Под наблюдением в социологии понимается сбор первичных данных,

[email protected] в категроии Обществознания, вопрос открыт 01.04.2018 в 02:34

связанных с объектом исследования, осуществляемый исследователем лично
путём непосредственного восприятия. Наблюдение проводится различными
способами.
Под невключённым наблюдением понимается такой способ
осуществления наблюдения, когда исследователь не участвует
непосредственно в наблюдаемых событиях, изучая их отстранённо, как бы
извне. Включённое наблюдение, напротив, предполагает полное или
частичное участие наблюдателя в исследуемом процессе. В таких случаях
исследователь либо находится в прямом контакте с участниками этого
процесса, либо сам входит на правах участника в исследуемую группу.
Прежде всего социолог, осуществляющий включённое наблюдение,
должен решить, в какой форме войти в социальную группу, которую
собирается изучать. Он может выступать в роли «открытого» включённого
наблюдателя, откровенно поставив в известность членов группы о том, кто
он такой и каковы его цели, а может играть роль «скрытого» включённого
наблюдателя, не объявляя никому, кто он на самом деле. У социологов нет
однозначного мнения, какая форма наблюдения предпочтительнее. Однако
открытое присутствие исследователя, несомненно, сказывается на поведении
членов группы. При закрытой форме включённого наблюдения, когда
изучаемые не знают, что за ними наблюдают, они ведут себя естественно.
Сторонники включённого наблюдения считают, что этот метод сводит
к минимуму воздействие исследователя на изучаемую среду. С помощью
этого метода учёный может быть непосредственным свидетелем жизни
людей. Учёный или журналист, практикующий метод включённого
наблюдения, должен сознавать, что его действия ограничены соображениями
уважения к личности человека, соблюдения элементарных прав человека
(ст. 21 Конституции РФ гарантирует охрану достоинства личности
и запрещает без добровольного согласия человека подвергать его научным,
медицинским и иным опытам).
Недостатком метода наблюдения является неизбежное проявление
необъективности исследователя, проистекающее из самого факта его личной
вовлечённости в жизнь наблюдаемого объекта.
(по В.В. Касьянову, В.Н. Нечипуренко)
Обществознание. 9 класс. Вариант ОБ90401 12
© СтатГрад 2017−2018 уч. г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного
согласия СтатГрад запрещена
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты
текста и озаглавьте каждый из них.
Какой научный метод называют наблюдением? В чём, по мнению авторов,
состоит его недостаток? Используя обществоведческие знания, поясните
сущность этого недостатка.
Какие две формы включённого наблюдения рассмотрены в тексте?
Укажите различие между ними.
Объясните, почему использование метода включённого наблюдения
порождает этические и правовые проблемы (дайте объяснение по каждому
виду проблем). Как выбор формы включённого наблюдения влияет
на достоверность получаемой информации?
Новый учитель математики знакомится с классом, определяет характер
отношений между учениками, следит за выполнением домашних заданий.
Какой способ наблюдения использует учитель? Подтвердите свой ответ
соответствующим фрагментом текста.
Представителям каких профессий помимо социологов, учителей приходится
часто использовать метод наблюдения? Укажите любые две профессии
и в каждом случае кратко поясните свой выбор.

0 ответов

Нет результатов.
Оставлять ответы могут только авторизированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или  авторизируйтесь на сайте чтобы оставить ответ на вопрос.