Урок русского языка во 2 «Б» классе «Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь »

Урок русского языка во 2 «Б» классе.

Ложкарева Н.М. учитель начальных классов


Тема: «Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь ».

Цель : познакомить с правописанием разделительного ь; учить отличать разделительный ь и ь – показатель мягкости; формировать навык правописания слов с разделительным ь.

Формирование УУД.

Познавательные УД: выявлять и корректировать причины собственного затруднения, структурировать полученные знания, выбирать наиболее эффективные способы действий в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные УД: осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; работать в парах, обосновывать и доказывать собственное мнение.

Личностные УД: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.

Регулятивные УД: учиться ставить цель урока с помощью учителя, уметь контролировать процесс и результат своей деятельности, адекватно воспринимать оценки и отметки.

Тип урока. Открытие нового знания.

Ход урока.

Этапы

Содержание

Примечание

Орг. момент



Самоопределение к деятельности


Уч.: Запишите предложение

Друзья Эрик и Саша весело играли на перемене.

Уч.: Сдайте листочки. Откройте тетради, запишите число. Слайд 1.

Учитель проверяет записанное детьми предложение. Дети в это время записывают число.

Постановка и формулирование проблемы


Уч.: Посмотрите на доску. Слово одно, а записано оно было вами по-разному. Почему?

Д.: Кто-то ошибся.

Уч. : Как правильно?

Д.: Правильно написать слово с разделительным ь.

Уч.: Почему мягкий знак называется разделительным? Что разделяет?

Д.: Согласную «з» от гласной «я».

Записать слова «друзья» и «друзя» на доске.

Возникает вопрос «Как правильно?». Это мотивирует исследование ситуации.

Постановка учебной задачи

Уч.: Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?

Д.: Разделительный мягкий знак.

Уч.: А какие задачи урока?

Д.: Научиться правильно писать слова с разделительным ь. Слайд 2.



Открытие нового знания . Вывод

Уч.: Запишите слово «друзья» в тетради.

Уч.: А сейчас выполните такое задание – замените предложение одним словом.

- Оружие, используемое охотниками. (ружьё)

- Снежная буря, метель. (вьюга)

-Весеннее природное явление, талая вода, текущая в каком-либо направлении. (ручьи)

-Одежда для девочек. (платье)

Друзья, ружьё, вьюга, ручьи, платье.Слайд3.

Уч.: Что объединяет эти слова?

Д.: Во всех словах есть разделительный ь.

Уч. Выделите корень.

    

Друзья, ружьё, вьюга, ручьи, платье.

Уч. : Где же пишется разделительный мягкий знак, в какой части слова?

Д.: В корне или после корня.

Уч.: После каких звуков - букв?

Уч.: Какие это звуки?

Д.: Согласные.

Уч.: А перед какими буквами пишется разделительный Ь?

Д.: я, ё, ю, и, е.

Уч.: Сформулируйте сами правило написания разделительного Ь в словах.


Один учащийся работает у доски, остальные в тетради.








Дети комментируют, учитель выделяет корень в словах на доске.



Поэтапно подводим детей к выводу. Составляется опорный сигнал - схема


Опорный сигнал

Слайд 4.

Ь я,ё,ю,и,е



Первичное закрепление

На слайде 5 - слова:

полью солью

Уч.: Что произойдёт словами, если не напишем разделительный Ь? Какие слова получатся?

полю солю

Д.: Изменится смысл слова, лексическое значение слова.

Уч.: Какой можно сделать вывод? Слайд 6.


Уч.: Откройте учебник на стр.32 Прочитайте правило.

Стр. 32. Упр 53.


Уч.: Какую функцию выполняет Ь?

Д.: Обозначает мягкость согласных. (Примеры). Разделяет согласные и гласные. (Примеры).

Физкультминутка

Осень, осенью, деньки,

Мальчик, окунь, окуньки,

Колья, стулья и скамья,

Крылья, братья и семья

Расскажи, зачем и как

Служит в речи мягкий знак?


3-4 ученика
















Слово с мягким знаком – показателем мягкости – хлопки в ладоши.

Слово с разделительным ь – топаем ногами.

Самостоятельная работа.

Включение в систему знаний (повторение).

Уч.: Распределите слова по группам:

1 группа – разделительный Ь,

2 группа – Ь – показатель мягкости.

Пальчик, ружьё, муравьи, вьюн, коньки, польза, седьмой, друзья, бельё, пеньки, гулянье.

Уч.: Проверьте. Слайд 7

Уч. Отдельные слова мы не часто используем. Чаще всего мы работаем с предложениями, текстами.

Уч.: Составьте предложения, используя слова каждой строчки.

Друзья, Илья, Дарья, пьют, чай, варенье, печенье.

Семья, обезьяны, жильё, деревья.

Уч: Выделите орфограмму.

Взаимопроверка по эталону.








Запись предложений с комментированием


Рефлексия деятельности.

Итоги.

Оценивание. Д/з.

Итог. Слайд 8.

Что нового узнали?

Какие ставили задачи? (Познакомиться с правописанием Ь).

Повторение опорного сигнала.


Самооценка результатов деятельности.

Оцените с помощью смайликов свою деятельность на уроке.

Оценивание учителем. Выставление отметок в журнал.

Домашнее задание. Упр.56 с. 33


Резерв.

Упр.55, с.33




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ