Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Полные и краткие имена прилагательные"
МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. ПИТЕРКА ПИТЕРСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Полные и краткие имена прилагательные
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
Автор: Филатова И. А., учитель
русского языка и литературы,
общеобразовательной школы с. Питерка
Питерского района Саратовской области
Питерка – 2013
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с. Питерка Питерского района Саратовской области» :
Филатова Ирина Александровна
Класс: 5
УМК: С. И. Львовой, В. В. Львова
Тема урока: «Полные и краткие имена прилагательные»
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цели:
Деятельностные: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы; развитие навыков самоконтроля.
Содержательные : дать представление о краткой форме прилагательного: грамматических особенностях, написании и употреблении в речи; развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Мотивация к учебной деятельности
Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне
Приветствие учащихся.
Предлагает эпиграф:
Корень учения горек, а плод – сладок.
Как вы понимаете смысл данной пословицы? Как вы думаете, в чём её особенность употребления прилагательных в пословице?
Читают пословицу. Высказывают своё мнение.
Личностные: самоопределение, коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Актуализация
знаний и пробное учебное действие
Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
Корень учения горек, а плод – сладок.
Как вы думаете, какие ключевые слова нам помогают понять смысл пословицы? Какой частью речи они являются? На какие вопросы отвечают? Назовите разряд прилагательных. Запишите ответ.
Как вы думаете, в чём её особенность употребления прилагательных в пословице?
Предположите, какая тема урока у нас сегодня?
Находят ключевые слова. Записывают. Один ученик работает у доски.
Корень – (что?) сущ.
учение – (что?) сущ.
горек –(каков?) кач. прилаг.
плод – (что?) сущ.
сладок –(каков?) кач. прилаг.
Делают свои предположения.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.
Постановка учебной задачи
Цель: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).
На помощь к нам придёт учебник русского языка.
Выполнение упр. 626 ( устно)
Как вы думаете, так же будут изменяться краткие формы? Попробуйте изменить краткие прилагательные.
1 группа – по родам;
2 группа – по числам;
3 группа – по падежам.
Что у вас получилось?
Почему не получилось у 3 группы?
Давайте сверим свои предположения с теоретическим материалом учебника.
Что нового вы ещё узнали о кратких формах?
Выполняют упражнение, сравнивая полные и краткие имена прилагательные. Делают вывод.
Выполняют задания, записывая в тетрадь.
Отвечают на вопрос. (Появляются окончания полной формы)
Знакомятся с теоретическим материалом, сверяют свои предположения с учебником.
Ответы учеников.
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование.
Коммуникативные: постановка вопросов.
Познавательные: самостоятельное формулирование цели, проблемы, сравнение, создание способов решения проблем.
Первичное закрепление.
Цель: применение нового знания в типовых заданиях
Динамическая пауза с мячом.
Каждому учитель бросает мяч, при этом называет качественное прилагательное.
- Послушайте меня внимательно, какие прилагательные вы сейчас услышите?
Произносит фразу: «Я рада, что вы хорошо справились с этим заданием. Теперь вы и дальше должны справляться с заданиями в упражнениях.»
Обращает внимание на слова «рада», «должны», которые употребляются, как правило, только в краткой форме.
Выполните упр. 628 в парах, выбрав слова.
Скажите, у нас урок хорош? Ответьте на вопрос письменно.
Как вы записали слово «хорош»? Найдите, есть ли правило в учебнике. Если есть, то о чём оно нам говорит?
Ученик должен поймать мяч и отдать его с кратким прилагательным.
Слушают. Высказывают свои предположения.
Обращают внимание на слова.
Выполняют упр. 628.в парах.
Отвечают на вопрос. Делают запись в тетради.
Отвечают. Анализируют, корректируют.
Познавательные: действие по аналогии. Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Коммуникативные: управление поведением партнера, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.
Выполнение упр. 629 по образцу.
Образуют краткие формы имён прилагательных, записывая при этом их вместе с существительными, обозначая грамматическую основу.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного.
Личностные: самоопределение.
Включение в систему знаний и повторение.
Цель: повторение и закрепление ранее изученного.
Докажите, что записанные вами сочетания слов представляют собой нераспространённые предложения?
Два примера преобразуйте в распространённые предложения, запишите, обозначьте грамматические основы и второстепенные члены.
Предлагает выполнить упр. 631 (текст под ц. 1), письменно с последующей взаимопроверкой.
Преобразовывают предложения.
Выполняют, анализируют работу одноклассника, оценивают.
Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме, поиск разнообразных способов решения задач. Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Регулятивные: контроль, коррекция
Рефлексия
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
Предлагает записать домашнее задание упр. 631 (текст под ц. 2)
Приём незаконченного предложения
Сегодня я узнал …
Мне было трудно …
Теперь я могу …
Я приобрёл …
Я научился …
Записывают домашнее задание.
Выполняют рефлексию.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.
Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Личностные: адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности
Использованная литература
1. Практикум по русскому языку : 5 кл. /С. И. Львова. – М. : Просвещение, 2006.
2. Русский язык. (За страницами школьного учебника). 5 кл. : пособие для учащихся
С. И. Львова, - М. : Дрофа, 2007.
3. С. И. Львова, В. В. Львов. Русский язык. М. : Мнемозина, 2012.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ