Урок русского языка в 4 классе Тема урока: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Тулуна

«Средняя общеобразовательная школа № 7»







Урок русского языка в 4 классе

Тема урока: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам».













Автор : Колобова А.С.,

учитель начальных классов,

МБОУ СОШ №7,г.Тулун







Урок русского языка.

Тема урока: «Изменение глаголов прошедшего времени».

Цель урока:

познакомить учащихся с изменением окончаний глаголов прошедшего времени.

Задачи:

  • Сформировать умение изменять глаголы прошедшего времени по числам и родам.

  • Совершенствовать умение правописания окончаний глаголов прошедшего времени.

  • Развивать внимание, память, монологическую речь, воображение, орфографическую зоркость.

  • Воспитывать самостоятельность, волевые качества, взаимоуважение при работе в парах, чувство прекрасного.

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

  • Репродуктивный

  • Объяснительно-иллюстративный

  • Объяснительно-побуждающий

  • Инструктивно-практический

  • Исследовательский

  • Проблемный

Основные приёмы обучения:

  • Коллективный

  • Наблюдение и анализ

  • Индивидуальный

Формы обучения:

  • Объяснение

  • Беседа

  • Работа с учебником

  • Исследование

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Средства обучения: презентация, учебник; раздаточный материал: карточки.

Оборудование и ТСО: компьютер, мультимедийное оборудование.

Ожидаемый результат:

  • Выработка умения изменять окончания глаголов прошедшего времени в зависимости от их рода и числа.

  • Получение навыков правильного употребления глаголов прошедшего времени в речи.

  • Пробуждение интереса к изучению русского языка.

План урока:

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

  2. Орфографическая минутка.

  3. Минутка чистописания.

  4. Повторение. Актуализация знаний.

  5. Постановка темы и целей урока.

  6. Открытие новых знаний.

  7. Исследование.

  8. Работа с таблицей.

  9. Физминутка .

  10. Закрепление полученных знаний.

  11. Подведение итогов.

  12. Рефлексия.

  13. Домашнее задание.








ХОД УРОКА:

1. Орг. момент.

- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поприветствуем их. Проверьте готовность к уроку. Всё ли у вас на месте? Улыбнитесь друг другу, мне, пожелайте удачи, ведь удача нам сегодня  ой, как пригодится! Вы постарайтесь работать быстро, а самое главное  дружно! Нас ждёт страна Глаголия ( слайд1)


  • Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.

2. Орфографическая минутка.

Слайд 2

Б…седа, б…ография, бл…стеть, б…лото.

У. Объясните написания орфограмм.

У. Ребята, что объединяет эти слова?

Д. Все слова начинаются с буквы б.

У. Какое слово лишнее? Докажите свою точку зрения. (доказывают).

3. Минутка чистописания.

У. Определите букву, которую будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне глагола и обозначает в нём непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква?

Д. Эль

У. Лл · Лл ·


- Выберите себе упражнение для написания. Сели ровно, тетради положили правильно.

сканирование0003


- Оцените свою работу. Схоже ли ваше написание с показом на доске?

4. Повторение. Актуализация знаний.

  • Чтобы войти в страну Глаголию, необходимо получить пропуск. Для этого нужно правильно выполнить тест.

Тест.

1. Глагол – это часть речи, которая обозначает:

в) предмет

г) действие предмета


2. Глаголы отвечают на вопросы:

л) Что делает? Что делают?

м) Кто? Что?


3. Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы:

б) Что делает? Что делают?

а) Что делала? Что делали?


4. Глаголы изменяются по:

д) падежам

г) временам


5.Каким членом предложения бывает глагол:

о) сказуемым

п) подлежащим


6. У какого глагола нельзя определить время:

к) светил

л) сверкать

Самопроверка (Плюс +) (ГЛАГОЛ)

- Какое слово получилось?

- Что такое ГЛАГОЛ?

- Что вы можете рассказать о данной части речи?

- Молодцы! Я вручаю вам билет-пропуск в страну Глаголию.


5. Постановка темы и целей урока.

У. Ребята, перед нами отрывок К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака»

(чтение обучающимися) (слайд3)

Д. Ревела буря, дождь шумел;
Во мраке молнии
летали;
Бесперерывно гром
гремел,
И ветры в дебрях
бушевали.

У. Какие образные средства использует автор?

Д. Автор использует –олицетворение ( ревела буря, ветры бушевали)

У. Какими словами автор передает состояние природы?

Д. Словами – ревела, шумел, летали, гремел, бушевали.

У. Ребята, что объединяет эти слова?

Д. Это глаголы прошедшего времени, единственного числа.

У. Докажите.

Д. Во всех глаголах есть суффикс л.

У. А чем они различаются?

У. Ребята, сформулируйте тему нашего урока?

Д. « Изменение глаголов прошедшего времени по родам» (слайд 4)

У. Молодцы, мы продолжим сегодня работу над глаголами прошедшего

времени .

6. Открытие новых знаний.

- Ребята, посмотрите, кто живёт в стране Глаголии? (слайд 5)

- Знайка очень любит изучать глаголы. Он просит вас выписать из этого стихотворения глаголы в единственном числе вместе с существительными, с которыми они связаны, в тетрадь.( на партах тексты стихотворения)

- Проверьте, всё ли у вас верно.

- А вот Незнайка учиться сочинять предложения с глаголами. Прочитайте его предложения.

Слайд 6.


  • Снег сверкал .

  • Солнце сверкал .

  • Заря сверкал .

Проблемный диалог.

- Согласны ли вы с таким написанием?

- А какие предложения вам не нравятся? Чем?

- Определите род существительного в каждом предложении.

- Как вы думаете, будет ли меняться глагол в зависимости от рода и времени существительного? (Да)

- Прочитайте правильно эти предложения. Что в них изменилось? (окончание)

- А почему вы меняли окончание? (род существит.)

- Можете ли вы сделать вывод, как изменяются глаголы прошедшего времени? (по родам)

- Что меняется у глаголов прошедшего времени? (окончание)

- Давайте понаблюдаем за изменением глаголов прошедшего времени. Проведём исследовательскую работу.


7. Исследование (работа в группе).

- Сейчас вы будете работать в группах.

- У вас на столе лежат таблица для исследования. Заполните её.

- Выделите окончания глаголов.

Глагол

Прошедшее время

Мужской род

он

Женский род

она

Средний род

оно

Петь

Играть

Рисовать

Убежать





Зачитывают столбики ответов.

Самопроверка (Плюс +)

- Сделайте вывод.

8. Работа с таблицей в учебнике.

- Давайте сравним результаты нашего исследования с данными таблицы в учебнике на стр. 110.

- Почему глаголы изменили свои окончания?

- Какие родовые окончания имеют глаголы прошедшего времени?

( параллельно на доске появляется схема- кластер).

- В каком числе глаголы прошедшего времени изменяются по родам?


9. Физминутка.

- Сейчас жители страны Глаголии хотят с вами поиграть. Вы посмотрите фрагмент мультфильма и должны будете посчитать количество глаголов прошедшего времени в нем.

- А в этом фрагменте 1-му ряду нужно посчитать глаголы прошедшего времени женского рода, 2-му ряду – мужского, 3-му ряду – среднего рода.

10. Закрепление полученных знаний.

А) Самостоятельная работа детей.

- Ребята, жители страны Глаголии хотят проверить, как вы усвоили материал. Они предлагают вам выполнить задание.

- Из данного стихотворения выпишите глаголы прошедшего времени в 3 столбика по родам:

Если б мыло

Приходил…

По утрам ко мне в кровать

И само меня бы мыл… -

Хорошо бы это было!..

Если б ручку мне в придачу,

Чтоб могла

Решить задачу,

Написать диктант любой –

Всё сама,

Само собой!..

Вот была бы красота!

Вот бы жизнь тогда настал..!

Знай, гуляй да отдыхай!

Тут и мама перестал…

Говорить, что я лентяй…

Проверка устно, фронтально.

Д. Глаголы –приходило ,мыло– ср.р., настала , перестала- ж.р.

Б) Дифференцированная работа.

- Молодцы! Вы справились с заданием. Пора нам возвращаться назад в наш класс. Но сделать это не так-то просто. Сейчас я предложу вам на выбор 2 задания, а вы выберите то, которое вам по силам или больше понравилось.

1 задание:

- К данным картинкам подберите глаголы прошедшего времени разных родов.

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/72/858/72858599_1301562516_ZHurchat_ruch_i_vesennie_SCHerbakov_BV.jpg http://img01.chitalnya.ru/upload2/520/704333388246595840.jpg



http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/8/99/379/99379124_3.jpg

2 задание. Работа по индивидуальным карточкам.

- К данным существительным запишите подходящий по смыслу глагол прошедшего времени.

Выделите окончание глагола, определите род.

Солнце ..........,

трава ...........,

воробей....

Слова для выбора: зеленела, чирикал, летала, пело, сияло, светила, сверкал.

11. Итог урока.

- Ну вот мы с вами и вернулись в класс. Вам понравилось наше путешествие в страну Глаголию?

- Что нового узнали вы сегодня на уроке?

- Чему научились?

- А хотите сыграть еще в одну игру?

- У вас на партах лежат сигнальные карточки. Посмотрите.

- Что обозначают записи на них?

- Я читаю вам предложение, а вы определяйте род глагола.

За низкие крыши солнце зашло.

Д.: карточка - средний род.

Подул сильный ветер.

Д.: карточка - мужской род.

Ночь наступила.

Д.: карточка - женский род.

Уснуло село.

Д.: карточка - средний род.

Выставление отметок за урок.

12. Рефлексия.

- Ребята наш урок подошел к концу. Мне было очень легко и интересно работать с вами. На память я дарю вам билетики –пропуски в страну Глаголию. Они вам еще не раз пригодятся. Но и вы оставьте мне на память о себе что-нибудь. Я очень люблю весну, цветы. На доске вы видите изображение вазы. Составьте букет из цветов. Если урок вам понравился, то поставьте в вазу красный цветок, если нет, то - синий.

- Спасибо, у вас получился отличный букет. Как раз к 8 марта. До свидания!

13. Домашнее задание. Упр. 232.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ