План-конспект урока "Понятие о корне слова"
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: Понятие о корне слова.
Ф.И.О. Дёмина Наталья Юрьевна
Место работы: МБОУ «СОШ № 10», г. Рузаевка, Рузаевский район, республика Мордовия.
Должность: учитель начальных классов.
Предмет: Русский язык.
Класс: 2
Тема: Состав слова. Урок № 1.
Базовый учебник: Рамзаева Т. Г. Русский язык: учебник для 2 класса. В 2 частях. Ч.2
Цель урока: познакомить с понятием «корень слова»
Задачи:
- обучающие: научить находить, подбирать и образовывать однокоренные слова;
показать способы нахождения корня, подбирая родственные слова;
дать знание о том, что в корне заключено общее значение всех однокоренных слов;
сформировать навыки разграничения в словах корней, совпадающих по звучанию, но различных по значению.
- развивающие: формировать умение составлять план работы, умений соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи,
делать логические выводы, соотносить цель и результат.
- воспитательные: воспитание любви к своей Родине;
оказывать содействие воспитанию у школьников эстетичных взглядов;
осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран
Структура и ход урока.
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время
1
2
3
4
5
6
1.
Психологический настрой учащихся. Организационный момент.
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.
Вспоминают правила «рабочего» человека.
5 мин
2.
Актуализация знаний учащихся.
-Назовите буквы, обозначающие глухие звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.
-Какое это слово?
-Как вы объясните значение слова берёза?
-Но сосна, кедр, ель - это тоже деревья.
-Назовите еще, по каким признакам можно отличить берёзу от других растений, даже лиственных.
-Берёза растёт в России с незапамятных времён. От цвета коры получила своё название, которое обозначает «белый, светлый». Наши предки верили в лесных, водяных и небесных духов. Но главной богиней среди них считалась Берегиня. Её изображение не сохранилось. Однако некоторые историки считают, что оно имело вид девушки - священного дерева – русской берёзы.
Найдите слово берёза в орфографическом словаре. Почему оно записано в словаре?
-Запишите его в свой словарь. Поставьте ударение. Подчеркните безударную гласную.
-Какое слово из моего небольшого рассказа поможет запомнить непроверяемую безударную гласную е?
-Составьте и запишите предложение со словом берёза.
-Выделите зелёным цветом «опасные места» в записи предложения.
-Что узнали нового?
п,ф,к,т,х,ш,с,ч,щ,ц
Это слово берёза
Берёза – это дерево.
Берёза – это лиственное дерево, а сосна, кедр, ель – хвойные деревья.
У берёзы белая кора и листья напоминают сердечки.
Это словарное слово, правописание нужно запомнить.
Слово берёза происходит от слова белый.
Выслушивание детей, запись самого удачного.
Познакомились с новым словарным словом. Узнали, как записывается это слово, и что слово берёза в давние времена обозначало: белый.
3.
Постановка учебной задачи.
-Вспомните, какие слова называются родственными?
-Подберите родственные слова к слову берёза.
Учитель записывает слова детей на доске: Берёзка, березняк, подберёзовик, берёзонька
-Найдите общую часть данных родственных слов.
-А что вы хотите узнать об этой общей части родственных слов?
Родственными называются слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением.
Общая часть данных родственных слов берёз.
Как называется? Есть ли условный знак для обозначения? Как найти общую часть? Как записывается общая часть?
4.
Составление плана для достижения учебной задачи.
Хорошо, с вашей помощью составили следующий план работы:
-Как называется?
-Есть ли условный знак для обозначения?
-Сколько слов можно подобрать по общей части?
-Как записывается общая часть в однокоренных словах?
-Как найти в слове общую часть?
(после того как дети узнают название корня, можно изменить данный пункт плана)
-Предположите, возможное название общей части родственных слов
– А где можно узнать точно название?
-Откройте учебник, прочитайте, как называется общая часть родственных слов.
-А где узнать значение слова, если сами не можем его объяснить?
-Какое обозначение существует для корня слова?
-Какое другое название имеют родственные слова?
-На какие вопросы нашего плана мы уже ответили?
-Кто скажет, чему будем учиться сегодня на уроке?
?
В учебнике
Дети читают правило в учебнике и говорят, что общая часть родственных слов называется корнем. Корень – самая важная часть слова. В нём заключено значение слова. Без корня слов не бывает.
Узнать можно по толковому словарю.
Корень выделяется – дугой
Родственные слова называются – однокоренными.
Мы узнали: Как называется? Есть ли условный знак для обозначения? Узнали, что родственные слова называются однокоренными.
Будем учиться находить корень в словах, выделять его условным обозначением, правильно записывать однокоренные слова.
5
Физминутка.
Учитель проговаривает стихотворение:
Хомка, хомка, хомячок!
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз- два- три- четыре- пять!
Хомка сильным хочет стать!
Дети проговаривают стихотворение и имитируют действия хомки.
6.
Реализация плана.
-Где в жизни вы встречались со словом корень?
-А почему учёные использовали это слово для названия главной части слова?
- Послушайте разговор двух корней
- В словах: Берёзка, березняк, подберёзовик, берёзонька выделите корень
-Что вы скажете о написании корня в однокоренных словах?
-На какой пункт нашего плана ответили?
-Чему дальше будем учиться?
-Ваши предположения.
-Подберите однокоренные слова к слову лес, выделите корень.
Слайд № 7
Слайд № 8
-Послушайте рассказ «Родственники»:
-Вы кто такие?
-Я Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?
-А я ваша тётя – Гусеница.
-Есть ли в этом рассказе однокоренные слова?
-А слово гусеница?
-Запишите цепочки слов, устранив в них лишнее. Обоснуйте ответ, выделите корень.
Поле, полочка, полевой, полюшко.
Печурка, печь, печка, печать.
Соринка, сорняк, сорвал, насорил.
Вода, водичка, водитель, подводник.
Чаще всего это корень - это то, без чего растение не может жить.
Корень - подземная часть растения, но она нужна растению, без неё оно погибнет.
Наверно, потому, что из корня появляются слова.
Корень в однокоренных словах пишется одинаково.
Как записывается общая часть в однокоренных словах
Как найти в слове корень слова.
Если корень это общая часть родственных слов и из неё образуются слова, то нужно подбирать несколько однокоренных слов.
Запись детьми в тетрадь: Лес, лесник, лесной , лесочек, лесничий.
Это гусь, гусыня, гусята. Корень гус
Это не однокоренное, так как гусь, гусыня, гусята – это птицы. А гусеница – это насекомое, у этого слова другое значение.
На первой строчке лишнее слово - полочка, так как это мебель.
На второй строчке лишнее слово – печать, так как это либо прибор со знаками для отпечатка, либо след, знак отпечаток чего-нибудь
7.
Итог урока. Рефлексия.
-Мы с вами хорошо потрудились.
– Понравился ли вам урок?
– Что нового узнали сегодня на уроке?
- Какие задания вы выполняли с удовольствием?
– А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности
Продолжите мои предложения:
-Я понял, что…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
-У меня получилось…
-На следующем уроке мы…
На какой ступеньке лесенки вы хотите стоять?
Слайд №
Спасибо за урок!
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1.
Изображение GIF
Текст/Текст с иллюстрациями
презентация
2
Изображение GIF
Интерактивное задание
тест
3
Изображение GIF
Анимация
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ