Урок русского языка в 6 классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению на публицистическую тему: Берегите природу!»

Урок русского языка в 6 классе по теме:

« Подготовка к сочинению-рассуждению на публицистическую тему: Берегите природу!»


Учитель МОУ СШ № 9 г. Димитровграда Шитикова Лилия Геннадьевна



Цели и задачи урока:

Образовательные:

  • обучение учащихся отбору и систематизации материала, относящегося к теме;

  • обучение построению высказывания на основе собранного материала, установлению логической последовательности частей текста и выбору языковых средств для их связи;

  • расширение и углубление знаний о стилях и типах текста.

Развивающие:

  • активизация самостоятельной деятельности;

  • развитие познавательной активности.

Воспитательные:

  • воспитание коммуникативности;

  • воспитание любви к природе, бережное отношение к окружающей среде;

  • привитие культуры общения;

  • воспитание интереса к предмету.

Оборудование:

  • компьютер

  • мультимедийная приставка

  • экран

  • цифровой фотоаппарат

  • презентация “Береги и охраняй природу”

Комбинированный урок с использованием ИКТ.



Природа всё учла и взвесила -
Не нарушайте равновесия!

В.Шефнер

Ход урока

I.Организационный момент

Слово учителя:

- Ребята, сегодня наш урок необычен. Он посвящается памяти выдающегося педагога, учителя русского языка Е.И.Никитиной.

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.


Тема урока «Подготовка к сочинению-рассуждению на публицистическую тему: Берегите природу!» Наша задача: описать окрестности города. Изменились ли они за последние годы? Для этого нужны конкретные факты. Может быть, речки, озёра стали чище, прозрачнее? Или наоборот? А лес стал гуще, его лучше охраняют? Убирают старые гнилые деревья, сажают молодые? Или наоборот: стройные, крепкие деревья срубают, продают; подлесок вытаптывают? Что должны и могут делать школьники, чтобы сохранить родной край? Порассуждаем на эту тему.

В последнее время все жители нашей планеты обеспокоены охраной природы, которая сейчас находится в опасности. Легко нарушить баланс в природе, а восстановить бывает очень сложно.

Ведь недаром говорится: «Поймала я бабочку – она погибла, сорвала я цветок – он увял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, которая сейчас находится в опасности. Легко нарушить баланс в природе, а восстановить бывает очень сложно». Природа сама восстанавливается, но очень медленно, поэтому люди должны беречь и охранять тот мир, в котором живут. Любить всё живое, что его окружает.


II. Изучение нового материала.

1. Слово учителя (на слайде портрет Н.Н.Носова).

-Все вы знаете и любите рассказы и повести Н.Н.Носова. Последним его произведением оказалась автобиографическая повесть «Тайна на дне колодца» (опубликована в 1978 году).

Отрывок «Снегири» - это воспоминания, рассказывающие о времени в жизни будущего писателя, когда ему было шесть- семь лет. Семья Носовых жила тогда в Киеве, на одной из окраинных улиц, в маленьком деревянном доме.

2. Чтение текста учащимся.

Беседа по содержанию текста, определение его темы, основной мысли.

- Почему писатель вспоминает о черёмуху? (Потому что на ней зимой бывали снегири.)

- Для чего он говорит о том, какой была черёмуха весной и летом?

- Какую картину писатель называет сказочной? Нарисуйте её словами.

- Как с этой картиной связаны следующие части текста? (Сказочная картина и навеяла на мальчика мечты, которым не дано было осуществиться. Эта радость понятна нам, закономерна, ибо говорит о ней тот, кто чувствовал себя счастливым человеком на свете именно тогда, когда смотрел на любимых птиц из окна, т.е. когда видел их на свободе.

Видеть снегирей, как и других птиц, на свободе – счастье.)

- Это и есть основная мысль текста; тема его – воспоминание о снегирях.

3. Сейчас я вам хочу прочитать рассказ Юрия Коваля “Бабочка”. Но вначале несколько слов о самом авторе. (На слайде презентации фотография Ю.Коваля и краткое сообщение о нём.)

Автор рассказа “Бабочка” - известный детский писатель Юрий Иосифович Коваль(1938-1995), добрый, мудрый человек, обладающий тонким чувством юмора. В молодости был сельским учителем, учил уму-разуму деревенских ребятишек. Для них собственно, он и начал писать.

В 1966 году опубликовал первую повесть для детей "Сказка о том, как строился дом". За этой книгой последовали такие известные произведения, как "Приключения Васи Куролесова" (1971),"Кепка с карасями" (1974), "Недопесок Наполеон Третий" (1975), "Самая легкая лодка в мире" (1984) и др. В годы перестройки были опубликованы христианские произведения Коваля (сам автор называл их "эмалями") - прежде всего, "Вход в Иерусалим" (1991). В 1995 г. увидела свет последняя книга Коваля - роман "Суер-Выер", за которую писателю год спустя (посмертно) присудили литературную премию "Странник".

Подумайте над темой рассказа.

Рассказ Ю.И.Коваля “Бабочка”

Рядом с нашим домом лежит старое, трухлявое бревно. После обеда вышел я посидеть на бревне, а на нём - бабочка.

Я остановился в стороне, а бабочка вдруг перелетела на край – дескать, присаживайся, на нас-то двоих места хватит. Я осторожно присел с нею рядом.

Бабочка взмахнула крыльями и снова распластала их, прижимаясь к бревну, нагретому солнцем.

- Тут неплохо, - ответил я ей, - тепло.

Бабочка помахала одним крылом, потом другим, потом и двумя сразу.

- Вдвоём веселей, - согласился я.

Говорить было вроде не о чем.

Был тёплый осенний день. Я глядел на лес, в котором летали между сосен чужие бабочки, а моя глядела в небо своими огромными глазами, нарисованными на крыльях.

Так мы и сидели до самого заката.

4. Беседа по рассказу.

- Какова тема рассказа? (О чём этот текст?)

(Тема необычна: общение рассказчика, человека с бабочкой.)

- Почему это возможно?

- Основная мысль, идея (в чём нас убеждает автор?)

(Человек и окружающая природа – единое целое, которое должно находиться в гармоническом единстве.)

- Тип текста? (Повествование)

- Стиль текста? (Стиль текста - художественный.)


III. Работа над сочинением.

1. Беседа с учащимися. (В ходе работы используются теоретические сведения по учебнику Е.И.Никитиной стр.105-109,162-167)

- Каким стилем речи вы будете пользоваться при написании сочинения? (Публицистическим)

- В чём сходство этих двух стилей? (Задача и художественного, и публицистического стиля – воздействовать на чувства читателя, убедить их в чём-то)

- В чём мы должны убедить аудиторию, к которой мы будем обращаться?

(Любить и охранять природу, быть с ней в единстве.)

- Назовите особенности публицистического стиля, цели стиля, его употребление, а также особенности языка, характерные для публицистического стиля.

(В газетных и журнальных статьях, в устных выступлениях на митингах и собраниях, по радио и телевидению часто используют публицистический стиль. Для этого стиля характерны такие средства языка, которые позволяют усилить её воздействие на читателей и слушателей: обращения, побудительные и восклицательные предложения, торжественная лексика, антонимы, слова в переносном значении и др. Широко используются слова, фразеологизмы и описательные обороты, обозначающие явления общественной жизни.)

- Какую форму сочинения можно использовать при написании сочинения? Тип текста?

(Тип текста – рассуждение, форма сочинения может быть разная: статья в газету, обращение к телезрителям или слушателям радиопередачи и т.д.)


План сочинения-рассуждения:

1. Тезис (основная мысль, которую нужно доказать).

2. Доказательства. Аргументы.

3. Заключение. (Вывод).

г) Работа над содержанием сочинения с использованием презентации.

2. Слово учителя:

- Сейчас вы увидите фотографии нашего микрорайона. Для многих это знакомые и дорогие места с детства. И ваша задача: очень внимательно просмотреть их, чтобы отметить положительные и отрицательные изменения, которые произошли в настоящее время, а также рассказать о своих личных наблюдениях.

- Что понравилось вам? Какие изменения в положительную сторону вы отметили?

(Просмотр слайдов с фотографиями с отрицательными явлениями)

- За что вам было стыдно? Что хотелось бы изменить?

Работа над содержанием сочинения

-Что должно включать вступление вашего сочинения? (В нём нужно выразить своё отношение к природе; привлечь внимание к экологической проблеме.)

-Основная часть?

( 1. Какие положительные изменения произошли в настоящее время? Что радует?

2. Что волнует, вызывает протест?)

-Заключение? (Что можно и нужно сделать во имя охраны природы?)


IV. Работа учащихся в черновиках.


V. Рефлексия.

1. Понравился ли вам урок?

2. Выполнены ли те цели, которые были поставлены в начале урока?

3. Какой вывод мы можем сделать в конце нашего урока?

(Мы должны жить в гармонии с природой, беречь, охранять её. Помнить о том, что наша жизнь напрямую связана с природой.)


VI. Домашнее задание: редактирование сочинений, переписать в чистовик.


Использованная литература:

Никитина Е.И. Система работы по развитию связной речи учащихся, 6класс.-Ульяновск, ИПКПРО, 1994.

Никитина Е.И. Русская речь: Пособие по развитию связной речи: 5-7 кл.-М.: Просвещение.






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ