Одушевленные и неодушевленные имена существительные (2 класс) - Урок русского языка
УМК « Школа России» Русский язык 2 класс
Тема: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Цели: формировать умение отличать слова, отвечающие на вопросы кто? от слов, отвечающих на вопрос что?; учить находить существительные в тексте, подбирать их самостоятельно;, классифицировать имена существительные на одушевленные и неодушевленные; вырабатывать навыки грамотного письма.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Встаньте правильно.
Тихо садитесь.
Из открытого колодца
Солнце медленно встает.
Свет его нам улыбнется,
Новый день оно начнет.
- С отличным настроением начинаем наш урок!
Работа над темой урока. (учебник)
1) - Выписать названия птиц.
воробей
ворона
сорока
- Отгадайте загадки.
а) Ты откуда, ты откуда б) На кормушку возле нашей форточки
Прилетел к нам, красногрудый? Села удивительная птица:
- Облетел я всю Сибирь. В черной шапочке она,
- Как зовут тебя? ……… (снегирь) В желтой кофточке.
Птица называется ……. (синица)
- Допишите слова – отгадки в 1 столбик в 1 столбик.
снегирь
синица
- Прочитайте слова, которые мы записали.
- К какой части речи они относятся?
- На какой вопрос отвечают эти существительные? (кто?)
- Что обозначают эти слова? (живые предметы)
кто?
(карточки помещаем на доску)
живые предметы
одушевленные
ВЫВОД: имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? и обозначают живые предметы называются – одушевленными именами существительными.
2) Игра «Доскажи словечко» , записываем слова во второй столбик.
а) Воробей влетел в окно б) Что там за серая птица на поле
Воровать у нас ……….(пшено) Важно клюёт ………(зерна) на воле.
в) была зелёной, маленькой, г) Избушка новая,
Потом я стала аленькой. Для всех столовая,
На солнце почернела я, Зовёт обедать,
И вот теперь я спелая. (ягода) ……..(крошек) отведать.
- Прочитайте слова второго столбика.
пшено
зёрна
ягода
крошки
- К какой части речи относятся слова (существительные)
- На какой вопрос отвечают эти существительные? (что?)
- Почему? (обозначают неживые предметы)
что?
( карточки помещаются на доску)
неживые предметы
неодушевленные
ВЫВОД: имена существительные, которые отвечают на вопрос что? и обозначают неживые предметы. Называются неодушевленными именами существительными.
Постановка темы и целей урока.
- Кто сможет сформулировать тему урока? (одушевленные и неодушевленные имен существительные)
- Какие цели перед собой поставим? ( узнать, какие существительные относятся к одушевленным и неодушевленным; научиться определять одушевленные и неодушевленные существительные)
- Какую цель достигли?
- Сделаем вывод: какие существительные относятся к одушевленным, а какие
к неодушевленным
4. Физминутка.
5. Закрепление изученного материала.
а) Работа в парах.
КАРТОЧКА № 1
Девочка, завод, молоко, машина, карандаш, ученик, тетрадь, дежурный, мальчик, петух, собака, стакан, пенал, учитель.
- Прочитайте слова, к какой части речи они относятся?
- Подчеркните одушевленные зелёным цветом, а неодушевленные синим цветом.
- Выполняем проверку задания.
Б) Комбинированное письмо. (запись на доске)
Скрипит мороз, сердит мороз,
И снег сухой и колкий.
И вяз озяб, и дуб замёрз.
Насквозь продрогли ёлки.
- Объясните выделенные орфограммы.
- Какие орфограммы повторили?
- Найдите существительные. Что можете о них сказать?
КАРТОЧКА № 2
Скрипит ____________, сердит ________________ ,
И _____________ сухой и колкий.
И _____________ озя ( б/п) и _____________ замер (з/с),
Насквозь продрогли ______________ .
- Прочитайте. Что заметили?
- Запишите, вставляя пропущенные существительные.
(слова для справок: мороз, снег, вяз, дуб, ёлки)
- Подчеркните неодушевлённые существительные.
6. Составление рассказа по картинке и вопросам.
- Кому ещё тяжело перезимовать?
- Зимой очень трудно птичкам. Им холодно и негде найти пищу. Как мы можем помочь
- Рассмотрите иллюстрацию. Расскажите, что вы видите.
- Кто сделал кормушку для птиц?
- Чем дети кормят птичек?
- Какие лица у ребят? Почему?
- Что можете сказать о птичках?
КАРТОЧКА № 3 ( иллюстрация кормушки, детей )
КАРТОЧКА № 4
Когда птичкам холодно и голодно?
Кто сделал им кормушку?
Что дети туда насыпали?
Кто прилетел к кормушке?
Как отнеслись к этому дети?
- Прочитайте первый вопрос. Составьте ответ. Какое слово в ответе добавите? Напишите его вместо слова-вопроса. (Зимой птичкам холодно и голодно). Запишите предложение.
- Прочитайте второй вопрос. Ответим на него. (Ребята сделали кормушку) Запишите предложение.
- Работа над третьим вопросом.
- Какие слова вы используете в ответе из вопроса. Какие добавите? Где возьмём эти слова? ( во 2 столбике) Запишите предложение.
Дети насыпали туда …….. зерна и крошки
…….. пшено и ягодки
- Четвертый вопрос. Какое предложение получится? Форма какого слова измениться? Где взять слова-помощники? (в 1 столбике)
Прилетели ……. синицы и воробьи.
……. Снегири и синицы.
- Прочитайте последний вопрос. Какой ответ составите? Попытайтесь в ответе не использовать слова вопроса.
КТО?
_____________ ___________ . Малыши рады.
- Прочитайте текст, который у нас получился.
- Как можно озаглавить текст?
I вариант – подчеркните одушевленные существительные
II вариант – подчеркните неодушевленные существительные
- Что поможет вам правильно выполнить задание (вопрос)
Рефлексия деятельности на уроке.
- О чем сегодня говорили на уроке?
- Какие цели ставили перед собой?
- Как отличить одушевленные существительные от неодушевленных?
- Я предлагаю вам оценить сою работу. Возьмите птичку и раскрасьте её красным цветом – если вы поняли новую тему и можете рассказать об этом другим; жёлтым цветом раскрасит птичку тот, кто сомневается, что всё понял; а те, кто не разобрался в теме урока раскрасит птичку коричневым цветом.
На доске плакат с изображением кормушки, дети приклеивают птичек на кормушку
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ