Описание открытого урока "Повторим орфографию" (из опыта работы) 7 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №7 г. Ртищево Саратовской области»
Открытый УРОК русского языка в 7-м классе по теме
«Повторим орфографию»
Автор : Татьяна Ивановна Сараева - учитель
русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
г.Ртищево, 2010
30.11.2009 Районный семинар учителей русского языка и
литературы на базе МОУ СОШ №7.
Вид урока: учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности.
Форма урока: деловая игра.
Задачи урока:
* организовать деятельность уч-ся по обобщению знаний и способов деятельности при повторении орфограмм, изученных в 5-7х классах;
*вызвать интерес к занятию, придумать ему проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям уч-ся;
* развивать у уч-ся потребность к творческой деятельности в
самовыражении, самоактуализации через различные виды работы.
В начале каждого года проводятся уроки повторения ранее изученного материала. К сожалению, школьники, знающие формулировки правил орфографии, зачастую не умеют опираться на них в процессе письма. Уч-ся не всегда обнаруживают в тексте чреватые ошибки. Кроме того, традиционные формы работы на уроке повторения не вызывают интереса и, следовательно, не служат повышению качества знаний, грамотности. Что бы вызвать интерес к уроку и инициировать работу, реально формирующую орфографические и пунктуационные навыки на уроке» врожденной грамотности», учитель обращается к творческому взаимодействию с уч-ся.
Учитель предлагает уч-ся такую форму работы, когда ученик становится на место учителя, который готовит дидактический материал для урока. Начинается деловая игра « Я учитель».
Учитель ставит проблемную задачу: подготовить текст для контрольного списывания. Этим текстом будут пользоваться ученики параллельного класса или одноклассники. Требования к готовому заданию: текст должен помочь проверить, как уч-ся освоен пройденный материал. Чтобы все правильно выполнить, ничего не забыть, необходимо договориться о порядке выполнения работы, продумать дополнительные задания. Кроме того, нужно самим показать образец выполнения всех заданий. Работать будем в группах по 4-е человека.
Эвристическая задача - лучший способ мгновенно вызвать интерес и внимание к заданию. Работа в группах воспитывает умение обосновать свою позицию
и отказываться от своего суждения, если аргументы оппонента оказываются более убедительными.
Ученикам предлагается недеформированный (т.е.без пропуска букв и знаков препинания) текст. Вместе с учениками вырабатывается порядок работы: подчеркнуть в тексте самые «ошибкоопасные» ( по мнению школьников) места. Лучше эту работу сначала сделать индивидуально, а затем обсудить ее результаты в группе и прийти к общему мнению. Эта работа необходима, чтобы не подчеркивались слишком простые орфограммы и не пропускались трудные.
Текст
Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Далеко впереди, где небо сходится с землей, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего жуками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса. Через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины.
Полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу к другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.
( А.П. Чехов)
Двое учеников на отдельном листе выписывают слова с подчеркнутыми орфограммами и делают их орфографический разбор.
Другие двое ( также на отдельном листе) выполняют дополнительные задания: это разные виды разборов, о которых группа договорилась заранее.
Далее пары меняются местами и проверяют выполненную работу. Данная работа развивает орфографическую зоркость, воспитывает уважение к чужому труду, дает возможность высказать свою точку зрения, привести свои аргументы в случае несогласия с одногруппниками.
После проверки и обсуждения результатов группа выбирает двух редакторов, которые готовят окончательный вариант справочных листков ( при этом необходимо иметь на столах словари: толковый, этимологический, словообразовательный, орфографический).
Оставшиеся двое участников группы аккуратно пишут деформированный текст и задания к нему.
Деформированный текст, подготовленный учащимися
Солнце уже выгл..нуло (с)зади из-за города и тахо, без хлопот прин..лось за свою работу. Д..леко (в)переди, где небо сход..тся с землей, около курганчиков и ветря(н, нн) ой мельницы, которая (из)д..ли похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая (ярко)желтая полоса. Через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла и охватила холмы; что(то) теплое коснулось Егорушкиной спины. Полоса света, подкравшись (с)зади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу к другим полосам, и вдруг вся широкая степь (с,з)бросила с себя утре(н,нн)юю (полу)тень, улыбнулась и засверкала р..сой.
( А. П. Чехов)
Выполненные задания сдают учителю, который благодарит уч-ся и особо подчеркивает то, что их работы очень пригодятся ему для уроков.
В качестве домашнего заданиЯ учитель предлагает:
1-й уровень: составить аналогический текст с заданием и образцом его
выполнения.
2й уровень: взять недеформированный текст с подчеркнутыми орфограммами
из учебника ( в нем много таких текстов, учитель может указать несколько) и
приготовить к нему только справочные листы.
3-й уровень: выполнить традиционное упражнение из учебника (деформиров.текст)
Рефлексия: учащиеся высказывают свое мнение о проделанной работе, оценивают свою роль в выполнении общего задания.
На данном этапе урока роль учителя сводится к тому, чтобы стимулировать развитие рефлексивных умений , но при этом избегать непосредственного участия в работе детей.
Первый справочный лист.
Безударные гласные, проверяемые ударением:
-Выглянуло (глЯ нуть) Далеко (даль)
Засверкала (посве ркать)
-Росой (р о сы)
Засветилась (свет)
Чередование гласных в корне:
Коснулось (касаться)
Правописание суффиксов:
Ветряной (мельницы) — ветер Утреннюю ( полутень)—утро
Правописание окончаний:
Сводится (сходиться, на - ить, не исключение, глагол 2-го спряжения, окончание — ит).
Размахивающего (человека) Окончание определяем по вопросу какого? <Без ударения после шипящих окончание –его.
Правописание предлогов;
Из-за — сложный предлог.
Понеслась навстречу другим полосам- производный предлог,
заменить другим предлогом: понеслась к другим полосам.
Правописание сложных слов;
- прилагательное, означает оттенок цвета. полутенъ- полу- всегда пишется слитно.
Правописание наречий;
Сзади, впереди- запомнить.
Сначала- нет зависимого слова: с начала урока.
Издали- нет зависимого слова: из дали моря.
Сначала, вправо
Правописание местоимений;
'что- то — неопределенное местоимение
Второй (справочный) листок Сзади- 2слога, сза-ди (з а д и ) с
\ (з) - согласный, звонкий ( пар), мягкий (парн);
а- (а)- гласный, ударный;
д-(д)- согласный, звонкий (парн), мягкий (парн);
и- (и)- гласный. Безударный.
5 букв, 4звука.
Размахивающего (человека)- причастие (от глагола « размахивать»).
Коснулось ( что сделало?)- глагол.
Обозначает действие предмета, неопределенная форма - коснуться.
Морфологические признаки:
Постоянные: совершенный вид, невозвр, 1-е спряжение
Непостоянные: изъявительное наклонение, единственное число. Прошедшее время, средний род.
Что-то ( что сделало?) коснулось (сказуемое)
Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось
за свою работу (- = и =)
( Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными сказуемыми и обстоятельствами.)
:Анализ личностно- ориентированного урока по теме « Повторим орфографию»
1.Организационно- деятельные аспекты личностно- ориентированного урока
- ориентация на формирование деятельности ( а не на передачу информации):
а) постановка учебной задачи ;
б) работа в группах:
- организация развивающего пространства ( обеспечение развивающего
потенциала урока):
а) характер задания;
б) возникновение проблемных ситуаций, роль деловой игры в развитии
умений и навыков учащихся:
- реализация индивидуального подхода.
2.Создание условий для развития субъективной позиции учеников:
- актуализация и обогащение субъективного опыта учеников:
а) умение применять правила в новой ситуации, опора на ранее изученный
материал, оценка своих возможностей;
- развитие активности учащихся в учебной деятельности:
а) роль исследовательской деятельности на уроке, роль домашнего задания:
- создание условий для развития готовности к самоопределению, в том числе
личной ответственности за результаты учебной деятельности. Создание
ситуаций, обеспечивающих самопознание учащихся;
а) роль деловой игры и групповой работы.
3 .Проявление личностно -ориентированной позиции педагога:
- проявление ценностного отношения к личности учащихся, вклад каждого в успех общего дела;
- реализация учителем новых педагогических функций ( ролей);
- роль учителя- коллеги в создании условий для успешной работы.
4.Обеспечение личностно- гуманных взаимоотношений между участниками учебного процесса:
- организация равноправного партнерского общения в ходе учебного
взаимодействия;
- роль диалогических форм общения, решение воспитательных задач
урока:
- создание благоприятного психологического климата на уроке, атмосферы доброжелательности и комфорта;
- создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга
( сотрудничества).
Используемая литература
1.Учебник: Русский язык для 7 кл. общеобразов. учреждений. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др. М: «Просвещение» ,2008г.
2.Русский язык: Справочные материалы/ М.Т.Баранов, Т.А.Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М.Шанского - М.,2005.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ