РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 5 КЛАССА на 2015-2016 учебный год

Рассмотрено на заседании «Утверждаю»

ШМО учителей гуманитарного Директор МОУ «СОШ №2»

цикла _________ Марченкова Т.Е.

______________Кузнецова С. И.

«___» ______ 20___ Приказ № ____от __________


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»









РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА


ДЛЯ 5 КЛАССА

на 2015-2016 учебный год









учитель

БЕЛОНОГИНА А.И.











Ржев

2015

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.

За основу рабочей программы взята авторская программа по русскому языку для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение», 2010 год.

Назначение программы:

  • улучшение результатов обучения родному языку, усовершенствование технологии обучения в соответствии с изменившимися приоритетами целей основного образования;

  • реализация основных положений концепции лингвистического образования школьников.

Содержательные линии предмета:

В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных.

Программа содержит:

  • отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистике русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;

  • сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и название пунктуационных правил.

  • Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся 5 класса.





Структура школьного курса русского языка в 5 классе:

Примерная рабочая программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности.

Материал курса русского языка в 5 классе располагается следующим образом: фонетика и графика, лексика, морфология и орфография. В 5 классе также вводятся первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации.

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся. В связи с этим изучение тем: «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» проводится в два этапа, т.е. изучается в 5 и 6 классах.

Значительное место в программе отводится повторению. В 5 классе в разделе «Повторение пройденного в 1-4 классах» для этой цели отведено 30 часов. Это позволит мне правильно решить проблему преемственности между начальным и средним звеном обучения. Каждая тема завершается повторением пройденного материала.

В рабочей программе специально выделены часы на развитие речи. Виды работ различны: это и виды работ над текстом, и речеведческие понятия. Они пропорционально распределяются между грамматическим материалом, что обеспечивает равномерность обучения речи.

В программе указан годовой объём учебного времени, а также распределение часов по темам программы.

Цели и задачи, реализуемые рабочей программой.

Основная цель программы: учебный предмет «Русский язык» в 5 классе имеет познавательно – практическую направленность, т.е. даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.

Специальная цель: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.


Коммуникативная компетенция (осведомлённость в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:

  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);

  • овладение нормами русского литературного языка;

  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

  • обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.



Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:

  • формирование у учащихся научно – лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании);

  • развитие языкового и эстетического представления о прекрасном в языке и речи.

Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.

Общепредметными задачами работы по русскому языку являются:

  • воспитание учащихся средствами данного предмета;

  • развитие их логического мышления;

  • обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

  • формирование общеучебных умений (работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтение и т.д.).



Принцип построения - концентрический

Специфика предмета:

Русский язык является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • система инновационной оценки «портфолио»;

  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава);

  • проектно-исследовательская технология.



Изменения, внесённые в авторскую учебную программу и их обоснование.

В авторской программе по русскому языку для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М. Шанского (Москва, «Просвещение», 2010 год) на изучение русского языка в 5 классе отведено 204 часа, так как в базисном учебном плане на изучение русского языка в 5 классе отводится 6 часов в неделю.

В связи с адаптацией пятиклассников при переходе из начальной школы в основную, я увеличила количество часов на повторение пройденного в 1-4 классах. Также было сокращено количество часов на изучение темы «Глагол», которые добавлены к теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи». Это связано с тем, что в ЕГЭ и ГИА словосочетанию, простому и сложному предложению отведено большое количество заданий. Поэтому уже с 5 класса необходимо нацеливать детей на сдачу выпускных экзаменов.

В пояснительной записке к авторской программе по русскому языку для

5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М. Шанского (Москва, «Просвещение», 2010 год) даётся обоснование правомерности таких действий учителя. Там сказано, авторская программа включает базовые знания, которыми должны овладеть все учащиеся общеобразовательной школы. Учитель должен реализовать её выполнение. Вместе с тем ему предоставляется право по своему усмотрению вносить изменения в рабочую программу. В том числе и увеличивать количество работ по развитию связной речи, что мной и было сделано. Также в авторской программе отмечается, что разные коллективы учащихся по-разному подготовлены к восприятию нового. Учитывая это, учитель сам распределяет время на программные темы того или иного класса.

Формы организации учебного процесса:

Формы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.

Методы и приёмы обучения:

- обобщающая беседа по изученному материалу;

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный опрос;

- опрос с помощью перфокарт;

- выборочная проверка упражнения;

- взаимопроверка;

- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой;

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах;

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

- изложения (выборочные, подробные и сжатые) на основе текстов типа описания, рассуждения;

- написание сочинений;

- письмо под диктовку;

- комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке:

- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;

- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:

-составление плана текста;

-пересказ текста по плану;

-продолжение текста;

-редактирование;

-конспектирование;

- участие в диалогах различных видов;

- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, установление смысловых частей текста, определение их связей);

- создание собственных письменных текстов;

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

- составление опорных схем и таблиц;

- работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;

- работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей;

- создание портфолио для подготовки к ГИА.



Формы текущего контроля знаний в 5 классе:

  • тест;

  • диктант / диктант с грамматическим заданием;

  • проверочная работа с выборочным ответом;

  • комплексный анализ текста;

  • подробное, сжатое изложение;

  • сочинение повествовательного характера на заданную тему;

  • письменный ответ на вопрос проблемного характера;

  • сочинение по картине;

  • рассказ о случаях из жизни,

  • описание отдельных предметов, животных по наблюдениям, опыту, по картине

  • устное \ письменное высказывание на лингвистическую тему.



Формы промежуточной аттестации в 5 классе:

  • тест;

  • диктант с грамматическим заданием.











Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 5 класса. Прогнозируемые результаты

Учащиеся должны знать:

  • определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

К концу 5 класса должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • разбирать слова фонетически, по составу, морфологически, а предложения (с двумя главными членами) - синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;

  • разъяснять значение известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическими и толковыми словарями;

  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

ПО ОРФОГРАФИИ. Находить в словах изученные орфограммы, находить орфографические ошибки и исправлять их, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами , изученными в 5 классе.

ПО ПУНКТУАЦИИ. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать свой выбор.

ПО СВЯЗНОЙ РЕЧИ. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато пересказывать повествовательные тексты. Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным материалом).

Правильно использовать языковые средства в устной и письменной речи.

Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.

Пользоваться различными словарями.

Использование приобретённых знаний

- при написании сочинений;

- при выстраивании диалога и монолога;

- при подготовке и сдаче ГИА и ЕГЭ.

Учащиеся должны знать/уметь:

Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Аудирование:

- понимать основное содержание небольшого по объёму научно- учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

- выделять основную мысль, структурные части исходного текста.

Чтение:

- владеть техникой чтения;

- выделять в тексте главную и второстепенную информацию;

- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;

- владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;

- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;

- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;

- правильно расставлять логические ударения, паузы;

- выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.

Говорение:

- доказательно отвечать на вопросы учителя;

- подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи

- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;

- выражать своё отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации.

Письмо:

- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;

- создавать письменное высказывание разных типов речи;

- составлять план сочинения и соблюдать в процессе письма;

- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;

- делить текст на абзацы;

- писать небольшие по объёму тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);

- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;

- выражать своё отношение к предмету речи;

- находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;

- подбирать заголовок, отражающий основную тему и основную мысль текста;

- использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);

- исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении.

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

- выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику;

- различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы;

- использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;

- находить в художественном тексте явления звукописи;

- правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;

- работать с орфоэпическим словарём.

ГРАФИКА:

- правильно произносить названия букв русского алфавита;

- свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;

- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.

МОРФЕМИКА:

- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;

- подбирать однокоренные слова с учётом значения слова;

- учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;

- пользоваться словарём значения морфем и словарём морфемного строения слов;

- объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.

ЛЕКСИКОЛОГИЯ:

- объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);

- пользоваться толковым словарём для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов;

- распределять слова на тематические группы;

- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

- различать прямое и переносное значение слов;

- отличать омонимы от многозначных слов;

- подбирать синонимы и антонимы;

- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;

- находить в тексте выразительные приёмы, основанные на употреблении слова в переносном значении;

- владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;

- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора.

МОРФОЛОГИЯ:

- различать части речи;

- правильно указывать морфологические признаки имён существительных, прилагательных, глаголов;

- уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т.п.;

- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.

ОРФОГРАФИЯ:

- находить орфограммы в морфемах;

- группировать слова по видам орфограмм;

- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приёмами применения изученных правил орфографии;

- устно объяснять выбор написания и использования на письме специальные графические обозначения;

- самостоятельно подбирать слова на изученные правила.

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

- выделять словосочетания в предложении;

- определять главное и зависимое слово;

- составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;

- выделять основы предложений с двумя главными членами;

- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;

- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;

- составлять простые и сложные предложения изученных видов;

- соблюдать верную интонацию конца предложений;

- опознавать предложения, осложнённые однородными членами, обращениями, вводными словами;

- находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;

- владеть правильным способом действий при применении изученных правил пунктуации;

- устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях (в изученных синтаксических конструкциях) и использовать на письме специальные графические обозначения;

- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.





































Учебно-тематический план



Содержание

Кол-во

часов

(всего)

В том числе контрольных

В том числе развитие речи

Введение

3

-

1

Вспоминаем, повторяем, изучаем

30

3

5

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

34

2

3

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи

16

1

4

Лексика. Культура речи

12

1

2

Морфемика. Орфография. Культура речи

29

1

4

Имя существительное

23

1

3

Имя прилагательное

15

2

3

Глагол

32

2

7

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе

10

2

-

ИТОГО

204

15

32

























Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 5 классе на 2015 – 2016 уч. год.

дата

Наименование раздела, темы

цели


П

Ф

1



Введение

Показать значение изучения рус.яз., его особенностями, структурой. Условными обозначениями

2



Язык и человек. Общение устное и письменное

Дать понятие о разнообразии средств выражения мыслей, знаний, чувств; выявить общее и различное в устном и письменном общении

3



Стили речи

Учить определять принадлежность текстов к стилям речи, совершенствовать владение речевым этикетом

Вспоминаем, повторяем, изучаем (30 ч)

4



Звуки и буквы. Произношение и правописание

Показать соотношение фонетики и орфографии, произношения и правописания. Значение этого соотношения, значение транскрипции

5



Орфограмма

Показать опознавательные признаки орфограмм, закрепить навыки обнаружения орфограмм, фонетического разбора

6,7



Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

Различать омонимичные и омофоничные корни, прививать навыки сам.раб, формировать мотивацию к исслед. раб

8,9



Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова

Развивать навыки разбора по составу, работы с орфографическими словарями, формировать навыки аналитической работы

10



Правописание проверяемых согласных в корне слова

Закрепить умения обнаруживать орфограммы-согласные в корнях, развивать навыки работы со словарями

11



Правописание непроверяемых согласных в корне слова

Развивать навыки работы со словарем иностранных слов, мотивацию к аналитической деятельности

12



Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Развивать навыки работы с толковым словарем, формировать мотивацию к самостоятельной аналитической деятельности

13



Буквы и, у, а после шипящих

Повторить правописание и,у,а после шипящих, формировать мотивацию к обучению и самообучению

14



Разделительные Ь и Ъ

Формировать мотивацию к аналитической деятельности

15



Разделительное написание предлогов с другими словами

Дать определение об орфограмме-пробеле, орфограмме-дефис; научить отличать предлоги от приставок

16



Проверочная работа


17

Живописи,


Рр Что мы знаем о тексте

Повторить основные признаки текста, развивать умение строить текст, формировать умение выявлять языковые и композиционные особенности текста

18



Рр Обучающее изложение

Развивать умение письменно излагать текст

19, 20



Части речи

Закрепить умение определять части речи, навыки работы с текстами

21



Глагол

Развивать умение употреблять глаголы в речи

22



Написание –ться- и –тся- в глаголах

Углубить знания о глаголе как части речи, повторить правописание глаголов

23



Рр Тема текста

Дать понятие о широкой и узкой темах текста, учить редактировать текст, формировать умение составлять текст

24



Личные окончания глаголов

Развивать умение определять спряжение глаголов, закрепить навыки правописания глаголов

25



Проверочная работа

Формировать навыки самоанализа и самоконтроля

26



Имя существительное

Закрепить знания об имени существительном, формировать навыки лингвистического анализа

27



Проверочная работа

Прививать навыки работы с текстами

28



Имя прилагательное

Вспомнить морфологические признаки прилагательного. Показать роль прилагательных в тексте

29



Рр Сочинение по картине А.А. Пластова «Летом»

Развивать интерес к произведениям живописи, умение составлять рассказ по картине, навыки развития монологической речи

30



Местоимение

Актуализировать знания о местоимении как части речи, вспомнить морфологические признаки местоимения

31



Рр Основная мысль текста

Дать понятие об основной мысли текста; развивать навыки анализа и редактирования текста, навыки монологической речи

32, 33



Контрольный диктант. Анализ выполненной работы

Проверить знания учеников

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (34 ч)

34



Синтаксис и пунктуация

Дать понятие о синтаксисе, показать связь синтаксиса и пунктуации

35, 36



Словосочетание

Дать понятие о сс, его отличиях от слова и предложения, показать, как строится сс

37



Разбор словосочетания

Показать. Как делается разбор сс, дать понятие о глагольных и именных сс

38



Предложение

Показать основные признаки предложения. Углубить знание о грам основе

39



Рр Сжатое изложение

Развивать умения находить основную мысль текста

40



Виды предложений по цели высказывания

Дать понятие о видах предложений по цели высказывания; формировать навыки работы в парах, в группе

41



Восклицательные предложения

Показать отличие цели высказывания от интонации

42



Рр Сочинение на тему «Памятный день в школе»

Развивать навыки устной речи, применения в тексте различных по цели высказывания предложений

43



Тест по теме «Словосочетание и предложение»

Проверить знания учеников

44



Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее

Развивать понятие о членах предложениях, о способах выражения подлежащего, навыки синтаксического разбора

45



Сказуемое

Развивать понятие о сказуемом, о способах его выражения

46



Тире между подлежащим и сказуемым

Показать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым

47



Нераспространенные и распространенные предложения

Дать понятие о распространенных предложениях, развивать мотивацию к исследовательской деятельности

48



Второстепенные члены предложения. Дополнение

Научить разграничивать подлежащее и дополнение в В.П.

49



Определение

Показать роль определений в речи; развивать навыки синтаксического разбора

50



Обстоятельство

Показать роль обстоятельств в речи, развивать навыки синтаксического разбора

51



Закрепление темы «Второстепенные члены предложения»

Закрепить умение определять второстепенные члены предложения, развивать навыки монологической речи, синтаксического разбора

52



Предложения с однородными членами

Дать понятие об однородных членах предложения, развивать навыки синтаксического разбора

53



Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Показать условия постановки запятой при однородных членах, развивать пунктуационные навыки

54



Обобщающие слова при однородных членах

Показать постановку знаков препинания при обобщающих словах, стоящих перед однородными членами

55



Проверочная работа по теме «Однородные члены предложения»

Развивать орфографические и пунктуационные навыки, навыки работы с текстами

56



Предложения с обращениями

Показать значение обращений в речи, научить отличать обращение от подлежащего

57



Рр Письмо

Познакомить с образцами текстов в жанре письма, учить писать письма, использовать обращения в письмах

58



Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения

Познакомить с порядком устного и письменного разбора, развивать навыки самостоятельной работы, работы с текстами

59, 60



Простые и сложные предложения

Показать структурные различия между простыми и сложными предложениями

61



Синтаксический разбор сложного предложения

Показать порядок синтаксического разбора сложного предложения

62



Контрольная работа по теме «Простые и сложные предложения»

Проверить умение различать простые и сложные предложения, пунктуационные навыки

63



Прямая речь

Развить понятие о предложениях с прямой речью, учить определять прямую речь и слова автора

64



Диалог

Дать понятие о диалоге, показать расстановку знаков препинания в диалоге

65



Проверочная работа по темам «Простые и сложные предложения», «Прямая речь»

Проверить знания учеников по темам, навыки работы с текстами

66



Повторение темы «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

Закрепить навыки самостоятельной работы, проверить знания учеников по темам

67



Итоговый урок по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

Проверить знания по темам

Фонетика. Орфоэпия. Орфография. Культура речи (16 ч)

68



Фонетика. Гласные звуки

Показать, как образуются гласные звуки, научить отличать гласные звуки от согласных

69



Согласные звуки

Как образуются согласные звуки, смыслоразличительную роль согласных звуков

70



Изменение звуков в потоке речи. Согласные твердые и мягкие

Дать понятие о позиционных чередованиях гласных и согласных, показать зависимость звука от позиции в слове

71, 72



Рр Повествование. Изложение

Дать понятие о повествовании, его отличии от других типов речи; учить выделять ключевые слова в тексте

73



Согласные звонкие и глухие

Дать понятие о сонорных согласных, показать смыслоразличительную роль глухих и звонких согласных

74



Графика. Алфавит

Показать значение знания алфавита в повседневной жизни

75



Рр Описание предмета

Развивать навыки описания предметов, анализа текста, выполнения текстов

76



Обозначение мягкости согласных с помощью Ь

Углубить знания о случаях употребления Ь, показать его смыслоразличительную роль

77



Двойная роль букв е, ё, ю, я

Углубить знания о двойной роли букв е, ё, ю, я; развивать навыки фонетического разбора

78



Орфоэпия

Познакомить с орфографическими словарями, словарями ударений

79



Фонетический разбор слова

Развивать навыки фонетического разбора, орфоэпические навыки

80



Повторение темы «Фонетика»

Подготовиться к контрольной работе

81, 82



Контрольная работа и её анализ

Проверить орфографические и синтаксические навыки, навыки фонетического и синтаксического разбора

83



Рр Описание картины Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты и птица»

Развивать интерес к произведениям живописи, наблюдательность, умение описывать картины

Лексика. Культура речи (12 ч)

84



Слово и его лексическое значение

Показать важность изучения лексики, представить слово как единство лексического и грамматического значений

85



Способы выражения лексических значений слов

Показать различные способы выражения лексических значений слов; дать понятие о сочетаемости слов

86



Однозначные и многозначные слова

Учить находить общее в значениях многозначных слов; развивать навыки работы с толковыми словарями

87



Прямое и переносное значение слов

Показать употребление переносных значений в речи, в том числе художественной

88



Омонимы

Учить различать многозначные слова и омонимы, показать употребление омонимов в речи, дать понятие об омоформах и омофонах

89, 90



Синонимы

Учить различать лексические оттенки синонимов, показать стилевую неоднородность синонимов, употребление синонимов в речи

91



Рр Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Развивать интерес к произведениям живописи, умение описывать картины, навыки монологической речи, умение употреблять синонимы в речи

92



Антонимы

Показать роль антонимов в речи, развивать навыки работы с толковыми словарями, словарями антонимов

93



Рр Изложение «Первый снег»

Развивать навыки составления плана текста, устного и письменного изложения текста

94



Повторение темы «Лексика»

Формировать навыки самоконтроля

95



Проверочная работа по теме «Лексика»

Проверить знания учеников

Морфемика. Орфография. Культура речи (29 ч)

96



Понятие о морфеме. Изменение и образование слов

Показать значение морфем в образовании слов, учить различать формы слова и однокоренные слова

97



Окончание

Учить определять грамматические значения окончаний в различных частях речи

98



Основа слова

Расширить понятие об основе слова, учить находить и выделять основу в слове

99



Рр Сочинение-письмо

Развивать навыки монологической речи, составление плана текста, написание сочинения-письма

100



Корень слова

Показать способы образования однокоренных слов, учить определять лексическое значение слов с омонимичными корнями

101



Рр Рассуждение

Показать. Как строится рассуждение; развивать навыки монологической речи

102, 103



Суффикс

Показать роль суффикса в образовании слов, учить выделять суффиксы, определять их значение

104



Приставка

Показать роль приставок в образовании слов, учить выделять приставки

105



Рр Выборочное изложение

Повторить типы речи, развивать навыки монологической речи

106



Закрепление тем «Корень», «Суффикс», «Приставка»

Закрепить навыки морфемного разбора, умения находить морфемы и определять из значение

107



Чередование звуков

Дать понятие о чередовании гласных и согласных звуков, показать , как это выражается на письме

108



Беглые гласные

Дать понятие о беглых гласных, учить выделять корни с беглыми гласными

109



Варианты морфем

Учить различать варианты морфем

110



Морфемный разбор слова

Закрепить понятие о порядке морфемного разбора, развивать навыки устного и письменного разбора

111



Проверочная работа по теме «Варианты морфем»

Закрепить понятие о вариантах морфем

112



Правописание гласных и согласных в приставках

Дать понятие о неизменяемых и изменяемых приставках; учить обнаруживать орфограммы в приставках

113, 114



Буквы з и с на конце приставок

Показать условия выбора согласной з и с на конце приставок

115



Буквы о-а в корне -лаг- - -лож-

Показать условия выбора написания о-а в корне

116



Буквы о-а в корне –раст-, -ращ-, -рост-

Показать условия выбора написания о-а в корне

117



Буквы е-о после шипящих в корне

Показать условия выбора букв после шипящих

118



Буквы и-ы после ц

Показать условия выбора букв и-ы после ц

119



Повторение темы «Морфемика. Орфография. Культура речи»

Проверить знания по теме

120



Проверочная работа по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»

Проверить знания по теме

121



Рр Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»

Развивать интерес к произведениям живописи, умение описывать картины

122, 123



Контрольная работа по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»

Проверить орфографические и синтаксические навыки, навыки морфемного и синтаксического разбора

124



Заключительный урок по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»

Устранить пробелы в изучении темы

Морфология. Орфография. Культура речи (70 ч)

Имя существительное (23 ч)

125, 126



Имя существительное как часть речи

Дать понятие о морфологии, повторить изученное о существительном, показать морфологические признаки, его синтаксическую роль

127



Рр Доказательства в рассуждении

Развить понятие о рассуждении как типе речи, показать роль доказательства в рассуждении

128



Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Развить понятие о категории одушевленности, учить различать одушевленные и неодушевленные

129



Имена существительные собственные и нарицательные

Показать принцип, по которому им.сущ.делятся на собственные и нарицательные, учить разграничивать их

130



Род имен существительных

Приучать к соблюдению речевых норм, развивать навыки согласования членов предложения

131



Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

Дать понятие о сущ, имеющих форму только множ числа, развивать навыки лингвистического разбора

132



Рр Сжатое изложение

Развивать умения членить текст на части, находить основную мысль текста, владеть приемами сжатия текста

133



Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

Дать понятие о сущ, имеющих только ед ч, приучать к соблюдению речевых норм

134



Три склонения имен существительных

Закрепить навыки работы с текстами, определения типов склонения

135



Падеж имен существительных

Закрепить навыки изменений существительных по падежам, определения падежей, правописания падежных окончаний

136, 137, 138



Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

Закрепить навыки правописания падежных окончаний сущ., показать условия выбора е-и в бузударных окончаниях

139



Рр Изложение

Развивать навыки анализа текста, устного и письменного изложения текста

140, 141



Множественное число имен существительных

Показать способы образования форм множ числа сущ, развивать навыки грамотной речи

142



Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных

Обосновать выбор гласных о-е после шипящих и ц, повторить знаки препинания при прямой речи и диалоге

143



Повторение темы «Имя существительное»

Закрепить изученное об имени существительном

144



Морфологический разбор имени существительного

Развивать навыки морфологического разбора, монологической речи

145, 146



Контрольный диктант. Анализ выполненной работы

Проверить орфографические и синтаксические навыки, навыки лингвистического разбора

147



Рр Подготовка к сочинению по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»

Развивать интерес к произведениям живописи, наблюдательность, умение описывать картины, закрепить понятие о пейзаже

Имя прилагательное (15 ч)

148, 149,

150



Имя прилагательное как часть речи

Показать роль прилагательных в речи, развивать навыки анализа текста

151, 152



Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

Обратить внимание на связь прилагательного с существительным в сс и предложении

153, 154



Рр Описание животного

Закрепить навыки определения описания как типа речи, монологической речи, анализа текста и его изложения

155, 156



Прилагательные полные и краткие

Показать грамматические особенности кратких прилагательных, определить роль кратких прилагательных в предложении

157



Рр Описание картины А.Н. Комарова «Наводнение»

Развивать навыки описания картин, монологической речи

158



Морфологический разбор имени прилагательного

Показать порядок морфологического разбора прилагательного, развивать навыки разбора

159



Повторение темы «Имя прилагательное»

Закрепить изученное об имени прилагательном, развивать навыки выразительного чтения

160



Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»

Проверить знания по теме

161, 162



Контрольный диктант. Анализ выполненных работ

Проверить орфографические и синтаксические навыки, навыки лингвистического разбора

Глагол (32 ч)

163



Глагол как часть речи

Закрепить знания об основных грамматических признаках глагола, его роли в предложении

164



Не с глаголами

Повторить правописание не с глаголами и существительными

165



Рр Рассказ

Развить навыки составления рассказов по рисункам

166, 167



Неопределенная форма глагола

Углубить представление о неопределенной форме глагола, показать трудные случаи для написания

168



Рр Устное изложение

Развивать навыки анализа текста. Монологической речи

169, 170



Правописание –ться- -тся-

Показать условия выбора написания, учить различать сходные по звучанию личные и начальные формы глаг.

171, 172



Виды глагола

Дать понятие о видах глагола, учить определять вид глагола

173



Буквы е-и в корнях с чередованием

Показать закономерность чередования в корнях слов, развивать навыки рассуждения

174



Рр Редактирование текста

Учить анализировать и редактировать текст

175



Время глагола. Прошедшее время

Актуализировать знания о временах глагола, учить определять временных формы глагола

176



Настоящее время

Закрепить навыки определения временных форм, показать значение глаголов настоящего времени

177



Будущее время

Показать значение глаголов будущее времени, способы их образования

178



Спряжение глаголов

Развивать навыки монологической речи, закрепить знания о временах глаголов

179



Определение спряжения глаголов с безударным личным окончанием

Показать способ определения спряжения, развивать орфографические навыки

180, 181



Правописание безударных личных окончаний глаголов

Закрепить умение правильно выбирать гласные в личных окончаниях глаголов

182



Рр Составление описаний и диалогов с использованием глаголов настоящего времени

Развивать навыки монологической речи, работах в парах, описания рисунков

183



Морфологический разбор глагола

Показать порядок морфологического разбора глагола, закрепить знания морфологических признаков глагола

184



Рр Изложение

Развивать навыки анализа текста, сжатого изложения

185



Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа

Закрепить умение распознавать изучаемую орфограмму, показать обобщающее значение формы глаголов 2 л ед ч

186



Употребление времен

Показать, как формы глаголов наст и буд времени употребляются для изображения действий в прошлом

187



Рр Употребление времен в устных и письменных рассказах

Показать, как формы глаголов наст и буд времени употребляются для изображения действий в прошлом

188



Обобщение по теме «Глагол»

Обобщить изученное по теме

189



Диктант (упр.703)

Закрепить навыки синтаксического и морфологического разбора

190



Рр Сочинение-рассказ по рисунку

Развивать навыки устного и письменного описания рисунков, навыки монологической речи

191, 192



Контрольная работа по теме «Глагол»

Проверить знания и навыки по теме, формировать навыки самоанализа

193, 194



Контрольный диктант. Итоговый тест по теме «Морфология. Орфография. Культура речи»

Проверить орфографические и синтаксические навыки, навыки лингвистического разбора

Повторение и систематизация изученного в 5 классе

195, 196



Разделы науки о языке

Систематизировать знания о разделах лингвистики, развивать навыки монологической речи

197, 198



Орфограммы в приставках и в корнях слов

Формировать убеждение, что выбор орфограмм в приставках и корнях слов связан с фонетикой, морфемикой и морфологией

199



Орфограммы в окончаниях слов

Формировать убеждение, что выбор орфограмм в окончаниях слов связан с фонетикой, морфемикой и морфологией

200



Употребление букв ь и ъ

Обобщить знания о случаях употребления ъ и ь

201



Знаки препинания в простом и сложном предложениях

Обобщить знания по синтаксису, повторить пунктуацию простого предложения

202



Итоговый тест по программе 5 класса

Проверить орфографические и синтаксические навыки, навыки лингвистического разбора

203



Итоговый контрольный диктант

Формировать навыки самоанализа, стремление к самомовершенствованию

204



Анализ ошибок в контрольных работах. Подведение итогов года




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ