Урок русского языка "Словарные слова…"

Словарные слова…

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных более эффективным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.

Важно отметить, что в языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве.

Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Все это способствует формированию фонематического слуха и речедвигательных навыков.

Большая роль в обучении младших школьников отводится зрительному восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарным словом. Поэтому важное значение имеют работа над словами с использованием карточек, картинные словарные диктанты, словарные диктанты.

Особую важность приобретает использование разнообразных методов, приемов, способов, которые являются более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов. К ним относятся различные игры, задания занимательного характера (ребусы, загадки, кроссворды).

Приведем некоторые примеры упражнений для формирования фонетических понятий.

  1. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные: бер.г, в.кзал, з.мл.ника, ж.лезо, г.рох, .сина, уч.ник, пл.ток, с.рень, с.пог, к.пуста.

  2. Запишите слова, начинающиеся на букву р (т, м, о и т.д.)

  3. Запишите слова с мягким знаком в середине слова, на конце слова.

  4. Приведите примеры слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге.

  5. Игра «Собери слово».

пус, ка, та; роз, мо; же, ин, нер; тор, трак; га, до, ро

  1. Выпишите из словаря в алфавитном порядке слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда», «Животные» и т. д.

Предметом особого внимания на уроках русского языка является развитие орфографической зоркости учащихся. В этих целях дети выполняют упражнения по подчеркиванию «опасных» мест в слове, находят в текстах то, что «спрятал» автор, используют такой вид упражнений, как письмо с «дырками», т.е пропускают ту букву, в которой можно допустить ошибку, находят лишнее слово с другой орфограммой. Также учащиеся проводят работу по редоктированию материала, который содержит грамматическую ошибку.

Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами. Эти умения вырабатываются путем разнообразных упражнений. Приведем примеры таких упражнений.

1. От слов береза, праздник, солома, яблоко, урожай образуйте родственные слова.

2. От слов газета, железо, картина, осина, морковь образуйте слова с суффиксом –к- .

3. Игра «Найди лишнее слово».

Береза, березовый, березка, березы, подберезовик, березонька, березняк.

Праздник, праздники, праздничный, праздновать, отпраздновал.

4. Составьте словосочетания, вставляя в имена прилагательные нужные окончания.

Ребята радостн…, улица многолюдн…, береза кудряв…, шоссе мокр….

Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка.

При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определенные группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число, для того чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме.

1. Подберите словарные слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия предметов.

2. Выпишите из словаря по пять слов 1-го, 2-го, 3-го склонения.

3. Составьте словосочетания. Определите падеж прилагательных.

Воробей (какой?)…; газета (какая?)…; молоко (какое?)….

4. Выпишите в три столбика слова из словаря: в первый столбик – слова женского рода, во второй – слова мужского рода, в третий – слова среднего рода.

5. Подберите к словарным словам однокоренные слова разных частей речи.

6. Составьте предложения с данными словосочетаниями. Определите склонения существительных.

Интересный случай, аккуратный случай, березовая аллея.

Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и предложения. Упражнения помогают детям осознать синтаксический строй родной речи и грамотно выражать свои мысли в форме предложений. Вот некоторые упражнения, которые можно использовать на уроке при изучении словарных слов.

  1. Составьте предложение с данными словами.

    • Ветер, капуста, осина, товарищ.

  2. Замените предложения с одним словарным словом. Составьте с этим словом свое предложение.

    • Дорога, с высаженными по обеим сторонам деревьями, кустарниками. Край земли у водной поверхности. Комната для занятий в школе.

  3. Расположите предложения в определенном порядке, чтобы получился текст.

    • В гости иду к моему другу петуху. Встретил лисицу. Он пригласил меня. Куда путь держишь? Здравствуй лисичка-сестричка!

Ребенок, пришедший в школу учиться, уже умеет говорить. Но его речевой арсенал недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, чувств, которые он получает в школе с первых дней обучения. Ему не хватает прежде всего слов для этого. Перед учителем стоит задача – активизировать словарь детей.

В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т.е дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения.

1. Выпишите из словаря слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда» и т. д.

2. Найдите в каждой строке лишнее слово. Подчеркните его.

Автомобиль, урожай, трамвай, самолет;

Капуста, помидор, солома, морковь;

Пенал, тетрадь, телефон, карандаш.

3. Сгруппируйте слова по темам.

Малина, лисица, земляника, заяц, тетрадь, пенал, корова, карандаш.

4. К словам багаж, вместе, дорога подберите синонимы. Составьте с ними предложения.

5. Выберите наиболее подходящее слово. Запишите.

Из (ветхого, старого, древнего) ж.леза мы сделали ведро.

М.дведи очень испугались и (пошли, побежали, понеслись) в сторону.

6. К словам весело, девочка, хороший подберите антонимы. Придумайте небольшой рассказ, используя эти слова.

Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет на практике.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ