Урок по русскому языку в 5 классе « Фонетика. Звук и буква»







Урок по русскому языку

в 5 классе

« Фонетика. Звук и буква».






























Учитель русского языка Юдина А. Я.

Тема урока: « Фонетика. Звук и буква.»

Цели урока: 1) показать особенности звуковой системы русского языка; 2) содействовать усвоению норм литературного произношения; 3) способствовать усвоению ряда правил правописания;4)развитие речи и мышления;5)обратить внимание на отличие звуков речи от всех других звуков, на смыслоразличительную роль звуков;6)повторить основные правила русской орфографии.

Оборудование: таблицы, рисунки, сигнальные карточки.

Ход урока.

Ι.Проверка домашнего задания.

Зачитать составленные диалоги с любимыми литературными героями.

(2 ученика на доске составляют и записывают предложения по схемам ) 1.«П?»-а. 2) , а .

1.Что называется прямой речью?

2.Что такое диалог?

3.В чём отличие прямой речи от диалога?

Синтаксический разбор 2-го предложения.

ΙΙ.Словарный диктант с опорой на этимологию (работа по вариантам).

1.узнать и правильно написать имя существительное, учитывая, что этимологический корень в нём от слова вестис-; орна-; апель-; фонс-; сверст-(вестибюль, орнамент, апельсин, фонтан, сверстник).

Зачитать в толковом словаре значение слова вестибюль.

2.Узнать и правильно написать имя прилагательное, учитывая, что этимологический корень в нём багр-; вель-; гром-; гигас-(багровый, великий, громадный, огромный, гигантский).

Проверка выполнения заданий.

3.Обозначить этимологические корни в глаголах: участвовать, чувствовать.

Итак, что же мы повторили с вами ?(прямую речь, диалог, разбор сложного предложения, этимологические корни).

ΙΙΙ.Сообщение темы и цели урока(запись темы в тетради).

Мы начинаем изучение одного из разделов грамматики-фонетики.

Прочитаем вслух слово фонетика (обратить внимание на правильное произношение). Выделяем ударную и безударную гласные. Запомнить правописание этого слова. (Фоне-«звук», «голос», (греч.)).

Устно подбираем слова с этим корнем (телефон, магнитофон, микрофон).

Вступительная беседа.

А сейчас я вам предлагаю необычное задание: найти неточности в заглавии 2-х рассказов:

1.Н. Сладков. «Песня из 2-х букв»

2.Чарушин. «Как мальчик Женя научился говорить букву Р?»

Вывод: буквы «петь» нельзя, значит, «песни из 2-х букв» не бывает.

Петь, произносить и слышать можно только звуки. И самая простая песенка летучей мыши, о которой пишет Сладков, состоит из 2-х звуков [з], [р], а не из 2-х букв.

Женя в рассказе Чарушина не выговаривал, т.е. не умел произносить звук [р], а не букву Р(как называется эта буква? («эр»).

Мы отыскали неточности в названии рассказов, а теперь повторим вывод, известный вам с 1-го класса:буквы мы пишем и видим, а звуки произносим и слышим.

Какие звуки мы можем слышать?

(В природе, в окружающем нас мире много самых различных звуков, приятных и неприятных для нашего слуха).

Изучает ли их фонетика?(нет, не изучает)

Фонетика-наука не о любых звуках, а только о звуках речи.

На какие группы делятся звуки речи? ( таблица).

Чем отличаются звуки речи от всех других звуков?

( Тем, что из них образуются слова. Фонетика изучает только звуки речи или звуковой состав слова).

Попробуем доказать, что слова образуются из звуков.

(У каждого слова свой смысл, своё значение. Стоит один звук заменить другим- и меняется смысл, значение слова).

Запишем слово «чайка», заменим первый звук другим. Какие получим слова?

(гайка, лайка, лейка, зайка, майка).

Заменим второй звук в слове «лань» (лень, линь, лунь).

Все эти примеры убеждают нас в том, что слова образуются из звуков. Для того, чтобы узнать, является ли какой-нибудь звук самостоятельным, надо попробовать заменить его другим: если в результате этой замены слово изменится (бок-бак) или разрушится (бок-«бик»), то значит, это самостоятельный звук).

Новые слова можно получить из одних и тех же звуков, меняя только их порядок. Например, возьмём слово «кот» (ток, кто).

Работа с иллюстрацией. Какая речь главнее: устная или письменная?)

Осложнённое списывание.Задание: «Подскажи словечко».

1.Дремлет пашня, дремлет сад,

Сонно яблоки…

2. Поступают маки мудро-

Зацветают маки…

Чуть поднимешься- а мак

Под окном стоит, как…

3. Перед зеркальцем луж

Принимают ёлки…

Ознакомление уч-ся с выборочной транскрибцией.

Подчеркнуть буквы согласных звуков на конце рифмующих слов (д-т; к-г;

ж-ш).

Почему эти слова рифмуются, хотя буквы на конце их разные?( Мы произносим один и тот же звук).В конце каких слов звук и буква не совпадают? Покажем это на письме.

Какое правило действует в написании этих слов?

Краткая беседа о скороговорках как средстве, помогающем овладеть правильным произношением звуков(произносим скороговорки).

Подведение итога урока.

1.Что такое фонетика?

2.Чем отличаются звуки речи от всех других звуков?

3.Как можно доказать, что слова образуются из звуков?

4.На какие группы и подгруппы делятся звуки речи в русском языке?

Д. з. с. 102, орф. 1,3.4, упр.253, составить сложное предложение с союзами потому что, когда, если, что.





























Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ