Задания и речевой материал для проверки умения соблюдать правила орфоэпии
Задания и речевой материал для проверки умения соблюдать правила орфоэпии
Орфоэпией называется соблюдение правил произношения данного языка. Нормы русской орфоэпии складывались в течении длительного времени.
В устной речи различают деловой и разговорный стили. Для делового стиля характерна чёткая артикуляция звуков и несколько замедленный темп речи. Разговорному стилю присущ более ускоренный темп речи, допускается поверхностная артикуляция звуков, не все звуки артикулируются чётко, а иногда и выпадают. Однако в деловом и разговорном стилях нормы орфоэпии должны быть соблюдены. Обучение нормам орфоэпии входит в работу по произношению. Речевая работа строится на материале знакомых слов, фраз, доступного текста. В целях закрепления правильного произношения важное значение имеют такие упражнения, которые наиболее приближают процесс обучения к обстановке непосредственного обучения нормам орфоэпии.
Формы и виды работ подбираются самые разнообразные. Упражнения и задания могут проводиться в виде речевых игр, разгадывании загадок, ответов на вопросы и т.д. В процессе обучения нормам орфоэпии формируется речевая активность, инициативность, развивается словесная деятельность, обогащается словарный запас детей. Обучение и закрепление правил орфоэпии осуществляется на индивидуальных занятиях, общеобразовательных уроках и во внеклассное время.
Задачи:
научить знаковым и буквенным обозначениям правил орфоэпии;
научить учащихся орфоэпически правильно произносить речевой материал;
научить сознательно применять правила орфоэпии в самостоятельной речи.
ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ
I. Безударное О как А. ВОДА, КОЗА, МОЛОКО,
МИКРОФОН, КОРОВА
II. Звонкую согласную ПАРОХОД, ОГОРОД,
на конце – оглушай. ЁЖ, ЗУБ, ДУБ, ЛЕВ
III. Звонкую согласную ВАРЕЖКИ, КОРОБКА,
перед глухими – оглушай. ЗАГАДКА, СПРАВКА
IV. Двойные согласные ТЕЛЕГРАММА, ВАННА,
произноси как один КЛАСС, МИЛЛИОН,
долгий звук. КАССА, В ВАЗЕ
V. Непроизносимые ЗДРАВСТВУЙТЕ,
согласные. ПРАЗДНИК, СОЛНЦЕ
VI. Окончания прила- БОЛЬШОГО,
гательных -ОГО, - ЕГО- КРАСИВОГО, СИНЕГО,
читаются как -ОВА, -ЕВА-. МОДНОГО
VII. Сочетания ТСЯ, ТЬСЯ УМЫВАЕТСЯ,
произноси как ЦА. УЛЫБАЕТСЯ
VIII. Сочетание звуков СШ – БЕСШУМНЫЙ,
читается как долгий Ш. БЕСШОВНЫЙ
IX. Сочетание звуков ЧН – ШУТОЧНЫЙ,
читается как ШН. БУЛОЧНАЯ
X. Сочетание звуков ЧТ – ЧТО, ЧТОБЫ, НИЧТО
читается как ШТ.
XI. Сочетание звуков СЧ – СЧИТАТЬ, СЧАСТЬЕ,
читается как Щ. СЧЁТЫ
XII. Сочетание звуков ЗЖ – ЗАВИЗЖАЛА,
читается, как Ж. ПЕРЕЕЗЖАТЬ
Задания и речевой материал для проверки умения правильно произносить безударное О.
Назови картинки.
Прочитай предложения.
Прочитай слова.
Прочитай с буквенным надстрочным знаком.
Прочитай с надстрочным знаком.
Собака лает.
КРОВАТЬ
ОВЦА
КРОВАТЬ
ОВЦА
КРОВАТЬ
ОВЦА
Кошка лакает молоко.
СОЛОМА
СОЛОМА
СОЛОМА
У Оли болит голова.
ОГОРОД
ОГОРОД
ОГОРОД
У коровы рога.
КОЗА
КОЗА
КОЗА
Безударное О надо произносить как А.
Назови картинки:
Прочитай слова:
ВОДА СОВА КОРЗИНА ДРОВА ЛАСТОЧКА
Расставь надстрочные знаки:
ОКНО ОРЕХИ СОРОКА
КОНФЕТЫ ГОЛОВА КОЛБАСА
Прочитай без опоры на надстрочные знаки:
Наша дорога – это дорога правды, дорога свободы. Это дорога народного счастья.
Задания и речевой материал для проверки умения правильно произносить звонкие согласные на конце слов.
Назови картинки.
Прочитай предложения.
Прочитай слова.
Прочитай с буквенным надстрочным знаком.
Прочитай с надстрочным знаком.
Зина нашла гриб.
ГРИБ
РАССКАЗ
ГРИБ
РАССКАЗ
ГРИБ
РАССКАЗ
На столе острый нож.
ЁЖ
ЛЕВ
ЁЖ
ЛЕВ
ЁЖ
ЛЕВ
Лида взяла утюг.
УТЮГ
ЗУБ
УТЮГ
ЗУБ
УТЮГ
ЗУБ
Какой вкусный арбуз.
НОЖ
ХЛЕБ
НОЖ
ХЛЕБ
НОЖ
ХЛЕБ
Звонкие согласные на конце слов произносятся как глухие.
Прочитай слоги и слова:
АБ АГ АВ АД АЖ АЗ
ПАРОХОД ЗУБ
МОРКОВЬ РАССКАЗ
АРБУЗ КЛЮВ
Обозначь нормы произношения:
ГЛАЗ КЛУБ ОВРАГ
МОРОЗ СТОРОЖ ГОРОД
ТРУД КРОВЬ ЭТАЖ
Дополни предложения:
Спит зимой в берлоге
живёт в зоопарке.
Вкусный купили в магазине.
Задания и речевой материал для проверки умения правильно произносить звонкие согласные перед глухими.
Назови картинки.
Прочитай предложения.
У овцы тёплая шубка.
Вова взял телефонную трубку.
Дети играют в снежки.
Прочитай слова.
ШУБКА ПОДСНЕЖНИК ТРУБКА
ЛОЖКА КРУЖКА БУДКА
ЗАВТРАК БЛУЗКА ЛАВКА
Прочитай с буквенным надстрочным знаком.
ШУБКА ПОДСНЕЖНИК ТРУБКА
ЛОЖКА КРУЖКА БУДКА
ЗАВТРАК БЛУЗКА ЛАВКА
Прочитай с надстрочным знаком.
ШУБКА ПОДСНЕЖНИК ТРУБКА
ЛОЖКА КРУЖКА БУДКА
ЗАВТРАК БЛУЗКА ЛАВКА
Звонкие согласные перед глухими согласными произносятся как глухие.
Назови картинки:
Прочитай слова:
КРУЖКА ЛОЖКА ИЗ САДА
ВАРЕЖКА НИЗКИЙ В ШКОЛЕ
ВСТРЕЧА ВЫСТАВКА ПОД СТУЛОМ
Прочитай предложения:
Вова делает зарядку.
Цветы стоят на подставке.
Задания и речевой материал для проверки умения правильно произносить слова с двойными согласными.
Назови картинки.
Прочитай предложения.
Пассажиры вошли в вагон.
Вася любит играть в теннис.
Саша ел хлеб с супом.
Прочитай слова.
ПАССАЖИР ТЕННИС КИЛОГРАММ
В ВЕРХУ ВАННА ГРАММАТИКА
КЛАСС АННА ВВЕДЕНИЕ
Прочитай с буквенным надстрочным знаком.
ТЕЛЕГРАММА ТРОЛЛЕБУС КОЛЛЕКТИВ
С САХАРОМ РУССКИЙ В ВАГОН
Прочитай с надстрочным знаком.
ТЕЛЕГРАММА ТРОЛЛЕБУС
С САХАРОМ РУССКИЙ
В ВАГОН КОЛЛЕКТИВ
Двойные согласные звуки произносятся как один долгий звук.
Прочитай слова:
ИЗ СТОЛА ГРАММАТИКА КЛАСС
РУССКИЙ ОТТЕПЕЛЬ КОЛЛЕКТИВ
ВАННА ДЛИННЫЙ КАССА
Расставь буквенные надстрочные знаки произноси правильно слова:
АННА РУССКИЙ КИЛОГРАММ ВАННА
В декабре самые длинные ночи.
Пассажиры вошли в вагон.
Дополни слова в предложениях:
Я получила поздравительную … в вазе
... … стоят красивые цветы. телеграмму
Задания и речевой материал для проверки умения правильно произносить окончания прилагательных
- ОГО, - ЕГО как - ОВА, - ЕВА.
Ответь на вопросы.
Прочитай предложения.
Прочитай слова.
Прочитай с буквенным надстрочным знаком.
Прочитай с надстрочным знаком.
Какого цвета?
У Наташи нет зелёного карандаша.
ЗЕЛЁНОГО
СИНЕГО
ЗЕЛЁНОГО
СИНЕГО
ЗЕЛЁНОГО
СИНЕГО
Какого цвета шар?
У меня нет галстука красного цвета.
КРАСНОГО
ЖЁЛТОГО
КРАСНОГО
ЖЁЛТОГО
КРАСНОГО
ЖЁЛТОГО
Окончания - ОГО, - ЕГО надо произносить как - ОВА, - ЕВА.
ЗЕЛЁНОГО СЕРОГО ПОСЛЕДНЕГО
СИНЕГО КРАЙНЕГО КОЛЮЧЕГО
- У меня нет красного и синего карандаша.
- Почему стоит чёрточка?
- Потому что эти слова надо произносить
по-другому.
- Как надо произносить слова КРАСНОГО, СИНЕГО, ЧЁРНОГО?
- Эти слова надо произносить так:
КРАСНОВА, СИНЕВА, ЧЁРНОВА.
- Ответь на вопросы:
- Какого цвета земля? Воздух?
- Какого цвета листья на деревьях?
Задания и речевой материал для проверки умения правильно произносить в глаголах сочетания - ТСЯ и - ТЬСЯ.
Назови картинки.
Прочитай предложения.
Умываться надо утром и вечером.
Я люблю кататься на велосипеде.
Прочитай слова.
КУПАТЬСЯ ПРОСЫПАЕТСЯ
РАЗДЕВАЕТСЯ ВЫТЕРАЕТСЯ
Прочитай с буквенным надстрочным знаком.
КУПАТЬСЯ ПРОСЫПАЕТСЯ
РАЗДЕВАЕТСЯ ВЫТЕРАЕТСЯ
Прочитай с надстрочным знаком.
КУПАТЬСЯ ПРОСЫПАЕТСЯ
РАЗДЕВАЕТСЯ ВЫТЕРАЕТСЯ
Упражнения в произношении сочетаний звуков - ТСЯ и - ТЬСЯ.
Прочитай слова с надстрочным знаком:
ПОДНИМАЕТСЯ СТАРАЕТСЯ ТРУДИТЬСЯ
ЗАКАЛЯЕТСЯ ВЬЁТСЯ КАТАЕТСЯ
Составь предложения КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ?
Ответь на вопросы:
Что делают ребята перед сном?
Что нужно делать при встрече?
Прочитай предложения:
Девочка умывается, причёсывается, одевается.
Больной стал поправляться.
Ребята катаются на санках, лыжах, коньках.
Задания и речевой материал для проверки умения правильно произносить слова с непроизносимыми согласными.
Назови картинки.
Прочитай предложения.
Здравствуйте, Елена Ивановна.
Гале исполнилось шестнадцать лет.
Прочитай слова.
СО(Л)НЦЕ ГРУС(Т)НЫЙ СВИС(Т)НУТЬ
СЕР(Д)ЦЕ ЛЕС(Т)НИЦА СЧАС(Т)ЛИВЫЙ
ПРАЗ(Д)НИК БУРЕВЕС(Т)НИК ЯРОС(Т)НЫЙ
Прочитай с надстрочным знаком.
СОЛНЦЕ ГРУСТНЫЙ СВИСТНУТЬ
СЕРДЦЕ ЛЕСТНИЦА СЧАСТЛИВЫЙ
ПРАЗДНИК БУРЕВЕСТНИК ЯРОСТНЫЙ
Задания и речевой материал для проверки умения произносить слова со стечением согласных.
Стечение согласных.
Прочитай слова.
Прочитай с буквенным надстрочным знаком.
Прочитай с надстрочным знаком.
СШ – Ш
БЕСШУМНЫЙ
БЕСШАБАШЕЫЙ
БЕСШЁРСТНЫЙ
БЕСШУМНЫЙ
БЕСШАБАШЕЫЙ
БЕСШЁРСТНЫЙ
БЕСШУМНЫЙ
БЕСШАБАШЕЫЙ
БЕСШЁРСТНЫЙ
ЧН – Ш
ШУТОЧНЫЙ
БУЛОЧНАЯ
ЯИЧНИЦА
НАРОЧНО
СКВОРЕЧНЯ
ШУТОЧНЫЙ
БУЛОЧНАЯ
ЯИЧНИЦА
НАРОЧНО
СКВОРЕЧНЯ
ШУТОЧНЫЙ
БУЛОЧНАЯ
ЯИЧНИЦА
НАРОЧНО
СКВОРЕЧНЯ
ЧТ – Ш
НИЧТО,
ЧТО, ЧТОБЫ
НИЧТО,
ЧТО, ЧТОБЫ
НИЧТО,
ЧТО, ЧТОБЫ
СЧ,
ЗЧ – Щ
СЧИТАТЬ
РАЗНОСЧИК
РЕЗЧИК
СЧИТАТЬ
РАЗНОСЧИК
РЕЗЧИК
СЧИТАТЬ
РАЗНОСЧИК
РЕЗЧИК
ЗЖ – Ж
ЗАВИЗЖАЛА
ЗАВИЗЖАЛА
ЗАВИЗЖАЛА
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ