Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе
муниципальное общеобразовательное учреждение
ЕРШОВСКАЯ Средняя общеобразовательная школа
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ВАСИЛИЯ ФАБРИЧНОВА
«Согласовано» на заседании МО «Согласовано» «Утверждаю»
Протокол заседания методического Зам. директора по УВР: Директор МОУ Ершовской
объединения учителей ___________О. В. Панфилова средней общеобразовательной школы от_____________2011 г. №______ «___» ____________2011 г. имени Героя Советского Союза
Руководитель ШМО Василия Фабричнова
_________________О. П. Куфтерина _____________________Т. В. Гарькавая «_01_» сентября 2011 г.
Приказ № ______от ___________2011 г.
Рабочая программа по русскому языку
на 2011 – 2012 учебный год
Класс: 10
Учитель: Кузьмина Виктория Юрьевна
с. Ершово
2011 год
Раздел I. Пояснительная записка
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего
образования, авторской программы Н.Г. Гольцовой
(учебник: Н. Г. Гольцова и др. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2008)
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она
-рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
- соответствует стандарту среднего (полного) общего образования по русскому языку, социальному заказу родителей;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
Структура документа
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, календарно-тематическое планирование, литературу и средства обучения.
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. Перераспределение часов проведено по причине того, что в соответствии с учебным планом школы на изучение русского языка выделено 2 часа в неделю вместо 1 часа, предусмотренного программой Н. Г. Гольцовой.
Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам орфографии, морфологии «малых частей речи», трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся.
Изучаемый в 10 классе материал рассматривается на текстовой основе, в тесной связи с синтаксисом и пунктуацией, комплексным анализом текста, а в 11 классе изучение синтаксиса и пунктуации происходит в тесной связи с морфологией и орфографией. С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и контрольных работ, включающих задания части А и В в 10 классе и А,В,С в 11 классе, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа. Особое место отводится фонетическому разбору, показывающему изменение качества звука в потоке речи, трудностям орфоэпии, видам морфемного и словообразовательного разбора.
Основная цель курса — повторение, обобщение и систематизация знаний по фонетике, грамматике, орфографии и пунктуации.
Таким образом, рабочая программа даёт возможность не только повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, но и расширить лингвистический кругозор выпускников средней школы, уделить должное внимание формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентности учащихся.
Раздел II. Учебно-тематический план.
Содержание
Кол-во часов
Количество контрольных
работ
по рабочей программе
по авторской программе
Введение.
1
1
Лексика. Фразеология. Лексикография.
5
10
1
Фонетика. Графика. Орфография.
2
2
-
Морфемика и словообразование.
2
4
1
Морфология и орфография.
24
51
3
ИТОГО
34
68
5
Раздел III. Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса РУССКИЙ ЯЗЫК
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
• связь языка и истории, культуры русского и других народов;
• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
• информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:
• адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
• использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
• осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
• осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
• свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
• передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
• использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);
создание устного и письменного речевого высказывания:
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
• формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
• выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
• высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
• владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
• создавать устное высказывание на лингвистические темы;
• владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
• оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;
анализ текста и языковых единиц:
• проводить разные виды языкового разбора;
• опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
• анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;
соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в процессе письма, изученные орфографические и пунктуационные нормы;
• эффективно использовать языковые единицы в речи;
• соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
• участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
• фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
Раздел IV. Календарно-тематическое планирование.
Введение. – 1 час
№ п/п урока
Дата проведения
урока
Тип урока
Тема
Параграф
учебника
Количество
часов
Примечание
по плану
по факту
1
Лекция с элементами беседы.
Слово о русском языке.
стр. 5 - 8
1
Лексика. Фразеология. Лексикография. – 10 часов
№ п/п
урока
Дата проведения
урока
Тип урока
Тема
Параграф
учебника
Количество
часов
Примечание
по плану
по факту
2
Беседа, лингвистический разбор.
Урок 1. Слово и его значение.
1
1
3
Беседа по вопросам, тренировочные упражнения.
Урок 2. Однозначность и многозначность слов.
Самостоятельная работа.
2
1
4
Работа с таблицей, словарная работа.
Урок 3. Изобразительно – выразительные средства русского языка.
3
1
5
Сообщения учеников, лингвистическая игра.
Урок 4. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление.
4 - 5
1
6
Отработка приёмов лингвистического разбора.
Урок 5. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление.
6 - 7
1
7
Диктант с грамматическим заданием.
Урок 6. Диктант с грамматическим заданием (повторение).
1
8
Объяснение учителя, работа над речевыми нормами.
Урок 7. Происхождение лексики современного русского языка.
8
1
9
Словарная работа, объяснение учителя.
Урок 8. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.
9 - 10
1
10
Работа с учебником, тренировочные упражнения.
Урок 9. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
11
1
11
Объяснение учителя, работа с учебником.
Урок 10. Лексикография.
Проверочная работа.
12
1
Фонетика. Графика. Орфография. – 2 часа.
№ п/п
урока
Дата проведения
урока
Тип урока
Тема
Параграф
учебника
Количество
часов
Примечание
по плану
по факту
12
Объяснение учителя, тренировочные упражнения.
Урок 1. Звуки и буквы. Фонетический разбор слова.
13
1
13
Объяснение учителя, тренировочные упражнения.
Урок 2. Орфоэпия.
Самостоятельная работа.
14
1
Морфемика и словообразование. – 4 часа.
№ п/п
урока
Дата проведения
урока
Тип урока
Тема
Параграф
учебника
Количество
часов
Примечание
по плану
по факту
14
Объяснение учителя, беседа по вопросам, работа с учебником.
Урок 1. Состав слова. Морфемный разбор слова.
15
1
15
Объяснение учителя, работа над речевыми нормами.
Урок 2. Словообразование. Словообразовательный разбор.
16
1
16
Урок контроля.
Урок 3. Контрольный диктант за 1 четверть.
1
17
Объяснение учителя, беседа по вопросам.
Урок 4. Формообразование. Работа над ошибками, допущенными в диктанте.
17
1
Морфология и орфография. – 51 час.
№ п/п
урока
Дата проведения
урока
Тип урока
Тема
Параграф
учебника
Количество
часов
Примечание
по плану
по факту
18
Работа с учебником, словарная работа.
Урок 1. Принципы русской орфографии.
18
1
19
Объяснение учителя, работа над речевыми нормами.
Урок 2. Проверяемые и непроверяемые безударны гласные в корне слова.
19
1
20
Объяснения учителя и тренировочные упражнения.
Урок 3. Чередующиеся гласные в корне слова.
20
1
21
Закрепление темы, работа с учебником.
Урок 4. Употребление гласных после шипящих.
21
1
22
Объяснение учителя, тренировочные упражнения.
Урок 5. Употребление гласных после Ц.
22
1
23
Объяснение учителя, тренировочные упражнения.
Урок 6. Правописание звонких и глухих согласных.
23
1
24
Объяснение учителя, самостоятельная работа.
Урок 7. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.
24
1
25
Объяснение учителя, работа с учебником.
Урок 8. Правописание двойных согласных.
25
1
26
Объяснение учителя, работа с учебником.
Урок 9. Правописание гласных и согласных в приставках.
26
1
27
Тренировочные упражнения, работа с учебником.
Урок 10. Приставки ПРЕ- и ПРИ-.
Проверочная работа.
27
1
28
Тренировочные упражнения, работа с учебником.
Урок 11. Гласные И и Ы после приставок.
28
1
29
Объяснение учителя, работа с учебником.
Урок 12. Употребление Ъ и Ь.
29
1
30
Объяснение учителя, работа с учебником.
Урок 13. Употребление прописных букв. Правила переноса слов.
30 - 31
1
Самостоятельные части речи.
31
Объяснение учителя, работа с учебником.
Урок 14. Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного.
32
1
32
Объяснение учителя, работа с учебником.
Урок 15. Правописание падежных окончаний имён существительных.
33
1
33
Объяснение темы, словарная работа.
Урок 16. Гласные в суффиксах имён существительных.
34
1
34
Диктант и самостоятельная работа.
Урок 17. Контрольная работа за 2 четверть.
1
35
Объяснение учителя, работа с учебником.
Урок 18. Работа над ошибками. Правописание сложных имён существительных.
35
1
36
Объяснение материала, работа с учебником.
Урок 19. Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор имени прилагательного.
36
1
37
Объяснение учителя, словарная работа.
Урок 20. Правописание окончаний имён прилагательных.
37
1
38
Объяснение учителя, совершенствование орфографических навыков.
Урок 21. Правописание суффиксов имён прилагательных.
38
1
39
Объяснение учителя, работа с таблицей.
Урок 22. Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.
39
1
40
Тренировочные упражнения, словарная работа, проверочная работа.
Урок 23. Правописание сложных имён прилагательных.
40
1
41
Объяснение учителя, тренировочные упражнения.
Урок 24. Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор имени числительного.
41
1
42
Беседа по вопросам, тренировочные упражнения.
Урок 25. Склонение имён числительных.
Проверочная работа.
42
1
43
Объяснение учителя, тренировочные упражнения.
Урок 26. Правописание имён числительных. Употребление имён числительных в речи.
43 - 44
1
44
Объяснение учителя, тренировочные упражнения.
Урок 27. Местоимение как часть речи. Морфологический разбор местоимения.
45
1
45
Работа со схемами, тренировочные упражнения.
Урок 28. Правописание местоимений.
46
1
46
Объяснение учителя, тренировочные упражнения.
Урок 29. Глагол как часть речи. Морфологический разбор глагола.
47
1
47
Работа с учебником.
Урок 30. Правописание глаголов.
Проверочная работа.
48
1
48
Объяснение материала, словарный диктант.
Урок 31. Причастие как глагольная форма. Морфологический разбор причастия.
49
1
49
Тренировочные упражнения, работа с учебником.
Урок 32. Образование причастий.
50
1
50
Практическое занятие, работа с учебником.
Урок 33. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
51
51
Объяснение учителя, работа с учебником.
Урок 34. Деепричастие как глагольная форма. Морфологический разбор деепричастия.
52
52
Урок контроля.
Урок 35. Контрольный диктант. Тема:
53
Тренировочные упражнения.
Урок 36. Работа над ошибками. Повторение пройденного.
54
Объяснение учителя, работа с учебником.
Урок 37. Наречие как часть речи. Морфологический разбор наречия.
53
1
55
Обобщение знаний, объяснительный диктант.
Урок 38. Правописание наречий.
Проверочная работа.
54
1
56
Тренировочные упражнения.
Урок 39. Слова категории состояния. Морфологический разбор слов категории состояния.
55
1
Служебные части речи.
57
Словарный диктант, работа с учебником.
Урок 40. Предлог как служебная часть речи. Морфологический разбор предлога.
56
1
58
Обобщение знаний, работа с учебником.
Урок 41. Правописание предлогов.
57
1
59
Объяснение учителя, обобщение знаний.
Урок 42. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Морфологический разбор союза.
58
1
60
Обобщение знаний.
Урок 43. Правописание союзов.
59
61
Работа с учебником, тренировочные упражнения.
Урок 44. Частицы. Морфологический разбор частицы.
60
1
62
Закрепление знаний, тренировочные упражнения.
Урок 45. Правописание частиц.
Проверочная работа.
61
1
63
Закрепление знаний, тренировочные упражнения.
Урок 46. Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление.
62
1
64
Систематизация материала.
Урок 47. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи.
63
1
65
Объяснение учителя, систематизация материала.
Урок 48. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометия.
64
1
66
Урок контроля.
Урок 49. Итоговая контрольная работа за 10 класс.
1
67
Обобщающие тренировочные упражнения.
Урок 50. Работа над ошибками. Повторение и закрепление пройденного материала.
1
68
Урок 51. Подведение итогов учебного года.
1
Раздел V. Литература.
для учащихся:
Базовый учебник Н. Г. Гольцова и др. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2009
для учителя:
Русский язык. 10 – 11 классы: книга для учителя/Н.Г.Гольцова, М.А.Мищерина. – 5-е изд., испр. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
Е.Г. Челендулаева. Таблицы и схемы на уроках русского языка. 5 – 9 классы. Методическое пособие. Москва «Материк – Альфа» 2006.
И.В. Сиднева. Сборник орфографических диктантов. Повторение изученного материала с 5 по 11 классы. Москва «Аркти», 2001.
Готовимся к олимпиаде по русскому языку. Сборник заданий и ответов для 9-11-х классов. Москва «Аркти» 2008.
Предметные недели в школе. Русский язык и литература. Составитель Л. И. Косивцова. Волгоград. Издательство «Учитель», 2008.
Русский язык. Трудные вопросы морфологии. 10 – 11 классы. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
ЕГЭ. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену/Т.М.Пахнова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
Русский язык. Комплексная работа с текстом. 9 – 11 классы. Дидактические материалы / Т.М.Пахнова. – М.: Айрис-пресс, 2009.
Русский язык. 10 – 11 классы : контрольные работы. Комплексные задания / авт.-сост. Г.В.Цветкова. – Волгоград: «Учитель», 2010.
Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык в таблицах. 10-11 классы. М., 2006
Львова С.И. и Цыбулько И.П. Настольная книга учителя русского языка. 5-11 классы. М., 2007
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ