Этнические и межнациональные отношения в Крыму
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3
Глава 1. Характеристика этнических общностей...................................5
1.1. Человечество. Этнос. Нация..................................................................5
1.2. Социально-психологические основы нации.......................................10
1.3. Специфика межнациональных отношений людей.............................19
ГЛАВА 2. Национальные процессы и отношения в Крыму....................25
2.1. Население Крыма и его национальный состав...................................25
2.2. Проблемы депортированных народов.................................................29
2.3. Вопрос русского языка в Крыму..........................................................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................39
БИБЛИОГРАФИЯ........................................................................................41
ПРИЛОЖЕНИЕ............................................................................................43
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о том, что такое человек, человечество, группы людей, — очень непростой. Сфера общения современного человека необычайно расширяется: каждый из нас ежедневно общается с десятками, а то и с большим количеством людей. Между нами возникают прочные и непрочные связи, многие из которых мы зачастую не осознаем и даже не замечаем. Каждый человек вплетен тысячами нитей в сложную систему отношений. Он в одно и то же время является представителем и конкретного государства, и определенной этнической общности, и религиозной конфессии, и трудового коллектива и т.д. Все же люди вместе составляют человечество. При этом современная наука все больше ориентируется на понимание целостности человечества, на общность исторических судеб различных рас и народов.
Крымский полуостров с древних пор является перекрестком многих дорог, соединявших различные племена, народы и государства. Здесь переплетались Восток и Запад, христианство и ислам. В разное время обитали в Крыму тавры и киммерийцы, скифы и греки, сарматы и римляне, болгары и хазары, готы и славяне, половцы и татары, армяне и турки. Их многочисленные потомки - представители более 70 этносов и этнических групп живут здесь и сегодня.
Демографическая ситуация в Крыму характеризуется значительным этническим и конфессиональным разнообразием. Автономная Республика Крым – это единственное административно-территориальное образование в Украине, где в силу исторических причин, в составе населения не доминируют представители титульной нации.
Принадлежность к какой-то группе, осознание ее — один из самых древних примеров проявления общественного сознания людей. На заре человеческой истории сложились объединения, ставшие прообразом будущих этносов, — роды. Чувства родовой общности, принадлежности к определенному роду — это самые простые и в то же время очень глубинные человеческие чувства. Именно в отношениях между родами впервые возникли оценки «мы—они», именно в ту самобытную эпоху закладывались устойчивые взгляды на характер отношений между будущими нациями.
Тема курсовой работы является актуальной, особенно в условиях современной социально-политической ситуации в Крыму.
Цель работы – раскрыть особенности этнических общностей, межнациональных отношений на примере АРК, найти моменты, которые объединяют все этносы, проживающие в Крыму.
Были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты понятий "этнос", "нация", "национальное самосознание", "национальная гордость";
- выяснить, что объединяет людей одной национальности;
- раскрыть причины межнациональных конфликтов;
- рассмотреть особенности демографической ситуации в Крыму;
- рассмотреть современное положение депортированных народов и участие государства в решении их проблем.
При написании работы были использованы работы отечественных и зарубежных авторов в области этнической психологии, социологии, истории; публикации в периодических изданиях, законодательные документы и статистические сборники.
Глава 1. Характеристика этнических общностей.
1.1. Человечество. Этнос. Нация.
Человечество имеет общее происхождение. Все многообразие различий в физическом облике людей, которое можно встретить на разных континентах, есть результат вариаций одного и того же биологического вида — Homo sapiens (человека разумного).
Деятельность человека за последние два столетия и особенно в XX в. приобрела глобальный, т.е. всемирный, характер. Между тем всего несколько сот лет назад отдельные народы и расы зачастую развивались обособленно друг от друга, разделенные в те времена непреодолимыми природными и другими преградами. В истории человечества были и такие случаи, когда отдельные государства сознательно изолировали себя от внешнего мира, чтобы предотвратить воздействие других народов на собственную историю. Такие попытки, например, в Китае, стране древней и уникальной культуры, привели к «консервации» общественной жизни и многовековому застою. Схожие процессы имели место и в Японии до начала XX столетия.
Часто для человека большую роль играют не те черты, которые объединяют его с другими, а те, которые заставляют держаться обособленно. Человек вынужден ориентироваться в мире людей, идентифицируя их по самым различным признакам. Некоторые из этих признаков носят биологический, природный характер. Можно говорить отдельно о мужчинах, о женщинах, о поколениях людей. Другие признаки имеют социальный смысл.
В определенном смысле человечество не является однородным, так как состоит из многообразных социальных групп. Некоторые из этих групп насчитывают сотни миллионов, миллиарды человек, например расы. Другие группы включают всего сотни или десятки человек, скажем, производственные или учебные коллективы. Все эти группы находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, в результате чего формируется социальная структура человечества.
Расы (от лат. ratio — категория, разряд) человека (биологического вида Homo sapiens) характеризуются общими наследственными физиологическими особенностями, связанными с единством происхождения и определенной общностью распространения.
Наиболее отчетливо выделяются три основные группы рас — негроидная, европеоидная и монголоидная. Основные признаки отличия рас — цвет кожи, глаз, волос, форма черепа, длина тела и т.д. — не должны абсолютизироваться. Все расы современного человечества обладают равными биологическими возможностями для достижения высокого уровня цивилизации.
Уже на ранних этапах своей истории люди имели определенные роли и самым тщательным образом исполняли их. Например, еще в древности одна из мировых религий — индуизм — отмечала данный факт: «В этом материальном мире для того, чтобы поддержать тело, каждый должен работать. Человеческое общество разделено в соответствии с выполняемой деятельностью на четыре социальных класса — брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Класс брахманов, или класс интеллигенции, выполняет один вид деятельности, кшатрии, или административный класс, - другие, класс торговцев и класс рабочих также имеют свои обязанности» [19, с. 41]. Надлежащее исполнение социальных ролей не только обеспечивало стабильность общества, но и формировало личность: человек легко достигал жизненных целей, просто следуя предписанным правилам и ограничениям. Выполнение предписанных ролей, соответствующих происхождению, кругу общения и образованию, формировало и развивало людей.
Наиболее значимыми в социальной структуре являются такие группы, как классы, этносы, нации, религиозные конфессии. Каждая из этих групп, в свою очередь, состоит из многочисленных составляющих их элементов, в результате чего социальная жизнь общества напоминает нечто вроде картинки калейдоскопа, в котором, с одной стороны, возникают самые разные фигуры и их сочетания, а с другой — присутствуют определенная система и порядок.
Классы (от лат. classis — разряд, группа) — это группы людей, складывающиеся по отношению к средствам производства, по распределению прибыли в зависимости от того, кто является владельцем средств производства. Человек, которому принадлежат станки, здания, различное производственное оборудование, играет решающую роль в распределении прибыли, несет ответственность за результаты деятельности своего предприятия. Это класс собственников. С другой стороны, большую часть населения составляет люди, не имеющие во владении средств производства и зарабатывающие на жизнь своим трудом.
Понятие «этнос» не является привычным в нашем повседневном пользовании и общении, хотя оно все чаще звучит в теле- и радиопередачах. К нему чаще обращаются в последнее время украинские политики. Для нас более знакомы слова «национальность», «нация».
Этнос (от греч. ethnos — племя, группа, народ) — исторически сложившаяся достаточно устойчивая общность людей, обладающая едиными языком и культурой, а также общим самосознанием. «Именно в рамках этносов, контактирующих друг с другом, творится история, ибо каждый исторический факт есть достояние жизни конкретных народов» [6, с. 11].
Любой этнос всегда проявляет себя как сложная социальная система. Поэтому он имеет массу различных характеристик, с одной стороны, сходных с другими общностями, а с другой — выделяющих его среди них. Формирование этноса обычно происходит на основе единства территории и экономической жизни. Однако в результате миграций, вызванных различными историческими причинами, территория современного расселения этносов не всегда компактна, и многие народы могут быть расселены в пределах нескольких государств. К признакам, выражающим системные свойства существующего этноса и отделяющим его от других, относятся язык, народное искусство, традиции, обычаи, нормы поведения.
Принято делить этносы на три типа. К самому раннему типу относятся род и племя, характерные для первобытно-общинного строя. Второй тип этноса — народность — обычно связывается с рабовладельческой и феодальной формациями или же обозначает этнические общности и группы, населяющие страну и имеющие те или иные формы национально-территориальной автономии. Третий тип этноса — нация — возникает с развитием капиталистических отношений и всемерной интенсификацией экономических связей. Вместе с тем следует помнить, что подобное деление этносов все же не отражает всего многообразия существующих на Земле форм этнических общностей и не означает, что процесс их образования и развития обязательно достигает последней стадии.
Нация (от лат. natio — народ) — большая социальная группа, высший этап развития этноса, представляющий собой определенную чрезвычайно сплоченную общность людей, характеризующуюся единством территории, языка, культуры, черт национальной психики, а также очень тесными экономическими связями.
Есть теории, в которых абсолютизируются государственно-политические особенности национальной жизни, что в конечном счете сводит нацию к государственной общности. М. Вебер, например, считал, что среди людей, объединенных общностью языка, религии, обычаев или судьбой, преобладает стремление к собственному государственному обособлению [23, с. 48].
В советской научной литературе единственно правильной считалась историко-экономическая теория. Ее основатель К. Каутский основными признаками нации называл общую территорию, общность экономической жизни, языка, традиций. Идеи Каутского легли в основу определения нации, которое дал в 1913 г. И. В. Сталин: «Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры» [2, с. 34].
Современные ученые, например А. О. Бороноев и В. Н. Павленко, определяя понятия «нация», «национальность», подходят к ним по двум параметрам: «Во-первых, национально-государственным, культурным атрибутам, по той объективной символике, которая подчеркивает некоторую целостность (культурную, территориальную, хозяйственную); во-вторых, по субъективной реакции, по социальной идентификации индивидов, по их ценностным ориентациям, т. е. каждый индивид национален, с одной стороны, объективно, с другой — субъективно, сознательно, он признает себя частью той или иной общности, культуры» [3, с. 56-57].
Понятие «нация» несколько шире и сложнее понятий «этнос», «этническая группа», поскольку в любую нацию могут входить представители нескольких этнических групп, осознанно идентифицирующих себя с конкретной национальностью и самоопределяющихся в отдельную территориально-государственную и социокультурную систему. Главную роль в формировании и развитии нации играют социально-экономические факторы. Первые нации возникли в период распада феодализма и становления капиталистической государственности. Экономической основой возникновения наций явились частная собственность на средства производства, ликвидация феодальной раздробленности, укрепление экономических связей между отдельными этническими общностями, объединение местных рынков в общенациональные. Движущей силой возникавших тогда наций была буржуазия, стремившаяся к объединению отдельных народов в рамках единого государства, обеспечению благоприятных условий для своего свободного развития. Чаще всего нации являются результатом этнического развития народностей, чье название они обычно и сохраняют. Иногда одна народность дает начало формированию двух или нескольких новых образований, как это было, например, в нашей стране, когда из древнерусской народности сформировались русская, украинская и белорусская нации. Однако часто многие народности не могут сформироваться в нации вследствие своей малочисленности.
1.2. Социально-психологические основы нации.
Каждая нация существует за счет системы устойчивых внутренних связей и отношений составляющих ее людей. Эти связи и отношения формируются в процессе этнического развития, регулируется традициями и нормами поведения, принятыми в данной среде, и совершенствуются по мере становления и развития самобытной национальной культуры, языка и психологии.
Объективной основой жизни нации является потребность во взаимодействии и общении между людьми в ходе ее экономического, политического развития, обмена культурными достижениями, продуктами и результатами труда. Существует тенденция: чем выше внутринациональная и внутригрупповая интеграция, тем заметнее достижения в экономике и культуре, тем более интенсивны социально-политические и внутригрупповые контакты и коммуникативные связи между людьми.
Одним из главных признаков существования нации является историческая память, представляющая собой заветы старины, предания отцов, чувство единородства, т. е. приобщенности к духовной миссии своего рода, народа, нации, Родины. Человек, обладающий исторической памятью, осознает свое место в духовной эстафете поколений. От варвара его отличает «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Эта любовь — не просто поэтические грезы, а реальная основа целеполагания. Представитель той или иной нации может понять, кем он является, только вспомнив, кем были его предки. Историческая память материализуется в преданиях и укладе: культурном, религиозном, хозяйственном, государственном.
Возможность длительного существования нации обусловливается функционированием и постоянным совершенствованием ее внутреннего содержания, находящего выражение в национальном сознании и самосознании, национальных ценностях, интересах, вкусах и самооценках, национальной культуре и языке. Проявление всех этих компонентов составляет жизнь нации.
Каждая нация имеет свое национальное сознание, выражающееся в сложной совокупности социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень ее духовного развития. Национальное сознание является продуктом длительного исторического развития, а его центральным компонентом выступает национальное самосознание. В структуру национального сознания, помимо последнего, входят и другие элементы, например осознание нацией необходимости своего единства, целостности и сплоченности во имя реализации своих интересов, понимание важности обеспечения добрососедских отношений с другими этническими общностями, бережливое отношение нации к своим материальным и духовным ценностям и т.д.
Национальное сознание существует на теоретическом и обыденном уровнях. Если теоретический уровень национального сознания представляет собой научно оформленную, систематизированную конструкцию, состоящую из идеологических взглядов, идей, программ, норм, ценностей и т.д., выработанных нацией за длительное время ее существования и определяющих стратегию ее развития, то обыденный уровень национального сознания включает в себя потребности, интересы, ценностные ориентации, установки, стереотипы, чувства, настроения, обычаи и традиции членов этой общности, проявляющиеся в повседневной жизни и деятельности. Все эти компоненты находятся в тесном единстве, они неразрывно связаны друг с другом. Следует отметить, что обыденное национальное сознание является главной психологической основой различного рода межнациональных трений и конфликтов, поскольку именно в нем формируются национальные предрассудки, негативные установки, нетерпимость к другим общностям.
В целом национальному сознанию присущи следующие характеристики:
наличие целостной этнической картины мира, представляющей собой совокупность устойчивых, связных представлений и суждений об общественном бытии, жизни и деятельности, присущих членам конкретной этнической общности;
его «правильная» передача из поколения в поколение в процессе нормально выработанной данной этнической общностью социализации;
детерминирование им всего целостного и многосложного восприятия жизни этнической общностью: общественных институтов; системы личностных и групповых отношений, обрядов и ритуалов, идеологии, искусства и фольклора; автостереотипов (т. е. образа представителей своей нации), обусловливающих внутреннюю политику этноса; гетеростереотипов (т.е. образа соседей); системы межэтнических (в частности, и межгосударственных) отношений и т.д.;
его соответствие социальным условиям жизни этнической общности, стадии ее общественного развития, структуре жизнеобеспечения (материальной базе), а также соотношение этнической картины мира с нормами и ценностями, доминирующими у других народов, что может выражаться как включение себя в некоторое межэтническое культурное единство или как обособление, противопоставление себя другим народам [1, с. 23 — 24].
Национальное самосознание, являясь ядром национального сознания, представляет собой результат осмысления людьми своей принадлежности к определенной этнической общности и положения последней в системе общественных отношений. Национальное самосознание может выражать интересы как отдельной группы этноса (западные и восточные буряты, северные и южные удмурты), так и нации в целом (русские, французы). В основе проявления национального самосознания лежит феномен этнической идентификации (этничности), т.е. формирования устойчивых представлений человека о себе как о члене конкретной этнической группы.
Историческими и культурными детерминантами национального самосознания выступают историческое прошлое и традиции народа, его сложившиеся обычаи и нормы поведения, а также предания, зафиксированные в устной (фольклор) и письменной форме, памятники культуры и искусства. Национальное самосознание практически невозможно без функционирования национального языка, поскольку язык служит средством его выражения и формирования.
Национальное самосознание проявляется в идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях и выражает содержание, уровень и особенности представлений членов нации:
о своей определенной идентичности и отличиях от представителей других общностей;
национальных ценностях и интересах;
истории нации, ее нынешнем состоянии и перспективах развития;
месте своей социально-этнической общности во внутригосударственных, межгосударственных и межнациональных отношениях [12, с. 25].
Интенсивность проявления национального самосознания у отдельных представителей этнической общности далеко не одинакова. Частично или полностью им не обладают дети. У взрослых членов этноса, как правило, оно ослаблено в тех случаях, когда они не имеют контактов с представителями других народов. В таком положении чаще всего оказываются сельские жители, у которых может преобладать локальное или региональное самосознание.
Национальное самосознание может играть двоякую роль. Оно, с одной стороны, может носить прогрессивный характер, если не абсолютизирует свою общность, не считает ее «сверхценностью», обеспечивает нормальное отношение к другим народам. И, наоборот, национальное самосознание регрессивно, если оно сводится к узким рамкам клановых, религиознонационалистических, идейно-политических взглядов.
Национальное самосознание специфически проявляется в отношениях к другим нациям. Там, где между двумя этническими общностями всегда существовали тесные связи и сотрудничество, обычно формировалась положительная установка на взаимное восприятие, предполагающая терпимость к существующим различиям. Если контакты между народами не затрагивали их жизненных интересов, эти народы могли быть индифферентны другу к другу. Иное дело, когда они длительное время находились в состоянии конфликта и вражды. Тогда вырабатывалась в основном негативная психологическая установка.
Вот результаты социально-психологических исследований, опубликованные американским журналом «Тайме Мирроу Сентер», согласно которым поляки и немцы не любят друг друга; немцы, в свою очередь, высокомерно относятся к туркам; французы питают недоверие к американцам; русские и украинцы недолюбливают азербайджанцев; венгры плохо воспринимают румын и арабов, а в Словакии то же самое наблюдается в отношении к венграм. В Европе наиболее отвергаемой является этническая группа цыган: их активно не любят большинство чехов, венгров, немцев и испанцев [25, с. 175].
Все эти предубеждения предопределены историческими предрассудками и прочно вошли в сознание множества людей. Иногда они имеют место даже у родственных народов. «В национальном самосознании арабов нередко присутствует недоверие друг к другу. В силу этого европеец порой с большим успехом добьется взаимопонимания с арабом, чем арабы между собой, так как они друг другу доверяют меньше» [25, с. 175].
При анализе истоков национального самосознания часто прослеживается такая тенденция: искажения в национальном самосознании у правящих кругов имеют самые негативные исторические последствия. Причем подобные искажения предшествуют возникновению истерии национализма в стране. Это относительно точный признак, позволяющий прогнозировать социально-психологические и иные изменения в стране. Вот что, например, писал в предсмертной записке Кейтель, один из руководителей фашистской Германии: «Традиция и особенно склонность немцев к подчинению сделали нас милитаристской нацией» [18, с. 232]. Другой военный преступник Кранк высказал мнение, что «немецкий народ действительно женственен в своей массе. Он такой эмоциональный, такой непостоянный, так преклоняется перед мужеством и так зависит от настроения и окружения, что поддается внушению. Вот в этом... и заключается секрет гитлеровской власти» [18, с. 71].
Особую роль в жизни нации играют ее национальные интересы, отражающие ценности этнической общности и служащие сохранению ее единства и целостности. Они являются важнейшей движущей силой поведения и деятельности как отдельных личностей, так и нации, государства в целом.
Попытка ущемить интересы нации всегда рассматривается ее членами как покушение на их свободу и жизненные права. Обладая развитым национальным сознанием, представители различных этнических общностей стремятся к единству, не поступаются своими национальными интересами, защищая их всеми возможными средствами, не только политическими, но и правовыми, а также вооруженным путем. В основе национальных интересов лежат ценности нации — совокупность духовных идеалов ее представителей, в которых находит отражение своеобразие исторического развития и культуры.
Специфику национальным интересам придают национальные вкусы, представляющие собой исторически сложившееся своеобразие в понимании, оценках и отношении к значимым ценностям, явлениям жизни, хорошему и плохому у большинства представителей той или иной этнической общности. Национальные вкусы проявляются в поведении, бытовой культуре, образе жизни, домашнем убранстве, одежде, в отношениях между людьми, в искусстве, литературе, живописи, танцах и музыке представителей конкретных этнических общностей.
Обеспечивают окончательную выраженность жизни нации ее культура и язык. Национальная культура — это совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых ею основных способов взаимодействия с природой и представителями других этнических общностей. Культура цементирует жизнь нации, обеспечивая функционирование ее социальных институтов, наполняя их полноценным, значимым для всех людей содержанием, проявляясь в специфических интересах, складе ума и образе жизни, традициях и моральных нормах, образцах межличностного и межгруппового поведения и самовыражения.
Разные культуры формируют и разные типы поведения, образа жизни и деятельности. Западная культура воспитывает индивидуализм, и чрезмерное самолюбие. Восточная культура ориентирует на подчинение личных интересов ценностям группы.
Национальный язык, будучи действенным средством общения, накопления и выражения опыта членов нации, позволяет придать их культуре и всей жизни специфическое звучание и самовыражение. И, конечно же, на основе его возникают и постоянно проявляются взаимные симпатии, доверительность межличностных отношений, совместимость всех представителей нации, функционирующих в результате как единый и неделимый организм.
Чувство национального достоинства — это внутреннее переживание людьми ценности, значимости и самобытности собственной нации в сообществе разных народов безотносительно к каким бы то ни было критериям оценок.
Составляющими чувства национального достоинства являются гордость делами, помыслами и духовным богатством своих предков, своего народа; уважение к положительным обычаям и традициям; любовь к родному краю, чувство неразрывности с его ландшафтом и природой; почитание в качестве непреложных образцов культуры, фольклорных музыкальных, поэтических, изобразительных, литературных и иных произведений, демонстрирование почтения к их авторам и т.д.
Национальная гордость — это патриотические чувства любви к своей родине и народу, осознание своей принадлежности к определенной нации, выражающееся в понимании общности интересов, национальной культуры, языка и религии.
Национальная гордость выражается:
- в стремлении нации способствовать всемерному развитию своих традиций, языка, материальной и духовной культуры;
- готовности давать отпор тем, кто посягает на свободу и независимость нации, неуважительно относится к ее культуре и ее представителям.
Понятие национальной гордости близко по значению понятиям патриотизма и любви к Родине. Патриотизм (от греч. patria -родина, отечество) — сложное явление общественного сознания, связанное с любовью к Родине, Отечеству, своему народу. Оно проявляется в виде социальных чувств, нравственных и политических принципов. Содержанием патриотизма являются любовь к Отечеству, преданность Родине, гордость за ее прошлое и настоящее, готовность служить интересам Родины и защищать ее от врагов.
Гипертрофированное чувство национальной гордости ведет к возникновению национализма и шовинизма.
Национализм — идеология, социальная практика и политика, в основе которых лежит идея превосходства одних, «высших» наций над другими, «низшими», «неполноценными». Для национализма характерна проповедь исключительности и превосходства, пренебрежительное отношение к другим нациям и народностям.
Шовинизм (от франц. — chauvinisme) представляет собой крайнюю, наиболее опасную форму национализма, выражающуюся в безудержном возвеличивании собственной нации, национальном чванстве и высокомерии.
Термин «шовинизм» появился во Франции. В 1831 г. в комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трехцветная кокарда» одним из героев был агрессивно-воинственный новобранец Никола Шовен, воспитанный в духе преклонения перед императором — создателем «величия» Франции.
Словом «шовинизм» обозначают и различные проявления националистического экстремизма. На практике он зачастую сочетается с расизмом.
Есть люди, для которых подогревание национальной неприязни является сутью их существования. Такие люди осознанно или неосознанно проводят в жизнь известную социально-психологическую закономерность, согласно которой любая афишируемая «враждебность» одного этноса в отношении другого, обвинение его в захватнической политике, образ агрессора, притеснителя будут неизбежно порождать консолидацию этноса-«жертвы» по ряду причин:
«образ притеснителя» вызывает ответную солидарную враждебность представителей этноса — объекта угрозы;
«образ притеснителя» усиливает стремление к обороне собственных этнических границ и одновременно уменьшает возможность проникновения в этнос любых «инородцев»;
наличие «притеснителя», опасность проявления агрессии с его стороны в словах и действиях побуждают каждую личность более лояльно относиться к выполнению групповых норм, не давать повода для возможных претензий;
в подобных условиях представители того или иного этноса начинают более осознанно подходить к своей этнической самоидентификации, искать корни своих поступков и действий в характеристиках своего народа;
наличие «агрессора» дает возможность этносу, прежде всего его вождям и лидерам, ужесточать требования к благонадежности членов, увеличивать число наказаний и репрессий по отношению к лицам, нарушающим этнические стандарты и нормы, допустившим предательство интересов и идеалов своего народа [11, с. 54].
У любой нации всегда присутствуют «харизматические личности», вожди. Они занимают активную позицию, аккумулируют и выражают животрепещущие идеи, настроения, чаяния и надежды своего народа. То есть для того, чтобы этнос развивался, эволюционировал и эффективно взаимодействовал с другими этносами, в его «общей массе» должны существовать формальные и неформальные лидеры, более других умеющие предвидеть грядущие изменения и направлять жизнь людей адекватно этим изменениям. Им присущи исключительная энергичность, честолюбие, гордость, целеустремленность, способность к внушению.
1.3. Специфика межнациональных отношений людей
Нации на Земле живут не обособленно, а по соседству одна с другой, часто даже вперемежку. Они вступают в контакты, которые направлены на сотрудничество и взаимный обмен достижениями науки, культуры, производственного опыта. Межнациональные контакты могут превращаться из конструктивных, положительных, всем выгодных в деструктивные, отрицательные, способствующие возникновению недоверия во взаимоотношениях. На межгосударственном уровне эти контакты регламентируются международными соглашениями. Внутри одной страну они определяются законодательством, моральными и нравственными нормами, традиционными формами взаимодействия с представителями других этнических общностей.
Контакты между нациями являются результатом определенной конкуренции, т.е. отношений соревнования за обладание ресурсами, необходимыми для их жизнедеятельности и развития. Конкуренция обусловлена политическими факторами и ограниченностью средств для жизни людей. В процессе этнической истории всегда возникают и формируются новые потребности и интересы, для удовлетворения которых национальные общности вынуждены искать ресурсы, создавать новые или добиваться их перераспределения. Более того, этот процесс тесно связан со стремлением к преимуществам в овладении материальными и духовными ресурсами.
Если конкуренция возникает между нациями, имеющими свою государственность, то она регламентируется международным законодательством, заключенными соглашениями. Признавая друг друга конкурентами, нации прибегают к таким видам противостояния, как конфликт, соперничество, соревнование. Среди них идет постоянное соперничество за развитие торговли, экономики, производства и сбыта продукции, обладание и использование природных богатств. Каждая нация стремится защитить свои интересы.
В ходе межнациональной конкуренции могут возникать противоречия, т. е. разногласия между общностями. Межнациональные противоречия могут иметь различное содержание. Наиболее сложными и неразрешимыми являются территориальные противоречия. Те из них, которые носят политический характер, например стремление нации к политическим изменениям, включая самые радикальные — создание независимого государства, являются деструктивным и дестабилизирующим социальными факторами. Возникающие на основе обострения этих противоречий межнациональные конфликты приобретают затяжную форму, имеют тенденцию перерастать в вооруженное противостояние.
Противоречия между национальным большинством и меньшинством в границах государства разрешаются конституционным путем, законодательным закреплением прав, гарантий, обязанностей граждан. Они в большинстве своем завершаются достижением национального согласия, компромисса, результатом чего является создание культурной автономии, появление новой политической, территориально-государственной единицы в государстве. Успешность межнациональных отношений зависит от территории, которая может быть общей или своей лишь для одной из наций.
Большое значение имеет также продолжительность взаимодействия и сотрудничества народов, которые могут быть постоянными, долговременными или кратковременными.
Наконец, эффективность межнациональных отношений зависит от частоты и глубины контактов; относительного равенства прав; численного соотношения наций и этнических групп; явных различительных характеристик, к которым относятся язык, психология, религия.
Межнациональные контакты могут осложняться в силу наличия различий культурного характера. Разница как в вербальных, так и в невербальных формах общения людей, принадлежащих к разной культуре, ведет к неверному истолкованию чувств, намерений, мотивов партнеров по общению. Культурно обусловленные различия не ограничиваются только областью взаимодействия, но распространяются на традиционные интересы, ценности, нормы, правила, стандарты отношений, свойственные представителям конкретных народов.
Межнациональные отношения могут реализовываться в форме контактов между конкретными представителями разных этнических общностей, т. е. на межличностном уровне. Эти контакты способны оказывать положительное влияние, когда понижается враждебность, уменьшается выраженность негативных восприятий представителей других этнических общностей, уменьшается внутренняя напряженность человека. Но эти контакты могут оказывать и отрицательное воздействие, когда усиливаются предубеждения и неприятие «чужих» людей, появляются невротические и психосоматические расстройства.
Различают четыре возможных результата контактов с представителями других этнических общностей.
1. Человек не принимает по каким-то соображениям свою культуру и ориентируется на иные этнические ценности и стереотипы поведения. Этот тип поведения можно назвать конформным. Он встречается обычно тогда, когда человек с детства воспитывается в другой этнической общности, а потом отказывается возвращаться к своему народу.
2. Человек не воспринимает или отбрасывает чужую культуру, преувеличивая значимость собственной. Этот тип людей называют «националистами». И хотя в последнем отражается определенный негативный смысл, такое поведение является распространенным и закономерным, поскольку совершенно очевидно, что интересы своей нации и ее культура всегда более предпочтительны.
3. Человек колеблется между двумя культурами. Его принято называть «маргиналом». Такой тип поведения и личности довольно часто встречается в местах совместного компактного проживания разных национальных общностей. Иногда к таким людям относятся как к несколько ненормальным, «ущербным». На самом деле это просто результат длительного влияния нескольких культур.
4. Человек как бы синтезирует в себе две культуры. В силу длительного проживания человека в среде двух народов каждый из них стал для него одинаково родным и знакомым [12, с. 49 — 50].
Межнациональные отношения могут осуществляться на межгрупповом уровне, т. е. между этническими общностями в целом, что может приводить к четырем видам последствий:
- геноциду, т.е. уничтожению конкретной нации;
- ассимиляции, когда одна национальная общность постепенно перенимает (или принуждается к их принятию) обычаи, традиции и т. д. другой доминирующей группы, вплоть до полного растворения в ней;
- сегрегации, когда группы существуют раздельно;
- интеграции, когда группы сохраняют свою этническую идентичность, но объединяются в единое целое на другом значимом для них основании.
Всегда существуют трудности межнациональных отношений, т.е. внешние и внутренние препятствия и противоречия, возникающие в процессе формирования и развития этнических связей, контактов и общения между людьми.
На межгосударственном уровне (макроуровне) такого рода трудности возникают чаще всего в связи с исторически сложившимися противоречиями между народами — экономического, политического, религиозного, культурного характера. В значительной мере противоречия могут быть также связаны с потерей независимости, территориальной целостности, отсутствием взаимопонимания и доверия между людьми.
На микроуровне эти трудности чаще всего объясняются подозрительностью, языковыми барьерами, искусственно созданными препятствиями на пути контактов и связей, обмена информацией, достижениями науки, культуры, игнорированием национальных традиций, обрядов, обычаев.
Внутренние барьеры на пути межнационального общения и взаимодействия — это препятствия, проявляющиеся в форме неуверенности, страха, враждебности, подозрительности и т.д., которые часто возникают в ходе делового, семейно-бытового и межличностного взаимодействия людей. Так как трудности межнациональных отношений по своему характеру имеют как экономическую, политическую, культурную, так и психологическую природу, то в зависимости от этого их устранение или локализация требуют различного подхода.
Межэтническая напряженность, т. е. состояние неприязни, недоверия, взаимных претензий и неудовлетворенности, возникает или может появляться периодически между любыми нациями, постоянно или временно контактирующими между собой. Она зависит от ряда факторов:
истории развития межнациональных отношений, исторической памяти о характере взаимоотношений народов на разных ее этапах (часто эти отношения принимают вид постоянной межэтнической напряженности);
уровня экономического развития сторон, занимаемого представителями разных народов положения в системе производства и собственности (производственной специализации, преобладания представителей определенной национальности в профессиональных и социальных группах, доминирования различных форм собственности, уровня жизни и т.д.);
структуры культурного развития нации — преобладания сельского или городского населения, уровня образования и профессиональной квалификации [12, с. 76].
Особо следует выделить явления и процессы, существенно влияющие на формирование и усиление межэтнической напряженности.
Одним из них является отсутствие в стране последовательной политики осуждения и пресечения проявлений национального насилия. Например, так было до распада СССР, когда события в Сумгаите, Фергане, Новом Узене и в Грузии не получили достаточного осуждения со стороны правящих кругов.
Особой проблемой в Украине и особенно в Крыму, является положение народов, подвергшихся депортации и массовым преследованиям в период сталинских репрессий, особенно тех, которые не были возвращены на места своего первоначального проживания.
Иногда можно слышать, как жителей Западной Украины в разговорной речи называют "бандеры", "бандеровцы", перенося негативное отношение, связанной с деятельностью С. Бандеры в годы войны, на целую этническую общность.
В условиях усугубления социально-экономических проблем и относительного снижения уровня жизни население Украины начинает также испытывать и проявлять в разных формах чувство вражды по отношению к тем национальностям, которые, с их точки зрения, «живут лучше нас». Например, недолюбливают евреев, называя их "жиды" за их традиционную рачительность, трудолюбие, способность к освоению новых специальностей которые позволяют им достигать более высокого среднего уровня жизни.
Чтобы избежать напряженности и конфликтов, каждая нация в процессе своего развития должна совершенствовать свои отношения с другими этническими общностями, вырабатывать такие формы взаимодействия и общения, которые облегчают совместную жизнь людей, их интеграцию и адаптацию в многонациональной среде. Эти отношения поддаются управлению и оптимизации, на основе чего вырабатываются и реализуются возможности предвидения и локализации конфликтов, возникающих на почве каких-то неожиданно складывающихся противоречий между нациями. Напряженность в межнациональных отношениях — результат различий между народами. Но какими бы они ни были, они не должны выступать причиной межнациональных трений и тем более конфликтов. В межличностных отношениях между людьми разных национальностей должны доминировать общечеловеческие нормы общения и взаимодействия, хотя и опосредованные специфическими привычками восприятия, принятыми в том или ином народе. У каждого субъекта межнациональных отношений должно стать правилом поведение, состоящее в уважении к тем чертам народов, которые проявляются в контактах между представителями различных этнических общностей. [15, с. 67 — 70].
ГЛАВА 2. Национальные процессы и отношения в Крыму.
2.1. Население Крыма и его национальный состав.
Согласно переписи 2001 года население Крыма составляет 2,031 млн. человек, из которых в 4-х наиболее крупных городах автономии – Севастополе (365,8 тыс. чел.), Симферополе (364 тыс. чел.), Керчи (157,2 тыс. чел.) и Евпатории (122 тыс. чел.) – проживает 41%.
Доля городского населения Крыма составляет 63%, живущих в сельских населенных пунктах – 37% (согласно предыдущей переписи 1989 г., это соотношение было 70% к 30%). Доля сельского населения увеличилась за счет вернувшихся в Крым, на свою историческую родину, довольно значительного числа депортированных граждан, в основном – крымских татар, армян, болгар и немцев.
Помимо вышеперечисленных в Крыму насчитывается еще 14 городов. Это Ялта, Алушта, Алупка, Бахчисарай, Балаклава, Старый Крым, Белогорск, Красноперекопск, Джанкой, Армянск, Судак, Феодосия, Щелкино, Саки.
Средняя плотность населения – 78 чел./кв. км (в 1989 г. – 96 чел./кв. км).
В Крыму проживает свыше 80 национальностей, самые многочисленные из них – русские (65 – 70%), крымские татары (18%), украинцы (10 – 15%). Доля остальных этносов незначительна. Языком межнационального общения продолжает оставаться русский.
Наиболее быстрыми темпами население полуострова увеличивалось в период с 1985 по 1993 гг. Среднегодовые темпы роста за этот период – 1,5%. При этом в 90-х количество крымских татар выросло многократно и достигло, по официальным данным, 250 тыс. чел.
Город Симферополь – столица АРК, самый крупный город автономии. Его население на 1 января 2003 г. составило 343,5 тыс. чел., т. е. почти каждый 6-й крымчанин живет в столице.
В Крыму сохраняется миграционный прирост, за первые полгода он составил 2 100 человек.
Как сообщает Главное управление статистики в АРК, число прибывших мигрантов – 17,5 тысяч по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличилось на 1 тысячу человек, или на 7%. Число выбывших – 15,4 тысячи снизилось на 0,2 тысячи, или на 1,3%.
Наиболее активно миграционные процессы проходили в Судаке, где частота прибытия составила 31,7 человек на 1 тысячу населения. Значительно ниже среднереспубликанских (17,7% и 15,5%) показатели интенсивности прибытия отмечены в Саках и Черноморском районе (7,60/0 и 8,6%), а выбытия – в Керчи (8,9%).
В национальном составе города преобладающее большинство русских – свыше 65%. Каждый 5-й житель столицы – украинец, каждый 14-й – крымский татарин. Русский язык считают родным 85,8% населения города. [14, с. 27 — 29].
Основной задачей всех ветвей власти Автономной Республики Крым является обеспечение, на основе действующего законодательства и международного права свободного и равноправного развития граждан, удовлетворение национально-культурных потребностей всех этносов, проживающих в Крыму. Кроме того, правительство АРК оказывает содействие республиканским национально – культурным обществам, а также участвует в международном сотрудничестве в сфере межнациональных отношений.
Этнодемографическая ситуация в Крыму характеризуется значительным этническим и конфессиональным разнообразием. Автономная Республика Крым – это единственное административно-территориальное образование в Украине, где в силу исторических причин, в составе населения не доминируют представители титульной нации.
Наиболее крупным этносом, проживающим в автономии, являются русские, которые согласно Всеукраинской переписи населения 2001 г. составляют 58,5 % от общей численности населения. Этнические украинцы, составляют 24,4 %. В результате массового возвращения на полуостров крымских татар их численность достигла 12 %. На долю представителей остальных более чем 120 этнических групп, зафиксированных в Крыму, приходится до 5 % крымского населения.
Представителями 25 этносов, проживающих в Крыму, образовано 27 республиканских национально-культурных обществ и общин, на практике осуществляющих право на национально-культурную автономию. Эти общества входят в состав 2 объединений – Ассоциации национальных обществ и общин Крыма и Крымского республиканского Фонда межнационального согласия.
Советом министров Автономной Республики Крым постоянно оказывается содействие республиканским национально-культурным обществам в проведении мероприятий, направленных на сохранение и развитие их языков, культур, издание газет, летнее оздоровление детей, проведение фестивалей, научно – практических конференций.
Начиная с 2001 г., из республиканского бюджета, на эти цели ежегодно выделяются денежные средства в размере 300 тыс. грн. За этот период проведены десятки фестивалей, национальных праздников, семинаров, конференций и других мероприятий.
При Совете министров Автономной Республики Крым функционирует Межнациональный Совет, деятельность которого позволяет оперативно решать задачи, направленные на совершенствование межнациональных отношений в Крыму.
Одной из наиболее актуальных проблем, требующих незамедлительного решения, является сохранение культурного наследия крымских караимов и крымчаков, которые являются малочисленными этносами, постоянно проживающими на территории Крымского полуострова. В соответствии с данными последней переписи населения, караимов проживает в Крыму – 671 человек, крымчаков – 204 человека, средний возраст представителей этих этносов около 60 лет.
Советом министров Автономной Республики Крым постоянно проводиться работа по поддержке и сохранению их культурного наследия, оказывалась правовая, методическая и консультационная помощь. Начиная с 2001 г. национально-культурным обществам крымских караимов и крымчаков выделялись средства на проведение централизованных культурных мероприятий за счет республиканского бюджета.
Факторы, оказывающие позитивное влияние на развитие межнациональных отношений в Крыму, имеют тенденцию к развитию межэтнического диалога в различных формах в первую очередь в форме совместного проведения или соучастия в централизованных социально-культурных мероприятиях. Однако это лишь начальный этап консолидации этносов, проживающих в Крыму. В этом направлении предстоит еще длительная работа на основе системного подхода, с учетом интересов всех этнических, культурных и конфессиональных составляющих крымского общества в целом.
Одним из основных заданий представительной и исполнительной власти Автономной Республики Крым, а также органов местного самоуправления автономии является обеспечение на основании действующего законодательства и международного права интеграции национальных общин Крыма в украинское общество путем свободного и равноправного развития и удовлетворение их национально-культурных нужд, а также участие их в международном сотрудничестве в сфере межнациональных отношений.
Этнодемографическая ситуация в Крыму уникальная для Украины, она характеризуется полиэтничностью и конфессионным разнообразием. Автономная Республика Крым - единственное административно-территориальное образование в стране, где в силу исторических причин в составе населения доминируют представители национальных меньшинств. Поэтому так остро и злободневно стоит проблема их интеграции в украинское общество.
2.2. Проблемы депортированных народов.
За годы независимости Украины крымскотатарское население автономии возросло в 6,4 раза. В целом, этнический состав населения Крыма, в результате массового возвращения на полуостров в конце 80-х крымских татар, репатриации прежде депортированных армян, болгар, немцев и греков, потерпел существенные изменений.
Наиболее острой проблемой, которая требует немедленного решения, есть комплекс вопросов, связанных с обустройством, социально-культурной адаптацией и интеграцией в украинский социум, прежде всего крымских татар, а также армян, болгар, греков и немцев. Эта проблема остается одной из наиболее острых социально-экономических и политических проблем не только Крыма, но и Украины в целом. Многолетний опыт реализации этих мероприятий дает основания утверждать, что процесс репатриации, не закончившись в отведенный срок (5-6 лет), продолжится и в ближайшие годы, хотя его интенсивность значительно снизилась. Настолько же продолжительный и противоречивый характер будут носить адаптация и реинтеграция репатриантов в украинское общество, поскольку возвращение на историческую родину из мест выселения целого народа в условиях острого экономического кризиса начала-середины 90-х лет еще больше заострило социальную напряженность и создало грунт для конфликтов, в том числе и на этнической основе.
Несмотря на все усилия государства относительно решения проблем депортированных народов, ситуация с их обустройством в Крыму остается неоднозначной.
На сегодня к Автономной Республике Крым по данным ГУ МВД Украины в Крыму, численность депортированных граждан достигла 255 тыс. лиц, из них: возвратились и проживают 243.4 тыс. депортированных крымских татар и 4,5 тыс. депортированных армян, болгар, греков и немцев.
Процесс возвращения крымских татар, начиная с 1993 года, характеризуется стабильным снижением темпов репатриации. Если в 1989-1992 гг. к Крыму ежегодно возвращалось 35-40 тыс.чел., то в 1997 г. - 5,3 тыс., в 2001 г. - 2,2 тыс., в 2004 г. - 2,1 тыс. человек. На сегодняшний день за пределами Украины остается еще около 100-120 тысяч крымских татар. Основная масса из них (до 80 тыс. лиц) расселенная в Узбекистане. Около 15 тысяч лиц проживает в России, 2 тысяч - в Таджикистане. Следует отметить, что в связи с трудностями обустройства в Крыму, большое количество крымских татар, которые живут за пределами автономии и знают о ситуации, связывают сроки своего возвращения с созданием соответствующих условий (предоставлением жилья, трудоустройством).
Часть депортированных граждан в составе населения Автономной Республики Крым (без г. Севастополя) достигла 12,8%. в Бахчисарайском, Кировском, Первомайском, Советском районах она представляет от 24 до 29%, в Белогорском - 30% от общего числа жителей. Наибольшее количество крымских татар проживает в Симферопольском районе - 30.5 тыс.чел., г.Симферополь - 24.5 тыс.чел., районы: Бахчисарайский - 23.8 тыс.чел., Белогорский - 21.9 тыс.чел., Красногвардейский - 18.5 тыс.чел., Джанкойский - 18.4 тыс.чел, Кировский -15.6 тыс.чел., Сакский - 14.5 тыс.чел., меньше всего их в г.Керчь -1983 тыс.чел., Красноперекопске -1215 тыс.чел., г. Алушта -2760 тыс.чел., г. Ялта – 2139 тыс.чел. Следует отметить, что согласно переписи населения 1939 года значительная часть крымских татар (до 70%) проживала в предгорном и южнобережном районах Крыма.
На сегодня в Крыму сформировалось около 300 поселков и микрорайонов компактного проживания репатриантов, в том числе 6 армянских, греческих, болгарских и немецких. Больше трети из них не обеспечено водой и до 8% электроэнергией. Уровень газификации и наличия дорог с твердым покрытием не превышает 5-8%. Канализационные сети практически отсутствуют. Острым остается вопрос транспортного соединения и телефонизации поселков. Особенно сложное положение с обустройством репатриантов сложилось в сельских районах.
Начиная с 1991 года в государственном, а с 1999 года и в бюджете Автономной Республики Крым отдельной строкой предполагаются затраты на обустройство депортированных. Общая сумма затрат на эти цели в 1991-2004 годах достигла 826 млн. грн. Свыше 500 млн. грн из этих средств были выделены в 1991-1993 годах и использованы для решения общегосударственных задач, связанных не только с расселением и обустройство депортированных граждан, но и с укреплением и развитием материально-технической базы организаций и предприятий, которые обеспечивают жизнедеятельность населения Крыма. В частности, были созданы 2 крымскотатарских колхоза «Авдет» и «Ватан», совхозы «Аграрный» и «Водопойный», 2 строительных треста и ряд ПМК. На создание и развитие их производственной базы были направлены десятки млн. грн.
На выполнение Указа Президента Украины от 13 марта 2000 года № 460 «О мероприятиях по социально-экономическому развитию Автономной Республики Крым и города Севастополя» Кабинетом Министров Украины утверждена и реализуется «Программа расселения и обустройства депортированных крымских татар и лиц других национальностей, которые возвратились на постоянное местожительство в Автономную Республику Крым», а Советом министров АРК разработана схема усовершенствования расселения депортированных, их потомков и других лиц, которые возвращаются в Автономную Республику Крым и город Севастополь для постоянного проживания и Программа обустройства и социально-культурного развития депортированных граждан в Автономной Республике Крым, которая выполняется за счет средств бюджета АР Крым.
В целом программы по основным статьям затрат выполняются стабильно. Вместе с тем, имеет место регулярное недофинансирование этих программ. Так, в 2002 году госбюджетом было недофинансировано около 9 млн.грн., бюджетом Автономной Республики Крым - больше 4 млн.грн. В 2003 году госбюджетом было обеспечено 100% финансирование затрат на эти цели, бюджетом Автономной Республики Крым недофинансирование составило около 3 млн.грн. В 2004 году затраты на указанные цели из бюджета Автономной Республики Крым были профинансированы в полном объеме, из госбюджета недофинансировано около 1,5 млн.грн.
В 1991-2004 гг. за счет госкапвложений построено около 8 тысяч и выкуплено 1400 домов и квартир, что позволило обеспечить жильем свыше 33 тыс.чел. 110 тыс. крымских татар выстроили собственные дома или приобрели жилье самостоятельно. В очереди на получение государственного жилья в исполкомах и сельсоветах стоят около 6 тыс. семей, которые проживают в Крыму. Больше 16 тыс. семей индивидуальных застройщиков из-за отсутствия средств не имеют возможности завершить начатое строительство домов. Фактически около 100 тыс. депортированных граждан не имеют собственного жилья.
В целом для обеспечения жильем крымских татар необходимо построить до 1,5 млн.кв.м жилья, из которых около 300 тыс.кв.м - за счет государственных капитальных вложений. Для завершения электрификации и водоснабжение поселков компактного проживания необходимо построить больше 70 км линий электропередач и около 400 км водопроводных сетей.
Вопрос предоставления земельных участков депортированным гражданам для индивидуального жилищного строительства является одним из самых острых. С начала массового возвращения крымских татар для индивидуального строительства жилья им выделено около 70,5 тыс. земельных участков (площадь 8361,7га), в г. Судак выделено близко 2.6 тыс. земельных участков (площадь 230,6га), в г. Алушта выделено близко 1.32 тыс. земельных участков (площадь 96.1га.), в г. Ялта выделено близко 1.3 тис. земельных участков (площадь 77,0га.) большинство из которых не осваивается. Несмотря на это на протяжении 2002-2005 лет в южных регионах крымскими татарами осуществлены самозахваты, что повлекло за собой напряженность в Судакском, Алуштинском, Ялтинском регионах.
На такие противоправные действия крымских татар толкало продолжительное игнорирование руководством местных советов многих заявлений депортированных граждан о выделении участков под индивидуальное строительство жилья, с другой стороны - многочисленные факты нарушений земельного законодательства, связанные с выделением участков в рекреационной зоне физическим и юридическим лицам, которые проживают вне границ Крыма и Украины. Еще одной причиной самозахватов служит внутренняя миграция, которая значительно усилилась в последние годы. Сотни семей, которые начали обустраиваться в степной зоне, из за невозможностью найти работу, бытовых неудобств, направляются на юг в приморские регионы, пополняя ряды тех, кто нуждается в земле, не оставляя при этом ранее предоставленные участки. Имеет также место политический аспект, когда определенные силы стремятся использовать ситуацию для дестабилизации общественно-политической обстановки.
Анализ использования земельных участков, предоставленных для строительства жилья, показывает, что на сегодня 18,6 тыс. участков продолжительное время не освоено, из них 10 тыс. - крымскими татарами. С начала 90-х лет гражданам под жилье было предоставлено 3444 земельных участка в районе Большой Ялты, из них депортированным 1299; 7326 участков в районе Большой Алушты, из них депортированным - 1306; 3944 участка в Судаке, депортированным - 2608 и на территории Феодосии - 9084, в том числе депортированным - 1524. Из предоставленных ранее депортированным гражданам земельных участков под строительство и обслуживание жилого дома ими не осваивается в Ялте - 461, в Алуште - 707, в Судаке -525, в Феодосии - 916 участков.
Решается вопрос относительно привлечения к работе в органах власти автономии крымских татар и лиц других национальностей из числа депортированных. В органах исполнительной власти и местного самоуправления работает 336 чел. из числа граждан прежде депортированных национальностей, которые составляет 6,4% от общей численности государственных служащих (4795 чел.).
В кадровом резерве республиканских органов исполнительной власти состоит 2034 чел., в том числе:
- в Управлении делами Совета министров Автономной Республики Крым - 180 чел., из них граждан прежде депортированных национальностей -6 (3,3%);
- в министерствах - 839 чел., из числа граждан прежде депортированных национальностей - 62 чел. (7,4%);
- в республиканских комитетах - 827, из числа граждан прежде депортированных национальностей - 56 (6,7%);
- в других органах исполнительной власти - 188, из числа граждан прежде депортированных национальностей - 13 (6,9%).
В районных государственных администрациях и органах местного самоуправления численность резервистов составляет 4166 чел., в том числе:
- в райгосадминистрациях - 1800 чел., из них граждан прежде депортированных национальностей - 201 (11,2%);
- в органах местного самоуправления - 2366 чел., из них граждан прежде депортированных национальностей -145 (6,1%).
Начиная с 1996 года значительную поддержку в обустройстве и этнокультурном развитии репатриантов оказывают международные организации и страны-доноры. Только в рамках Программы развития и интеграции Крыма, реализованной ООН, осуществлен ряд проектов социально-экономического и гуманитарного характера на сумму свыше 13 млн. долларов США.
Понятно, процесс обустройство и социальной адаптации репатриантов далек от завершения. Необходимы серьезные усилия всех ветвей власти для обеспечения политико-правовой реабилитации депортированных граждан и зашиты их прав. Отсутствие Закона Украины «О восстановлении прав лиц, депортированных за национальным признаком», а также несовершенство законодательства привело к тому, что на протяжении 14 лет практически все вопросы обустройства и социально-культурного развития депортированных граждан и их потомков регулируются на основе подзаконных актов, принятых в некоторых случаях еще Кабинетом Министров СССР, а со временем - Кабинетом Министров Украины. Это порождает немало проблем и значительно усложняет и замедляет практическую работу, много аспектов, в которой вообще не имеют законодательного обоснования.
Для решения указанных проблем нужно:
1) разработать и утвердить Программу (Стратегию) государства относительно обустройства и решение социально-культурных проблем репатриантов;
2) срочно принять Закон «О восстановлении прав лиц ранее депортированных по национальному признаку»;
3) постановлением Кабинета Министров Украины отрегулировать порядок передачи объектов незавершенного строительства, которые сооружались за счет средств государственного бюджета, и объектов, принятых в эксплуатацию актами госкомиссий, из государственной собственности в коммунальную;
4) решить вопрос предоставления репатриантам льготных долгосрочных кредитов на завершение строительства индивидуального жилья, предусмотрев эти средства в госбюджете Украины.
2.3. Вопрос русского языка в Крыму.
Самым животрепещущим является вопрос о статусе русского языка на Украине и проводимая в этом государстве политика украинизации. Русские, составляющие 22% населения (11,4 млн. человек), всегда были и остаются крупнейшим народом на территории Украины, фактически, они, наряду с украинцами, - государствообразующая нация. Наибольшее количество русских проживает в Крыму (67% населения), в Донецкой, Луганской, Харьковской и Днепропетровской областях (более 55% в каждой соответственно), в Новороссии. Благодаря высокой урбанизированности русские составляют большинство в крупнейших промышленных центрах Украины и значительные общины во всех крупных городах. Около 30% всех жителей городов Украины - русские.
О степени воздействия русского языка на городскую культуру страны говорят такие цифры: свыше 54% украинцев считают себя русскоязычными, а 72% полагают, что им необходимо знание русского языка. Газеты на русском языке читают 83% русских и 71% украинцев (то есть практически все горожане и часть сельских жителей), в то время как украиноязычную прессу читает лишь 35% украинцев и 7% русских.
Русский язык во всех законодательных актах Украины, начиная с Конституции, игнорируется. Попытки придать ему статус второго государственного языка неизменно блокируются, хотя, по опросам населения, 40% считают такой статус необходимым (против этого - только 18%) . Правительством Украины передан 01.07.97 г. в Верховную Раду официально разработанный Госкомнацмиграции очень жесткий законопроект «О развитии и использовании языков на Украине», согласно которому сфера действия русского языка ограничивается максимально. В частности, СМИ, вещающие не на государственном языке, могут быть оштрафованы «за неиспользование государственного языка в случаях, когда его использование предусмотрено законодательством Украины о языках как обязательное» (ст. 30) и лишены лицензий.
В законопроекте, среди прочего, говорится: «Государственным языком на Украине является украинский язык... Государственный язык является обязательным для использования в деятельности государственной власти и органов местного самоуправления, объединений граждан, партий, организаций, а также предприятий независимо от форм собственности...» (ст. 1); «Передачи государственного телевидения, радио, а также издание средств массовой информации органов государственной власти и местного самоуправления осуществляются на украинском языке.... Объем украиноязычной информации на негосударственных теле- и радиоканалах должен составлять не менее 70 процентов от общего объема эфирного времени, оговоренного при выдаче лицензии» (ст. 21); «Государство обеспечивает право граждан Украины на получение образования на украинском языке. Языком обучения и воспитания в дошкольных, средних, профессионально-технических и высших государственных и общественных учреждениях является украинский язык» - при этом право получения полноценного образования на родном языке для нацменьшинств не только не гарантируется, но забота об этом перекладывается на «национальные культурные товарищества» (ст. 17) .
Характерную картину дает Крым, две трети населения которого составляют русские. По сообщениям прессы, в городе Севастополе, к примеру, около 500 преподавателей русского языка, но с момента образования независимой Украины система преподавания русского языка перестала получать государственную поддержку. Официальный учебник, признанный украинским Министерством образования, не соответствует современным требованиям, но даже им школы обеспечены лишь на 30% . Методические пособия, необходимые для преподавателей русской словесности, обновляющиеся в России ежегодно, на Украине не издаются с 1992 года. С того же времени не проводятся олимпиады по русскому языку. Городские библиотеки уже несколько лет не получают новые издания русской классической литературы.
Проблема статуса русского языка неоднократно использовалась как один из инструментов в политической борьбе — особенно велика её роль была в президентских кампаниях. Ряд политиков в ходе избирательных кампаний давали различные обещания, связанные с приданием русскому языку статуса государственного. Вопрос о статусе русского языка также остро стоит в ряде регионов, где органы местной власти приняли решения о придании русскому языку «официального статуса» в своем регионе. Легитимность этих решений и их практический смысл остается неясным и является предметом политических дискуссий, как на местном, так и на государственном уровне.
Разные политические силы также по-разному смотрят на необходимость и характер мер по поддержке украинского языка на Украине (за счёт сокращения русского), что также связано с электоральными настроениями. Например, в тех регионах, где русский язык используется более чем 90 % населения, существует сильная оппозиция тем политическим силам, действия которых направлены на восстановление украиноязычной среды. Эти электоральные настроения учитываются политическими силами, которые при обращении к разным группам населения зачастую используют разную риторику относительно статуса русского языка.
Сейчас Крымский парламент намерен инициировать принятие Верховной Радой Украины закона о гарантиях свободного развития, использования и защиты русского языка и других языков национальных меньшинств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Специфика этнополитического развития Автономной Республики Крым определяется как геополитическим положением полуострова, особенностями его исторического прошлого, так и нынешним характером этнонациональной структуры населения. Преобладание в этой структуре представителей этнических меньшинств, продолжающийся процесс возвращения и обустройства репатриантов, проблемы, связанные с сохранением культуры автохтонных этносов, а также с потребностью общегосударственной, в том числе культурно-языковой интеграции населения автономии при одновременном сохранении и развитии его этнической идентичности - все это требует тщательного изучения и осмысления с целью учета данной специфики при разработке наиболее приемлемых, действенных региональных моделей и стратегий регулирования межэтнических отношений.
С обретением независимости Украина стала перед проблемой выбора стратегии своего этнополитического развития - системы политических взглядов (идеологии) и мероприятий со стороны государства по регулированию этнонациональных аспектов жизни общества. Сложность решения данной проблемы обуславливается не только необходимостью преодоления тяжелых политических, социально-психологических, языково-культурных и других последствий деформации этнонациональной сферы в прошлом, но и потребностью гарантирования этнических прав и согласования с этой целью интересов более 100 разных по численности, характеру этничности, поведенческим стереотипам и конфессиональным признакам этнических общностей и групп. Совместное их общежитие порождает ряд процессов и тенденций, оказывающих существенное влияние на состояние и стабильность развития государства:
- формирование политической нации, консолидацию и интеграцию всех этносов в государственнотворческом процессе;
- подъем самосознания и активную самоорганизацию этнических общностей, их конституирование на политическом уровне;
- углубление взаимовлияния аспектов политической и межэтнической стабильности;
- усиление влияния проблем этнонациональных процессов на общественно-политическую и экономическую жизнь отдельных регионов и государства в целом.
Факторы, оказывающие позитивное влияние на развитие межнациональных отношений в Крыму, имеют тенденцию к развитию межэтнического диалога в различных формах в первую очередь в форме совместного проведения или соучастия в централизованных социально-культурных мероприятиях. Однако это лишь начальный этап консолидации этносов, проживающих в Крыму. В этом направлении предстоит еще длительная работа на основе системного подхода, с учетом интересов всех этнических, культурных и конфессиональных составляющих крымского общества в целом.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Арутюнян С.М. Нация и ее психический склад. — Краснодар, 1966.
Баграмов Э.А. К вопросу о научном содержании понятия «национальный характер». — М., 1973.
Бороноев А. О., Павленко В.Н. Этническая психология. — Л., 1994.
Бруз В. Украина в ООН: вопросы национальной и международной безопасности// Полис.- 2004, №4.
Внешняя политика Украины и общественная мысль. Украина и НАТО. Политический портрет Украины. 2007.- Бюллетень Фонда «Демократические инициативы», №18.
Гумилев Л. Н. От Руси к России: Очерки этнической истории. — М., 1992.
Демографический Энциклопедический Словарь. М., 1985.
Зарубин В.Г. Межнациональные отношения и национальная политика государственных образований в Крыму. – К., 2004.
Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. - М., 2007.
Iванець А.В. Нариси дiяльностi українських полiтичних партiй в Криму (20 столiття) // Ученые записки Симферопольского государственного университета. 2006.
Калтахчян С. Т. Марксистско-ленинская теория наций и современность. — М., 1983.
Каранашвши Г. В. Этническое самосознание и традиции. –Тбилиси, 1984.
Королев В.И. Крым. Век ХХ. Новые страницы истории. - Симферополь, 2006.
Крым многонациональный / Сост. Н. Г. Степанова. - Симферополь, 2008.
Крысько В. Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.-320с.
Население Крыма. Данные Держкомстат України, 2009.
Петтигрю Т. Социология расовых и этнических отношений М., 1968.
Полторак А.И. Нюрнбергский процесс. — М., 1969.
Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. — М., 1966.
Россия – Украина: история взаимоотношений./ РАН, Ин-т славяноведения; Ин-т Открытое общество.- М.: Культура, 2007.
Сиденко В. Российский фактор в украинской политике социально-экономической и геоэкономической трансформации// Полис.- 2008, №3.
Социология. Под ред. П.Р. Городяненко. – К.: Академия, 2006.
Суворова Д.Г. Критика этнопсихологических концепций современной буржуазной социологии. — Алма-Ата, 1971.
Толпыго А.К. Украинские политические идеологии// Полис.- 2004, №1.
Этнопсихологический словарь / Под ред. В. Г. Крысько. – М., 1998.
Энциклопедический социологический словарь /Общ. ред. Осипова Г.В. - М.: ИСПИ РАН, 2005.
Этнические и региональные конфликты в Евразии./ общ. Ред. А. Малашенко, Б. Коппитерс, Д. Тренин.- М.: Весь мир, 2000.- кн.2: Россия, Украина, Белоруссия.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Население Крыма за последние 300 лет
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории социология :
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ