь, хоть тресни: 
"Когда отряд идет в поход, я запиваю песни… 
На днях в лису нашел я грусть и очень был доволен…" 
Нет, нет, не шутит он! Боюсь, 


Королева Пунктуация: 
Твой друг серьезно болен. 
Вернется – надо подлечить: 
Заставь - ка правила учить… 

Королева Орфография: 

Да-да , пойду его лечить. 
Заставлю правила учить! 


Придворный (вбегая): 

Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом. 


Королева Пунктуация:

Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться. 
(Входит Федя, нечёсаный, неопрятный) 


Федя: 

Какое-то здесь всё странное. Куда я попал? А это кто ещё мешает мне пройти? Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве) Эй ты, каракатица, что у тебя на голове? 


Королева Пунктуация: (Поправляет корону) 

- Как смеешь говорить ты так со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуацией! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий? 


Федя: Ну, Федя. 


Королева Пунктуация: 

Так вот, Нуфедя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь - жив будешь, неправильно - умрешь. 


Федя: 

Да не нуфедя я, а Федя! Фёдор …………Нашли, чем напугать! Давайте ваше предложение и запятую. 
(предложение на карточках держат слуги.) 

Королева Пунктуация: 

Задание. Поставь запятую на нужное место. 
Федя: (запятую ставит после слова ) Эка невидаль! Какая разница! Воткнём вот сюда… 
Королева Орфография: Прочитай, что у тебя получилось. 
Федя: 

Королева Пунктуация: 

Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу. 
(выбегают слуги и тащат его в сторону) 


Федя: 

Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается. 


Королева Пунктуация: Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь. 


Федя: Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово « казнить», от слова «нельзя» не убежишь, запятая тебе путь преграждает. 


Королева Пунктуация: Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу! 


Федя: Не надо. Мне домой, если можно. 


Королева Пунктуация: Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении: 
Не надо мне домой если можно 
(предложение написано на экране) 


Федя (ставит запятые): Не надо, мне домой, если можно. 


Королева Пунктуация: Ну, теперь ясно. Беги, Федя. Ты справился с заданием. Иди и помни, правила русского языка надо знать, надо стремиться расширять свой словарный запас, пренебрегать даже маленькой запятой, даже ударением в слове нельзя. А то такое может случиться…да вон далеко ходить не надо…посмотрите и послушайте (на сцену выходят двое учеников) 

Сценка об омофонах "Несуразные вещи». 
- Здравствуй! 
- Привет! 
- Что это ты несешь? 
- Несу разные вещи. 
- Несуразные? Почему они несуразные-то? 
- Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Раз-ны-е. Понял? Вот несу мел… 
- Что не сумел? 
- Отстань. 
- Да ведь сам говоришь: "Не сумел". Что не сумел-то? 
- Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел Мишке. Ему же надо будет. 
- Ну, если ему жена добудет, так зачем же ты несешь? 
- Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник. Я сказал: "Ему же надо будет". Понадобится, значит. 
- Вот оно что… 
- А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет. 
- Тамарка? 
- Ага. 
- И ничего, симпатичная? 
- Красивая! Зеленая такая. 
- То есть как? 
- Зеленого цвета. 
- Постой, постой… Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые? 
- У кого волосы? 
- Да у Тамарки-то. 
- Что-о?! 
- Ну ты же сам сказал: "Нашлась Тамарка"… 
- Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая… Там арка нарисована. 
- Ага, все-таки нарисована Тамарка, да? Так бы и говорил. 
- Да отстань ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне. 
- Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи. 
- А ну тебя… 
- Да! Стой, стой! 
- Ну, что еще? 
- Привет передавай. 
- Кому? 
- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене. 

Королева Орфография: 

Вот ведь как иногда случается…Казалось бы, на одном языке говорят. А понять друг друга не могут. 


Придворный: 

Язык-то один, ваше величество, да люди разные…по-разному к изучению грамматики относятся.. Есть у меня один знакомый Петька Лежебокин…знали бы вы его взгляды на изучение грамматики. 


Королева Орфография: 

А разве могут быть какие-то иные взгляды на изучение родного языка, кроме тех, что его надо изучать, причём прилежно и старательно! 


Придворный: 

Оказывается, есть. Вот послушайте: 

Рассказывают 2 чтеца (слуги) 


1-ый 
Спросили Лежебокина: 
- А ну-ка, расскажи, 
За что так ненавидишь ты, 
Не любишь падежи? 
Давным-давно все школьники 
Их знают назубок. 
И за два года выучить 
Лишь ты один не смог. 
Ответил он рассерженно: 


2-ой 
- В том не моя вина. 
Пусть им, сперва, ученые 
Изменят имена. 
Ведь я падеж творительный 
Нарочно не учу: 
Трудиться, 
А тем более 
Творить 
Я не хочу. 
Такой падеж, как Дательный, 
Я с детства не терплю. 
Давать, делиться чем-нибудь 
С друзьями не люблю. 
Предложный ненавижу я: 
Чтоб не учить урок, 
Приходиться выдумывать 
Какой-нибудь предлог. 
А на падеж Винительный 
И вовсе я сердит. 
Отец во всякой шалости 
Всегда меня винит. 


1-ый 
- Да, переделка, кажется, 
Серьезная нужна. 
А сам бы смог-то новые 
Придумать имена? 


2-ой 
- Давно придумал: 
Взятельный, 
Грязнительный, 
Лежательный, 
Грубительный, 
Ленительный 
И, наконец, Простительный! 

Придворный:

Вот какой ленивый Лежебокин. 


Королева Орфография:

И все-таки я, ребята, верю в то, что таких Лежебокиных среди нас немного. 

Придворный: 

Конечно. конечно…Наши гости, ваше величество. Не только в изучении русского языка преуспели. Они с успехом изучают и немецкий язык 

Королева Пунктуация: 

А знаете ли вы, ребята, что 21февраля весь мир отмечает День родного языка. А мы собрались здесь с вами, чтобы вспомнить этот праздник и открыть в нашей школе неделю русского языка и литературы. На правах Королевы Пунктуации разрешите неделю считать открытой. 

Выходят чтецы. 


1-й:

 «Тот, кто жизнью живет настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык» (Н.Заболоцкий).


2-й: Русский язык – это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это язык связи с родиной для 30 миллионов наших соотечественников за рубежом.


3-й: Русский язык – язык Пушкина и Толстого, Гоголя и Достоевского, Бродского и Пастернака.


4-й: Язык национальной гордости и достоинства!


1-й: Еще в начале тридцатых годов 20 века замечательный писатель А.Н.Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), — русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара». В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков. 


2-й: Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа. В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным». 


3-й: В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться к родному языку. Он пишет следующее: «Еще один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба …

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..».


4-й (читает стихотворение А.Яшина «Русский язык»):

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Он язык луны и планет,

Наших спутников и ракет.

На совете за круглым столом

Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.


1-й (читает стихотворение Г.Зумакуловой, кабардино-балкарской поэтессы):

Родной язык!

Он с детства мне знаком.

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нем ветра в предгорьях наших свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою порой.

Но, как родной.

Люблю язык я русский,

Он нужен мне, как небо,

Каждый миг.

На нем живые, трепетные чувства

Открылись мне.


И мир открылся в них.

Я поняла на русском слово «счастье»,

Большое счастье жить в большой стране,

С ним не боюсь я горя и ненастья,

С ним не сгорю я ни в каком огне.

Текут две речки в сердце, не мелея,

Становятся единою рекой...

Забыв родной язык - я онемею.

Утратив русский, - стану я глухой.


2-й

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре –

Выучи, выучи русский язык.

Он твой наставник – великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи, выучи русский язык.

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих пушкинских книг.

Русское слово - свободы зарница,

Выучи, выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник,

Блещет зеркальностью русское слово -

Выучи, выучи русский язык!




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ