Рабочая программа факультатива по предмету «Занимательный русский язык» для 3 класса на 2014 – 2015 учебный год
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа пгт. Новокручининский
«Рассмотрено»
Руководитель МО
Тютина Г.В.
Протокол № ___ от
«___»__________2014 г.
«Согласовано»
Заместитель директора
школы по УР МОУ СОШ №2 пгт.Новокручининский
Логинова Н.С
«___»__________2014 г.
«Утверждаю»
Директор
МОУ СОШ №2
Пгт. Новокручининский
Гаврилова Л.Г
Приказ № ___ от
«___»___________2014 г
Рабочая программа факультатива
по предмету
«Занимательный русский язык»
для 3 класса
на 2014 – 2015 учебный год.
Составила: Цыдыпова Н.Ю.
учитель начальных классов
II категория
пгт. Новокручининский
2014 г.
Пояснительная записка.
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». В этом случае на помощь приходит курс «Занимательный русский язык». Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по курсу «Занимательный русский язык».
Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой целью, стоящей перед учителем.
Решение этой цели осуществляется на уроке.
Курс по русскому языку ставит следующие задачи:
Воспитание любви к русскому языку;
Развитие интереса к языку как учебному предмету;
Расширение и углубление программного материала;
Пробуждение у учащихся потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью;
Совершенствование общего языкового развития младших
школьников;
Организация занимательных уроков основывается на следующих принципах: добровольности участия, научности, сознательности и активности, наглядности, доступности, связи теории с практикой, индивидуального подхода. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должны снижать обучающей и развивающей роли внеурочной работы по русскому языку.
Данная программа по русскому языку позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов. Эта программа обращает внимание учителя на все стороны языка, рассматривает слово в грамматическом и лексическом плане.
Знание русского языка создает условие для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому на занятиях факультатива следует обращать внимание на задания, направленные на развитие речи
учащихся, на воспитание у них чувства языка. Занятие факультатива должны убедить школьников в том, что родной язык надо изучать постоянно для того, чтобы понимать окружающую нас действительность и принимать в жизни активное участие.
Учебно – тематический план
неделя – 1 час, год – 34 часа
№
занятия
Тема
Колич.
часов
Дата
1.
Умеешь ли ты грамотно писать?
Анкетирование.
3
2
Работа со словами.
5
3
Орфография.
5
4
Игры со словами.
7
5
Части речи.
2
6
Падежи.
2
7
Роль существительных в связной речи.
3
8
Глаголы.
3
9
Наречия.
1
10
Служебные части речи.
1
11
Роль орфографии.
1
12
Итоговое занятие. Анкетирование.
1
Итого: 34 часа
Тематическое планирование по курсу
«Занимательный русский язык»
№
Наименование раздела программы
Колич
часов
Тема занятия
Дата проведения
Коррекция
план
факт
1
Умеешь ли ты грамотно писать.
1
Знаешь ли ты грамматику ?
Анкетирование.
2
1
Что ты слышишь и что пишешь.
3
1
Умеешь ли ты правильно и точно говорить?. .
4
Работа со словами.
5
Смысл слов. Работа со словарём.
5
Игры «Угадай слово». «Собери слово».
6
Игра «Пословица, тебя я знаю».
7
Игра «Где прячется ошибка?».
8
Олимпиада по русскому языку.
9
Орфография.
5
Безударные
гласные.
10
Звонкие и глухие
согласные.
11
Непроизносимые
согласные.
12
Многозначные
слова.
13
Решение орфографических задач.
14
Игры со словами.
7
Слова – омонимы.
15
Слова –синонимы.
16
Антонимы.
17
Решение
кроссводов.
18
Слова –родственники.
19
Друзья корней –приставки и суффиксы.
20
Научись писать трудные слова.
21
Части речи.
2
Игра «Я знаю части речи».
22
Сказка «Как появился у сущест
род.»
23
Падежи.
1
Ах, эти падежи!.
24
Прилагательные.
1
Роль в языке.
25
Части речи.
2
Игра «Я знаю части речи».
26
Сказка «Как появился у существит род.»
27
Это интересно!
2
О падежах.
28
О прилагательных.
29
Глаголы.
3
Роль глаголов в связной речи.
30
Времена глаголов заменяют друг друга.
31
С глаголами частицу НЕ раздельно пиши!
32
Наречие.
1
Знакомство с наречиями.
33
Служебные части речи.
1
Что? Зачем? Откуда?Почему?
34
Итоговое занятие.
1
Досуг «В стране грамотеев».
Содержание тем учебного курса:
Умеешь ли ты грамотно писать? Анкетирование.
В процессе занятий дети узнают, чтобы грамотно писать, нужно быть внимательным, сосредоточенным, заниматься в спокойных условиях, знать определённые правила правописания.
Работа со словами.
В этом разделе учащиеся знакомятся с приёмами работы над своей памятью, мышлением, со схемами; узнают о тайнах работы со словами, учатся отгадывать загадки, кроссворды, ребусы…
Орфография.
Учащиеся знакомятся и запоминают определенные правила. Выясняют, что означает слово языкознание…
Игры со словами.
В этом разделе, играя, в занимательной форме дети усваивают очень важные понятия и термины, которые необходимы при изучении русского языка.
Части речи.
Узнают, по каким признакам распределяем слова на части речи, как их распознать, какие особенности у каждой части речи.
Падежи.
Учащиеся узнают много интересного о падежах. Чтобы не чувствовать себя иностранцем в собственной стране, нужно знать падежи; для свзи слов в предложении,
Роль существительных в связной речи.
Глаголы. Знакомятся в игровой форме с особенностями глаголов.
Наречия. Узнают опросы наречий, учатся их различать.
Служебные части речи. Знакомятся с понятием данного занятия.
Роль орфографии. Понимают, что орфография –основа грамотного письма.
Итоговое занятие. В занимательной форме, играя и развлекаясь, учащиеся повторяют пройденный материал и подводят итог работа за год.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу 3 класса у учащиеся сформируются все виды УУД по данному предмету: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные)
К концу учебного года учащиеся 3 класса должны знать:
Слова- синонимы;
Слова- антонимы;
Слова- омонимы;
Происхождение слов;
Учащиеся должны уметь:
Отличать слово от предложения, звук от буквы;
Использовать в своей речи «волшебные» слова;
В соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, слова приветствия, поздравления, прощания;
Группировать слова по темам;
Использовать средства выразительности устной речи: громкость, тон, темп для чтения произведений по ролям, стихотворений;
Список литературы учебной
Л.В. Мищенкова методическое пособие «Занимательный русский язык для учащихся начальной школы» Москва, изд.. Просвещение, 2011 г, стр.70
Потураева Л.Н. Русский язык. 3 класс. Тесты. Ростов – н/Дону: Легион,112 с.
Русский язык. «занимательные задания».Ракитина М.Г. Москва, изд. 21 век,144 с.
4. Рабочая тетрадь «Занимательный русский язык для 3 класса. /Л.В. Мищенкова,М., изд «Просвещение, 2012 г, 57 с.
Литература дополнительная
Методическое пособие «Занимательный русский язык» для учащихся начальной школы /Т.Давыдова, М., ООО»Стрекоза»,2011 год,70 стр
С.И.Сенина . Материал для промежуточной аттестации. Изд «Легион», Ростов – на Дону, «2010 год,140 стр.
Н.Н. Ушаков «Внеклассная работа по русскому языку в начальной школе».
В. И. Волина «Азбуковедение».
М.Б. Голованова «Говорим, читаем, пишем».
Тоцкий П,С.Орфография без правил. Начальная школа.-М. Просвещение, 1991 г.
Н.М.Бетенькова,Фонин Д.СМ.Конкурс грамотеев. Дидактические игры и занимательные уражнения по русскому языку для учащихся начальной школы.-М.: Просвещение,1995 г
Перечень учебно – методического обеспечения:
демонстрационная магнитная доска с набором креплений;
наборы картинок по разным темам;
таблицы по определённым темам;
алфавит;
ноутбук;
мультимедийный проектор;
рабочие тетради;
картинки со сказочными персонажами;
Литература:
Методическое пособие «Занимательный русский язык» для учащихся начальной школы /Т.Давыдова, М., ООО»Стрекоза»,2011 год,70 стр
С.И.Сенина . Материал для промежуточной аттестации. Изд «Легион», Ростов – на Дону, «2010 год,140 стр.
Н.Н. Ушаков «Внеклассная работа по русскому языку в начальной школе».
В. И. Волина «Азбуковедение».
М.Б. Голованова «Говорим, читаем, пишем».
Тоцкий П,С.Орфография без правил. Начальная школа.-М. Просвещение, 1991 г.
Н.М.Бетенькова,Фонин Д.СМ.Конкурс грамотеев. Дидактические игры и занимательные уражнения по русскому языку для учащихся начальной школы.-М.: Просвещение,1995 г
Рабочая программа является мобильной, открытой, возможно фактическое изменение тематического планирования за счёт часов резерва и некоторых тем курса.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ