Полные и краткие имена прилагательные
Конспект урока русского языка в 5 классе
Тема: «Полные и краткие имена прилагательные»
(УМК «Русский язык, 5 класс;
авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.)
категория: русский язык (средняя и старшая школа)
автор: Александрова Елена Сергеевна, учитель русского языка и литературы, КПН
образовательное учреждение: Государственное бюджетное образовательное учреждение «Школа № 293 имени А.Т.Твардовского»
Москва, 2016
Тип урока: объяснение нового материала (первичного предъявления новых знаний)
Цели урока: 1)образовательная: контроль формирования навыка правописания словарных слов; повторить и закрепить сведения по изучаемой теме «Имя прилагательное», полученные ранее; объяснить новый материал (дать новые знания), связанный с понятиями «полная форма» и «краткая форма» прилагательного, правописание кратких прилагательных с основой на шипящую; формировать умение определять форму прилагательного; закрепление умений находить сказуемое, определять нераспространённое предложение, проводить межъязыковые аналогии, связи с английским языком
2)воспитательная: воспитывать интерес и любовь к русскому языку, внимание, аккуратность и другие личностные качества
3)развивающая: развивать речь учащихся, а также различные УУД (регулятивные, коммуникативные, познавательные)
Место данного урока в теме: это второй урок по теме «Имя прилагательное» (первый урок был вводный, организовывался как повторение пройденного в 4 классе), поэтому фактически это первый урок объяснения нового материала при изучении прилагательного. Такая перестановка темы объясняется необходимостью выработать прочный навык определения полных и кратких форм прилагательных, умения их образовывать, поэтому, на мой взгляд, целесообразно вначале дать всю новую и сложную информацию, чтобы впоследствии иметь время на выработку прочных навыков.
Для реализации поставленных целей предлагается выполнить следующие виды заданий (табл. 1):
Этап урока
(вид деятельности)
Предложенные задания
Кто выполнял?
Для реализации какой цели урока?
1.проверка домашнего задания
1.Словарный диктант (15-20 слов )
Учащиеся (письменно)
образовательная (контроль усвоения словарных слов, подготовки дома к уроку)
2.Устный опрос правила «Имя прилагательное»
Фронтальный опрос (устный)
Образовательная (усвоение теоретического материала по изучаемой теме, контроль домашней подготовки к уроку)
3.проверка домашнего письменного задания: упр.570 (объяснить синтаксическую роль прилагательных: они употреблены в качестве определений и сказуемых)
Фронтальный опрос (устный)
Образовательная (контроль усвоения теоретических понятий и формирования практического навыка, качества выполнения домашнего письменного задания, осуществлять сравнительное языкознание для развития интереса к предмету и лучшего усвоения нового материала)
2. объяснение нового материала
Составление сравнительной таблицы «Полные и краткие прилагательные: отличительные признаки»
Учитель (на доске), учащиеся (в тетрадях)
Образовательная (объяснение нового материала, закрепление сведений о сказуемом, нераспространённом предложении), развивающая (развитие УУД)
3.первичное закрепление нового материала
А) упр.589 (2): с предложенными формами прилагательных дополнительно составить словосочетания
Учащиеся (на доске и в тетрадях)
Образовательная (закрепление нового теоретического материала на практике)
Развивающая (развитие речи учащихся)
Б) Упр.592, морфологическая характеристика кратких и полных форм прилагательных (выборочно)
Учащиеся (на доске и в тетрадях)
Образовательная (закрепление нового теоретического материала, развитие навыка давать морфологическую характеристику слову как части речи)
Развивающая (развитие речи учащихся)
Таблица 2: «Ключевые понятия урока»
Общеучебные
Специальные
таблица
Имя прилагательное, его морфологические признаки
признаки
Полная форма прилагательного
Общее, отличия
Краткая форма прилагательного
вопрос
Синтаксическая роль
выводы
Лексическая сочетаемость слов
В соответствии с требованиями к уроку новых ФГОС учитель ставит перед собой следующие задачи:
Общеобразовательные:
научить применять полученные знания на практике
закрепить умения и навыки работы с
активизировать познавательную активность
раскрыть типичные черты
выработать умение
углубить знание о
Воспитательные
вовлечь в активную деятельность
воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего
проявить наибольшую активность в выполнении заданий
вовлечь в активную практическую деятельность
Развивающие
развивать умение объяснять закономерности:
развивать умение анализировать:
развивать умение сопоставлять:
развивать умение сравнивать:
развить логическое мышление
развивать память
продолжить развитие умения анализировать
научить выступать перед аудиторией
обобщать и делать выводы
совершенствовать умения работы с источниками знаний
умение классифицировать
умение формулировать выводы
умение выявлять связи
продолжить развитие умения сравнивать
Планируемые результаты урока:
Предметные:
- получение знаний о формах прилагательных, об их особенностях и синтаксической роли, о правилах написания кратких прилагательных с основой на шипящую;
- формирование умений определять и образовывать формы прилагательных, определять их синтаксическую роль, давать им морфологическую характеристику;
- развитие речи учащихся, лексического запаса и пр.
Метапредметные:
- развитие мотивов познавательной деятельности;
- развитие способности выбирать наиболее эффективный способ решения поставленной задачи;
- умение осуществлять контроль своей деятельности;
- умение определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Личностные УУД:
- готовность учащихся к саморазвитию,
- формирование мотивации к учению и целенаправленной познавательной деятельности;
- умение отражать личную позицию в речевой деятельности;
Коммуникативные УУД:
- учащийся задает вопросы, читает, слушает, отвечает на вопросы других;
- формулирование собственной мысли;
- умение аргументировано отстаивать свою точку зрения при необходимости;
- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.
Познавательные УУД:
построение логической цепи рассуждений
доказательство
поиск и выделение информации
анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
установление причинно-следственных связей.
Регулятивные УУД:
- целеполагание (учиться ставить цель познавательной деятельности, формулировать проблему и решать её совместно с учителем);
- планирование необходимых действий (восместных с учителем, одноклассниками или индивидуальных);
- действие по плану, алгоритму;
- контроль своей деятельности;
- оценка своей деятельности и деятельности одноклассников;
- коррекция результатов своей деятельности.
Межпредметные связи: английский язык
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Формы обучения:
системно- деятельностный и когнитивный способ обучения
беседа
поиск информации в предложенных источниках
Ресурсы обучения: учебник, опорная таблица
Ход урока
Организационный момент:
Учитель приветствует класс, учащиеся – преподавателя (стоя), по достижении тишины класс садится.
Проверка домашнего задания:
Учитель задаёт вопросы (тетради и учебники учащихся закрыты):
- Какую тему мы начали изучать на предыдущем уроке? (…. Ответ ученика)
- Дайте, пожалуйста, определение имени прилагательного. (…. Ответы нескольких учеников, сильного, средних, слабых)
2) Учитель просит открыть тетради с домашним заданием:
- назовите грамматические основы в предложениях (они должны быть подчёркнуты в тетрадях, а союзы обведены в кружок). Учитель называет ФИ учеников для ответа (каждый ученик – одно предложение. Ответ должен быть полным, с вопросом к подлежащему и сказуемому). Когда сказуемое выражено прилагательным в полной форме (составное именное), учитель еще раз проводит аналогию с английским языком, изучаемым классом, в котором к такому сказуемому обязательно добавляется вспомогательный глагол «to be» в нужной форме, а в русском языке связка «быть» проявляется только в прошедшем или будущем времени, поэтому каждое такое сказуемое учитель просит поставить в прошедшее или будущее время, чтобы услышать эту связку «быть».
Например, первое предложение:«Подруги говорят о Наташе, что она хорошая». Ученик называет грамматические основы: «(Кто?) подруги – это подлежащее, подруги (что делают?) говорят (это сказуемое); вторая основа: (Кто?) она – это подлежащее, она (какая?) хорошая – это сказуемое, т.к. если поставить в прошедшее время, то будет «была хорошая». Можно предложить перевести на английский язык – was good. Подобным образом анализируется каждое предложение в домашнем тексте, опрашиваются как сильные, так и средние, и слабые ученики. При проверке учащиеся вносят необходимые коррективы в карандашные графические записи в домашнем задании.
-Вывод: так какую синтаксическую роль может выполнять прилагательное в тексте? – учащиеся еще раз проговаривают, что прилагательное может быть определением или сказуемым.
3) от домашней работы учитель просит отступить 2 строчки, записать вид работы «Словарный диктант». Учащиеся записывают под диктовку словарные слова 15-20 (учитель берет их с форзаца учебника «Пиши правильно!»: в начале года слова были разделены на группы по 10 слов, они обязательно прописываются в каждой домашней работе по очереди, а раз в 2 недели – словарный диктант).
Объяснение нового материала
На доске учитель записывает 2 формы одного слова: полное прилагательное – краткое прилагательное, проводит вертикальную линию, получает 2 столбика. Задаёт вопрос ученикам:
- чем отличаются эти два слова? Учащиеся начинают отвечать, а учитель записывает правильные их ответы в тот или иной столбик4 все делают то же самое в своих тетрадях. В процессе вывода правила учитель задает наводящие вопросы («Чем будет такое слово в предложении? и другие в зависимости от уровня класса). В результате на доске и в тетрадях получается запись:
-
холодный
холодна
Какой?
Каков?
Окончание из 2 букв
Окончание из 1 буквы
В предложении определение, сказуемое
В предложении сказуемое
Учитель просит открыть учебник на стр.92 и, прочитав правило о кратких прилагательных, найти информацию, которую еще не внесли в таблицу (об изменении кратких прилагательных). Затем таблица приобретает законченный вид:
-
холодный
холодна
Какой?
Каков?
Окончание из 2 букв
Окончание из 1 буквы
В предложении определение, сказуемое
В предложении сказуемое
Род, число, падеж (по сущ.)
Род, число (нет падежа!) – по сущ.
Первичное закрепление:
1)упр.589 (2): учитель даёт задание классу: а теперь давайте сами попробуем образовать краткие прилагательные от полных, пользуясь образцом в упражнении 589. Часть 1 – будете выполнять дома, как в классе, а сейчас выполняем часть 2, только дополняем её следующим заданием: с получившимися формами составить сочетания слов, не повторяясь в словах.
Учитель первую запись делает на доске сам, опираясь на ответы учащихся:
Нужный (прибор) – нужен (маме), нужна (ручка), нужно (встать). Сверху карандашом подписывается полная форма или краткая, у кратких еще указывается род. Можно вызвать сильного ученика на оценку или организовать работу у доски по цепочке: каждый отвечающий по примеру.
В конце учитель спрашивает, какие сочетания слов у нас получились? Где среди них словосочетания, а где нераспространённые предложения?
2)Вначале читается правило на стр.92 о правописании кратких прилагательных с основой на шипящую, а затем выполняется упр.592: выполняется по заданию на оценку, но дополняется морфологической характеристикой прилагательных, например:
Чист – (каков?) прилаг., в кратк.форме, в ед.ч., в м.р.
Каждый раз обращается внимание на отсутствие падежа в морфологической характеристике краткого прилагательного. На конце кратких прилагательных обозначается орфограмма № 20 (пометку «кр.прил.» мы делаем над словом).
Рефлексия:
Учитель задаёт вопросы:
- Что нового вы узнали на этом уроке? Чем краткие прилагательные отличаются от полных? А могут ли полные прилагательные, отвечающие на вопрос «какой?» быть сказуемым? Как это доказать? В каком языке еще встречаются такие виды сказуемых? Почему? (они родственные)
Домашнее задание и инструктаж по его выполнению: упр.589(1) – как в классе; упр.594 (подчеркнуть грамматические основы, найти обращение), правила (учить), прописать словарные слова (группа № 6)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ