Урок для 2 класса по теме: "Подбор проверочных слов для корня в названии предметов"



Конспект урока по русскому языку во 2 классе


Буклаева Светлана Викторовна,

учитель начальных классов

высшей категории

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Козьмодемьянска»
Республики Марий Эл

Тема урока: «Подбор проверочных слов для корня в названии предметов».













































Урок – закрепление по русскому языку во 2 классе ( УМК « Гармония» )

Тема: Подбор проверочных слов для корня в названии предметов.

Цели: - закрепить знания различных способов подбора проверочных слов;

- отработать умение пользоваться одним из способов подбора проверочных слов;

- повышать культуру речи и грамотность, развивать орфографическую зоркость.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Минутка чистописания.

На доске записаны слова : енот, ёлка, маяк, льёт, мёд.

- Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает гласный звук, обеспечивающий мягкость согласного.

- какая это буква? В каком слове она находится ? ( В слове мёд ).

- Какой порядок букв представлен в следующей цепочке :


оё ооёё оооёёё ?


- Напишите эту цепочку букв до конца строки в указанной последовательности.

3. Определение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы с вами должны потренироваться в решении орфографических задач для корня в названии предметов.

4. Закрепление изученного .

а) _________ч. ________ч. ___________ч. ___________ч.

Мяч - _______________ двор - ____________________

Край - _______________ шар - _____________________

Поле - _______________ стол - _____________________


- Укажи, в каком числе стоят слова. Есть ли в корне орфограмма? Как докажешь?

- Над пустыми строками напиши слова в другом числе и устно измени слова. Какая орфограмма появилась?

- Запиши слова с « окошками». Называй буквы, которые «спорят» .

- Выбери правильные буквы, вставь их и объясни.

- Слова в каком числе для этих слов стали проверочными?

Первый вывод: чтобы подобрать проверочное слово к слову , обозначающему предмет, надо изменить число.


Изменить число:

ед. ч. мн. ч.

Таблица 1.




Проверь себя

Сосна, вода, дела, трава –

Проверить надо все слова.

- Диктовка. Выпиши с « окошками» все названия предметов.

- Выбери правильную букву, вставь их и объясни.

- На какие две группы делятся слова? ( Все проверяются изменением числа, но три – множественным числом, а два – единственным числом).


б) Открытым тобой способом реши орфографические задачи. Как будешь действовать?

. - кро. … - л.сты

. - с.м … - в.дро

. - кла.. … - сп.на

. - с х.лма … - во дв.ре


- К каким словам не удалось подобрать проверочные знакомым способом?

- Как по другому мы можем решить орфографическую задачу в корне в словах, обозначающих предмет?

- Выбери правильные буквы, вставь их и объясни. Какие слова для них стали проверочными?


Вывод второй: чтобы подобрать проверочное слово, надо изменить его по команде вопроса кто? Или что?


Кто? или что?

( в ед.ч. или мн. ч. )

Таблица 2.




- Тем же способом выбери буквы ещё в нескольких словах. Запись делай так же.

- на к.не … - на п.лу

- по к.мням … - на кр.ю


Физминутка.

Встаньте, пожалуйста. Выйдите из – за парт. Проведём физкультминутку. Я буду называть слова. Если в слове есть безударная гласная а, вы хлопаете. Если в слове есть любая другая безударная гласная, вы топаете.


Слова: вода, река, шаги, трава, леса, село, дела, ночной, метёт, земля, моря, семья.


В) - Можно ли данными способами выбрать букву к следующим словам:


Д Б

Т П

- ло.ка … - ша.ка

- ули.ка … - оши.ка

- гря.ка … - тря.ка

- А как решать данную орфографическую задачу другим способом?

- Напиши сначала проверочное слово, а затем данное, вставляя нужную букву.

- Какой способ проверки помог?

Третий вывод: при подборе проверочного слова, изменяй его по команде вопроса ( много) кого? чего?



Кого?

( много)

Чего?

Таблица 3.





- А как данные слова можно проверить другим способом? Объясни.

Четвёртый вывод: назвать предмет однокоренным способом, только ласково или представляя его маленьким.



Однокоренное слово

( ласково или маленьким)

Таблица 4.



Работа на слух.

- Из знакомых строк выписать с « окошками» ( в столбик) все слова, называющие предметы, с орфограммами в корне.

- Решить поставленные задачи с помощью проверочных слов. ( Слово чердак орфографически проговорить, но после записи с « окошками».)

Весь чердак уже в огне,

Бьются голуби в окне.

На дворе в толпе ребят

Дяде Стёпе говорят:

Неужели вместе с домом

Наши голуби сгорят?! ( С. Михалков)

5. Работа корректора.

- Над словами, которые написаны верно, поставь +. Встретишь ошибки – исправь.

С гребами, шапка, шупка, в воде,

В трове, в окне, пушка, крушка.

- Слова, в которых были ошибки, запиши правильно; доказывай выбор буквы.

Не забывай об «окошках» в проверочных словах.

( Самостоятельная работа в течении 5 минут)


6. Итог урока.

- Как узнать букву в корнях названий предметов?

Вывешивается итоговая таблица – правило.

Узнать буквы в корнях названий предметов можно так.

  1. Подобрать однокоренное слово ( назвать предмет ласково, как маленький или, наоборот, как большой…)

  2. Изменить - 1) ед. ч. мн. ч.

проверяемое - 2) кто? что?

Слово ( ед.ч. или мн.ч.)

- 3) ( много) кого? чего?


Вот так от урока к уроку постепенно мы открываем тайны русского языка, а значит, становимся более грамотными.


















Список использованной литературы


1. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Русский язык. 2 класс. Ч.2.- Смоленск.: « Ассоциация 21 век», 2008.

2. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Методические рекомендации « К тайнам нашего языка. 2 класс. - Смоленск.: « Ассоциация 21 век», 2006.

3. Корешкова Т. В. Тетрадь для самостоятельных работ. 2 класс. Ч.2.- Смоленск.: « Ассоциация 21 век», 2012.

4. Корешкова Т. В. Тестовые задания. 2 класс. Ч.2.- Смоленск.: « Ассоциация 21 век», 2013.

5. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Тетрадь - задачник « К тайнам нашего языка. 2 класс. - Смоленск.: « Ассоциация 21 век», 2009.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ