Русский язык "Знаки препинания в конце предложения"

Русский язык

Предложение


Урок 13 (11).

Тема: Знаки препинания в конце предложения.

Цель:

развитие умения различать на слух разные виды предложений (сообщение/ответ, вопрос, выражение особого чувства);

развитие умения ставить знаки в конце предложений.


Символы:

Н

П

М

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.
















Откройте тетрадь.

Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

Какую запись должны сделать дальше?

Напишите слова «Классная работа».

Беседа. 3 3 1

Я захожу в класс, и первые слова, с которыми я обращаюсь к вам, звучат так… (Дети могут продолжить фразу.)

Здравствуйте, ребята!

Если я вас попрошу записать эту фразу, какой знак вы поставите в конце? (Восклицательный.) Почему? (Это особые слова – приветствие.)

В каких ещё жизненных ситуациях мы произносим фразы с такой особой интонацией? (При прощании, если пишем письмо, чему-то очень рады, чем-то восхищены.)

А что происходит у нас в классе после приветствия? Какие фразы я произношу? (Кто сегодня отсутствует? Кто дежурный? Все ли готовы к уроку?)

Какой знак мы должны поставить в конце этих предложений? (Вопросительный.)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


II. Формулирова-ние проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

1 3

А теперь ответьте на любой из этих вопросов. Запишите ответ на последний вопрос. (Сегодня все готовы к уроку.) Какой знак вы поставили в конце предложения?

Назовите тему сегодняшнего урока.

«Знаки препинания в конце предложения».

Составим план урока.

План (примерный)

1. Словарная работа.

2. Оформление предложений на письме в русском языке.

Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Какой кружок обозначает это умение?



Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

1. Словарно-орфографическая работа. 1 3 3 1

На доске записано предложение.

Русский народ создал русский язык. (Лев Толстой.)

Прочитайте.


Какое слово повторяется дважды?

Как вы понимаете, что значит русский народ? (Нация, население России.) А русский язык? (Созданный русскими, на котором говорят русские люди.)

Через какое слово мы могли бы его объяснить? (Россия, Русь.)

Какие «подсказки» для понимания и запоминания они дают? (Русь и русский – одинаковая буква у в корне, Россия и русский – две буквы СС.)

Подчеркните опасное место в этом слове.

Какие ещё словарные слова есть в этом предложении?

Спишите предложение, подчеркните опасные места.

Работа над словом «русский» в «Орфографической тетради» (с. 37).

2. Проверка домашних заданий (упр. 9, «Дидактический материал»).

Развитие речевых умений – правильного и быстрого произнесения скороговорок. Учителю необходимо последовательно и чётко проводить эту работу (начинать следует со среднего темпа, главное – следить за правильностью, а затем темп можно убыстрять). Можно внести соревновательный момент: кто лучше?

Затем проверяется 2-е задание: разные варианты предложений в продолжении сказки о глупом волке.

Какой вариант показался наиболее удачным?

Какие знаки поставили в конце предложений? Почему?

3. Работа по учебнику. 1 3

Упр. 24 – совершенствуется умение дополнять предложение по имеющимся словам и определять его смысловую нагрузку для правильной постановки знаков препинания (актуализируются признаки предложения на основе выявления ошибки).



Методическая рекомендация: учителю нужно обратить внимание на слова, которые определяют знак в конце предложения – эмоционально окрашенные (хороший, чудесный, замечательный), а также слова-вопросы: когда? что? кто? где?


4. Игра «Немое письмо».

Учитель читает небольшой отрывок из сказки «38 попугаев»

Г. Остера, глава «Будем знакомы», а ученики должны расставить только знаки препинания (один-два ученика работают на закрывающихся крыльях доски). Знаки ставятся только в конце реплик героев. Авторские слова учителю следует читать быстрее, не останавливая на них внимание, в конце же слов героев делать небольшие паузы.


Вот было бы интересно нам всем ещё раз познакомиться. (сказала мартышка)

Но ведь мы уже знакомы! (сказал попугай)

Друзья! (сказал удав и взмахнул хвостом) А почему бы нам не познакомиться ещё раз? Давайте разойдёмся, а потом случайно встретимся и познакомимся.

Ой! (заволновался слонёнок) А вдруг мы случайно не встретимся?

Если мы не встретимся случайно, то потом встретимся нарочно. (сказал попугай)


После чтения у детей можно спросить, откуда этот отрывок.

Проверка результатов. Сверка с доской.




Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе правильно расставить знаки препинания в конце предложения?

Ты сделал всё правильно или были недочёты?

Ты поставил всё сам или с чьей-то помощью?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.


Что мы сейчас делали?

Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)








Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познаватель-ную и личностную рефлексию.


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.











ΙV. Итог урока.

Какие знаки никогда не бывают в конце предложения? (Запятая.)

От чего зависит выбор знака в конце предложения?

Поставьте в виде знака себе оценку за урок. 4 4


Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чём испытали затруднения?

Какую отметку вы себе поставили?

За что?






ТООУ

V. Домашнее задание.

1. «Дидактический материал», упр. 10.

2. Рабочая тетрадь, тема 2, №6, 7.


Деятельность учеников:

Списывать предложения, правильно оформлять их на письме.

Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и интонацией предложения.

Читать предложения с разной интонацией.

© ООО «Баласс», 2012

5

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ