Рабочая программа по русскому языку 4 класс (УМК «Перспективная начальная школа»)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – «Кунгерская средняя общеобразовательная школа»
Атнинского муниципального района
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель ШМО Заместитель Директор школы
____/Галиева С.М./ руководителя по УВР ____/Габидуллин Н.Г./
Протокол №1 от _____/Залалиева Р.Р. Приказ № 90 от
23. 08 .2014 г. 24.08.2014 г. 28.08.2014 г.
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса
Составила: Фатихова Фарида Харисовна, учитель начальных классов высшей кв. категории на основе примерных программ УМК «Перспективная начальная школа»
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по «русскому языку » разработана на основе:
1. Законы РФ и РТ «Об образовании»;
2.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом минобрнауки России от 6 октября 2009г.№373, зарегистрирован 22 декабря 2009года, регистрационный номер 17785);
3. Приказа МО и НРТот 23 июня 2012 года №7699/12 « Об учебных планах для 1-11 классов школ Республики Татарстан реализующих основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования в соответствии с ФГОС общего образования»(4 модель)
4. Приказ 09.07.2012 №4154/12 “Об утерждении базисного и примерных учебных планов, для образовательных учреждении РТ, реализующих программы начального общего образования
5. Письмо МО и НРТ 29 июля №9127/13 “ Об учебных планах в 2013-2014 учебном году”
6. Учебный план МБОУ «Кунгерской СОШ» Атнинского муниципального района Республики Татарстан на 2014 -2015 учебный год( утвержденного решением педагогического совета Протокол №4, 2014 г.)
Примерная программа Р. Г. Чураковой, О. В. Малаховской, М. Л. Каленчук «Русский язык» (образовательная программа «Перспективная начальная школа»). 2014г.
Курс рассчитан на 102 часов (3 часа в неделю)
Цели курса — формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира; формирование коммуникативной компетенции учащихся -развитие устной и письменной речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма. Для достижения поставленных целей изучения русского языка в 4 классе необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Количество часов, отводимое на изучение предмета «Русский язык», составляет 102 часа в год (3 часа в неделю).
.
Учебно-тематический план
№
Название раздела
Кол-во
часов
1
Фонетика и орфография
10ч
2
Морфемика и словообразование
12 ч
3
Морфология и лексика
15 ч
4
Синтаксис и пунктуация
54 ч
5
Лексикография
11 ч
Итого
102 ч
Содержание программы
Фонетика и орфография (10 ч.)
Системные наблюдения над фонетическими чередованиями согласных звуков (по глухости-звонкости, твердости-мягкости, месту и способу образования) и гласных звуков (замена ударных и безударных гласных).
Место ударения в слове. Разноместность и подвижность словесного ударения.
Понятие о вариантах произношения. Наблюдения над некоторыми проявлениями «старшей» и «младшей» нормы (на материалах стихотворных текстов). Наблюдения над стилистическими орфоэпическими вариантами.
Расширение зоны применения общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одной и той же морфеме звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.
Правописание гласных в приставках (на примере приставок за-, про-, на-).
Правописание гласных в суффиксах (на примере суффиксов -лив- и -ов-).
Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения.
Чередования гласных с нулевым звуком («беглый гласный»). Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом наличия/отсутствия беглого гласного (повторение).
Написание о-ё после шипящих в разных частях слова: корнях, суффиксах и окончаниях (повторение).
Написание букв и-ы после приставки перед корнем, начинающимся на -и-.
Звукобуквенный разбор слова.
Морфемика и словообразование (12 ч.)
Производные и непроизводные слова. Представление о словообразовательном аффиксе (без введения термина). Система способов словообразования в русском языке. Словообразование и орфография. Решение элементарных словообразовательных задач. Наблюдения над индивидуальным словотворчеством в поэзии и детской речи.
Морфемная структура русского слова.
Две основы глагола (основа начальной формы и формы настоящего времени). Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования), при словообразовании и словоизменении глаголов.
Разбор слов разных частей речи по составу.
Морфология и лексика (15 ч.)
Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное. Категориальное значение имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и их проверка (повторение). Синтаксическая функция имен существительных в предложении.
Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное. Категориальное значение имен прилагательных. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе и окончаний прилагательных во множественном числе.
Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.
Местоимение. Категориальное значение местоимений. Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Стилистические особенности употребления местоимений. Синтаксическая роль местоимений в предложении.
Глагол. Категориальное значение глагола. Грамматическое значение глагола и система его словоизменения.
Виды глагола. Времена глагола (повторение). Формы времени глаголов несовершенного и совершенного вида. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Грамматическое значение личных окончаний. Понятие о типах спряжения: два набора личных окончаний. Изменение в прошедшем времени по родам и числам. Грамматическое значение окончаний прошедшего времени.
Правописание безударных личных окончаний: необходимость определения спряжения глагола. Способы определения спряжения глагола: по ударным личным окончаниям; по суффиксу начальной формы при безударных личных окончаниях. Правописание глаголов-исключений.
Правописание глаголов в прошедшем времени.
Наблюдения над значением и написанием глаголов в изъявительном и повелительном наклонении (без введения терминов) типа выпишете — выпишите.
Синтаксическая функция глаголов в предложении.
Союз. Представление о союзе как о части речи. Сведения об употреблении союзов. Синтаксическая функция союза в предложении с однородными членами и в сложном предложении. Правописание союзов а, и, но в предложении с однородными членами.
Значение слова. Лексическое и грамматическое значение слова.
Связь значений слова между собой (прямое и переносное значение; разновидности переносных значений). Тематические классы слов.
Омонимия, антонимия, синонимия как лексические явления. Система парадигматических отношений между словами.
Паронимия (без введения термина) в связи с вопросами культуры речи. Активный и пассивный словарный запас. Наблюдения над устаревшими словами и неологизмами. Общенародная и не общенародная лексика. Наблюдения над терминами русского происхождения и заимствованными; над диалектными языковыми различиями. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.
Русская фразеология. Наблюдения над различиями между словом и фразеологизмом. Источники русской фразеологии. Стилистические возможности использования устойчивых выражений.
Синтаксис и пунктуация (54 ч.)
Понятие об однородных членах предложения и способах оформления их на письме: бессоюзная и союзная связь. Предложения с однородными главными и однородными второстепенными членами предложения.
Формирование умения составлять схему предложения с однородными членами.
Разбор простого предложения по членам предложения.
Представления о сложном предложении (наблюдения).Сопоставление пунктуации в простых и сложных предложениях с союзами.
Лексикография (изучается во всех разделах в течение года)Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения различных лингвистических задач. Создание учебных и внеучебных ситуаций, требующих обращения учащихся к словарям
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
Учащиеся должны знать/уметь:
общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова;
правописание безударных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки;
правописание безударных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их проверки;
правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения;
правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени;
правописание суффиксов глаголов в повелительном наклонении;
правописание определяемых программой словарных слов;
части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз;
три типа склонения существительных;
названия падежей и способы их определения;
два спряжения глаголов;
члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные (дополнение, обстоятельство, определение); однородные члены предложения;
особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение).
писать о-е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова.
писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в 4-м классе;
правильно употреблять предлоги о и об перед существительными, прилагательными, местоимениями;
правильно употреблять числительные ОБА и ОБЕ в разных падежных формах;
применять общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова;
производить звукобуквенный анализ слова; морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ; морфологический анализ имен существительных, прилагательных и глагола; синтаксический анализ простого предложения;
сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным);
определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола;
обнаруживать регулярные исторические чередования («чередования, видимые на письме»);
определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных предложениях и с союзами а, и, но;
составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям;
обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение;
составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения;
доказательно различать художественный и научно-популярный тексты;
владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками;
составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений;
находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.
Система оценивания
Диктант.
«5» – ставится если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
«1» – ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.
Ошибкой в диктанте следует считать:
нарушение правил орфографии при написании слов;
пропуск и искажение букв в словах;
замену слов;
отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются:
ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
два исправления;
две пунктуационные ошибки;
повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
повторение одной и той же буквы в слове;
недописанное слово;
перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматическое задание.
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;
«1» – ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
Списывание текста.
«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;
«4» – ставится, если в работе 1 – 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и
1 исправление (2 и 3 кл.);
«3» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.);
2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.);
«2» – ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 и 3 кл.);
«1» – ставится, если в работе допущено более 4 орфогр. ошибок (1 кл.); более 3 ошибок (2 и 3 кл.).
Контрольный диктант.
1. Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).
2. Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы (букварь);
перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;.
3. Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
4. При трёх поправках оценка снижается на 1 балл.
Оценки за контрольный диктант.
«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;
«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;
«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;
«2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок;
«1» – более 8 орфограф. ошибок.
Оценки за грамматические задания.
«5» – всё верно;
«4» – не менее 3/4 верно;
«3» – не менее 1/2 верно;
«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий;
«1» – не выполнено ни одно задание.
Словарный диктант Количество слов
(оценивается строже контрольного диктанта).для словарного диктанта.
«5» – нет ошибок; 1 класс – 7 – 8 слов;
«4» – 1 – 2 ошибки; 2 класс – 10 – 12 слов;
«3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов); 3 класс – 12 – 15 слов;
«2» – 5 – 7 ошибок; 4 класс – до 20 слов.
«1» – более 7 ошибок.
Контрольное списывание.
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление (1 кл.), 1 ошибка или 1 исправление (2 – 4 кл.);
«3» – 3 ошибки и 1 исправление (1 кл.), 2 ошибки и 1 исправление (2 – 4 кл.);
«2» – 4 ошибки (1 кл.), 3 ошибки (2 – 4 кл.);
«1» – более 4 ошибок (1 кл.), более 3 ошибок (2 – 4 кл.).
Календарно - тематический план 4 класс ПНШ
№
Тема урока
Кол.
ча-сов
Предметные результаты
Формируемые УУД
Виды кон
Дата.
Примечание
план
факт
1
Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке
1
Правописание безударного гласного в корне проверяемого ударением
П: формирование умения пользоваться инструкциями.
Л: подведение под правило;
фрон
оп-рос
1.09
2
Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке
1
Правописание безударного гласного в суффиксе проверяемого ударением
П: формирование умения поиска информации в учебных словарях;
раб. в па-рах
3.09
3
Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке
1
Правописание безударного гласного в приставке проверяемого ударением
П: получение, поиск и фиксация информации. Р: контроль и самоконтроль. Лич: контроль процесса и результатов деятельности;
сам.
раб.
5.09
4
Различение суффиксов. Значения суффиксов
1
Значения суффиксов Суффиксы-синонимы и суффиксы-омонимы
П: формирование умения поиска информации в учебных словарях;
сам.
раб.
8.09
5
Развитие речи с элементами культуры речи. Знакомимся с текстом - рассуждением
1
Отличие письменной речи от устной. Восприятие и понимание звучащей речи
Знать, чем отличается текст- повествование от текста- описания; понятие «цитата».
Уметь: работать с фразеологическим словарем; цитировать текст
Практическая рабо-та
10.09
6
Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков
1
Правописание слов с удвоенной буквой согласного
Склонение слов ОБЕ, ОБА
7-8
Однородные члены предложения
2
Однородные члены предложения (однородные главные члены
П: формирование умения поиска информации в учебных словарях;
фрон
оп-рос
12.09
15.09
9
Контрольный диктант по теме «Повторение». № 1
1
Написание под диктовку текста (75-80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания
Знать изученные орфограммы.
Уметь писать текст под диктовку с изученными орфограммами
К.р.
17.09
10
Работа над ошибками. Однородные члены предложения.
1
Знаки препинания при однородных членах предложения (3-ий час)
П: формирование умения поиска информации в учебных словарях.
сам.
раб.
19.09
11
Однородные члены предложения
1
Знаки препинания при однородных членах предложения, объединенных союзами (4-ый час)
П: формирование умения поиска информации в учебных словарях;
сам.
раб.
22.09
12
Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной Ивана Фирсова «Юный живописец»
1
Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания)
Знать, что размышления и объяснения -это виды рассуждения.
Уметь: работать с толковым словарем; описывать элементы картины; выполнять задания; отвечать на вопросы; определять, какой текст получился (текст- описание или текст-повествование); составлять текст-рассуждение на тему «Размышление о моих увлечениях»
Практическая рабо-та
24.09
13
Глагол.
1
Спряжение глагола. Ударные и безударные личные окончания. разным спряжениям.
Личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям.
П: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме; понимание и преобразование информации. Общеучебные: постановка и решение проблемы.
раб. в па-рах
26.09
14
Сравниваем личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям
1
Учимся различать спряжение глаголов по ударным личным окончаниям.
П: формирование умения поиска информации в учебных словарях.
сам.
раб.
29.09
15
Учимся правильно писать безударные личные окончания глаголов
1
Правописание безударных личных окончаний глаголов.
П: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме
Практическая работа
1.10
16
Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Учимся давать оценку сообщениям, докладам и выступлениям своих товарищей
1
Практическое овладение диалогической и монологической речью. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного общения
Уметь давать оценку выступлениям своих товарищей по плану
Прак-тичес-кая работа
3.10
17
Правило употребления предлогов О и ОБ
1
Правило употребления предлогов О и Об
Лич: фор-ние ценностно-смысловой ориентации
Пр.р.
6.10
18
Продолжаем определять
спряжение глагола по его начальной форме
1
Определение
спряжения глагола по начальной форме
Личностные: смыслообразование и самоопределение
фрон
оп-рос
8.10
19
Определяем
спряжение глагола по его начальной форме
1
Определение
спряжения глагола по его начальной форме
Личностные: смыслообразование и самоопределение
Пр.р
10.10
20
Контрольная работа за 1 ч № 2
1
Написание под диктовку текста (75-80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания
Знать изученные орфограммы.
Уметь писать текст под диктовку с изученными орфограммами
Контрольный дик-тант
13.10
21
Работа над ошибками
1
Работа над ошибками
Уметь; выполнять работу над ошибками; находить однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены предложения; объяснять постановку знаков препинания при однородных членах предложения
сам.
раб.
15.10
22
Характеристика предложения и разбор слова как части речи.
1
Различение слова, словосоче-тания и предложения. Разно-видности предложений по цели высказывания и эмо-циональной окраске. Глав-ные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Имя сущест-вительное. Имя прилага-тельное. Глагол
Знать алгоритм морфологического разбора существительного, прилагательного, глагола.
Уметь: выполнять схему предложения; давать характеристику предложению; выполнять разбор слова как части речи; выделять основы предложения
Рабо-та с текс-том в парах
17.10
23
Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся делать научное сообщение
1
Знать: понятие «тезис»; что в тезисах кратко излагаются основные мысли каждой части доклада.
Уметь: делать научное сообщение по плану о животных Арктики; делать сообщение, опираясь на данные тезисы; оценивать доклады товарищей
Практическое овладение диалогической и монологической речью. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного общения
раб. в па-рах
20.10
24
Письменное изложение
1
изложение «Куда лето прячется».
Личностные: смыслообразование и самоопределение
сам.
раб.
22.10
25
Глагол.
1
Спряжение глаголов БРИТЬ и СТЕЛИТЬ
Знать, что глаголы с суф-фиксом -я-, -а-, -е-, -о-, -у- в начальной форме относятся к I спряжению.
Уметь: определять спряжение глаголов; правильно писать безударные личные окончания глаголов; пользоваться обрат-ным словарем; выделять гла-гольный суффикс; подбирать родственные глаголы с при-ставкой; находить в тексте глаголы-исключения
Прак-тичес-кая работа
24.10
26
Глаголы с суффиксом -Я - в начальной форме
1
Выявление глаголов с безударным суффиксом -Я - в начальной форме (Работа с обратным словарем)
Регулятивные: контроль и самоконтроль.
раб. в па-рах
27.10
27
Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени
1
Правописание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени
Общеучебные: постановка и решение проблемы.
сам.
раб.
29.10
28
Суффиксы повелительной формы глагола
1
Суффиксы повелительной формы глагола
Общеучебные: постановка и решение проблемы.
Прак-тичес-кая работа
31.10
29
Различение повелительной формы
мн. ч. и формы 2-го лица мн. ч.
1
Различение повелительной формы мн. ч. и
формы 2-го лица мн. ч. будущего времени
Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях.
сам.
раб.
10.11
30
Развитие речи с элементами культуры речи. Продолжаем знакомиться с текстом- рассуждением
1
Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания)
Уметь: работать с толковым словарем; цитировать отрывки из текста; отвечать на вопросы; пересказывать текст; зачитывать цитаты; находить части текста (рассуждение и повествование)
Прак-тичес-кая работа
12.11
31
-
32
Трудности написания
глаголов на –ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем времени
2
Глагол. Выделение
значимых частей слова (суффиксы)
Знать, что в форме прошед-шего времени у глаголов со-храняется глагольный суффикс начальной формы.
Уметь: правильно писать глаголы на -ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем времени; пользоваться обрат-ным словарем; выделять глагольный суффикс; опре-делять спряжение глагола
Фронталь-ный
опрос
14.11
17.11
33
Контрольный диктант с грамматич.
заданием. «Правописание
глаголов» № 3
1
Написание под диктовку текста (75-80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания
Знать изученные орфограммы.
Уметь писать текст под диктовку с изученными орфограммами
Контрольный диктант
19.11
34
Работа над ошибками.Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь
1
Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь
Уметь: выполнять работу над ошибками; определять время и спряжение глагола; правильно писать безударный суффикс глагола в прошедшем времени; ставить глаголы в форме прошедшего времени; выделять глагольный суффикс глагола прошедшего времени
Рабо-та над ошиб-ками
21.11
35-
36
Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков
2
Правописание слов с удвоенной буквой согласного (1-ый час)
П: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме
Прак-тичес-кая работа
24.11
26.11
37
Усекаемая и неусекаемая основа глаголов
1
Усекаемая и неусекаемая основа глаголов
(Уяснение вида основы глагола как средства самоконтроля для проверки спряжения и правописания личного безударного окончания глагола)
П: формирование умения поиска информации в учебных словарях.
Регулятивные: контроль и самоконтроль.
раб. в па-рах
28.11
38
Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение
1
Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания)
Уметь: определять жанр произведения; анализировать средства художественной выразительности; цитировать строчки
из текста; делить текст на части; составлять план текста; объяснять знаки препинания; письменно пересказывать сказку, пользуясь планом
Взаимоконтроль
1.12
39
Разноспрягаемые глаголы БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ
1
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени
Знать, что глаголы «бежать», «хотеть» разноспрягаемые; глагол «хотеть» в единственном числе изменяется по I спряжению.
Уметь: работать с обратным словарем; выделять личные окончания глаголов; спрягать глаголы
Рабо-та в парах
3.12
40
41
42
43
Написание О и Ё после шипящих ( в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных
Проект «Составление словарного диктанта по данной теме».
4
Правописание О и Ё после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных
Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях
Фр.
оп-рос
5.12
8.12
10.12
Личностные: смыслообразование и самоопределение
Пр.р.
12.12
44
Образование кратких прилагательных
1
Образование кратких прилагательных
Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях
фрон
оп-рос
15.12
45
Контрольная работа за 2 четверть № 4
1
Написание под диктовку текста (75-80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания
Знать изученные орфограммы. Уметь писать текст под диктовку с изученными орфограммами
Кон.р
17.12
46
Работа над ошибками. Образование кр. Форм прил.
1
Правописание безударных личных окончаний
Уметь: выполнять работу над ошибками; определять спряжение глаголов; разбирать предложение по членам предложения; составлять схему предложения; выписывать словосочетания; находить главное и зависимое слова в словосочетании; писать окончания прилагательных; объяснять расстановку знаков препинания в предложениях с однородными членами
Раб.
над
ошиб.
19.12
47
Образование наречий
1
Образование наречий от прилагательных с основой на шипящий и их написание
П: формирование умения поиска информации в учебных словарях
Прак-тичес-кая работа
22.12
48-49
Контрольный словарный диктант.
Повторение пройденного
2
Правописание глаголов
Личностные: смыслообразование и самоопределение
раб. в па-рах
24.12
26.12
50
3 часть
Части речи. Имя существительное
1
Части речи. Имя существительное
П: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме
Взаимоконтроль
12.01
51
Имя прилагательное
1
Имя прилагательное
14.01
52
Имя прилагательное
1
Имя прилагательное, род, падеж
Знать: признаки имен прилагательных; что род, падеж, число прилагательных зависит от существительного.
Уметь: выписывать словосочетания с прилагательными; определять главное и зависимое слова в словосочетании; определять род, падеж, число имен прилагательных
Прак-тическая рабо-та
16.01
53
Имя прилагательное
1
Краткая форма прилагательных
Личностные: формирование ценностно-смысловой ориентации
Прак-тичес-кая работа
19.01
54
Синонимы (повторение)
1
Синонимы (повторение)
Самостоятельная работа
Общеучебные: постановка и решение проблемы.
раб. в па-рах
21.01
55
Глагол
1
Повелительная форма глагола
Познавательные: понимание и применение знаний
Взаимоконтроль
23.01
56
Глагол
1
Правописание безударных гласных в корнях и приставках; правописание приставок РАЗ- – РАС- и С-
Знать, как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени.
Уметь: находить в тексте глаголы; указывать время глаголов; выделять окончания глаголов прошедшего времени; объяснять орфограммы
Практичес-кая работа
26.01
57
Устойчивые выражения
1
Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов. Определение спряжениУстойчивыевыражения
Логические: подведение под правило.
фрон
опрос
28.01
58
Простая и сложная форма будущего
времени глаголов
1
Простая и сложная форма будущего времени глаголов
(1-ый час)
Личностные: формирование умения ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях
сам.раб.
30.01
59
Развитие речи с элементами культуры речи. Описание, повествование и рассуждение
1
Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания)
Уметь: работать с толковым словарем; читать цитаты; находить в тексте описание, рассуждение, повествование
Прак-тическая
рабо-та
2.02
60
Простая и сложная форма будущего
времени глаголов
1
Правописание безударных гласных в корнях и окончаниях сущ., прилаг. и глаголов Различение 2 л. мн. ч. наст.времени и повелит. формы гл.
Знать, что форма глагола - это время, число, лицо или род.
Уметь: определять форму глагола; образовывать от данных глаголов формы будущего времени и вставлять их в предложения; различать простую и сложную формы будущего времени глагола
Рабо-та в парах
4.02
61
Контрольный диктант
«Простая и сложная форма глагола»
№ 5
1
Контрольная работа «Простая и сложная форма глагола»
Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями
Контроль
6.02
62
Личные местоимения
1
Личные местоимения.Склонение личных местоимений. Синтаксическая роль местоимений в предложении.
Знать, как личные местоимения изменяются по падежам.
Уметь: склонять личные местоимения; называть формы местоимений 3-го лица; определять лицо, число и падеж местоимений в тексте; определять, какими членами предложения являются в предложении личные местоимения
Самостоятельная работа по образцу
9.02
63
Разбор слова по составу
1
Разбор слова по составу.
Разбор глагола
Познавательные: понимание и применение знаний.
сам.раб.
11.02
64
Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной И. Левитана «Тихая обитель»
1
Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания)
Знать творчество И. Левитана.
Уметь; работать с картиной; работать с толковым словарем; выделять средства художественной выразительности
Практическая
рабо-та
13.02
65
Орфограммы в корнях слов
1
Орфограммы в корнях слов, безударный гласный
Личностные: формирование ценностно-смысловой ориентации
Практическая работа
16.02
66
Орфограммы в корнях слов
1
Орфограммы в корнях слов,е
Познавательные: понимание и применение знаний
раб. в па-рах
18.02
67
Орфограммы в корнях слов
1
Орфограммы в корнях слов, непроизносимый согласный
Логические: подведение под правило. Познавательные: понимание и применение знаний
Взаимо-кон-троль
20.02
68
Существительные.
Орфограммы в суффиксах слов
1
Беглый гласный в суффиксе
-ек-; Правописание суффиксов
-ек-; -ик- и -чик-
Знать, что в суффиксах существительных с уменьшительно- ласкательным значением пишется буква и, если при изменении формы слова в суффиксе сохраняется гласный; пишется буква е, если при изменении формы слова из суффикса исчезает гласный.
Уметь: работать с обратным словарем; объяснять орфограммы; работать со словообразовательным словарем; находить беглый гласный в корне и в суффиксе
Самостоя-тельная работа по образцу
25.02
69
Орфограммы в суффиксах слов
1
Беглый гласный в суффиксе
-ек-. Правописание суффиксов
-ек- / -ок-
Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями.
фрон.опрос
27.02
70
Контрольный диктант
«Безударный гласный в суффиксе, проверяемый ударением» № 6
1
Написание под диктовку текста (75-80
слов) в соответствии с изученными нормами правописания
Уметь писать под диктовку текст с изученными орфограммами
Контроль-ный дик-тант
2.03
71
Работа над ошибками.
Буквы О/ Е после шипящих
1
Буквы О/ Е в существительных и прилагательных с основой на шипящий и Ц. Правописание окончаний в существительных после суффикса –ИЩ-
Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме;
Прак-тическая рабо-та
4.03
72
Прилагательные.
Буквы О/ Е после шипящих и Ц
1
Образование прилагательных от существительных и правописание суффиксов и окончаний имён прилагательных
Общеучебные: постановка и решение проблемы. Личностные: смыслообразование и самоопределение
раб. в па-рах
6.03
73
Глагольные суффиксы
1
Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени
Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме
Взаимо-кон-троль
9.03
74
Написание существительных с суффиксом –ищ
1
Написание окончаний существительных с суффиксом -ищ-
Познавательные: понимание и применение знаний. Логические: подведение под правило.
раб. в парах
11.03
75
Орфограммы в окончаниях слов.
Существительные
1
Орфограммы в окончаниях существительных
Логические: подведение под правило.
сам.
раб.
13.03
76
Развитие речи с элементами культуры речи. Что такое монолог и диалог
1
Практическое овладение диалогической и монологической речью. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного общения
Знать: монолог - это разговор, который человек ведет сам с собой, а диалог - разговор между двумя людьми; как оформляется диалог на письме.
Уметь: читать и анализировать диалог; читать диалог по ролям; пользоваться библиотекой
Рабо-та в парах
16.03
77
Контрольная работа за 3 ч № 7
1
Контрольная работа за 3 ч.
Уметь писать под диктовку текст с изученными орфограммами
Контрольный дик-тант
18.03
78
Орфограммы в окончаниях слов.
Работа над ошибками
1
. Работа над ошибками Орфограммы в окончаниях
глаголов
Уметь: выполнять работу над ошибками; отличать сложные предложения от простых предложений с однородными членами; объяснять расстановку знаков препинания в сложных предложениях и простых предложениях с однородными членами; выписывать сложные предложения
Рабо-та в парах
20.03
79
Учимся различать и форму 2-го лица мн. ч.
повелительную форму мн. ч.
1
Орфограммы в окончаниях слов
Уметь: выделять глагольный суффикс, суффикс повелительной формы; разбирать глаголы по составу; показывать, как образованы повелительные формы единственного числа глаголов; ставить ударение в повелительной форме глагола
Фронталь-ный
опрос
1.04
80
Учимся различать и форму 2-го лица мн. ч.
повелительную форму мн. ч.
1
Работа над ошибками. Орфограммы в окончаниях слов.
Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме
Прак-тическая рабо-та
3.04
81
1
Правописание безударных гласных в приставках. Правописание приставок на З/С
Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме
раб. в па-рах
6.04
82
Орфограммы в приставках
1
Правописание Ъ после приставок на согласный перед гласными Е, Ё, Ю, Я.
Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме
Взаимоконтроль
8.04
83
Работа разделительного Ь
1
Правописание слов с разделительным мягким знаком
Знать, перед какими буквами пишется разделительный ь знак.
Уметь: писать слова с разделительным мягким знаком
Фронталь-ный
оп-рос
10.04
84
Правописание разделительного Ь в прилагательных, отвечающих на вопрос ЧЕЙ?
1
Правописание разделительного Ь в прилагательных, отвечающих на вопрос ЧЕЙ?
Регулятивные: контроль и самоконтроль.
раб.в па-рах
13.04
85
Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение
1
Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания)
Уметь: делить текст на смысловые части; составлять план; писать письменное изложение по плану; цитировать отрывки
Фронталь-ный оп-рос
15.04
86
Правописание разделительного Ь в прилагательных, отвечающих на вопрос ЧЕЙ? Самостоятельная работа
1
Правописание разделительного Ь в прилагательных Самостоятельная работа
Личностные: формирование базовых эстетических ценностей
Прак-тическая рабо-та
17.04
87
Слова, которые легко перепутать
1
Работа над смыслом однокоренных слов.
Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме
раб. в па-рах
20.04
88
Контрольное тестирование
1
Контрольное тестирование
Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме
Взаимо-кон-троль
22.04
89
«Ь» после шипящих на конце основы в словах разных частей речи
1
Работа над ошибками.Правописание Ь после шипящих в существительных
Познавательные: понимание и применение знаний.
сам.
раб.
24.04
90
Ь после шипящих
1
Правописание Ь после шипящих в глаголах Прилагательные. Краткая форма.
Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях.
раб. в па-рах
27.04
91
Распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены
1
Распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены
Знать понятия «распространенные» и «нераспространенные» предложения.
Уметь: подчеркивать основу предложения; выделять второстепенные члены предложения; разбирать предложения по членам; дополнить предложение второстепенными членами; находить однородные подлежащие и однородные сказуемые; работать со словообразовательным словарем
Работа в па-рах
29.04
92
Написание -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах
1
Правописание -ТЬСЯ и
-ТСЯ в глаголах
Личностные: формирование базовых эстетических ценностей
Прак-тическая рабо-та
1.05
93
Разбор предложения по членам предложения
1
Разбор предложения по членам предложения
Общеучебные: постановка и решение проблемы.
раб. в па-рах
4.05
94
Простые и сложные
предложения. Знаки препинания в сложных предложениях
1
Простые и сложные
предложения. Знаки препинания в сложных предложениях
Логические: подведение под правило.
Взаимо-кон-троль
6.05
95
Промежуточная аттестационная работа
1
Интегрированная комплексная работа
Прак-тическая рабо-та
8.05
96
Отличие сложных
предложений от простых предложе
нийс однородны
ми членами
1
Отличие сложных
предложений от простых предложенийс однородными членами. Постановка знаков препинания в простых
предложениях с однородными членами
Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме
раб. в па-рах
11.05
97
Постановка знаков препинания в сложных
предложениях
1
Постановка знаков препинания в сложных предложениях. Закрепление изученного
Познавательные: обучение работе с информацией,
Взаимо-кон-троль
13.05
98
Правописание орфограмм в разных частях слова
1
Повторение изученного. Словообразование
Регулятивные: контроль и самоконтроль.
раб.в парах
15.05
99
Контрольная работа за год № 8
1
Написание под диктовку текста (75-80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания
Уметь писать под диктовку текст с изученными орфограммами
Контрольный диктант
18.05
100
Работа над ошибками
1
Простые распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены предложения
Уметь: выполнять работу над ошибками; отличать сложные предложения от простых предложений с однородными членами; объяснять расстановку знаков препинания в сложных предложениях и простых предложениях с однородными членами; выписывать сложные предложения
Рабо-та в парах
20.05
101
Развитие речи с элементами культуры речи. Что такое аннотация и как ее составить
1
Практическое овладение диалогической и монологической речью. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного общения
Знать понятие «аннотация»; где располагается аннотация.
Уметь: находить в книге аннотацию; дополнять аннотацию именами героев, названиями рассказов; пользоваться библиотекой
Практическая рабо-та
22.05
102
Правописание орфограмм в разных частях слова. Итоговое занятие
1
Повторение изученного. Разбор слова по составу.
Общеучебные: постановка и решение проблемы.
25.05
Используемый учебно-методический комплект:
Чуракова Н. А. Русский язык: учебник. - Ч. 1, 2, 3. 4 класс. - М.: Академкнига, 2014.
Байкова Т. А., Малаховская О. В., Ерышева Е. Р. Рабочие тетради для самостоятельных работ, № 1, 2. - М.: Академкнига, 2014.
Чуракова Н. А., Каленчук М. Л., Байков, Т. А., Малаховская О. В. Русский язык. 4 класс: методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига, 2014
Литература
2. “1200 диктантов и творческих работ по русскому языку” Москва “Дрофа” 1999;
3. “Тесты по русскому языку” Москва “АСТ-ПРЕСС” 1999; ”Школьный русско-татарский словарь” Казань, 1989;
4. П.А.Грушников “Орфографический словарик” Москва “Просвещение” 1991;
5. Н.М.Неусыпова “Толковый словарик русского языка” Москва “Просвещение” 1989;
6. Н.Г.Скегина, Г.И.Колпакова “Большой справочник” Москва “Олимп” 2000;
Информационно-компьютерная поддержка:
http://school-collection.edu.ru/
http://nsc.1september.ru/urok/
http://www.openclass.ru/
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ