Тема урока; "Правописание НЕ с глаголами" 5 класс
ГУ «Средняя школа №16 отдела образования акимата города Костаная»
Урок русского языка в 5 классе
по теме:
«Правописание НЕ с глаголами»
Подготовила: Винникова Л.В.
учитель русского языка и литературы
г. Костанай, 2011
Тема: Правописание НЕ с глаголами.
Цель: - познакомить с ролью частицы НЕ, дать понятие о глаголах-исключениях; формировать навыки правописания НЕ с глаголами;
- развивать умение строить предложения, орфографическую зоркость, обогащать словарный запас детей;
- воспитывать чувства взаимопомощи, взаимовыручки, любовь к природе.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
МТО: учебник, доска, листы с тестами, флипчарт (при условии работы с интерактивной доской).
Ход урока:
Орг. момент. Приветствие. Проверка присутствующих.
Сообщение темы и целей урока.
знать: правила написания НЕ с глаголами;
уметь: правильно писать НЕ с глаголами;
работать: активно.
Актуализация знаний.
* Фронтальный опрос.
Что такое глагол? (самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет или состояние и отвечает на вопросы что делать? что сделать?)
Какие постоянные морфологические признаки есть у глагола? (вид и спряжение)
Как определить спряжение у глагола? (по ударному личному окончанию, по инфинитиву)
Как определить вид? (по вопросу и значению)
Какие непостоянные признаки есть у глагола? (род, число, лицо, время)
Какие формы времени есть у глагола? Как их определить? (три формы времени? Прошедшее время, настоящее и будущее. Определяем по вопросам и значениям)
** Морфологический разбор (по вариантам)
Дюймовочка решила3 уйти из леса. Она стала3 искать себе жильё.
Объяснение новой темы.
У каждого на парте разрезанный листок с фразой «НЕ с глаголами пишется раздельно!». Задание: быстро собрать фразу из разрезанных слогов и прочитать вслух (см. Приложение №1).
Стихоправило:
Не выучил, не делай,
Не знаешь, не спеши.
С глаголами отдельно
Частицу НЕ пиши.
- Всегда ли НЕ с глаголами пишется раздельно? (нет, так как есть случаи слитного написания НЕ с глаголами)
Об этом нам рассказывает сказка Усадовой Юлии.
"Однажды молодой Глагол влюбился в прекрасную частицу НЕ. Долго он ухаживал за ней, ходил по пятам, но НЕ была капризной частицей и не обращала на влюблённого Глагола никакого внимания. «Я не могу без тебя жить!» — говорил Глагол. А НЕ отвечала: «Пока ты не найдёшь хотя бы одно слово, которое докажет, что ты так сильно меня любишь, и не можешь жить, я не буду с тобой!» И побрёл Глагол по всем словарям и справочникам, но, так и не найдя ничего, совсем отчаявшись, пошёл к НЕ. Узнав о том, что поиски Глагола окончились неудачно, НЕ разозлилась и закричала: «Негодую! Ненавижу!» Тут Глагол подбежал к НЕ, обнял её крепко-крепко: «Ну вот видишь, ты сама всё и доказала!»
Упражнение№1: Записываем стихотворение.
НЕ с глаголом пиши раздельно.
Например: не ходил, не знал.
Только помни об исключениях:
Ненавидел, негодовал.
Закрепление.
Упражнение №2. Записываем пословицы, объясняем написание НЕ с глаголами.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Не будет хлеба – не будет и обеда. Не смажешь колеса – быстро не поедешь. Не посеешь – урожай не соберешь. Лентяю всё неможется да нездоровится.
Упражнение №3. Записываем глаголы, распределяя их в две колонки:
НЕ раздельно НЕ слитно
Не прочитал, невзлюбить, не сказал, ненавидит, не пошёл, негодовать, недоумевать, не видеть, несдобровать, невзвидеть света, не закрыть, не успеть.
А знаете ли вы, что…
Пишутся слитно глаголы с составной приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (приставка эта по значению часто антонимична приставке пере-:
Записываем: недосолить - пересолить, недооценить свои возможности - переоценить свои возможности.
Следует различать глаголы с приставкой недо-, обозначающие, что действие выполнено ниже нормы, и созвучные им глаголы с приставкой до-, которым предшествует отрицание не и которые обозначают в сочетании с частицей, что действие не доведено до конца:
Записываем: недосмотреть за ребенком (допустить упущение при надзоре) - не досмотреть спектакль до конца (не закончить смотреть); Безработные постоянно недоедали. — Дети часто не доедали за обедом свой суп.
Упражнение №4. Придумайте и запишите три предложения с НЕ с глаголами по теме «Каникулы». (Примерные предложения: На каникулах мы не ходим в школу. Дома мы не сидим за уроками, а бегаем на улице. Мы не решаем задачи, не пишем диктанты, не выполняем упражнений. Зато мы вовсю отдыхаем, играем и веселимся.)
Упражнение№5. Слушаем загадки, отгадываем. Записываем только НЕ с глаголами.
Чтобы осень не промокла, не раскисла от воды, превратил он лужи в стекла, сделал снежными сады (мороз). Он всюду, в поле и в саду, но в дом не попадет. И никуда я не пойду, покуда он идет (дождь). Бежит, бежит, не выбежит. Течет, течет , не вытечет (река). Всегда во рту, а не проглотишь (язык). Сроду он не ест, не пьет, песни звонкие поет. И с урока на урок подает свой голосок (звонок). Овсом не кормят, кнутом не гонят. А как пашет – семь пудов тащит (трактор).
Контроль знаний.
Тест.
1 вариант
2 вариант
Выберете раздельное написание НЕ с глаголом:
А) (не)житься В) (не)домогает
С) (не)желаю D) (не)навидеть
Укажите слитное написание НЕ с глаголом:
А) (не)доумевать В) (не)слышать
С) (не)поехать D) (не)верить
В словах (не)увидел, (не)встретил, (не)попрощался – НЕ пишется…
А) слитно В) раздельно
С) через дефис
(Не)здоровится пишется…
А) слитно В) раздельно
Укажите неверное написание НЕ с глаголом:
А) недослушать В) не приготовить
С) неболеть D) не выполнить
Выберете слитное написание НЕ с глаголом:
А) (не)живет В) (не)моет
С) (не)сдобровать D) (не)узнаю
Укажите раздельное написание НЕ с глаголом:
А) (не)здоровится В) (не)волить
С) (не)взлюбить D) (не)выпить
В словах (не)истовствовать, (не)навидеть, (не)годовать – НЕ пишется…
А) слитно В) раздельно
С) через дефис
(Не)заморозил пишется…
А) слитно В) раздельно
Укажите неверное написание НЕ с глаголом:
А) не прочитал В) не зашить
С) недоумевать D) невыполнить
Вариант/№
1
2
3
4
5
1
С
А
В
А
С
2
С
D
А
В
D
Домашнее задание.
§§64, 94, упражнение 991 (995), знать ответы на вопросы на стр. 288 (287).
Подведение итогов урока.
Приложение №1.
НЕ с глаголами пишется раздельно!
НЕ с глаголами пишется раздельно!
НЕ с глаголами пишется раздельно!
НЕ с глаголами пишется раздельно!
НЕ с глаголами пишется раздельно!
Использованная литература:
Сабитова З.К., Павленко В.К. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. – Алматы: «Атамұра», 2010.
Гетманова В.С. Волшебное путешествие в страну знаний. – Шымкент: «Шикула и К», 2007
http://nachalka.uz/publications/183_poslovicy_i_pogovorki_na_vse_pravila_russkogo_yazyka.html
http://claw.ru/book11/017.htm
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ