Тексты проверочных работ по русскому языку, составленных согласно требованиям дифференциации (по технологии развивающего обучения)
Фролова Любовь Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 81 г.Ярославля,
учитель высшей категории,
кандидат педагогических наук
Тексты проверочных работ по русскому языку, составленных согласно требованиям дифференциации (по технологии развивающего обучения)
(опубликованы в диссертационном исследовании:
Фролова Л.С. Учебный диалог как организующий инструмент единого коммуникативного пространства системы развивающего обучения. –
Дисс.на соиск.уч.степ.кандидата педаг.наук. – Ярославль, 2009.
Ссылка на первоисточник обязательна.)
Согласно методическим требованиям системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, внутри любой проверочной работы выделяется семь уровней выполнения заданий, и учащемуся предоставляется право выбора доступного ему уровня .
В нашей практике преподавания русского языка мы используем подразделение заданий по следующим уровням: 1 - репродуктивный уровень выполнения по образцу; 2 – тестовый; 3 – «традиционная» контрольная работа; 4 (5) –уровни РО.
Оценка выполнения не зависит от выбранного уровня работы. Однако на усмотрение учителя можно ограничить оценивание работы:
- первый вариант оценивания может быть следующим: уровень 1 оценивать по трехбалльной системе (1, 2, 3), уровень 2 – по четырехбалльной системе (1, 2, 3, 4), 3 (4) уровень – по пятибалльной системе;
- второй вариант оценивания: уровень 1 оценивать по четырехбалльной системе (1, 2, 3, 4), уровни 2 – 3 (4) по пятибалльной системе.
Проверочная работа по теме «Введение в синтаксис» в 5 классе.
1 вариант.
1. Выпиши те примеры, где подлежащее и сказуемое найдены верно.
А) И тут соловей запел.
_______ ______
______
Б) Маленькая девочка прекрасно знала соловья.
______ _______
______
В) Я хотел бы слушать твои песни бесконечно.
___ ____ _______
____ _______
Г) Искусственный соловей – это всего лишь механизм.
_______ ___ _________
___ _________
2. Выпиши из данных сочетаний слов только словосочетания, где слова связаны подчинительной связью:
пришли холода, теплая зима, быстро растаял, домашние хлопоты, лепить снежки,
наступает утро.
3. Выпиши из данных предложений только те, в которых есть обращение.
Чего тебе надобно, старче?
Жил-был поп, толоконный лоб.
Смилуйся, государыня рыбка!
Ну, теперь твоя душенька довольна?
4. Выпиши предложения, в которых есть обобщающее слово при однородных членах предложения.
Все кошки разного окраса: рыжие, белые, черные, пестрые.
В нашем доме живут разные люди: учителя, и врачи, и инженеры, и слесари.
Снегом покрыто все.
На клумбе росли розы, фиалки, гортензии.
2 вариант.
1. Найди грамматическую основу предложений:
Принесите мне соловья, я хочу послушать его пение.
Для соловья свобода – это главная ценность в жизни.
Своим пением настоящий соловей прогнал смерть от изголовья императора.
2. Верны ли утверждения:
а) грамматическая основа – это синтаксическая единица языка,
б) между подлежащим и сказуемым существует подчинительная связь,
в) при однородных членах предложения всегда есть обобщающее слово,
г) обращение – это тот, к кому обращаются с речью?
3. Найди обращения в данных предложениях, поставь знаки препинания.
Кто ты добрый молодец?
Зеркальце скажи мне правду!
Избушка избушка стань к лесу задом, а ко мне передом.
4. Подставь на место пропусков однородные члены предложения.
Все укрыто белым снегом: …, …, … .
…, … , … - везде были видны следы зверей.
У меня есть карандаши разных цветов: и …, и …, и …, и … .
3 вариант.
1. Найди грамматическую основу в предложениях:
Солнце взошло рано.
Стая воробьев разместились на крыше.
Облако закрыло солнце.
2. Составь словосочетания:
подарил (кто?) __________,
сделаешь (как?) __________,
направился (куда?) _____________,
тетрадь (какая?) ____________,
отец (что сделал?) ____________.
3. Составь предложения с вводными словами: может быть, по-моему, итак, к несчастью.
4. Можно ли в данные предложения вставить обобщающие слова? Если можно, вставь их и запиши получившиеся предложения, поставив знаки препинания.
Желтые, белые, синие цветы радовали взгляд прохожих.
Около цирка собралась большая толпа.
На траве, на листьях деревьев, на крышах домов сверкали капельки росы.
4 вариант.
Проанализируй задания 1 – 3 вариантов, определи, как они устроены. Составь 2-3 задания, подобные этим.
Проверочная работа в 7 классе по теме «Глагол».
1 вариант.
1. Выпиши инфинитивы. Выдели окончания по образцу: играть , идти , испечь .
преподавать, строил, клеить, мать, вёз, везти, залечь, сшивший, дочь, сбиваемый, шить, заплести, навзничь.
2. Образуй причастия по образцу с помощью суффиксов –ащ-/-ящ-, -ущ-/-ющ-:
делать - делающий.
Ловить, считать, читать, завивать.
3. Правильно ли обозначен причастный оборот. Сравни с образцом:
Какой? п.о. * Лес, видневшийся вдали , казался недостижимым.
* какая? В центре зала установили ель, привезенную из леса . * п.о. На ковре, расстеленном на полу , играли ребятишки. * какой? п.о. Кот, вскочивший на подоконник , сыто облизывался.
2 вариант.
1. Верны ли высказывания?
А) глагол – часть речи, называющая действие,
Б) глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает процессуальный признак,
В) к специфическим категориям глагола относятся Н, В, Ч, Л, Р,
Г) словоразличительные категории глагола – это вид и залог.
2. Образуй причастия с помощью суффикса –вш-/-ш- от глаголов:
делать, играть, сомневаться, чинить, пилить.
3. К подчеркнутым причастиям подбери подходящие по смыслу зависимые слова, запиши получившиеся предложения, причастные обороты обозначь графически.
Занавешенные окна создавали впечатление уюта.
Раскрашенные картинки были очень яркими.
Построенное здание поражало своей величественностью.
3 вариант.
1. Определи значение наклонения у глагольных форм: разрезавший, спел бы, пойди, испечь, построив, напоил, испек, пишу, сочиняем.
2. Составь предложения, в которых инфинитив был бы а) подлежащим, б) частью составного глагольного сказуемого, в) каким-либо второстепенным членом предложения. Графически обозначь синтаксическую функцию инфинитива.
3. Распространи деепричастия: сообщив, исследуя, помогая. С получившимися деепричастными оборотами составь предложения, графически обозначь деепричастные обороты.
4 вариант.
Проанализируй задания второго или третьего вариантов, составь подобные задания.
Проверочная работа в 7 классе. Темы «Залог» и «Вид»
(варианты даны под буквами А, Б, В).
Глаголы КАЗНИТЬ, ЖЕНИТЬ, ВЕЛЕТЬ, ОРГАНИЗОВАТЬ, ИСПОЛЬЗОВАТЬ являются двувидовыми.
А) определи вид выделенного глагола в текстах:
Мы дики; нет у нас законов.
Мы не терзаем, не КАЗНИМ –
Не нужно крови нам и стонов –
Но жить с убийцей не хотим…
А.С.Пушкин «Цыганы».
И КАЗНИЛИ Степана Калашникова
Смертью лютою, позорною;
И головушка бесталанная
Во крови на плаху покатилася.
М.Ю.Лермонтов «Песня про…купца Калашникова».
Б) Составь с одним из двувидовых глаголов предложения так, чтобы он имел то значение совершенного вида, то несовершенного вида.
В) Племянник получил от тяжелобольного старого дядюшки письмо, в котором тот сообщает: «Все свое состояние завещаю тебе». Можно ли считать молодого человека наследником дяди?
2. А) Образуй от данных глаголов возвратные глаголы с помощью постфикса –СЯ: мыть, умывать, брить, купать, одевать, причесывать.
Б) Раздели глаголы на группы: возвратные и невозвратные.
Стучаться, извиняться, одеваться, помыться, биться, кусаться, улыбаться, убираться, белеться.
В) Входя в кабинет, опоздавший ученик говорит: «Я извиняюсь за опоздание. Можно мне войти?» Какую грамматическую ошибку он допускает?
3. А) Перестрой активную конструкцию в пассивную:
Ученые пишут книги. Географы изучают и описывают землю. Типографские рабочие печатают газеты и журналы.
Б) Образуй от данных глаголов причастия действительного залога с помощью суффиксов –АЩ- / -ЯЩ-, -УЩ-/ -ЮЩ-, -ВШ-/ -Ш-:
Бегать, играть, прочитать, прибраться, держать. Составь с получившимися причастиями словосочетания (причастные обороты).
В) Правильно ли иностранец составил данные предложения с точки зрения грамматики?
Земля, укрывшая снег, была великолепна.
Солнце, закрывшее тучу, светило не так ярко.
Мальчик, прочитанный книгу, смог рассказать много нового об исследователях Австралии.
Роман, пишущий писателем, стал бестселлером этого года.
Проверочная работа по теме «Имя прилагательное» 8 класс.
Уровень 1. (Максимальный балл – 4)
1. Правильно ли распределены слова по столбикам? Выпишите слова, которые попали
не в «свой» столбик.
Н НН
Свиной картинный
Длиный юнный
Кожаный оловянный
Песчаный стеклянный
льняной ветренный
глиняный асфальтированный
деревяный стременной
древесный чинный
ледяной дискуссионный
2. Ученик образовал от полных прилагательных степень сравнения. Проверьте, верно ли он выполнил задание. Исправь ошибки.
Красивый – красивше,
Хороший – хорошее,
Белый – белее,
Чистый – чище,
Пушистый – пушистее,
Сладкий – сладче.
3. Если у причастия «отобрать» приставку и/или зависимое слово, то оно перейдёт в разряд отглагольного прилагательного и у него изменится правописание (НН поменяется на Н).
Сделайте так, как в образце.
Образец: закопченный – копченый,
сваренная в кастрюле – вареная.
Закопченный - …
Раскаленный - …
Сеянная утром - …
Вскипяченная - …
Замороженные - …
Испуганный - …
4.Образуйте краткую форму прилагательных по образцу.
Образец: хороший – хорош, красный – красен.
Мягкий, пригожий, тягучий, длинный, зеленый, высокий, красивый, колючий, вкусный.
5. Проверьте, правильно ли определены грамматические значения прилагательных в предложении: В ТЕЧЕНИЕ ДОЛГОЙ СЕВЕРНОЙ НОЧИ ЛЮДИ МЕЧТАЮТ О СОЛНЕЧНОМ ЛЕТЕ.
ДОЛГОЙ – качеств., в полной ф., в Р.п., в ед.ч., в ж.р.
СЕВЕРНОЙ – качеств., в полной ф., в Р.п., в ед.ч., в ж.р.
СОЛНЕЧНОМ – относительн., в полн.ф., в П.п., в ед.ч., в ср.р.
Уровень 2. (На отметку «5» не должно быть допущено ни одной ошибки)
1.Образуйте от данных слов прилагательные, выделите в них суффиксы.
Утро, число, отечество, бульон, стекло, равнина, истина, кожа, без ветра, картина, жизнь, камень, миллион, темя.
С тремя прилагательными составьте предложения с однородными членами.
2. Исправьте ошибки в образовании степени сравнения прилагательных.
Этот дом высочее нашего.
В моей комнате чистее, чем в комнате брата.
Твой рисунок красивее моего.
Эта дорога глаже.
Я старше тебя.
3. От отглагольных прилагательных образуйте причастия. Для этого достаточно добавить приставку или зависимое слово.
Брошеный, ношеный, раненый, мощеный, купленный, точеный, клееный.
С двумя причастиями составьте предложения с причастными оборотами. Причастные обороты графически обозначьте.
4. Со сложными прилагательными составьте словосочетания, предварительно раскрыв скобки.
Лесо (степной), юго (восточный), светло (желтый), широко (лиственный), торжественно (мрачный), сине (зеленый).
5. Из текста выпишите прилагательные, распределив их на два столбика: качественные и относительные.
В лесной глуши.
Я люблю северный лес за торжественную тишину, которая царит в нём. Особенно хорошо в самом густом ельнике, где-нибудь на дне глубокого лога.
Между древесными словами, обросшими в течение десятилетий седым мхом и узорчатыми лишаями, кое-где проглядывают клочья голубого неба. Свесившиеся лапчатые ветви деревьев кажутся какими-то гигантскими руками. Сказочно фантастический характер придают картине леса громадные папоротники, которые топорщатся перистыми листьями. Мягкий желтоватый мох скрадывает малейший звук, и вы точно идёте по ковру. Прибавьте к этому слабое освещение, падающее косыми лучами сверху.
Как-то даже немного жутко сделается, когда прямо с солнцепёка войдёшь в густую тень вековых елей.
Несмотря на тишину и покой, птицы не любят такого леса и предпочитают держаться в молодых зарослях.
В настоящую лесную глушь забираются только белка да пёстрый дятел; изредка ухает филин, вдалеке надрывается лесная сирота – кукушка.
Уровень 3. (на отметку «5» допускается одна ошибка)
1. Какой частью речи являются слова «столовая», «рабочий», «мороженое»?
2. Правильно ли образованы степени сравнения прилагательных:
более красивее, менее веселее, более сладче, старше, самый чище, самый маленький? Исправьте ошибки. Составьте с тремя прилагательными предложения с обращениями.
3. В чем разница между словами первого и второго столбиков?
Груженые груженные песком
Раненый раненный под Псковом
Купленый раскупленный
Мощеная вымощенная булыжником
Приведите несколько своих примеров, продолжив таблицу.
4. Вспомните правило «НЕ с прилагательными». Составьте словарь из 7-10 словосочетаний на это правило.
5. Какова роль прилагательных в тексте (см. уровень 2, задание 5). Что изменится, если из текста изъять все прилагательные?
Проверочная работа по теме «Словосочетание» 8 класс.
1 уровень.
Задание 1. Пользуясь примером разбора словосочетания, определи, что не указано при разборе данных словосочетаний( + или -):
Способ выражения
гл.сл. завис.сл
Значение
зависимого
слова
Тип
подчинительной
связи
* кр. прил.
доволен (чем?) результатами (управл.)
+ -
-
+
* сущ. сущ. в Р.п
стакан (чего?). молока_
Прил. Определ. * сущ.
любимое (какое?) занятие
* нар. обстоят.
рычать (как?) по- звериному
(примыкание)
* глаг. сущ. в Тв.п.
ухаживать (за чем?) за садом
Задание 2. Проверь, соответствуют ли падежные формы зависимых слов вопросам, которые заданы от главных слов ( + или -):
Памятник (кому?) Крылову
пример (чего?) мужества
коснуться (чего?) пол
вера (во что?) в победу
справедлив (к кому?) к себе
оплатить (что?) за проезд
обрадоваться (чему?) встрече
Задание 3. Сложное словосочетание состоит из трех и более компонентов. Дан пример сложного словосочетания:
*
очень (насколько?) далёкий (какой?) лес
Определи, являются ли данные словосочетания сложными( + или -):
очень хорошо знаешь одета в красную кофту
идешь по течению реки бегаешь вокруг стадиона
сделаешь в течение дня самый красивый цветок
Задание 4. Данные словосочетания «наступили внезапно», «сильные холода» соединили в предложение:
«Внезапно наступили сильные холода».
Соедини словосочетания в предложение, пользуясь примером. «Неожиданно разразилась», «сильная гроза», «майская гроза», «удивительно сильная».
Уровень 2.
Задание 1. Произведи разбор словосочетаний, опираясь на образец:
Какой?
Прил. Опред. * сущ.
солнечный день
(согласование)
Каменный дом, посоветовать другу, гордиться успехами, говорить громко.
Задание 2. Подбери подходящие по смыслу зависимые слова и поставь их в нужную падежную форму:
бояться (чего?), играть (чем?), имя (кого?), обеспечить (чем?),
ждать (кого?), обязан (чем?), отзыв (на что?).
Задание 3. Распространи простые словосочетания, сделав их сложными. Смотри пример:
Пример: Выполнил (насколько?) ... быстро - выполнил очень быстро
Решительный (в чём?) ... человек
работать на (каком?) ... заводе
готовиться к (каким?) ... экзаменам
опасный (для кого?) ... переход.
Задание 4. Даны грамматические основы: Весна пришла. Уроки сделаны. Пошел дождь. Распространи сказуемые, подобрав обстоятельства (например, «Игра закончилась. - Игра наконец закончилась».)
Уровень 3.
Задание 1. Определи тип подчинительной связи в словосочетаниях:
1. Двигаясь механически а) согласование,
б) управление,
в) примыкание.
2. Вагон метрополитена
3. Перепрыгнуть через овраг
4. Рабочее место
Произведи разбор 3-го и 4-го словосочетаний.
Задание 2. Данные глаголы сочетаются с прямыми дополнениями (сущ. в В.п. без предлога). Подбери подходящие по смыслу зависимые слова:
ждать (что?) ответ, знать _____________
искать__________________ просить_____________
обеспечить______________ отличить____________
указать__________________ требовать____________
Задание 3. Запиши сложные словосочетания, стрелками покажи связи между их компонентами: препятствовать появлению новых законов, рассердиться на непослушание сына, думать о серьёзных испытаниях, отзыв об очень интересной статье.
Задание 4. Выбери правильный вариант ответа. В предложении «В южном городе каждую весну бывает карнавал».
1) есть согласованное определение,
2) есть несогласованное определение,
3) есть обстоятельство, выраженное наречием,
4) есть косвенное дополнение,
5) есть прямое дополнение,
6) несогласованное определение выражено существительным с предлогом,
7) согласованное определение, относящееся к подлежащему, выражено местоимённым прилагательным,
8) обстоятельство места выражено существительным в П.п.
Уровень 4.
Задание 1. Произведи разбор словосочетаний: грядка под огурцы, незадолго до выборов, положить в портфель, полон надежды, очень точно.
Задание 2. Подбери к данным словам подходящие по смыслу зависимые слова, поставив их в нужную форму: согласиться, платить, доволен, рад препятствовать, вера, уверенность.
Задание 3. Распределите словосочетания по столбикам:
простые словосочетания
сложные словосочетания
Более сложная задача, абсолютно белые перчатки, будешь гордиться друзьями, жили на широкую ногу, упрекнуть младшего брата, наградить почётной грамотой.
Задание 4. Обозначь в предложении все словосочетания (вопрос, тип подчинительной связи, способ выражения главного и зависимого слов, значения зависимых слов).
Все небо над горизонтом было залито багровым заревом от края до края.
Уровень 5.
Задание 1. Дано задание: выпишите словосочетания группами: глагольные, именные, наречные.
Далеко от города, по-прежнему хорошо, решительный в действиях, кто-то из друзей, очень темный, езда верхом, думать над сказанным, действовать активно, весьма существенно.
Придумай подобное задание.
Задание 2. Прочитай задание 2 уровня 2. Составь подобное задание.
Задание 3. Прочитай задание 3 уровня 4. Придумай подобное задание.
Задание 4. Прочитай задание 4 уровня 3. Составь подобное задание.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ