Тема урока: Назывные предложения
Тема урока: Назывные предложения
Цели урока:
ЗНАТЬ:
основные признаки назывных предложений, их значение, сферу употребления.
УМЕТЬ:
находить назывные предложения;
отличать их от других типов односоставных предложений и двусоставных предложений с составным именным сказуемым;
использовать назывные предложения в речи.
Задачи:
1.Выработать умение находить назывные предложения, отличать их от других односоставных предложений.
2.Научиться отличать назывные предложения от двусоставных с составным
именным сказуемым.
3.Научиться определять роль назывных предложений в художественной речи.
4.Сформировать умение составлять и использовать назывные предложения в собственной речи.
5.Подготовиться к выполнению заданий творческого характера.
Оборудование:
мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку,
дидактически папки с текстами.
Ход урока:
1.Орг. момент (слайды 1-3)
Сообщение темы и целей урока
2. Проверка домашнего задания
Блиц-опрос (слайды4-9)
-Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?
-На какие группы делятся односоставные предложения по форме главного члена?
-Назовите основные группы односоставных предложений с главным членом сказуемым.
-Какие предложения называются определенно-личными?
-Какие предложения называются неопределенно-личными?
-Какие предложения называются безличными?
3. Работа с перфокартой (слайды 10-12)
Определите тип односоставных предложений.
1.Люблю зимний лес.
2.Меня знобит.
3.Мне холодно.
4.В посёлке строят новую школу.
5. Слезами горю не поможешь.
6.Цыплят по осени считают.
4. Объяснение нового материала (слайд 13)
А. Шахматов (1864 – 1920), великий русский лингвист. Один из первых,
кто впервые поднял вопрос об односоставных предложениях в русской грамматике.
А) Работа с художественным текстом (слайд 14)
Чтение стихотворения А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…»
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучах пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!.. А. Фет
(слайд 15) Учащимся сообщается, что появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателя. Одни восхищались, удивлялись тому, как без глаголов можно так изобразить красоту мира.
Л.Н. Толстой утверждал: «В нем нет ни одного глагола.
Каждое выражение – картина». Другие усматривали в этой безглагольности посягательства на законы поэтики. А.А. Фет часто использует этот приём.
Запись предложений .
1.Сноведенье. Пробужденье. Тает мгла.
2. Темно-синее небо.
3.За окном вечер
-Учащиеся должны назвать грамматические основы предложений.
Б) Работа с учебником (слайд 16)
Даётся понятие назывных предложений. Обращается внимание на то, что выразительная ёмкость этих предложений делает их незаменимым средством, когда надо лаконично, немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительного действия.
В) Блиц-опрос: (слайд 17)
1.Назывные – односоставные предложения? (Да).
2. Назывные – двусоставные предложения? (Нет.)
3. Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? (Да).
4. Может ли назывное предложение быть нераспространённым? (Да).
5. Может ли назывное предложение быть распространённым? (Да).
Г) Дополнительная информация (слайд 18)
Чтобы отграничить назывные предложения от двусоставных неполных, нужно знать грамматические признаки назывных предложений:
а) Назывные предложения имеют один главный член – подлежащее, которое может быть выражено именем сущ. в И.п. (Лес. Поляна.); количественно-именным словосочетанием (Двадцать минут одиннадцатого.); личным местоимением
(Вот и она.) и числительным (Двадцать три! - продолжает Гриша).
В схему указанных назывных предложений входят также частицы вот и вон и, тогда такие предложения приобретают указательное значение.
б) Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными. Специфика назывных предложений в этом плане заключается в том,
что главный член их может распространяться только определениями,
согласованными и несогласованными.
5.Закрепление изученного материала
А) Работа с репродукцией И.И. Левитана «Март» (слабым ученикам – индивидуальные карточки) (19 слайд)
– Выразительная емкость назывных предложений делает их незаменимым средством, когда надо лаконично, немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительного действия.
Рассмотрите репродукцию картины И. Левитана «Март». Попробуйте при помощи нераспространенных назывных предложений описать эту картину. (Предложения выводятся на слайд.)
День. Снег. Деревца. Небо. Лошадь. Дом. Тропинка. Настроение.
– Распространите эти назывные предложения при помощи согласованных и несогласованных определений. Запишите получившийся текст в тетради.
Ясный мартовский день. Потерявший свое зимнее великолепие снег. Пробуждающиеся ото сна деревца. Небо без облаков. Запряженная лошадь. Двухэтажный дом. Грязная тропинка. Весеннее, солнечное, радостное настроение.
Карточка № 1
Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.
1) Яркие голубые дни. Синее море. Вечер был тихий, лёгкий.
2) Маленький ручеёк. Вода немного коричневатая.
Она не течёт, а сочится из мхов, от подножия невысоких берёзок, ив,
ольхи и болотной травы...
3) Ночь. Поскрипывает и поскрипывает ставенка. 4) Крепко морозит. 5) Мороз. Хрустит под валенками снег.
Карточка № 2
Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.
1) Чистые стены, обитые лесом. Запах воды и смолы.
2) Третий час дня. Пасмурно.
3) Вон радуга. Весело жить!
4) Безветрие, и всё небо залито краской.
5) Вот серый старый дом. Теперь он пуст и глух.
Карточка № 3
Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.
1)Душная ночь. Будет гроза... Вон и блеснуло бледно и тревожно.
2) Ночь тихая, тихая. Снег рыхл. Где-то далеко в небе тянет весной.
3) Заморозки. Подсохло. Я вышел пройтись к речке.
4) Во всём мне хочется дойти до самой сути: в работе, в поисках пути, в сердечной смуте.
5) Зима подходит к середине, дороги мокнут, с крыш течёт,
и солнце греется на льдине.
Б) Упр. №245 (1-5) у доски (слайд 20)
6. Итоги урока (слайд 21)
- Что узнали нового?
- Что осталось непонятным?
- Что понравилось больше всего?
- Что показалось самым трудным?
7. Дифференцированное домашнее задание. (слайд 21)
1) Для творческих ребят: составить сказку или рассказ о назывных предложениях.
2) Всем остальным: § 24, упр. 246.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ