Тема: Словообразование и орфография ( 2 урока) 7 Класс

Урок 7 класс

Тема: Словообразование и орфография ( 2 урока)


Цели: а) повторить однокоренные слова;

б) продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыками;

в) отработать навык морфемного и словообразовательного разбора; вспомнить по­рядок синтаксического разбора;

г) научить различать формы одного и того же слова и однокоренные слова;

д) р/р. Отработка навыков по составлению словосочетаний и предложений.


Ход урока

  1. Орг. момент.


  1. Фронтальный опрос :

Что изучается в словообразовании?

Что называется морфемой?

Какие способы образования вы знаете?

Чем отличается словообразовательный разбор от разбора по составу?


  1. Распределительный диктант.


неизменяемые

на –з, -с

пре-при


Прибить, антинародный, избегать, реконструкция, зашипеть, превысокий, привстать, рассмотреть, всходить, проучить, праязык, прикормить, пришкольный, сгореть, прервать, ультрамодный, раскопать, беззвучный, подклеить.


- Каким способом образованы все эти слова. Докажите. Напишите их словообразовательную схему.


  1. Выборочное письмо.

Прочитайте стихотворение-шутку В. Левина. Выпишите слова с суффиксом -арь. Не путайте их с теми словами, в которых -арь суффиксом не является, а входит в состав корня.

Один поэт, раскрыв словарь,

 Стал рифмовать: вратарь, звонарь,

 Аптекарь, рыцарь, секретарь,

 А также слесарь, государь,

 Библиотекарь, лодырь, пахарь,

 И пекарь, виноградарь, знахарь.

 Пожалуйста, поспорь с поэтом.

 Найди, кто лишний в списке этом.


(Ответ: словарь, вратарь, звонарь, аптекарь, библиотекарь, пахарь, пекарь, виноградарь)


- Каким способом образованы все эти слова. Докажите. Напишите их словообразовательную схему.


  1. Комментированное письмо.

-Записать слова, объясняя написание. Указать способ образования.

Русско-немецкий, ярко-зелёный, двухгодичный, светло-синий, пятнадцатилетний, серо-белый, пятиметровый, иссиня-чёрный, центробежный, механико-технологический, жилищно-строительный, отчётно-выборный, трёхгодичный, жаропонижающий, западно-восточный правосторонний, дикорастущий.



  1. Буквенный диктант.

(Укажите соединительную гласную о или е)


  • Я зачитываю слова, ребята проставляют в тетрадях только буквы: е или о.


Нефт..воз, лед..кол, болеутоляющий, путешествие, огнестрельный,

благословить, полководец, природоведение, водоснабжение, нов..сёл,

длинн..хвостый, мороз.. стойкий.


(Ответы: е, о, е, е, е, о, о, о, о, о, о, о.)


  • Расскажите о соединительных гласных.

Чем отличаются сложные слова от сложносокращён­ных?

- Как называются сложносокращён­ные слова?


  1. Творческая работа. (работа со словарем)


- По словарю уточните название аббревиатуры, составьте с ними по одному предложению.

1 вариант – МХАТ, ООН

2 вариант: КПД, ПТУ


  1. Проверка домашнего задания:


Упр.№ 58 ( 1 у доски) объяснение орфограмм в словах и разбор всех наречий (задание 2)


ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:


  1. Синтаксическая работа.


Солнце г..рячо. Он всегда г..рячо спорил.


  • Разберите по составу слово горячо в обоих предложениях.


Чем отличаются разборы?Почему?

- Как называются такие слова?


(В первом случае горячо — краткое прилагательное, --окон­чание;

во втором предложении горячо — наречие, --суффикс.)


  1. Чтение и анализ правила.

Стр. 25-26, упр.№ 62-63 ( устно)


  1. Практическая работа


Упр.№ 64, 66 (комментируя с места)


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА


ТЕСТИРОВАНИЕ ( по вариантам)


Д/з:

  • упр.№ 67 ( подготовить подробный устный ответ),

  • Упр.№ 68 выучить наизусть.

  • По выбору : написать сказку «В некотором царстве Словообразовании…»

3


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ