Описание открытого урока "Повторим орфографию" (из опыта работы) 7 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №7 г. Ртищево Саратовской области»






Открытый УРОК русского языка в 7-м классе по теме

«Повторим орфографию»








Автор : Татьяна Ивановна Сараева - учитель

русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

















г.Ртищево, 2010



30.11.2009 Районный семинар учителей русского языка и

литературы на базе МОУ СОШ №7.

Вид урока: учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности.

Форма урока: деловая игра.

Задачи урока:

* организовать деятельность уч-ся по обобщению знаний и способов деятельности при повторении орфограмм, изученных в 5-7х классах;

*вызвать интерес к занятию, придумать ему проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям уч-ся;

* развивать у уч-ся потребность к творческой деятельности в

самовыражении, самоактуализации через различные виды работы.

В начале каждого года проводятся уроки повторения ранее изученного материала. К сожалению, школьники, знающие формулировки правил орфографии, зачастую не умеют опираться на них в процессе письма. Уч-ся не всегда обнаруживают в тексте чреватые ошибки. Кроме того, традиционные формы работы на уроке повторения не вызывают интереса и, следовательно, не служат повышению качества знаний, грамотности. Что бы вызвать интерес к уроку и инициировать работу, реально формирующую орфографические и пунктуационные навыки на уроке» врожденной грамотности», учитель обращается к творческому взаимодействию с уч-ся.

Учитель предлагает уч-ся такую форму работы, когда ученик становится на место учителя, который готовит дидактический материал для урока. Начинается деловая игра « Я учитель».

Учитель ставит проблемную задачу: подготовить текст для контрольного списывания. Этим текстом будут пользоваться ученики параллельного класса или одноклассники. Требования к готовому заданию: текст должен помочь проверить, как уч-ся освоен пройденный материал. Чтобы все правильно выполнить, ничего не забыть, необходимо договориться о порядке выполнения работы, продумать дополнительные задания. Кроме того, нужно самим показать образец выполнения всех заданий. Работать будем в группах по 4-е человека.

Эвристическая задача - лучший способ мгновенно вызвать интерес и внимание к заданию. Работа в группах воспитывает умение обосновать свою позицию
и отказываться от своего суждения, если аргументы оппонента оказываются более убедительными.

Ученикам предлагается недеформированный (т.е.без пропуска букв и знаков препинания) текст. Вместе с учениками вырабатывается порядок работы: подчеркнуть в тексте самые «ошибкоопасные» ( по мнению школьников) места. Лучше эту работу сначала сделать индивидуально, а затем обсудить ее результаты в группе и прийти к общему мнению. Эта работа необходима, чтобы не подчеркивались слишком простые орфограммы и не пропускались трудные.

Текст

Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Далеко впереди, где небо сходится с землей, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего жуками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса. Через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины.

Полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу к другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.

( А.П. Чехов)

Двое учеников на отдельном листе выписывают слова с подчеркнутыми орфограммами и делают их орфографический разбор.

Другие двое ( также на отдельном листе) выполняют дополнительные задания: это разные виды разборов, о которых группа договорилась заранее.

Далее пары меняются местами и проверяют выполненную работу. Данная работа развивает орфографическую зоркость, воспитывает уважение к чужому труду, дает возможность высказать свою точку зрения, привести свои аргументы в случае несогласия с одногруппниками.

После проверки и обсуждения результатов группа выбирает двух редакторов, которые готовят окончательный вариант справочных листков ( при этом необходимо иметь на столах словари: толковый, этимологический, словообразовательный, орфографический).

Оставшиеся двое участников группы аккуратно пишут деформированный текст и задания к нему.





Деформированный текст, подготовленный учащимися

Солнце уже выгл..нуло (с)зади из-за города и тахо, без хлопот прин..лось за свою работу. Д..леко (в)переди, где небо сход..тся с землей, около курганчиков и ветря(н, нн) ой мельницы, которая (из)д..ли похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая (ярко)желтая полоса. Через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла и охватила холмы; что(то) теплое коснулось Егорушкиной спины. Полоса света, подкравшись (с)зади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу к другим полосам, и вдруг вся широкая степь (с,з)бросила с себя утре(н,нн)юю (полу)тень, улыбнулась и засверкала р..сой.

( А. П. Чехов)

Выполненные задания сдают учителю, который благодарит уч-ся и особо подчеркивает то, что их работы очень пригодятся ему для уроков.

В качестве домашнего заданиЯ учитель предлагает:

1-й уровень: составить аналогический текст с заданием и образцом его

выполнения.

2й уровень: взять недеформированный текст с подчеркнутыми орфограммами

из учебника ( в нем много таких текстов, учитель может указать несколько) и

приготовить к нему только справочные листы.

3-й уровень: выполнить традиционное упражнение из учебника (деформиров.текст)

Рефлексия: учащиеся высказывают свое мнение о проделанной работе, оценивают свою роль в выполнении общего задания.

На данном этапе урока роль учителя сводится к тому, чтобы стимулировать развитие рефлексивных умений , но при этом избегать непосредственного участия в работе детей.





Первый справочный лист.

Безударные гласные, проверяемые ударением:

-Выглянуло (глЯ нуть) Далеко (даль)

Засверкала (посве ркать)

-Росой (р о сы)

Засветилась (свет)

Чередование гласных в корне:

Коснулось (касаться)

Правописание суффиксов:

Ветряной (мельницы) — ветер Утреннюю ( полутень)—утро

Правописание окончаний:

Сводится (сходиться, на - ить, не исключение, глагол 2-го спряжения, окончание — ит).

Размахивающего (человека) Окончание определяем по вопросу какого? <Без ударения после шипящих окончание –его.

Правописание предлогов;

Из-за — сложный предлог.

Понеслась навстречу другим полосам- производный предлог,

заменить другим предлогом: понеслась к другим полосам.

Правописание сложных слов;

- прилагательное, означает оттенок цвета. полутенъ- полу- всегда пишется слитно.

Правописание наречий;

Сзади, впереди- запомнить.

Сначала- нет зависимого слова: с начала урока.

Издали- нет зависимого слова: из дали моря.

Сначала, вправо


Правописание местоимений;

то- то — неопределенное местоимение

Второй (справочный) листок Сзади- 2слога, сза-ди (з а д и ) с

\ (з) - согласный, звонкий ( пар), мягкий (парн);

а- (а)- гласный, ударный;

д-(д)- согласный, звонкий (парн), мягкий (парн);

и- (и)- гласный. Безударный.

5 букв, 4звука.

Размахивающего (человека)- причастие (от глагола « размахивать»).

Коснулось ( что сделало?)- глагол.

Обозначает действие предмета, неопределенная форма - коснуться.

Морфологические признаки:

Постоянные: совершенный вид, невозвр, 1-е спряжение

Непостоянные: изъявительное наклонение, единственное число. Прошедшее время, средний род.

Что-то ( что сделало?) коснулось (сказуемое)

Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось

за свою работу (- = и =)

( Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными сказуемыми и обстоятельствами.)





:Анализ личностно- ориентированного урока по теме « Повторим орфографию»

1.Организационно- деятельные аспекты личностно- ориентированного урока

- ориентация на формирование деятельности ( а не на передачу информации):

а) постановка учебной задачи ;

б) работа в группах:

- организация развивающего пространства ( обеспечение развивающего

потенциала урока):

а) характер задания;

б) возникновение проблемных ситуаций, роль деловой игры в развитии

умений и навыков учащихся:

- реализация индивидуального подхода.

2.Создание условий для развития субъективной позиции учеников:

- актуализация и обогащение субъективного опыта учеников:

а) умение применять правила в новой ситуации, опора на ранее изученный

материал, оценка своих возможностей;

- развитие активности учащихся в учебной деятельности:

а) роль исследовательской деятельности на уроке, роль домашнего задания:

- создание условий для развития готовности к самоопределению, в том числе

личной ответственности за результаты учебной деятельности. Создание

ситуаций, обеспечивающих самопознание учащихся;

а) роль деловой игры и групповой работы.

3 .Проявление личностно -ориентированной позиции педагога:

- проявление ценностного отношения к личности учащихся, вклад каждого в успех общего дела;

- реализация учителем новых педагогических функций ( ролей);

- роль учителя- коллеги в создании условий для успешной работы.

4.Обеспечение личностно- гуманных взаимоотношений между участниками учебного процесса:

- организация равноправного партнерского общения в ходе учебного

взаимодействия;

- роль диалогических форм общения, решение воспитательных задач

урока:

- создание благоприятного психологического климата на уроке, атмосферы доброжелательности и комфорта;

- создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга

( сотрудничества).







Используемая литература



1.Учебник: Русский язык для 7 кл. общеобразов. учреждений. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др. М: «Просвещение» ,2008г.

2.Русский язык: Справочные материалы/ М.Т.Баранов, Т.А.Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М.Шанского - М.,2005.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ