Урок по теме: "Действительные и страдательные причастия"
Бабунова Екатерина Евгеньевна
Учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №253 г.Санкт-Петербурга
Тема: Действительные и страдательные причастия
Цели: 1) образоват. - дать понятия о действительном и страдательном залоге причастий, их лексическом и грамматическом значении
2) развив. - развиватьумение правильно определять в предложении причастие и причастный оборот; правильно выделять их на письме с помощью знаков препинания, определять залог причастий и их суффиксы; а также развивать воображение, образное мышление и речь учащихся
3) воспит. – воспитывать интерес к русскому языку, празднованию новогодних праздников
Ход урока:
Этапы:
Деят-ть учителя
Деят-ть учащихся
I. Орг.момент
= Приветствие! Запись числа в тетради.
II. Повторение изученного
-Какую часть речи мы начали изучать несколько уроков назад?
-Вспомним, что нам известно о причастии, но необычным образом. Прослушайте стихотворение вашего одноклассника и сформулируйте основные признаки причастия как части речи. (см. приложение №1)
-Но мы не вспомнили еще одно важное правило. Посмотрите на слайд, перед вами предложения.
Дети водили хоровод вокруг елки, горящей разноцветными огнями.
За окном шел снег, засыпающий елку в нашем дворе.
Расставьте знаки препинания и объясните.
-причастие
-устная работа (определение причастия и его признаков как части речи)
-рассказывают правило «причастный оборот»
III. Мотивация
-Чем объединены оба предложения?
Верно! Сегодня уже 18 декабря, самый долгожданный праздник уже близко. И сегодня изучение новой темы мы будем проводить, беседуя о Новом годе!
-Ребята, почему вы любите Новый год? (Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите «Новый год»?)
Обобщение ответов детей.
-Конечно, одним из любимых занятий во время зимних праздников- игра в снежки, украшение елки и др. Внимательно посмотрите на картинки и попробуйте составить словосочетания, используя причастия и действующее лицо.
Мальчики----------------------------снежки
Девочки-----------------------------елка
Дети---------------------------------снеговик
Снежки-----------------------------мальчики
Елка---------------------------------девочки
Снеговик---------------------------------дети
-одной темой -Новый год
-ответы детей
Мальчики, бросающие снежки
Девочки, украшающие елку
Дети, лепившие снеговика
Снежки, брошенные мальчиками
Елка, украшенная девочками
Снеговик, вылепленный детьми
IV.Объяснение нового материала
-В каком случае предмет или лицо сам выполняет действие, а в каком испытывает воздействие другого предмета на себе?
-Правильно определили. Предположите, как можно назвать причастие, обозначающее активный признак предмета по действию?
А как определить причастие, обозначающее признак пассивного действия, которое страдает от воздействия на него?
-Эти две группы причастий объединены общим термином – ЗАЛОГ.
Обобщение определения терминов!
Запись изученного в виде кластера в портфолио
(см.приложение2)
-А теперь обратимся к учебнику и посмотрим, что мы с вами не записали.
-В первых сочетаниях лицо само выполняет действие (мальчики, девочки, дети) А во - вторых предмет испытывает их воздействие со стороны
-действительное
-страдательное
-отличительные суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (запись материала в кластер)
V. Закрепление материала
1) Потренируемся в определении действительных и страдательных причастий устно (работа с сигнальными карточками Д. и С.)
-падающий снег, сверкающий новогодний шар, упакованные подарки, накрытый стол, играющие дети, праздничный ужин, зажженные свечи, бой часов, доносящийся из комнаты, мигающие гирлянды, звенящие колокольчики.
2) Принято считать, что Новый год – семейный праздник, когда вся семья собирается вместе, поздравляют друг друга с праздником, дарят подарки. Дома царит тепло и уют. Вспомните, какие пословицы вы знаете про семью.
На экране:
Добро по миру не рекой течет, а сплоченной семьей живет
Материнский гнев, что тающий снег.
Родившая мать кормит детей, как плодородная земля людей.
На что найденный клад, коли в семье лад.
3) Опережающее задание
Но вы знаете, что у многих детей нет родителей, и они не могут встретить праздник в кругу родных. На уроке литературы мы с вами знакомились с рассказом Л.Андреева «Ангелочек». Вспомните, основную мысль автора.
На карточках и на экране вы видите отрывок из этого рассказа. Прочитайте его и образуйте от глаголов в скобках причастия. Согласовав их с существительными (по наличию времени – устно или на карточках)
4) Давайте и мы с вами нарядим наши елочки, которые я вам раздала (см.приложение 3)
В ее сновании мы запишем название изучаемой части речи, а ее ветви в парах украсьте примерами действительных и страдательных причастий, относящихся к Новому году. Или зимним праздникам.
5)Доп.задание
Описать картину тремя предложениями, употребив причастия
-ученики поднимают карточки с нужной буквой для определения залога причастия
-записываю одну-две пословицы, объясняют смыл, определяют залог и суффиксы причастий (один ученик у доски)
-работа с текстом
-работа в парах
VI. Рефлексия
-Обобщим знания, полученные сегодня на уроке и оценим свою работу.
-Закончите предложения
1.На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5. Материал урока был мне
Пассивно/активно
Коротким/длинным
Не устал/ устал
Понятен /не понятен
Полезен /бесполезен
Интересен/ скучен
Легким /трудным
-обобщение материала
С помощью карточек и смайликов оценивают свою работу
VII. Дом.задание
Дифференцированно: 1) Учить определение, упражнение из учебника
2)написать обращение-поздравление Деду Морозу с Новым годом, используя причастия, обозначить суффиксы и залог
Приложения
Приложение 1 – см.презентацию
Приложение 2 –кластер
-ущ-,-ющ-,-ащ-,-ящ- -вш-,-ш-
Настоящее время Прошедшее время
Действительный
(действие выполняет сам предмет)
Залог причастия
Страдательный
(предмет испытывает действие со стороны)
Настоящее время Прошедшее время
-ем-,-ом-,-им- -нн-,-енн-,-т-
Приложение3.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ