Открытый урок по русскому языку в 6 классе "Простое осложнённое предложение. Вводные слова"
Открытый урок по русскому языку в 6 классе
Учитель: Кошелева Л. П.
Тема: Простое осложнённое предложение. Вводные слова.
Цели:
Предметные (образовательные):
выработать умение видеть вводные слова в предложении;
формировать умение конструировать предложения с вводными словами;
формировать умение выделять вводные слова на письме запятыми;
коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов.
Метапредметные (развивающие):
развитие познавательного интереса к языку и познавательной активности учащихся во время урока;
развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления;
развитие речи учащихся;
Личностные (воспитывающие):
воспитание интереса к предмету и внимания к слову;
воспитание любознательности, творческой активности;
воспитание умения выбирать информацию и критически к ней относиться.
Тип урока: урок рефлексии
Вид урока: урок-исследование.
Оборудование к уроку: компьютерная презентация, карточки.
1Мотивирование к учебной деятельности
Осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности на уроке.
Что вы знаете о предложении?
«Бусы»
*Предложение-единица общения.
*В предложении выражается законченная мысль
*Предложение имеет законченную интонацию.
*Предложение имеет грамматическую основу.
*В устной речи предложения отделяется паузами, а на письме – знаками препинания
«Вопрос-ответ»
Назовите виды предложений
*По цели высказывания:
Повествовательное, вопросительное, побудительное
*По эмоциональной окраске:
Восклицательное, невосклицательное
*По количеству грамматических основ:
Простое, сложное
По наличию второстепенных членов:
Нераспространенное, распространенное
Что мы знаем о членах предложения?
Работа в группах
(Проверка домашнего задания)
Оценивание консультантов
Члены предложения :главные, второстепенные
Главные: подлежащее и сказуемое
Второстепенные: определение, дополнение, обстоятельство
Подлежащее: кто? что? Обозначает предмет.
Сказуемое: что делает? Действие предмета
Определение: Какой? Чей? Который? Признак, качество
Дополнение К,П, Предмет, с которым связано действие.
Обстоятельство как? Когда? Откуда? Почему? Поясняет ,при каких обстоятельствах совершается действие
Скажите, с какой целью мы проводили эту разминку?
Какие трудности вы сейчас испытывали?
Каких знаний не хватает?
Чтобы знать что такое предложение…..
Я думаю наша тема будет связана с изучением предложения
2.Создание учебной ситуации
Актуализация знаний(Работа в зоне актуального развития обучающихся)
Сегодня мы с вами продолжим изучение темы «Простое осложненное предложение» Запишем число и тему урока.
Но прежде вы должны сказать, что мы о нем уже знаем ?
Простое предложение может быть осложнено:
Однородными членами,
Обращениями
Сравнительными оборотами.
Как мы их выделяем на письме?
Все они на письме выделяются в основном запятыми
Что мы знаем об однородных членах?
Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения ,произносятся с интонацией перечисления.
Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.
Однородные члены связываются между собой по смыслу и с помощью союзов.
Бор шумит порывисто и глухо. П. повеств., невоск.,Пр., осложненооднород. Обстоят.
Запятой нет т.к. стоит союз и
Что вы знаете об обращении?
Обращение – это слово (или сочетание слов(называющее того, к кому обращаются с речью.
Обращение в предложении не является членом предложения, к ним нельзя задать вопроса.
Я люблю тебя, моя Россия.
Предлагаю вам задание. Что это за слова?
КОНЕЧНО БЕССПОРНО
Вводные слова.
Постановка учебной задачи
Что мы уже знаем про вводные слова? Забыли? Проблема?
Вводные слова – это те слова, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к высказываемому (уверенность, неуверенность, радость)”.
Что нам надо узнать, чтобы решить проблему?
По опорным словам сформулируйте цель нашего урока.
Узнать о …, определить их … и роль в …
(Цель: узнать о вводных словах, определить их признаки и роль в предложении.)
И сегодня мы должны выяснить…
Чтобы решить нашу проблему мы должны вспомнить
что такое вводные слова,
Провести исследование и ответить на вопросы:
являются ли они членами предложения или не являются,
в какой части предложения они могут находиться,
выделяются ли они знаками препинания,
меняется ли смысл предложения, если мы введем в него такие слова.
3. Добывание недостающих знаний
Итак, начинаем исследование. Взгляните на экран. Перед нами отдельные слова. Попробуйте составить из них предложение.
счастью стремятся к все люди
Все люди стремятся к счастью.
Докажите, что это действительно предложение
Содержит законченную мысль. Интонационно оформлено. Есть грамматическая основа.
Бесспорно, наверное, возможно, к радости.
Попробуем ввести в это предложение одно из данных слов, например, возможно
Как вы думаете, куда мы можем его ввести, в какую часть предложения? Попробуем поставить его в середин. (Впереди предложения)
Посмотрите, как ведут себя члены предложения по отношению к этому слову?
Как вы думаете, почему?
Побуждающий диалог
Исследуем наше предложение. Разберем его по членам предложения
Что мы выяснили?
Подчеркиваем его особо. (+++).
Все люди, возможно, стремятся к счастью.
отсоединяются запятой
? . АКТУАЛИЗАЦИЯ И ФИКСИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРОБНОМ УЧЕБНОМ ДЕЙСТВИИ
Все люди, возможно, стремятся к счастью.
к вводным словам нельзя задать вопрос, оно несет дополнительную информацию, но членом предложения не является
Итак, ребята, мы достигли первой цели нашего исследования: выяснили, что вводные слова не являются членами предложения
. В таком случае нужно определить роль вводного слова в предложении.
Наше исследование продолжается. Теперь попробуем определить, какими словами в предложении можно передать свои чувства?
Если чувство неуверенности, то какое вводное слово мы используем?
А если уверенность?
А если сильные чувства?
наверное, возможно
бесспорно
к радости
Значит, какой мы можем сделать вывод о значении вводных слов, что они выражают?
Меняется смысл предложения?
Они могут вносить в предложение разные значения: неуверенность, уверенность. С их помощью можно передать разные чувства
Да
Мы выяснили еще одну особенность вводных слов.
У вас, как у настоящих исследователей, хорошо развито чувство языка.
Вводные слова могут иметь и другое значение, например, указывать на последовательность изложения. Такие вводные слова, как во-первых, во-вторых, в-третьих и т.д.
Один мудрец сказал, что для того, чтобы быть счастливым, человеку нужно богатство. А как вы думаете, что человеку нужно для счастья? Попробуйте привести друг другу как можно больше примеров того, что делает человека счастливым, используя при этом вводные слова во-первых, во-вторых. Сядьте лицом друг другу. Начали!
Итак, что, по – вашему, человеку нужно для счастья: во-первых …, во-вторых …, в – третьих ….
Спасибо, я услышала много интересного. Как и вы, я считаю, что человек будет счастливым тогда, когда будет здоров. Я вам желаю быть здоровыми и грамотными. Но в любом случае - люди стремятся к счастью.
Вернемся к нашему предложению. Все люди стремятся к счастью.
Мы выяснили, что слово к счастью здесь является членом предложения.
А можно ли составить такое предложение, чтобы в нем слово к счастью было вводным?
Я в это время тоже составила предложение и вот, что получилось.
К счастью, мы быстро решили трудную задачу.
Ведь мы - умелые конструкторы предложений!
Что выражает это вводное слово? (чувство радости). Совершенно верно, это слово выражает чувство радости говорящего. А теперь попробуйте переконструировать это предложение так, чтобы оно соответствовало этим схемам, используя другие вводные слова:
[ _________ , +++, ====== ]. [ _________ =======, ++++ ].
Изменился ли при этом смысл предложения?
Итак, наше исследование подходит к концу. Давайте сделаем вывод
Человеку нужно для счастья: во первых здоровье…
К счастью, закончился дождь…..
Нет
вводные слова могут находиться в разных частях предложения, не меняя его смысл, но в любом случае выделяются запятой.
Какие затруднения вы испытываете?
Первичное закрепление
А у вас на столах лежат таблицы. Я буду читать предложение. Если в них будет находиться вводное слово, то вы ставите плюс под словом “ДА”, а если вводного слова нет, то вы ставите минус под словом “НЕТ”.
1
2
3
4
5
6
7
Да
+
+
+
+
+
Нет
-
-
Мир кажется мне книгой.
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Выглядит он, правда, неважно.
Миша, несомненно, решит задачу. (уверенность)
К счастью, прозвенел звонок (радость)
Поздно вечером к ключу, вероятно, приходили на водопой горные козлы.(предположение)
1
Самооценка
Спасибо, ты хорошо справился со своим заданием.
****************************************************************************
Задание: вставьте в текст подходящие по смыслу вводные слова, используя материал для справок.
Чем хорош автомобиль? ___________, в нем удобно ездить.
_____________,он быстро передвигается. ____________, автомобили бывают разные: грузовые, легковые, пожарные.
Все это, , хорошо, но когда вдохнешь облако черного выхлопа от мощного самосвала – не прокашляешься.
Есть у автомобиля и другие недостатки: он сжигает дорогой бензин, сам может попасть в аварию и невинного пешехода покалечить. Тут и призадумаешься.
_______________, без автомобилей уже не обойтись, а ____________, – кроме пользы, немало от них и вреда.
______________, где же выход? Выход в том, что надо искать абсолютно новые средства транспорта.
Чем хорош автомобиль? _во-первых__________, в нем удобно ездить.
_во-вторых____________,он быстро передвигается. В -третьих____________, автомобили бывают разные: грузовые, легковые, пожарные.
Все это, конечно , хорошо, но когда вдохнешь облако черного выхлопа от мощного самосвала – не прокашляешься.
Есть у автомобиля и другие недостатки: он сжигает дорогой бензин, сам может попасть в аварию и невинного пешехода покалечить. Тут и призадумаешься.
_С одной стороны______________, без автомобилей уже не обойтись, а _с другой_______, – кроме пользы, немало от них и вреда.
_____значит_________, где же выход? Выход в том, что надо искать абсолютно новые средства транспорта
1
2
Самооценка
Работа в паре
Задание: найти вводные слова, определить группу по значению, расставить знаки препинания.
Начался дождь, и я безусловно вымок до нитки.
Июнь возможно будет теплым.
Он к удивлению моему не рассердился, а рассмеялся.
К счастью в глубине леса блеснул свет, и мы вышли на широкую поляну.
Кажется шепчут колосья друг другу: “Скучно нам слушать осеннюю вьюгу”.
Мы долго плутали по лесу, но грибов к сожалению не нашли.
Говорят человек создан для счастья, как птица для полета.
1
2
3
Самооценка
Работа в паре
Взаимопроверка
Сделаем вывод
“Вводные слова”.
Что такое вводные слова
Вводные слова – это те слова, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к высказываемому (уверенность, неуверенность, радость)”.
являются ли они членами предложения или не являются,
в какой части предложения они могут находиться,
выделяются ли они знаками препинания,
меняется ли смысл предложения, если мы введем в него такие слова.
4.Самостоятельная деятельность
Из данных предложений выберите те, которые осложнены вводными словами(1 ряд), обращениями(2 ряд), сравнительными оборотами(3 ряд). Запишите предложения в тетрадь. Вводные слова, обращения, сравнительные обороты выделите. Устно объясните постановку знаков препинания.
1). Забор пожалуйста ответь ты соб..раеш..ся созреть? (М.Яснов)
2).У туч?ки розовое брюшко она л..жит в воде как хрюшка.(М.Яснов)
3).Вчера прил..тела какая-то птица наверное с нами х..тела простит..ся.(Р.Муха)
4).Эй Баран Бараныч ты помылся на ноч..?(М.Яснов)
5).Огромный контейнер стоит у ворот и лентами весь перевязан как торт.(А.Усачёв)
6). По-моему уже не та я сосулька прош..птала, тая. (Р.Муха)
7).Не решает..ся задачка – хоть убей! Думай думай голова поскорей!
(М.Бородицкая)
8).Увидя свой хвост, уд..вилась змея Неужто друз..я это всё ещё я? (М.Бородицкая)
9).Я зеркальце ручное оставила в саду чтоб феи под луною катались как на льду. (М.Бородицкая)
Учитель: Проверим.
1-ый ряд – 1, 3, 6 предложения.
2-ой ряд – 1, 4, 7, 8 предложения.
3-ий ряд – 2, 5, 9 предложения.
Какие орфограммы встретились?
БГПУ (хотела, лежит, прилетела, прошептала…)
Корни с чередованием (собираешься)
ТЬСЯ-ТСЯ в глаголах (проститься, не решается…)
Ь после шипящих, разделительный Ь…
***********************************************************************
1
2
3
4
Итог
Урок
Самооценка
Работа в паре
Взаимопроверка
Рефлексия Цифровой диктант
1-Предложения с однородными членами.
2-Предложения с обращениями
3- Предложения с вводными словами
4- Предложения со сравнительными оборотами
4.Нашу речку, словно в сказке, за ночь вымостил мороз.
2.Что ты, моя старушка, приумолка у окна?
1.Встают предо мною деревни, поля и леса.
2. Ты солнцем создан ,Алтай, живи и процветай.
3.Алтай, несомненно, красивейшая горная страна.
1.Мимо башен, идолов, гробниц Катунь неслась широкою лавиной.
4.Месяц, будто белый медвежонок, лапу протянул в моё окно.
3.Гора Белуха, безусловно, высочайшая вершина Алтая.
3.Может быть, вам запомнится этот урок.
1
2
3
4
Итог
Урок
Самооценка
Работа в паре
Взаимопроверка
Самооценка
Кластер
Простое предложение может быть осложнено
Сравнительными оборотами Однородными членами
Обращениями
Вводными словами
Домашнее задание: индивидуальные карточки.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ