Урок русского языка во 2 «Б» классе «Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь »
Урок русского языка во 2 «Б» классе.
Ложкарева Н.М. учитель начальных классов
Тема: «Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь ».
Цель : познакомить с правописанием разделительного ь; учить отличать разделительный ь и ь – показатель мягкости; формировать навык правописания слов с разделительным ь.
Формирование УУД.
Познавательные УД: выявлять и корректировать причины собственного затруднения, структурировать полученные знания, выбирать наиболее эффективные способы действий в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные УД: осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; работать в парах, обосновывать и доказывать собственное мнение.
Личностные УД: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.
Регулятивные УД: учиться ставить цель урока с помощью учителя, уметь контролировать процесс и результат своей деятельности, адекватно воспринимать оценки и отметки.
Тип урока. Открытие нового знания.
Ход урока.
Этапы
Содержание
Примечание
Орг. момент
Самоопределение к деятельности
Уч.: Запишите предложение
Друзья Эрик и Саша весело играли на перемене.
Уч.: Сдайте листочки. Откройте тетради, запишите число. Слайд 1.
Учитель проверяет записанное детьми предложение. Дети в это время записывают число.
Постановка и формулирование проблемы
Уч.: Посмотрите на доску. Слово одно, а записано оно было вами по-разному. Почему?
Д.: Кто-то ошибся.
Уч. : Как правильно?
Д.: Правильно написать слово с разделительным ь.
Уч.: Почему мягкий знак называется разделительным? Что разделяет?
Д.: Согласную «з» от гласной «я».
Записать слова «друзья» и «друзя» на доске.
Возникает вопрос «Как правильно?». Это мотивирует исследование ситуации.
Постановка учебной задачи
Уч.: Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?
Д.: Разделительный мягкий знак.
Уч.: А какие задачи урока?
Д.: Научиться правильно писать слова с разделительным ь. Слайд 2.
Открытие нового знания . Вывод
Уч.: Запишите слово «друзья» в тетради.
Уч.: А сейчас выполните такое задание – замените предложение одним словом.
- Оружие, используемое охотниками. (ружьё)
- Снежная буря, метель. (вьюга)
-Весеннее природное явление, талая вода, текущая в каком-либо направлении. (ручьи)
-Одежда для девочек. (платье)
Друзья, ружьё, вьюга, ручьи, платье.Слайд3.
Уч.: Что объединяет эти слова?
Д.: Во всех словах есть разделительный ь.
Уч. Выделите корень.
Друзья, ружьё, вьюга, ручьи, платье.
Уч. : Где же пишется разделительный мягкий знак, в какой части слова?
Д.: В корне или после корня.
Уч.: После каких звуков - букв?
Уч.: Какие это звуки?
Д.: Согласные.
Уч.: А перед какими буквами пишется разделительный Ь?
Д.: я, ё, ю, и, е.
Уч.: Сформулируйте сами правило написания разделительного Ь в словах.
Один учащийся работает у доски, остальные в тетради.
Дети комментируют, учитель выделяет корень в словах на доске.
Поэтапно подводим детей к выводу. Составляется опорный сигнал - схема
Опорный сигнал
Слайд 4.
-
Ь я,ё,ю,и,е
Первичное закрепление
На слайде 5 - слова:
полью солью
Уч.: Что произойдёт словами, если не напишем разделительный Ь? Какие слова получатся?
полю солю
Д.: Изменится смысл слова, лексическое значение слова.
Уч.: Какой можно сделать вывод? Слайд 6.
Уч.: Откройте учебник на стр.32 Прочитайте правило.
Стр. 32. Упр 53.
Уч.: Какую функцию выполняет Ь?
Д.: Обозначает мягкость согласных. (Примеры). Разделяет согласные и гласные. (Примеры).
Физкультминутка
Осень, осенью, деньки,
Мальчик, окунь, окуньки,
Колья, стулья и скамья,
Крылья, братья и семья
Расскажи, зачем и как
Служит в речи мягкий знак?
3-4 ученика
Слово с мягким знаком – показателем мягкости – хлопки в ладоши.
Слово с разделительным ь – топаем ногами.
Самостоятельная работа.
Включение в систему знаний (повторение).
Уч.: Распределите слова по группам:
1 группа – разделительный Ь,
2 группа – Ь – показатель мягкости.
Пальчик, ружьё, муравьи, вьюн, коньки, польза, седьмой, друзья, бельё, пеньки, гулянье.
Уч.: Проверьте. Слайд 7
Уч. Отдельные слова мы не часто используем. Чаще всего мы работаем с предложениями, текстами.
Уч.: Составьте предложения, используя слова каждой строчки.
Друзья, Илья, Дарья, пьют, чай, варенье, печенье.
Семья, обезьяны, жильё, деревья.
Уч: Выделите орфограмму.
Взаимопроверка по эталону.
Запись предложений с комментированием
Рефлексия деятельности.
Итоги.
Оценивание. Д/з.
Итог. Слайд 8.
Что нового узнали?
Какие ставили задачи? (Познакомиться с правописанием Ь).
Повторение опорного сигнала.
Самооценка результатов деятельности.
Оцените с помощью смайликов свою деятельность на уроке.
Оценивание учителем. Выставление отметок в журнал.
Домашнее задание. Упр.56 с. 33
Резерв.
Упр.55, с.33
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ