Творческая мастерская «Учимся брать интервью»

Коваленко Ирина Владимировна  (Irina_Kowalenko)

учитель русского языка
МБОУ "СОШ №15"

Материал опубликован на Pedsovet.su – тысячи авторских материалов для ежедневной работы учителя



Тема. Творческая мастерская «Учимся брать интервью».


Цели.

  1. Обобщать и систематизировать знания учащихся о стилях речи, учить брать и записывать интервью.

  2. Развивать творческие способности школьников, речь, навыки самостоятельной работы, умения планировать предстоящую деятельность.

  3. Воспитывать настойчивость, целеустремленность в овладении знаниями, желание любить учиться, стремление найти свое место в жизни, быть нужным и полезным в обществе.

Метапредметные результаты: способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями.

Ход урока.


  1. Сегодняшний урок в 9-ом классе мне хочется начать с напутствия Д.С. Лихачева:

« Мы вступаем в век, в котором знания будут играть определенную роль в судьбе человека. Без знаний нельзя будет работать. Учение - вот, что нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости ум человека наиболее восприимчив.

Умейте не терять времени на пустяки. Берегите себя для учения, для приобретения полезных знаний и навыков.…Постарайтесь в каждом предмете найти радость приобретения нового. Учитесь любить учиться».

- К кому обращается Д. Лихачев?

- Какие слова непосредственно обращены к каждому из вас?

- К какому стилю относится данный текст?


  1. В русском языке выделяется несколько разновидностей литературного языка, которые называются стилями речи.

- Какие стили речи знаете?


C:\Users\днс\Desktop\image1.gif


-Высказывания какого стиля можно создать, используя схему?


В обыденной жизни, в официально-деловых отношениях, агитационно-массовой деятельности, в науке, словесно-художественном творчестве используется свой стиль литературного языка, присущие им языковые средства.

Совокупность языковых особенностей (лексических, грамматических, фонетических) придает речи определенную окрашенность, делает ее разговорной, научной, деловой.


  1. Для дальнейшей нашей работы нам нужно провести лексический диктант.

- Диктую определение слов, учащиеся записывают соответствующие понятия.

  1. Предназначенная для печати (или по радио, телевидению) беседа с каким-либо лицом. (Интервью)

  2. Совокупность литературных произведений (или произведений в области какого-нибудь вида искусства), характеризующихся определенными сюжетными и стилистическими признаками. (Жанр)

  3. Разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении, характеризующаяся своим кругом тем, набором речевых жанров, специфической лексикой и фразеологией. (Стиль)

  4. Литература, посвященная актуальным проблемам о жизни общества. (Публицистика)

  5. Газетная или журнальная статья на злободневную тему, в которой используются сатирические или юмористические приемы изложения. (Фельетон)

  6. Сообщения о событиях дня, оперативная информация (в печати по радио, телевидению). (Репортаж)

  7. Вопрос, не требующий ответа. (Риторический вопрос)

  8. Запись событий в хронологическом порядке, в периодической печати, радио, кино-сообщения информационного характера о текущих событиях. (Хроника)

  9. Книга для обучения чему-нибудь. (Учебник)

  10. Построение произведения, расположения его составных частей, порядок изложения событий. (Композиция)


Проверка записанных учащимися слов.


На интерактивной доске запись:

Интервью, жанр, стиль, публицистика, фельетон, репортаж, риторический вопрос, хроника, учебник, композиция.

- Предлагаю продолжить получившийся ряд слов.

(стили речи, разговорный стиль, научная лексика, очерк, заметка, сравнение, метафора…)

- Какое словосочетание в данной тематической группе является главным (с более широким обобщающим лексическим значением?) (Стили речи.)


  1. Сегодня на уроке мы подробно остановимся на одном из очень распространенных стилей речи - публицистическом. Конечно, обычно им пользуются журналисты, но и речь обычных людей, если они говорят между собой на какую-то серьезную тему, общественно значимую, приближается к публицистическому стилю.

Представьте себе, что у вас появилась возможность побеседовать с интересным человеком-актером, писателем , ученым о его творчестве или о важных жизненных проблемах.


- Как вы будете вести беседу?

Тут неплохо поучиться у журналистов, которым часто приходится брать интервью у разных людей. И не только брать, но и готовить к печати публикации.

Попробуем сегодня взять интервью у наших гостей. Но и к интервью надо хорошо подготовиться.


  1. Начнем работу по таблице, которая позволит выполнить особенности различных стилей речи.

Ваша задача – заполнить в таблице колонку «Название стиля (в таблице даны признаки стиля, языковые средства, сфера употребления).

Будем обсуждать вместе.

(Заранее заготовленные таблицы лежат на парте учащихся).


Мы с вами обсудили особенности публицистического стиля и узнали, что интервью - один из жанров этого стиля. Интервью-это ряд вопросов на заданную тему и ответы на них, т.е. диалог. Диалог скрыт практически в любом тексте: ведь автор отвечает на вопросы, которые сам себе задаёт.


  1. «Парад жанров публицистического стиля»

Учащиеся заранее приготовили на урок газеты, журналы, книги с разными жанрами публицистического стиля. Провели дома исследовательскую работу по определению жанра. В классе каждый называет, показывает принесенные газеты, журналы.


  1. Сегодня у нас в гостях журналист. (Знакомлю с журналистом, рассказываю о нём). Он поможет нам в нашей работе:

  1. журналист рассказывает о своей профессии;

  2. дает рекомендации по теме «Учимся брать интервью»;

  3. сам проводит интервью-образец в классе.

Классу дает задание перед интервью:

- Понаблюдайте за поведением интервьюера и интервьюируемого (словарные слова на доске).

- Прослушав интервью журналиста, ответьте на вопросы, записанные на доске:

  1. Кто у кого берет интервью?

  2. Что составляет содержание интервью?

  3. Как строится интервью?

  4. От чего зависит успех интервью?

  5. Дать определение интервью.


Интервью – это, предназначенная для печати, радио, телевидения беседа в форме вопросов и ответов с каким-нибудь лицом.

Цель беседы – выяснить мнение определенных лиц по поводу какого-либо события или вопроса.

Содержание интервью – ответы собеседника, высказывания, суждения которого представляет интерес для читателей (слушателей, телезрителей).

Строение – вопросно-ответное.

Успех интервью – зависит от степени подготовленности корреспондента к беседе, от его умения ставить точные вопросы, расположить собеседника к разговору и удерживать разговор в нужном русле.

Коллективная работа с использованием ключевых слов.

  1. Работа учащихся в творческих группах.

Каждая группа берет интервью у гостей по заранее продуманным темам и подготовленным вопросам.

Темы для интервью.

«Хочу, чтобы меня понимали»

  1. Многие мои ровесники иногда переживают тяжелые моменты, чувствуют себя очень одинокими, но им трудно до конца разобраться в своем состоянии. Что вы думаете об этом?

  2. Возможно ли преодолеть чувство отчужденности в обществе?

  3. Какие условия жизни мешают взаимопониманию учителей и учеников? Детей и родителей?

  4. Характер или обстоятельство влияют на отношения между людьми?

  5. Способны ли люди понимать друг друга?


«Как угадать свое призвание?»

  1. Расскажите, как вы избирали себе профессию?

  2. За годы работы убедились ли вы в правильности выбора?

  3. Не хотелось ли вам когда-нибудь сменить профессию? Если «да», то почему?

  4. На ваш взгляд, какие условия, критерии, принципы позволяют угадать свое призвание?

  5. Что можете пожелать тем, кто стоит на пороге выбора жизненного пути?


«Молодежь начала 21 века глазами учителя»

  1. Помните ли вы себя в 16 лет?

  2. На ваш взгляд отличаются ли старшеклассники сегодня от Вас в 16 лет?

  3. Ваша точка зрения на молодежь по проблемам:

Нравственные устои и жизненные принципы молодых;

Поиски смысла жизни и молодёжь.

  1. Учитель всегда понимает своих учеников. Когда и по каким причинам вы восклицали:

«Ребята, я не понимаю…?»


«Роль книги в нашей жизни».

  1. Книга – создание человечества на века или это явление преходящее?

(Вытесняет ли телевидение и интернет книгу как явление).

  1. В Вашей жизни была ли книга (или книги), оказавшая на Вас особое влияние?

  2. Возможно ли самостоятельно (по книгам) приобрести знание и повысить культурный уровень?

  3. Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты.

Следуя этой мудрости, кто вы, то есть что любите читать.

  1. Есть ли в Вашей жизни книга, которую вы вырвали из забвения и ее стали читать ваши друзья и знакомые?


По окончании работы интервью зачитываются в классе, обсуждаются, оцениваются журналистом.

Домашнее задание: взять у родителей интервью на тему «Легко ли быть родителями?»


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ