Русский язык "Знаки препинания в конце предложения"
Русский язык
Предложение
Урок 13 (11).
Тема: Знаки препинания в конце предложения.
Цель:
– развитие умения различать на слух разные виды предложений (сообщение/ответ, вопрос, выражение особого чувства);
– развитие умения ставить знаки в конце предложений.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
Беседа. 3 3 1
– Я захожу в класс, и первые слова, с которыми я обращаюсь к вам, звучат так… (Дети могут продолжить фразу.)
– Здравствуйте, ребята!
– Если я вас попрошу записать эту фразу, какой знак вы поставите в конце? (Восклицательный.) Почему? (Это особые слова – приветствие.)
– В каких ещё жизненных ситуациях мы произносим фразы с такой особой интонацией? (При прощании, если пишем письмо, чему-то очень рады, чем-то восхищены.)
– А что происходит у нас в классе после приветствия? Какие фразы я произношу? (Кто сегодня отсутствует? Кто дежурный? Все ли готовы к уроку?)
– Какой знак мы должны поставить в конце этих предложений? (Вопросительный.)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
II. Формулирова-ние проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).
1 3
– А теперь ответьте на любой из этих вопросов. Запишите ответ на последний вопрос. (Сегодня все готовы к уроку.) Какой знак вы поставили в конце предложения?
– Назовите тему сегодняшнего урока.
«Знаки препинания в конце предложения».
– Составим план урока.
План (примерный)
1. Словарная работа.
2. Оформление предложений на письме в русском языке.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какой кружок обозначает это умение?
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
ΙΙI. Развитие умений – применение знания.
1. Словарно-орфографическая работа. 1 3 3 1
На доске записано предложение.
Русский народ создал русский язык. (Лев Толстой.)
– Прочитайте.
– Какое слово повторяется дважды?
– Как вы понимаете, что значит русский народ? (Нация, население России.) А русский язык? (Созданный русскими, на котором говорят русские люди.)
– Через какое слово мы могли бы его объяснить? (Россия, Русь.)
– Какие «подсказки» для понимания и запоминания они дают? (Русь и русский – одинаковая буква у в корне, Россия и русский – две буквы СС.)
– Подчеркните опасное место в этом слове.
– Какие ещё словарные слова есть в этом предложении?
– Спишите предложение, подчеркните опасные места.
Работа над словом «русский» в «Орфографической тетради» (с. 37).
2. Проверка домашних заданий (упр. 9, «Дидактический материал»).
Развитие речевых умений – правильного и быстрого произнесения скороговорок. Учителю необходимо последовательно и чётко проводить эту работу (начинать следует со среднего темпа, главное – следить за правильностью, а затем темп можно убыстрять). Можно внести соревновательный момент: кто лучше?
Затем проверяется 2-е задание: разные варианты предложений в продолжении сказки о глупом волке.
– Какой вариант показался наиболее удачным?
– Какие знаки поставили в конце предложений? Почему?
3. Работа по учебнику. 1 3
Упр. 24 – совершенствуется умение дополнять предложение по имеющимся словам и определять его смысловую нагрузку для правильной постановки знаков препинания (актуализируются признаки предложения на основе выявления ошибки).
Методическая рекомендация: учителю нужно обратить внимание на слова, которые определяют знак в конце предложения – эмоционально окрашенные (хороший, чудесный, замечательный), а также слова-вопросы: когда? что? кто? где?
4. Игра «Немое письмо».
Учитель читает небольшой отрывок из сказки «38 попугаев»
Г. Остера, глава «Будем знакомы», а ученики должны расставить только знаки препинания (один-два ученика работают на закрывающихся крыльях доски). Знаки ставятся только в конце реплик героев. Авторские слова учителю следует читать быстрее, не останавливая на них внимание, в конце же слов героев делать небольшие паузы.
– Вот было бы интересно нам всем ещё раз познакомиться. (сказала мартышка)
– Но ведь мы уже знакомы! (сказал попугай)
– Друзья! (сказал удав и взмахнул хвостом) А почему бы нам не познакомиться ещё раз? Давайте разойдёмся, а потом случайно встретимся и познакомимся.
– Ой! (заволновался слонёнок) А вдруг мы случайно не встретимся?
– Если мы не встретимся случайно, то потом встретимся нарочно. (сказал попугай)
После чтения у детей можно спросить, откуда этот отрывок.
Проверка результатов. Сверка с доской.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе правильно расставить знаки препинания в конце предложения?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты поставил всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познаватель-ную и личностную рефлексию.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ΙV. Итог урока.
– Какие знаки никогда не бывают в конце предложения? (Запятая.)
– От чего зависит выбор знака в конце предложения?
Поставьте в виде знака себе оценку за урок. 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Какую отметку вы себе поставили?
– За что?
ТООУ
V. Домашнее задание.
1. «Дидактический материал», упр. 10.
2. Рабочая тетрадь, тема 2, №6, 7.
Деятельность учеников:
– Списывать предложения, правильно оформлять их на письме.
– Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и интонацией предложения.
– Читать предложения с разной интонацией.
© ООО «Баласс», 2012
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ