Конспект урока по русскому языку в 8 классе «ОБРАЩЕНИЕ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НЕМ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37»
Конспект урока по русскому языку
в 8 классе
«ОБРАЩЕНИЕ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НЕМ»
Подготовила:
учитель русского языка
и литературы
Зименкова Марина Алексеевна
г.Кемерово,
2011
Урок на тему «Обращение и знаки препинания при нем».
Цель урока: изучение обращений, формирование умения использовать их в речи и выделять на письме.
Задачи урока:
формирование умения находить в предложении обращение и правильно ставить знаки препинания при нем;
совершенствование орфографических умений и навыков обучающихся;
научить выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию, употреблять его с учетом речевой ситуации;
используя примеры из художественной литературы, воспитывать любовь к языку, к его красоте и выразительности.
Ход урока.
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите число, «классная работа» и тему нашего урока «Обращение и знаки препинания при нем».
Цель урока.
Ребята, сегодня на уроке мы должны вспомнить, что такое обращение, изучить его более глубоко, узнать, зачем обращения нужны нам в речи, научиться пользоваться ими. Но вначале давайте повторим орфографию.
Объяснительный диктант.
Один ученик работает на доске с предложением, объясняет орфограммы.
Другой из предложенных схем, выбирает и выписывает ту, которая соответствует предложению.
Солнце подн…мается из(за) облаков и зал…вает все: и л…са, и п…ля, и наших спутников - греющ…м светом.
Реализация домашнего задания (в то время, когда два ученика работают у доски).
Два ученика выписывают из упражнения, сделанного дома, предложения с обращением на доске.
Прочитать, соблюдая звательную интонацию.
Остальные зачитывают выписанные предложения с места.
Один ученик читает, другие находят в предложении обращение.
Что же такое обращение? (Обращение –это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью).
Как знаки препинания зависят от местоположения обращения в предложении? ( Если обращение стоит в начале или в конце предложения, то выделяется запятой с одной стороны, а если в середине предложения, то выделяется запятыми с двух стон. Если обращение произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак).
Словарная работа.
Ребята, сегодня в словарик нам надо записать слова, которые мы постоянно употребляем в своей речи и которые делают нашу речь более доброжелательной, культурной. Кстати сказать, эти слова, как правило, употребляются в предложениях с обращениями.
До свидания
Будьте любезны
Пожалуйста
Соблаговолите
Составьте, пожалуйста, предложения с данными словами, но только такие, чтобы в них было обращение.
Объяснение новой темы.
Ребята, теперь пришло время узнать об обращении что-нибудь новое, для этого обратимся к учебнику. Когда вы будете читать, найдите те сведения, которые вам до сих пор не были известны.
Чтение пар. № 32.
Что же нового вы узнали об обращении?
Бывают распространенными (распространенное обращение состоит из двух и более слов) и нераспространенными (нераспространенное обращение состоит из одного слова).
В устной речи служат для привлечения внимания собеседника к сообщению и для выражения отношения говорящего к собеседнику.
Могут называть как одушевленные, так и неодушевленные предметы.
Имеют форму именительного падежа и произносятся с особой звательной интонацией.
Ребята, я хочу сказать, что в древнерусском языке обращение употреблялось не в именительном падеже, а существовал специальный звательный падеж, некоторые формы мы до сих пор используем в речи.
Отрывок из книги Ю.Гвоздарева «Язык есть исповедь народа…».
Вспомним Пушкина:
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Что за форма старче? В обращении у нас обычно используется именительный падеж. А у слова старик именительный падеж иной: Возвратился старик ко старухе… Сравните еще более древние тексты: Пойди, княже, с нами в дань («Повесть временных лет»); Милостивейший государь батюшко! (обращение царевича Алексея к царю Петру). Князь-княже, батюшка-батюшко, отец-отче, старик-старче – во всех этих случаях перед нами устаревший падеж русского языка, который назывался звательным и употреблялся при обращении. Сохранился он в некоторых славянских языках, например, в украинском; в русском же исчез.
Итак, звательный падеж исчез, но звательная интонация сохранилась, и мы должны уметь в своей речи употреблять ее.
Закрепление темы.
Один ученик у доски работает по карточке: записывает предложения и расставляет знаки препинания при обращении.
Пой, ямщик! Я молча, жадно буду слушать.
Как я любил твои бури, Кавказ!
Наедине с тобою, брат, хотел бы я побыть.
Остальные в классе работают над выборочным диктантом.
*Задание выписать из предложений обращения.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Взгляни, молодица, смелее, каков воевода Мороз.
Здравствуй, красавица Волга! С детства тебя я любил.
Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.
Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия!
Работа на доске над упр.356.
(4-5 человек). Разбор записанных предложений.
Творческий диктант (работа у доски).
В указанных предложениях поставьте глаголы в повелительном наклонении. Перестроенные предложения запишите.
1. Стихнут ветры, перестанут бури. 2. Дети берегут природу.
(1. Стихните, ветры, перестаньте, бури). 2. (Дети, берегите природу.)
Перестройте предложения так, чтобы существительное, выступающее в роли обращения, стало подлежащим. Предложение запишите.
Приди, туча, и напои землю влагой.
(Придет туча и напоит землю влагой.)
Запишите предложение, распространив в нем обращение зависимыми словами.
Бабушка, скоро сдам экзамены и приеду к тебе на лето в деревню.
(Дорогая бабушка, скоро…)
Упр. 357 (ч.1) (если останется время).
Возникли ли у вас вопросы?
Вывод. Скажите, что же нового вы узнали сегодня об обращении?
Оценки.
Д/з.: выучить параграф №32, упр. 357 (часть 2).
Cписок использованной литературы:
Бархударов С.Г., Крючков С.Е. Русский язык: Учебник для 8 классов общеобразовательных учреждений/ Бархударов С.Г., Крючков С.Е. и др.- М.: Просвещение, 2009.
Блинов Г.И., Антохина В.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2007.
Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку 5-9 классы. - М.: Просвещение,2007.
Крючков С.Е., Светлаев М.В. Упражнения по русскому языку. Синтаксис. Пунктуация. – М.: Айрис Пресс, 2003.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ