Урок на тему "Словосочетание"

Словосочетание

Урок введения новых знаний

  1. Дать понятие словосочетания, научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании.

  2. Сформировать умение выделять словосочетания из предложения.

Оборудование: проектор, экран, компьютер.

Методическое обоснование: следует уделить большое внимание разграничению слова и словосочетания. У обучающихся формируется умение устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании.

Ход урока:C:\Documents and Settings\xxx\Рабочий стол\Фестиваль\Новая папка\приложение1\Слайд1.JPG

  1. Организационный момент. Объявление темы урока. (Слайд1)







  1. Проверка домашнего задания. (Синтаксис и пунктуация)

  2. Беседа о том, что изучает синтаксис и пунктуация на основе предложенного стихотворения. (Слайд2)

Очень-очень C:\Documents and Settings\xxx\Рабочий стол\Фестиваль\Новая папка\приложение1\Слайд2.JPG

Странный вид:

Речка за окном

Горит,

Чей-то дом

Хвостом виляет,

Песик

Из ружья стреляет,

Мальчик

Чуть не слопал

Мышку,

Читает книжку,

Старый дед

Влетел в окно,

ВоробейC:\Documents and Settings\xxx\Рабочий стол\Фестиваль\Новая папка\приложение1\Слайд3.JPG

Схватил зерно

Да как крикнет,

Улетая:

-Вот что значит

Запятая!



  1. Учитель: А при чем же здесь запятая? (Слайд3)

-Какое значение в письменной речи имеют знаки препинания?

- Какие мы знаем знаки препинания? Зачем они нужны на письме?

-Почему синтаксис и пунктуация рассматриваются вместе?



  1. Работа по теме урока:C:\Documents and Settings\xxx\Рабочий стол\Фестиваль\Новая папка\приложение1\Слайд4.JPG

  • Учитель дает понятие словосочетания.

Словосочетание – это сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически ( слайд4).

  • Учитель дает понятие главного и зависимого слова (главное слово обозначается «х»). Главное слово – это слово от которого задаем вопрос: море (какое?) синее; жить (где?) у моря; говорить (как?) громко.

В рабочих тетрадях выполняется задание (слайд5).

По окончанию на экран выводится верное решение (слайд6).

C:\Documents and Settings\xxx\Рабочий стол\Фестиваль\Новая папка\приложение1\Слайд6.JPGC:\Documents and Settings\xxx\Рабочий стол\Фестиваль\Новая папка\приложение1\Слайд5.JPG











  • Учитель дает понятие лексической и грамматической связи слов в словосочетании. Слова в словосочетании связываются с помощью окончаний, предлогов и только по смыслу (лексически) (слайд7). C:\Documents and Settings\xxx\Рабочий стол\Фестиваль\Новая папка\приложение1\Слайд7.JPG

В рабочих тетрадях выполняется задание (слайд8).

В классе необходим дифференцированный подход, поэтому ученикам, справившимся быстрее остальных, можно предложить указать падеж имен существительных и прилагательных.

По окончанию на экран выводится верное решение (слайд9). C:\Documents and Settings\xxx\Рабочий стол\Фестиваль\Новая папка\приложение1\Слайд9.JPGC:\Documents and Settings\xxx\Рабочий стол\Фестиваль\Новая папка\приложение1\Слайд8.JPG

  • Учитель объясняет, какие сочетания слов не являются словосочетаниями. Словосочетаниями не являются: грамматическая основа (шумел камыш), однородные члены предложения (красные и желтые) (слайд10). C:\Documents and Settings\xxx\Рабочий стол\Фестиваль\Новая папка\приложение1\Слайд10.JPG



В рабочих тетрадях выполняется задание.

В классе необходим дифференцированный подход, поэтому ученикам, справившимся быстрее остальных, можно предложить указать падеж имен существительных и прилагательных.

По окончанию на экран выводится верное решение (слайд11,12).C:\Documents and Settings\xxx\Рабочий стол\Фестиваль\Новая папка\приложение1\Слайд12.JPGC:\Documents and Settings\xxx\Рабочий стол\Фестиваль\Новая папка\приложение1\Слайд11.JPG

  • Учитель дает понятие именного словосочетания и глагольного словосочетания. Именное словосочетание – это словосочетание, где главным словом выступает имя существительное, прилагательное, числительное, местоимение. Глагольное словосочетание – это словосочетание, где главным словом выступает глагол (слайд13). C:\Documents and Settings\xxx\Рабочий стол\Фестиваль\Новая папка\приложение1\Слайд13.JPG

В рабочих тетрадях выполняется задание (слайд14). В классе необходим дифференцированный подход, поэтому ученикам, справившимся быстрее остальных, можно предложить указать падеж имен существительных и прилагательных.

По окончанию на экран выводится верное решение (слайд15). C:\Documents and Settings\xxx\Рабочий стол\Фестиваль\Новая папка\приложение1\Слайд14.JPG

C:\Documents and Settings\xxx\Рабочий стол\Фестиваль\Новая папка\приложение1\Слайд15.JPG















Итог урока: Делаем основные выводы по теме сегодняшнего урока.C:\Documents and Settings\xxx\Рабочий стол\Фестиваль\Новая папка\приложение1\Слайд16.JPG

Так что же такое словосочетание?

Как связаны слова в словосочетании?

Все ли сочетания слов можно назвать словосочетаниями?

В конце урока учитель собирает рабочие тетради. По итогам проверки можно судить о степени усвоения данного материала.



Урок дан по учебнику «Русский язык» М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос и др.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ