РАБОЧАЯ ПРОГРАММА спецкурса «Орфография» Трудные вопросы орфографии 9 Класс

Комитет по образованию администрации города Барнаула

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 62»





Рассмотрено

на заседании МО

протокол №_1_______

от «15» августа 2014г.

СОГЛАСОВАНО

Заседание МС

протокол №___6_____

от «18» августа 2014 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ № 62»

_______________Е.В.Вологодская

Приказ №_01-12__________

от «29» августа 2014 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

спецкурса «Орфография»

Трудные вопросы орфографии (9 класс А)

Срок реализации данной программы – 2014 – 2015учебный год.

Программа курса «Орфография» составлена в соответствии с программой по русскому языку (авторы М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов) и на основании Единых требований к знаниям выпускников средних общеобразовательных школ.



Составитель: Глазина Е.А.,

учитель русского языка и литературы,

высшая категория









г.Барнаул

2014г.

Пояснительная записка



В последние годы много говорится о необходимости модернизации содержания языкового образования. Причем, все сознают, что цель школьного курса — изучение языка и развитие речи. Но на деле мы сталкиваемся с тем, что количество часов гуманитарного цикла сильно урезано. Спецкурсы, которые предлагаются ученикам — единственная возможность преподнести свой предмет в более полном объеме, содействовать более гармоничному развитию учеников.

Данный курс имеет коммуникативную направленность, способствует становлению у детей учебной самостоятельности, развивает интерес к изучению русского языка и письменную связную речь, совершенствует орфографическую зоркость учащихся.

Одна из основных проблем современного преподавания русского языка – это орфографическая грамотность учащихся. Причин несколько. Здесь и абстрактность предмета, и несформированная орфографическая зоркость, и низкий уровень чтения. Ещё одной особенностью орфографии является то, что данный раздел изучается на протяжении всего курса русского языка в школе, но не как единый блок. Это во многом оправдано самой структурой программы. Но к концу 8-го класса, когда практически все основные орфографические правила изучены, грамотность письма оставляет желать лучшего. Тем более, что в 8 и 9 классах основным содержанием программы является синтаксис и пунктуация. Возникает необходимость регулярного повторения орфографии. Данный курс предлагает это делать комплексно и целенаправленно, ведь многие орфографические правила, изучаемые разрозненно, имеют общую основу и могут быть представлены в едином блоке, что упрощает их понимание и, следовательно, запоминание. Например, написание не с разными частями речи изучается в соответствующих разделах морфологии. Но правописание не с существительными прилагательными, наречиями практически идентично. И при повторении целесообразно представить это одним правилом. В этом случае правописание не с причастием, отличающееся всего одним пунктом, даётся в сравнении и таким образом также воспринимается легче.

Некоторые темы, требующие подробного разбора, вынесены в отдельные занятия, например, «Одна и две буквы н в суффиксах причастий».

Тема курса выбрана с учетом лингвистических интересов учеников, откликнувшихся на анкетирование. Основная цель курса — систематизировать знания в области русского языка, полученные учащимися в 5-8 классах, особое внимание уделить темам повышенной сложности.

Программа не допускает учебных перегрузок для школьников, т.к. домашние задания предполагается совмещать с работами учащихся по литературе. При изучении курса реализуются межпредметные связи (русский язык — литература).

Программа курса «Орфография» составлена в соответствии с программой по русскому языку (авторы М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов) и на основании Единых требований к знаниям выпускников средних общеобразовательных школ.

Цели:

  • Повторить теорию школьного курса русского языка.

  • Выявить пробелы в знаниях учащихся и ликвидировать их путем практических занятий.

  • Повысить интерес учащихся к русскому языку.

  • Расширить активный и пассивный словарный запас учащихся.

  • Помочь учащимся в подготовке к ГИА по русскому языку.

  • Развивать творческий и интеллектуальный потенциал школьников.



Перед учениками ставится ряд задач:

  • Знать нормы литературного языка.

  • Владеть приемами лингвистического анализа.

  • Уметь применять свои знания при анализе текстов и языкового материала.



В результате изучения данного курса обучающиеся должны уметь:

  • Орфографически и пунктуационно грамотно оформлять письменные работы (диктанты, изложения, сочинения).

  • Анализировать языковые явления, проводить самостоятельные лингвистические исследования.

  • Применять полученные теоретические знания на практике.



Программа носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим индивидуальным подходом учителя к решению отдельных теоретических и практических вопросов, так и с конкретными условиями ее реализации.



Методическое обеспечение.

Занятия построены в виде уроков-практикумов с промежуточным и итоговым тестированием, которое оценивается по пятибалльной системе.







Содержание курса

1. Вопросы орфографии.

Орфографическое правило. Условия выбора правильных написаний (фонетические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, смысловые). Группы орфограмм.



2. Безударные гласные в корне слова. Согласные в корне слова.

Теория. Сильная и слабая позиция гласных, оглушение и озвончение согласных. Орфограммы, определяемые правилами (проверяемые ударением, чередующиеся), орфограммы, не проверяемые правилами.

Практика. Отработка алгоритма применения правила.

Задания. Подбор примеров.



3. Гласные и согласные в приставках.

Теория. Условия выбора гласных и согласных.

Практика. Отработка алгоритма применения правила.

Задания. Подбор примеров. Подготовка слов для словарного диктанта.



4. Гласные о-е-ё после шипящих и ц. Гласные и-ы после ц.

Теория. Условия выбора гласной.

Практика. Отработка алгоритма применения правила.

Задания. Упражнения. Самостоятельное составление алгоритма для орфограммы «Гласные и-ы после ц».



5. Гласные (не после шипящих) в суффиксах существительных, прилагательных, глаголов и причастий.

Теория. Условия выбора гласной.

Практика. Выбор алгоритма в зависимости от части речи. Отработка правила.

Задания. Подбор примеров к каждому пункту правила.



6. Гласные в окончаниях слов.

Теория. Гласные е-и, о-а. условия выбора гласной.

Практика. Выбор правильного написания.

Задания. Упражнения.



7. Буквы н и нн в суффиксах прилагательных и наречий.

Теория. Условия выбора орфограммы.

Практика. Применение алгоритма выбора орфограммы.

Задания. Подбор примеров, упражнения.







8. Одна и две буквы н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

Теория. Правило выбора орфограммы.

Практика. Применение алгоритма выбора орфограммы.

Задания. Написание слов по предложенному алгоритму.



9. Не с существительными, прилагательными, наречиями.

Теория. Общие условия выбора написания.

Практика. Наблюдение, составление и применение алгоритма.

Задание. Распределительное упражнение.





10. Не с причастием.

Теория. Правописание не с причастием.

Практика. Составление опорного конспекта.

Задания. Графические, распределительные, контрольные.







11. Дефис между частями самостоятельных слов, между словами, в служебных словах.

Теория. Условия выбора написания.

Практика. Дефисное написание наречий, сложных прилагательных, слов с пол-.

Задание. Упражнение комбинированное.



12. Частицы не и ни.

Теория. Значение частиц не и ни. Случаи употребления частиц не и ни.

Практика. Выбор частицы.

Задания. Упражнения на выбор частицы.



















Список литературы:

  1. Воителева Т.М., Войлова К.А. и др. Большой справочник «Русский язык для школьников и поступающих в ВУЗы». — М.: Дрофа, 2005.

  2. Голуб М.Б., Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русской орфографии и пунктуации. — М., 2005.

  3. Книгина М.Г. Русский язык. Подготовка к государственному централизованному тестированию. 9 класс. — М., 2009.

4. Рахимкулова Г.Ф. и др. Пособие для подготовки к Единому государственному экзамену и Централизованному тестированию по русскому языку. — Ростов-на-Дону,











Поурочно-тематическое планирование



предмет – спецкурс по русскому языку

класс

учитель – Е. А. Глазина

Количество часов:

Всего 17 часов; 1 час в 2 недели (из расчёта 34 недели в год)



п/п

Тема

Кол-во часов

Контрольные работы

Лаборат.

работы

Практические работы

1

Вопросы орфографии

1




2

Безударные гласные в корне слова

1




3

Согласные в корне слова

1




4

Гласные и согласные в приставках

1




5

Буквы о- ё после шипящих и ц

1




6

Гласные и-ы после ц

1




7

Гласные в суффиксах существительных, прилагательных

1




8

Гласные в суффиксах глаголов и причастий

1




9

Гласные в окончаниях слов

1




10

Буквы н-нн в суффиксах прилагательных и наречий

1




11

Одна и две н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

1




12

Одна и две н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

1




13

Не с существительными, прилагательными и наречиями

1




14

Не с причастием

1




15

Не с причастием

1




16

Дефис между частями самостоятельных слов, между словами, в служебных словах

1




17

Частицы не - ни

1








































































10



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ