Урок по теме: "Способы связи слов в словосочетании"

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Кировский лицей»

Кировского района Калужской области











Урок-семинар по теме:

«Способы связи слов в словосочетании»





подготовила

учитель русского языка и литературы

Майорова Ольга Дмитриевна















г. Киров
2014



К уроку-семинару.

ЗНАТЬ:

1. определения научных понятий: синтаксис, пунктуация, словосочетание, предложение;

2. виды словосочетаний по строению: именные, глагольные, наречные;

3. способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.



УМЕТЬ:

1. Производить синтаксический разбор предложения, вычленять словосочетание;

2. определять вид словосочетания в зависимости от стержневого (главного) слова;

3. определять способы связи слов в словосочетании и предложении: согласование, управление, примыкание.



ХОД УРОКА.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

На подготовку – 4 мин., на ответы – 5 мин.

ВОПРОСЫ.

1. Какие разделы языкознания составляют грамматику? Чем занимается каждый из этих разделов? Что изучает синтаксис? Какими вопросами занимается пунктуация?

2. Из чего состоит словосочетание? Что общего у слова словосочетанием и чем они отличаются друг от друга? (Примеры)

3. Что общего имеют и чем различаются словосочетания и предложения? (Примеры)

4. Что называется согласованием? Какие части речи согласуются? Какие части речи могут выступать в роли главного и зависимого слова при согласовании? (Примеры)

5. Что называется управлением? Какие части речи могут выступать в роли главного и зависимого слова при управлении? (Примеры)

6. Что называется примыканием? Какие части речи могут выступать в роли главного и зависимого слова при примыкании? (Примеры)

7. Способы связи слов, существующие в предложении. (Примеры)

8. Как определить строение и грамматическое значение словосочетания? Докажите свою правоту примерами.

2. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.

ЗАДАНИЕ. Определить способ связи слов в словосочетании. Выделить корни с чередующимися гласными и обосновать правописание.

Подб-рать р-стения, изл-гающий текст, выт-рающий пыль, прик-саться к проводам, предл-жить кофе.

3. ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА.

Цель проведения: совершенствование умений учащихся в определении способа связи слов в словосочетании.

1. Указать словосочетания со способом связи «согласование»:

1/Далеко живет. 2/Шумных вод. 3/В густых камышах. 4/Укрыться от мороза. 5/Искусство резьбы.

2. Указать словосочетания со способом связи «управление»:

1/Некоторые опасения. 2/Очень искренний. 3/Участвовать в экспедиции. 4/Ненасытная осень. 5/Независим от непогоды.

3. Указать словосочетания со способом связи «примыкание»:

1/Сгибающиеся колосья. 2/Говорил улыбаясь. 3/Охотно командовать. 4/Доблестный рыцарь. 5/Громко аплодировать.

Ответы для учителя: 1. 2/,3/. 2. 3/, 5/. 3. 2/,3/,5/.

4. ГРУППОВЫЕ ЗАДАНИЯ. (10 МИН.)

ЗАДАНИЕ. Выписать все возможные словосочетания из предложения. Указать главное и зависимое слово, способ связи слов в словосочетании.

1. В вазе стояли принесенные соседское девочкой полевые цветы.

2. Девочка была в вылинявшем от летнего солнца платье.

3. На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна. (Лермонтов)

4. Взрослым человеком по-настоящему понимаешь цену учителям.

5. Солнце осторожно выглянуло из-за белеющей рощи и осветило всю окрестность.

6. Свистящим шепотом перекликнулись между собой столетние сосны. (Полевой).

7. Старые сосед вежливо попросил на минутку мою авторучку.

8. Наполненный светом январский денек будит радостные мысли о жизни.

5. ЗАДАНИЯ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ (для группы).

1. а) Запишите наибольшее количество словосочетаний с таким строением:

Глагол + сущ. В форме род. П. ед. ч.

Определить способ связи.

б) Согласуйте сказуемое с подлежащим в следующем предложении:

Тут толпил-сь десятка два грузин и горцев.

2. а) Запишите наибольшее количество словосочетаний по схеме:

Глагол + сущ. В форме дат. п. без предлога.

б) Согласуйте подлежащее со сказуемым в следующем предложении:

За мной несл-сь четыре казака.

3. а) Запишите наибольшее количество словосочетаний по схеме:

Глагол + сущ. В форме дат. п. с предлогом к.

б) Согласуйте сказуемое с подлежащим в следующем предложении:

С трудом пять худых кляч тащил- наши повозки по дороге.

4. а) Запишите наибольшее количество словосочетаний по схеме:

Глагол + сущ. В форме твор. п. без предлога.

б) Согласуйте сказуемое с подлежащим в следующем предложении:

Несколько повозок въехал- во двор гостиницы.

5. а) Запишите наибольшее количество словосочетаний по схеме:

прилаг + сущ. В форме дат. п. с предлогом к.

б) Согласуйте сказуемое с подлежащим в следующем предложении:

Трое друзей собирал-сь иногда сюда для своих игр.

6. а) Запишите наибольшее количество словосочетаний по схеме:

Глагол + сущ. В форме твор. п. с предлогом с.

б) Согласуйте сказуемое с подлежащим в следующем предложении:

Весной пришл- сразу одиннадцать кораблей.

7. а) Запишите наибольшее количество словосочетаний по схеме:

Сущ. + сущ. В форме род. П. с предлогом от.

б) Согласуйте сказуемое с подлежащим в следующем предложении:

В передней набрал-сь человек пятнадцать посетителей.

8. а) Запишите наибольшее количество словосочетаний по схеме:

Глагол + сущ. В форме пр. п. с предлогом в.

б) Согласуйте сказуемое с подлежащим в следующем предложении:

Несколько пуль провизжал- над моей головой.

6. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

Общее задание. Продолжить рассказ по данному началу.

1-й ВАРИАНТ.

Раннее утро удивительно тихое и свежее.

По утрам в природе бывают особенные минуты безмолвия. И в этой удивительной тишине ты сам невольно настораживаешься, будто ждешь кого-то или чего-то.

Выйдя на крыльцо, всем существом своим ощущаешь эту свежесть, эту тишину. Словно в студеную воду погружаешься, в чистую воду. (По Б. Евгеньеву.)

2-й ВАРИАНТ.

Астры загорелись холодным костром. Рябины гнуться под тяжестью спелых ягод, над ними со свистом проносятся стаи дроздов. Клены озябли и пожелтели. Осины лепечут алыми листьями тихо и грустно.

Зашелестел ветерок. Дрогнул, затрепетал лист на верхней ветке. Ветка качнулась. Упало яблоко.

«Антоновка-осеннее солнце», - сказал дедушка. (По А. Баркову.)

Во время проведения урока-семинара задания могут быть даны как всему классу, так и части учащихся. Следует учитывать, что те школьники, которые в течение изучения темы успешно справлялись со всеми видами упражнений и заданий, могут быть освобождены от части предлагаемых на семинаре заданий или выполнять индивидуальные задания. На семинаре целесообразно сочетать как письменные, так и устные формы опроса.

Значимость такой формы контроля знаний, ответственность как учителя, так и учащихся за результаты учения значительно повышаются, если к проведению семинара привлекаются другие учителя-словесники, представители администрации.

Результат семинара-возросший интерес к родному языку, приобщение к научной и научно-популярной литературе, развитие монологической речи, совершенствование навыков выразительного чтения, пунктуационных навыков.

Вместо контрольной работы после семинара можно провести урок-зачет, урок-практикум, уроки-тренировки. Важна любая форма обратной связи, позволяющая проверить результативность урока-семинара.

«Листок учета знаний» по теме «Способы связи слов в словосочетании:

п/п

Фамилия, имя

Оценки за выполнение задания и т. д.

Общая оценка

Теор. часть

Проверочная работа

Групповые задания

Задания повыш. трудности

Творч. задания











Список использованной литературы

1. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 8 класс.-М., Мнемозина, 2010 г.

2. А.И.Кайдалова, И.К.Калинина Современная русская орфография. - М.,

Высшая школа, 1983 г.

3. Г.Т.Егораева, Е.Л.Ерохина. Русский язык. Тренировочные тестовые

задания. 8 класс. - М., Экзамен. 2009 г.

4. Русский язык. 8 класс: Поурочные планы по учебному комплексу под ред. В.В. Бабайцевой / Авт.-сост. М.Е. Кривоплясова.-Волгоград: Учитель, 2005.-269 с.

5. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М, 2005

6. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 класс: учебное пособие по русскому языку для 5-9 классов. –М.: Дрофа, 2007 г.

7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке.-М.: Рольф, 2007 г.

8. Л.Г. Ларионова. Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык. 8 класс» под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. –М.: Дрофа, 2010 г.

9. О.В. Беляева, О.А. Даценко. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс.-М.: «Вако», 2008




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ