ПЛАН!!!

[email protected] в категроии Разное, вопрос открыт 12.05.2018 в 22:53



Современный период характерен выдвижением национальных проблем на одно из первых мест в условиях многонационального государства, где обнаружился кризис национальной политики.

С началом перестройки, разрушения тоталитарной советской си­стемы, среди марийцев, как и среди других нерусских народов, наступило оживление национальной идеи, началось формирование националь­ного движения.

В 1989 ᴦ. небольшая группа национально мыслящей молодой гуманитарной интеллигенции в Марийской республике выступила инициатором создания национальной организации. Это были моло­дые писатели, журналисты, ученые, объединившиеся в организацию "У вий" ("Новая сила"). В том же году в Уфе был организован "Ма­рий клуб", затем по его инициативе - "Марийское общество Башкортостана". Тревога за будущее своего народа объединила молодых энтузиас­тов. К ним присоединились и некоторые люди среднего поколения.

В декабре 1989 ᴦ. на объединенном пленуме Марийского отде­ления Всероссийского Общества охраны памятников истории и куль­туры, Марийского отделения Советского фонда культуры и Обще­ства "Мемориал" был сформирован организационный комитет по созданию Марийского национального движения. Была основана га­зета ''Марий чанг". В апреле 1990 ᴦ. в Йошкар-Оле на учредительном съезде, где были представлены все регионы проживания марийцев, оформилось движение "Мари Ушем", принят его устав. Участники движения зая­вили: главная задача - сохранение и возрождение родного языка, национальной культуры марийцев, причем не только в своей респуб­лике, но и за ее пределами, где проживает более половины всего марийского населения страны.

Важнейшим моментом этого форума было объявление ответствен­ности Марийской республики за культурно-языковое состояние все­го марийского этноса, разбросанного по территории страны. В при­нятых документах выдвигалась задача укрепления статуса родного языка, к тому времени полностью вытесненного из общественной жизни, делопроизводства и деловой переписки. Ставился вопрос о придании ему статуса государственного языка наряду с русским. Признавая положительное значение двуязычия, активисты движения поднимали вопрос о паритете национально-русского и русско-наци­онального двуязычия. То есть, чтобы не только марийцы хорошо зна­ли русский (это крайне важно и стало реальностью), но чтобы и рус­ские, живущие и работающие среди них, знали их язык. Дело потом ограничилось формальным провозглашением двух государственных языков: русского и марийского. Но это нисколько не изменило реаль­ную ситуацию. На учредительном съезде движения развернулась оживленная дискуссия о характере создаваемого объединения людей, обеспоко­енных современным состоянием и перспективами возрождения родного народа: должно ли оно быть культурно-просветительным обще­ством, или должно стать общественно-политической организацией. Некоторые, наиболее радикальные делегаты съезда настаивали на пос­леднем, причем политическая активность непременно должна была направляться против тогдашних правящих партийно-советских струк­тур. Более умеренные выступали против чрезмерной политизации дви­жения на стадии его оформления. Ведущие его идеологи объясняли это таким образом: в массовом движении должны быть объединены, независимо от политических взглядов и убеждений, все, кто обеспо­коен судьбой родного народа, его культуры и языка, будь то коммуни­сты или демократы, анархисты или еще кто-то.

0 ответов

Нет результатов.
Оставлять ответы могут только авторизированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или  авторизируйтесь на сайте чтобы оставить ответ на вопрос.