Открытый урок по русскому языку в 4 классе "Обобщение знаний о падежах"



















Леончик Ирина Александровна

МБОУ Багаевская СОШ №2

Учитель начальных классов































Открытый урок по русскому языку в 4 классе.

Тема урока: Обобщение знаний о падежах.

(«Школа 2100») Леончик И.А., МБОУ Багаевская СОШ №2


Цель: обобщение знаний по данной теме.



Формирование УУД:

  • коммуникативных универсальных учебных действий (работа в парах, группах, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения, оказывать взаимопомощь);

  • регулятивных универсальных учебных действий (ставить цель, учиться работать по плану, осуществлять оценку результативности);

  • познавательных универсальных учебных действий (пользоваться словарями, находить в них нужные сведения, осознавать познавательную задачу, слушать, извлекая нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, проводить анализ, сравнение);

  • личностных универсальных учебных действий (уважительное отношение к иному мнению, положительное отношение к учебе и своим знаниям, развитие творческого воображения, бережное отношение к природе.)

Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация, карточки

  1. Организационный момент.

Слайд.

-С ошибкой справишься любой,

Ведь рядом друг всегда с тобой!

-Как вы понимаете смысл этого предложения?

-Как друг может помочь справиться с ошибкой?

Тогда вперед!

  1. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.

Слайд.

-Отгадайте грамматические загадки:

«В немецком языке их 4,в венгерском- 22, в английском-2,а в русском-6. Каждый имеет свои вопросы.»

-По этим словам определите тему сегодняшнего урока.

-Какие задачи каждый поставит перед собой.

- Да, правильно.

Слайд

Сегодня мы обобщим знания о падежах

  • Закрепить знания о падежах.

  • Развивать навыки грамотного письма.

  1. Орфографическая пятиминутка.

Слайд.

(Историческая справка. "Это интересно»)

- Запишите число. 14 декабря 1812 года.

- Посмотрите, пожалуйста, на дату, записанную на доске.

- Кто знает, что произошло в этот день? (Армия Наполеона была изгнана с территории России).

- В этом году вся Россия отмечала 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года. (7 сентября состоялось сражение у села Бородино)

- Нашествие Наполеона на Россию закончилось полным ее крахом. В декабре 1812 года фельдмаршал Кутузов сказал: « В..йна з..кончилась полным истреблением неприятеля, а рус..кий наро… стал спасителем Отечества.» 14 декабря 1812 года французы покинули территорию Россию.

- Как вы понимаете это цитату.

-Что вы знаете о М. И. Кутузове? Слайд

- Кто такой Наполеон? Слайд

(дети зачитывают историческую справку о Кутузове и Наполеоне)

Задание: Спишите предложение, обозначьте орфограммы.

К доске 3 ученика:

    • Синтаксический разбор предложения.

    • Фонетический разбор слова «народ»

    • Разбор слова по составу «русский» (морфемный разбор)

Все остальные: запишите предложение, определите падеж им. существительных, вставьте пропущенные буквы и обозначьте орфограммы.


  1. Игра «Угадай падеж»

-Запишите в тетради на одной строке названия падежей.

  • Добрый падеж, падеж давания.

  • Это инструментальный падеж, им творят, работают.

  • У этого падежа два вопроса, и оба чужие, на прокат.

  • Этим падежом обозначают имя человека.

  • Его называют « родительским».

  • А этот падеж помогает мечтать.

Слайд: Д.п., Т.п., В.п., И.п., Р.п., П.п.

-Проверьте по эталону, правильно ли вы записали падежи.


  1. Теоретическая работа. Обобщение. Работа в группах.

Слайд

Русская кавалерия во время Отечественной войны 1812 года делилась на тяжелую

(кирасиры и драгуны), и легкую (уланы, гусары и конные егеря).

- Вы сейчас разделитесь на отделения, группы. А мы узнаем, какую разновидность войск вы представляете.

- На первом этапе урока я проверю ваши теоретические знания. Работать будем по группам. Каждая группа должна будет ответить на мои вопросы. Ваша задача обсудить вопрос в группе, решить, кто будет отвечать, и дать ответ на вопрос.

- Будьте внимательны!

Таблица падежей

Рабочая кнопка справа: в каком падеже существительные никогда не употребляются без предлогов.

Д. В предложном.


  1. Самостоятельная работа. Взаимопроверка.

Слайд

Во время войны 1812 года донские казаки тоже участвовали в сражении французами.

-Кто руководил ими?

- Правильно, казаки воевали под руководством знаменитого атамана Всевеликого войска Донского Матвея Ивановича Платова, они продемонстрировали невероятную храбрость и мужество в сражениях за страну, их знали и уважали все от мала до велика. (историческая справка про казаков, зачитывает ученик)

- Перед вами пословицы, рассмотрите предложения, попробуйте сформулировать задание. (Выпишите словосочетания, определите падеж выделенных существительных)


Храбрость без ума Р.п. не дорого стоит.

В бою П.п. нужна смекалка, отвага и закалка.

Тот герой, кто за родину В.п. стоит горой.

Опытному воину и река не мешает.

За делом Т.п. и день пролетел незаметно.

- Как вы понимаете эти пословицы?

-Вы выполнили задание?


Слайд

Взаимопроверка тетрадей. Проверка по эталону.

-Кто выполнил без ошибок?

-Какие умения вам помогли?

Знания падежей, правильно уметь построить словосочетания.

-Что не является словосочетанием?


  1. Физминутка и зарядка для глаз

- Служба солдата начинается со  строевой подготовки. Давайте посмотрим, умеете ли вы выполнять строевые команды.



  1. Повторение изученного материала

Слайд

- Прочитайте стихотворение Инессы Агеевой

Под селом Бородино
Бой гремел давным-давно.
Генерал-герой Кутузов
Планы все сорвал французов.
Сломлен был Наполеон,
А потом и выгнан вон.

Всем врагам на устрашенье,
Чтобы знали наперёд –
Враг в Россию не пройдёт.

- Какие планы были у французов?

- М.Ю Лермонтов писал:

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
   Французу отдана?
- Скажите, по чьей воле запылала Москва?

- Мнения разошлись, поэтому к следующему уроку истории давайте решим эту проблему и узнаем, кто же сжег Москву?


  1. Задание для второго ряда.

- Запишите и определите падеж выделенных имен существительных, у вас на столах есть это стихотворение.

(один человек проходит тест за компьютером)


  1. Задание для первого ряда: разноуровневая самостоятельная работа.

- Выберите задание, с которым можете справиться.

  1. Задание для третьего ряда: вы должны выполнить тест, выбрав правильный ответ.

Все понятно? Выполняем работу.

Проверка

(собрать карточки и оценить ученика у компьютера)

  1. Рефлексия.


- Какие цели мы ставили на уроке?

- А какие достигли?

- Где в жизни могут пригодиться знания падежей? Где вы сможете применить их на практике?

(Грамотно говорить, писать).

-Почему война с французами называется Отечественной войной?

- Потому, что на войну поднялся весь народ.

- Против захватчиков поднялся весь российский народ. Везде и всюду враг встречал упорное сопротивление. Поэтому события 1812 года вошли в историю как Отечественная война, то есть справедливая война во имя свободы Родины.

Слайд

- А теперь, заполните таблицу о падежах, если вы согласны с утверждением, то напротив ставьте +, если сомневаетесь, то ?

- Вы довольны уроком?

- Кому было трудно, легко, интересно?


-Как вы думаете, чем награждали за храбрость и мужество офицеров, генералов и солдат?

- Сегодня вы тоже получаете медали за знания падежей!


  1. Домашнее задание


    1. Написать существительное ДРУГ во всех падежных формах, выделить окончания.

    2. По желанию можете придумать сказку о любом падеже.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ