Система социальной защиты на муниципальном уровне


Оглавление


Введение

1. Основные аспекты формирования эффективной социальной политики

2. Оценка системы социальной политики населения

3. Предложения по улучшению социальной защиты

Заключение

Список использованных источников

Приложения


Введение


Актуальность исследования обусловлена тем, что под системой социальной защиты населения в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.

Как профессиональная деятельность социальная работа за более чем вековую историю накопила огромный эмпирический материал, теоретическое осмысление, обобщение и систематизация которого открывает новые перспективы перед практикой с точки зрения повышения ее эффективности и результативности. Актуальность темы обусловлена следующим: одна из основных задач социальной работы в настоящее время - дальнейшее развитие и совершенствование имеющихся форм, методов, способов и приемов деятельности, используемых специалистом для решения социальных проблем клиентов, стимулирование активизации их сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 22 провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд. Нормы декларации связывают реализацию права каждого человека на достойный жизненный уровень не только в период, когда человек трудится, но и в случаях безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иных случаев утраты средств к существованию по независящим от гражданина обстоятельствам. Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Цель работы – изучение социальной защиты населения.

Для реализации этой цели поставлены следующие задачи: дать понятие теоретических основ прогнозирования социальной защиты населения, изучить Понятие "социальная защита" и "социальное обеспечение населения". систему социальной защиты населения как объект социального прогнозирования, рассмотреть особенности развития системы социальной защиты населения в современных условиях, систему показателей социальных прогнозов. Методы прогнозирования системы социальной защиты.

Предмет исследования - изучение социальной защиты населения.

Объект исследования – Липецк.

Работа выполнена на основе нормативно-правовых актов РФ и трудов отечественных авторов в города прогнозирования социальной защиты населения. Характеризуя степень научной разработанности проблематики , следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований тематики. Методологической основой исследования явились основные положения материалистической диалектики и логики в их единстве.

Научная значимость данной работы состоит в оптимизации и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике – еще одним независимым авторским исследованием. Практическая значимость темы состоит в анализе проблем как во временном, так и в пространственном разрезах.


1. Основные аспекты формирования эффективной социальной политики


Социальная защита - политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения [9, с. 431].

В мире сложилось в основном две модели социальной защиты:

1) социал-демократической ориентации с высокой ролью государства в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления;

2) нелиберальная - с меньшей степенью государственного вмешательства в социально-экономические процессы.

В зависимости от избираемых подходов различают следующие системы социальной защиты:

государственную, опирающуюся на принцип социальной заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности (она предусматривает дифференцированный подход к определению малообеспеченных групп населения по степени нуждаемости и льготное предоставление им социальной помощи);

частную, базирующуюся на принципе ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи с использованием зарабатываемых собственной трудовой и предпринимательской деятельностью доходов, доходов от собственности, а также личных сбережений (эта система ориентирована на распределение по труду и включает частное социальное страхование). Центральный субъект социальной защиты - является государство. Человек, нуждающийся в социальной защите - одновременно и субъект, и объект социальной защиты. Объектами социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).

Основные формы социальной защиты:

  1. законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ,

  2. регулирование доходов и расходов населения;

  3. социальное страхование;

  4. социальное вспомоществование;

  5. социальные услуги;

  6. целевые социальные программы.

Действующая система социальной защиты в России базируется на принципах: поощрительности, - властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях - индивидов; заявительности, - социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы; патернализма, обозначающего государственную опеку ("отеческую заботу") по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения. Политически ангажированная поощрительность, в совокупности с патернализмом, привела к масштабной численности и большому актуальному значению в социальной защите населения России разнообразных льгот. Эти льготы в действительности стали эквивалентом материальных видов социальной поддержки отдельных групп, слоев населения. В то же время длительно большинство российских граждан было не в полной мере осведомлено о льготах, поскольку сведения о них в основном публиковались в специальных для служебного пользования нормативно-правовых и методических документах. В условиях гласности и рыночных отношений информация о правах на те или иные льготы стала доступной различным категориям населения, которые активно заявили на них свои претензии. В настоящее время свыше 70% россиян имеют разнообразные льготы по разным основаниям. Такое положение привело к непомерной нагрузке на федеральный и местные бюджеты, льготы стали обременительными для государства. В России вопрос модернизации политики льгот приобрел острую актуальность и стал центральным в реформировании системы социальной защиты населения. В настоящее время очевидна попытка валюнтористского ухода от государственных обязательств по выполнению этой категории социальных гарантий. Однако реализация такого подхода вызовет социальную напряженность, но не приведет к ожидаемых экономическим и социальным позитивным результатам. В России льготы, начиная с 1917 г. и по настоящее время, всегда были альтернативой денежных выплат, как бы прибавкой к зарплате, пенсии, социальным пособиям. В этой связи лишение льгот приведет к существенному ухудшению материального положения многих пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и других социально неблагополучных, уязвимых слоев населения. Решить эту сложнейшую экономическую и этическую проблему можно только во взаимосвязи с другими проблемами: доходов и расходов населения, и, прежде всего, в сфере доходов от трудовой деятельности; реформирования пенсионной системы; упорядочения медицинского и пенсионного страхования; соблюдения государством конституционных и иных нормативно-правовых гарантированных социальных обязательств; создания рынка социальных товаров и услуг, защиты населения от недобросовестных производителей социальных товаров и услуг; воспитания культуры населения в аспекте рыночных взаимоотношений в социальной сфере. Модернизация политики льгот, а именно так следует рассматривать эту проблему, требует концептуальной проработки, терпения и мудрости государственных и политических деятелей, привлечения к ее решению квалифицированных специалистов, владеющих проблемой.

Социальная защита и социальное обеспечение в государственно организованном обществе - это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.

Для оказания содействия людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях и нуждающихся в социальной защите, функционирует специальный институт социальной работы и социальные службы.

В настоящее время социальная работа рассматривается как:

1) вид профессиональной деятельности, основанный на предметноинтегрированных, междисциплинарных приемах формирования, поддержания, реабилитации устойчивой социальной интеграции или реинтеграции отдельной личности и групп;

2) комплексная социальная технология осуществления социальной защиты населения, социального управления, социальной политики в отношении социально уязвимых групп населения.

Социальная работа базируется на социально-психологических, виталистических и социально-педагогических аспектах концепции поддержки жизненных сил человека.

Принципы социальной работы:

  1. методологические - гносеологического подхода, детерминизма, единства сознания и деятельности, личностного подхода;

  2. организационные - планомерности, преемственности и последовательности в работе с индивидуумом, группой;

  3. взаимодействия всех социальных институтов;

  4. контроля исполнения;

  5. содержательные - объективности, системности, максимизации минимума, толерантности, уважения прав и интересов личности, гуманизации технологий.

Функции социальной работы: нравственно-гуманистические, информационно-коммуникативные, аналитико-прогнозные, организационно методические, социально - управленческие; медиаторские, социально фасифитаторские, рекламно-пропагандистские, регуляционно-профилактические, аффективно-коммуникативные, социоинтегративные. В России оформление социальной работы, как самодостаточного профессионального института стало происходить в конце 1980-х г, когда специалисты среднего звена, - социальные работники, начали обслуживание пожилых людей и инвалидов на дому. В 1991 г. в квалификационный справочник вносится новая профессия - специалист по социальной работе и с этого времени начинается становление системы социального обслуживания.

В 1994-96 гг. в Министерстве социальной защиты населения России разрабатывается и принимается концепция развития этой новой отрасли, отрабатываются типовые положения различных видов социальных служб. 1995 по 1999 гг. принимаются Федеральные законы "Об основах социального обслуживания населения", "О социальном обслуживании пожилых людей и инвалидов", "О социальной помощи". В развитие этих законодательных актов принимаются нормативные и методические документы по нормативам и стандартам социального обслуживания населения. Учитывая конституционное положение о разграничении социальных полномочий, формируется законодательная основа этого направления деятельности в регионах России. В стране повсеместно создаются различные типы социальных учреждений, разрабатываются и реализуются федеральные и региональные социальные программы, финансируемые из бюджетов различных уровней. Активизируется формирование негосударственных организаций социальной направленности.

В настоящее время социальная работа рассматривается как:

1) вид профессиональной деятельности, основанный на предметноинтегрированных, междисциплинарных приемах формирования, поддержания, реабилитации устойчивой социальной интеграции или реинтеграции отдельной личности и групп;

2) комплексная социальная технология осуществления социальной защиты населения, социального управления, социальной политики в отношении социально уязвимых групп населения.

Основные направления социальной работы:

Социальный надзор (контроль) и профилактика - форма практических действий субъектов управления социальными процессами по реализации своих прав и функций в сфере социальной защиты населения и отдельных личностей. Субъекты социального надзора - законодательно уполномоченные структуры (различают конституционный, прокурорский, административный, посткриминальный, социальный (неформальный) надзор); объекты - процесс выполнения нормативных актов общегосударственного и местного уровней, принятых соответствующими органами по социальной защите населения, ход выполнения социальных программ и проектов, соблюдение установленных правил и условий содержания и жизнедеятельности лиц в учреждениях социального обслуживания, попечительства и перевоспитания (это - дома-интернаты для престарелых и инвалидов, детские дома, специальные школы-интернаты, воспитательно-трудовые и исправительно-трудовые колонии, другие специальные учреждения), а также контроль за состоянием и жизнедеятельностью семей и лиц групп социального риска и девиантного поведения (психически больные, алкоголики, наркоманы, токсикоманы, проститутки и т.п.).

Социальная реабилитация - система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических, юридических мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции или реинтеграции лица, имеющего ограничения жизнедеятельности, вызванные нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма и/или социальными обстоятельствами. Цель социальной реабилитации - восстановление (формирование) социального статуса человека, утраченных общественных связей (на макро- и микроуровнях).

Социальная интеграция - процесс и характеристика меры достижения оптимального уровня жизнедеятельности и реализации потенциальных способностей и возможностей личности в результате межличностного взаимодействия индивида в конкретном социокультурном пространстве и социальном времени.

Социальная реинтеграция - процесс и характеристика меры восстановления ранее присущих индивиду и, вследствие каких-либо причин ослабленных или утраченных, социальных и ролевых функций в адекватном для него социокультурном пространстве.

Социальные службы - государственные, муниципальные и негосударственные органы управления, структуры и специализированные учреждения и предприятия, осуществляющие социальную работу [9, с. 429].

К государственным социальным службам относятся органы управления, учреждения и предприятия социального обслуживания системы социальной защиты населения, министерств и ведомств Российской Федерации, к компетенции которых относится социальная помощь населению.

К муниципальным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления

К негосударственным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими организациями и частными лицами. Для осуществления специализированных форм социального обслуживания в России функционируют следующие социальные службы: пенсионного обеспечения, включая соответствующие структурные подразделения в федеральных и региональных службах социальной защиты, а также государственные и негосударственные пенсионные фонды; социально-бытового обслуживания; материальной помощи; социального обслуживания на дому; специализированного стационарного социального обслуживания; протезирования, ортезирования и протезостроения; технических средств реабилитации; специального транспортного обслуживания; медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов; медико-социальных, социально-психологических и социально-педагогических услуг различным группам населения; детские специализированные медицинские, дошкольные и школьные учреждения; специальные профессиональные образовательные учреждения; поддержки семьи, женщин и детей; реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением; по социальным вопросам военнослужащих и членов их семей, беженцев и мигрантов, безработных, кризисные центры (для лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, подвергшихся сексуальному и физическому насилию), регулирующие гуманитарную и техническую помощь России и ее отдельным регионам; по взаимодействию с негосударственными организациями инвалидов, ветеранов, семей с детьми, и т.п.; другие.

Социальные службы функционируют как в системе самостоятельной социальной отрасли - социальной защиты населения, подведомственной Министерству труда и социальной защиты населения РФ, так и в структуре отраслей здравоохранения, образования, культуры, юстиции, силовых структур и др., а также на различных предприятиях и в организациях.

В течение последних лет в России социальная работа как институт, ее технологии, организационные формы претерпевают существенные изменения. Несмотря на всевозможные, прежде всего, экономические трудности растет число социальных учреждений.

Прогноз есть многовариантная гипотеза о возможных результатах и путях развития исследуемого объекта (сферы, отрасли, вида деятельности и т.д.). Целью прогноза является стремление дать ответы на круг вопросов, составляющих сущность проблемы. Социальное прогнозирование - прогнозирование всего общественного, всего связанного с обществом, общественными отношениями, в центре чего находится человек.

Зарубежный опыт (в частности США) свидетельствует, что прогнозирование социальных систем занимает ведущее место (53%) среди других областей исследования. По временным параметрам соотношение исследований в процентах таково: на 5 - 10 лет - 52%; на 5 - 25 лет - 64%; на 10 - 25 и более лет - 26%.[5, с.10-11] В зависимости от периода времени, на который составляется прогноз, они бывают: краткосрочные (от 1 месяца до 1 года); среднесрочные (от 1 года до 5 лет); долгосрочные (от 5 лет до 15 лет); дальнесрочные (свыше 15 лет). Сам процесс прогнозирования предполагает: проведение краткого ретроспективного анализа прогнозируемого объекта; описание современного состояния объекта (сравнительный анализ наблюдаемых тенденций в отечественном и зарубежном опыте); выявление проблем: уже решенных, но их внедрение и реализация только начинаются; тех проблем, которые решены, но не нашли практического использования; оценки экспертов по ведущим научным исследованиям в данной города. При проведении социального прогностического исследования учитываются и тщательно разрабатываются методологические и организационные характеристики, а также специфические особенности прогноза и рекомендации по заимствованию его положительных черт. Методологические аспекты включают в себя, например, использование системного подхода, анализ проблемы на базе ретроспективного исследования исторических аналогий. Неотъемлемой составной частью социального прогнозирования являются его организационные моменты, такие как: создание временного творческого коллектива (ВТК) и определение функций его и каждого члена в отдельности; определение методов, объектов исследования; разработка методики прогнозирования; определение методов исследования ЭВМ, социологические исследования. Таким образом, социальное прогнозирование позволяет предвидеть результаты и своевременно устранять причины возникновения социальных проблем.

Методы прогнозирования системы социальной защиты. Социальное прогнозирование как исследование с широким охватом объектов анализа опирается на множество методов. При классификации методов прогнозирования выделяются основные их признаки, позволяющие их структурировать по: степени формализации; принципу действия; способу получения информации. Степень формализации в методах прогнозирования в зависимости от объекта исследования может быть различной; способы получения прогнозной информации многозначны, к ним следует отнести: методы ассоциативного моделирования, морфологический анализ, вероятностное моделирование, анкетирование, метод интервью, методы коллективной генерации идей, методы историко-логического анализа, написания сценариев и т.д. Наиболее распространенными методами социального прогнозирования являются методы экстраполяции, моделирования и экспертизы. Экстраполяция означает распространение выводов, касающихся одной части какого-либо явления, на другую часть, на явление в целом, на будущее. Экстраполяция основывается на гипотезе о том, что ранее выявленные закономерности будут действовать в прогнозном периоде. Например, вывод об уровне развития какой-либо социальной группы можно сделать по наблюдениям за ее отдельными представителями, а о перспективах культуры - по тенденциям прошлого. Экстраполяционный метод отличается многообразием - насчитывает не менее пяти различных вариантов. Статистическая экстраполяция - проекция роста населения по данным прошлого - это один из важнейших методов современного социального прогнозирования. Моделирование - это метод исследования объектов познания на их аналогах - вещественных или мысленных. Аналогом объекта может быть, например, его макет, чертеж, схема и т.д. В социальной сфере чаще используются мысленные модели. Работа с моделями позволяет перенести экспериментирование с реального социального объекта на его мысленно сконструированный дубликат и избежать риска неудачного, тем более опасного для людей управленческого решения. Главная особенность мысленной модели и состоит в том, что она может быть подвержена каким угодно испытаниям, которые практически состоят в том, что меняются параметры ее самой и среды, в которой она (как аналог реального объекта) существует. В этом огромное достоинство модели. Она может выступить и как образец, своего рода идеальный тип, приближение к которому может быть желательно для создателей проекта. Самый практикуемый метод прогнозирования - экспертная оценка. По мнению Е.И.Холостовой, "экспертиза есть исследование трудноформализуемой задачи, которое осуществляется путем формирования мнения (подготовки заключения) специалиста, способного восполнить недостаток или несистемность информации по исследуемому вопросу своими знаниями, интуицией, опытом решения сходных задач и опорой на "здравый смысл".[7, с.488]

Существуют такие сферы социальной жизни, в которых невозможно использовать другие методы прогнозирования, кроме экспертных. Прежде всего, это касается тех сфер, где отсутствует необходимая и достаточная информация о прошлом. При экспертной оценке состояния либо отдельной социальной сферы, либо ее составляющего элемента, либо ее компонентов учитывается ряд обязательных положений, методических требований. Прежде всего - оценка исходной ситуации: факторы, предопределяющие неудовлетворительное состояние; направления, тенденции, наиболее характерные для данного состояния ситуации; особенности, специфика развития наиболее важных составных; наиболее характерные формы работы, средства, с помощью которых осуществляется деятельность. Второй блок вопросов включает в себя анализ деятельности тех организаций и служб, которые осуществляют эту деятельность. Оценка их деятельности идет по выявлению тенденций в их развитии, их рейтинга в общественном мнении. Экспертную оценку проводят специальные центры экспертизы, научные информационно - аналитические центры, лаборатории экспертов, экспертные группы и отдельные эксперты. Основные показатели социальной защиты:

  1. уровень и сумма законодательно определенных социальные гарантий и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ в исследуемом объекте, а так же их прирост или уменьшение.

  2. уровень и сумма средств направленных на социальное страхование в исследуемом объекте, а так же их прирост или уменьшение;

  3. уровень и сумма средств направленных на социальное вспомоществование в исследуемом объекте, а так же их прирост или уменьшение;

  4. уровень и сумма средств направленных на социальные услуги в исследуемом объекте, а так же их прирост или уменьшение;

  5. уровень и сумма средств направленных на целевые социальные программы в исследуемом объекте, а так же их прирост или уменьшение.

Методика экспертной работы включает в себя ряд этапов: определяется круг экспертов; выявляются проблемы; намечается план и время действий; разрабатываются критерии для экспертных оценок; обозначаются формы и способы, в которых будут выражены результаты экспертизы (аналитическая записка, "круглый стол", конференция, публикации, выступления экспертов). Итак, социальное прогнозирование опирается на различные методы исследования, основными из которых являются экстраполяция, моделирование и экспертиза.


2. Оценка системы социальной политики населения


Программа социально-экономического развития Липецка на 2009–2012 годы направлена на достижение целей Стратегии социально-экономического развития Липецка на период до 2020 года. Система целей и мероприятий Программы сформирована в соответствии с положениями Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, проектом Концепции социально-экономического развития России до 2020 года, поручениями Президента и Правительства Российской Федерации. Программа социально - экономического развития Липецка на 2005 год и на период до 2008 года стала комплексным документом, объединившим усилия органов государственной власти, негосударственных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории города, в достижении цели повышения благосостояния населения. Анализируя итоги ее реализации, можно сделать вывод о выполнении в целом поставленных задач, что выразилось в достижении результатов выше установленных индикаторов. В Липецке (далее - область) наметились позитивные тенденции демографического роста: рождаемость на 1000 человек к уровню 2004 года увеличилась на 9%, снизилась смертность, вырос миграционный прирост.

Определенных успехов удалось добиться в борьбе с заболеваемостью, особенно в части социально обусловленных заболеваний. Развивалась система профилактики и стимулирования здорового образа жизни. Продолжалась работа по созданию сети базовых школ как ресурсных центров, обеспечивающих профили обучения, реструктуризации и оптимизации учреждений образования, реализации мероприятий, направленных на удовлетворение потребности в доступном дошкольном образовании. Развивался институт приемной семьи.


Таблица 1 Оценка результатов реализации Программы социально-экономического развития Липецка на 2005 год и на период до 2008 года

Показатель

Темп роста, предусмотренный в Программе, %

Темп роста 2007г. к 2004 г., %

Темп роста 2008г. (по оценке) к 2004 г., %

Индекс промышленного производства

118-119

121,6

128,5

Индекс производства продукции сельского хозяйства

118-119

136

155

Объем инвестиций в основной капитал

в 1,5 раза

в 1,5 раза

в 1,7 раза

Оборот розничной торговли

132

в 1,6 раза

в 1,8 раза

Объем платных услуг

130

122

130

Реальные располагаемые доходы населения

126

в 1,6 раза

в 1,8 раза


Итак, можно сделать вывод, индекс промышленного производства имеет высокий темп роста по сравнению с уровнем 2004 года, объем инвестиций в основной капитал тоже вырос.

Большое внимание уделялось сохранению и развитию культурно-исторического наследия Липецкого края, обеспечению доступа к культурным ценностям и услугам всех слоев населения. Принимались меры по развитию физической культуры и спорта. Велась работа по дальнейшему продвижению города в сфере туризма на российском и международном рынках. Увеличилось количество молодежных и детских общественных объединений. Сохранились положительные тенденции в сфере занятости и на рынке труда, уровень регистрируемой безработицы не превышает 0,8%. По основным показателям занятости область находится в первой пятерке субъектов Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" реализуется программа по оказанию содействия добровольному переселению в область соотечественников, проживающих за рубежом.

Достигнуты рекордные результаты по вводу жилья. Ввод жилья на душу населения в 2007 году составил 0,6 кв. м, что значительно превышает среднероссийский показатель (0,43 кв. м). За годы реализации Программы социально-экономического развития Липецка на 2005 год и на период до 2008 года значительно выросли реальные располагаемые доходы граждан, реальная заработная плата. В городе происходит формирование среднего класса. Доля среднего класса (если в качестве критерия рассматривать только среднедушевые доходы от 12 до 30 тыс. руб. в месяц) увеличилась с 11% в 2004 году до 27% в 2008 году. Значительно повысился уровень поддержки социально незащищенных слоев населения, что положительно сказалось на снижении уровня бедности граждан. Доля бедного населения в 2007 году составила 10,8% - второе место в Центральном федеральном округе. Осуществляется реализация перспективных для города инвестиционных проектов - создание и развитие особых экономических зон федерального и регионального уровней, территориальных производственных кластеров, которые позволят изменить структуру экономики, повысить ее эффективность и, как следствие, повысить конкурентоспособность города в Российской Федерации и на мировом рынке.

В особую экономическую зону промышленно-производственного типа федерального уровня "Липецк" привлечено 9 инвесторов, с объемом инвестиций около 16 млрд. руб., введены в эксплуатацию два предприятия, создано более 800 рабочих мест. В двух зонах промышленно - производственного типа регионального уровня "Тербуны" и "Чаплыгинская" зарегистрированы и осуществляют свою деятельность 6 инвесторов, заявленный объем инвестиций составляет около 17 млрд. руб. В рамках созданного практически впервые в России конкурентоспособного территориального кластера по производству белой техники выпуск комплектующих осуществляют 10 предприятий, расположенных в городах Липецке, Ельце, Лебедянском и Грязинском районах. На всех уровнях управления прочно утвердился программно-целевой метод воздействия на социально-экономические процессы. Создана необходимая нормативная правовая база. Область принимает участие во внедрении программно-целевых установок в государственном управлении и местном самоуправлении. В рамках Программы социально-экономического развития Липецка на 2005 год и на период до 2008 года реализуются областные целевые программы. В текущем году их насчитывается 48. Относительно высокую эффективность с учетом улучшения индикаторов социально-экономического развития демонстрируют программы, ориентированные на решение острых социальных проблем, такие как "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера ", "Развитие образования Липецка ", "Население Липецка: стратегия народосбережения", "Комплексная программа борьбы с преступностью в Липецке", программы, направленные на обеспечение населения доступным жильем, и ряд других.

Результаты реализации областных целевых программ в экономической сфере также достаточно успешны. Динамика социально-экономического развития города за последние годы свидетельствует о макроэкономической стабильности и поступательном развитии. Принимаемые меры по диверсификации экономики, развитию других отраслей промышленности позволили сделать шаг на пути преодоления исторически сложившейся в города моноотраслевой структуры экономики. Опережающими темпами развивается производство машин и оборудования, пищевых продуктов, строительных материалов, среднегодовые темпы роста которых составили 108%, 113%, 104%, соответственно. Увеличивается доля этих производств в структуре промышленности. Этого удалось достичь в результате сохранения необходимого уровня обоснованного государственного вмешательства в экономику региона в рамках реализации областных целевых программ: "Программа развития промышленности Липецка", "Программа реформирования и финансового оздоровления промышленных предприятий", "Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Липецке", "Государственная поддержка развития строительного комплекса Липецка". За годы реализации Программы устойчиво высокие темпы экономического роста демонстрирует агропромышленный комплекс города. Среднегодовые темпы прироста валовой продукции сельского хозяйства составили 12%, доля в валовом региональном продукте возросла с 6,9 до 8%.

Процесс сельскохозяйственного производства выходит на качественно новый технологический уровень по темпам внедрения инновационных технологий, культуре земледелия, объему привлеченных инвестиций. Успешно реализуются областные целевые программы, направленные на поддержку сельскохозяйственного производства: "Государственная поддержка сельского хозяйства Липецка", "Сельское подворье Липецка".


Таблица 2 Уровень жизни населения города в 2007-2008 годах

Факт 2008г.

2008г. в % к 2007 г.

2008г. в % к 2000 г.

Денежные доходы населения, млрд.руб.

174,7

129

В 6,7 раза

в том числе:

прирост денег на руках у населения, млрд.руб.

30,7

151

В 9 раз

покупка валюты

6,3

170

В 9,6 раза

прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах, млрд.руб.

3,1

52

В 3,9 раза

расходы на покупку недвижимости, млрд.руб.

4,2

97

В 12 раз

Среднемесячный душевой денежный доход, руб.

12459

129,6

В 7 раз

Среднемесячная заработная плата, руб.

13617

124

В 7,2 раза

Средний размер пенсии, руб.

4256,5

123

В 5,4 раза

Реальные располагаемые денежные доходы населения, %

111

Х

В 2,4 раза


Таблица 3 Социальная помощь бедному населению, оказываемая из бюджета города, млн.руб.

Показатели

2006 год

2007 год

2008 год

В % к 2007 году

Дефицит дохода бедного населения

1734,9

1440

1695

118

Социальная защита населения - всего

872,1

1072,7

1100,2

110

в том числе:


- адресная помощь

32

46

24

113

- детские пособия

35

42

24

101

- компенсация проезда на автотранспорте

185,2

205,8

220,3

107

- выплаты многодетным семьям

68,4

76

83

110

- жилищные субсидии населению

394,7

493,4

547,9

111

- прочие выплаты

35,8

71

4,2

116

Доля бюджетных средств в покрытии дефицита дохода бедного населения, %

67,0

74

65

х


Итак, в полном объеме предоставлены меры социальной поддержки льготным категориям граждан, на эти цели из бюджетов всех уровней израсходовано около 4 млрд. руб., что на 14% больше, чем в 2007 году. Объем социальных выплат малоимущему населению из бюджета города увеличился на 10% и составил 1,1 млрд.руб. Адресную помощь получили 128 тыс. граждан на сумму 154,4 млн. руб. с ростом 113%, ее размер на 1 человека в год увеличился на 45% и составил 1,2 тыс. руб. Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг составили около 548 млн.руб. с ростом 111%



Рисунок 1 – Социальная защита населения Липецка в 2006 – 2008 году


Немаловажная роль в достигнутых областью успехах в экономике и социальной сфере принадлежит приоритетным национальным проектам. Приоритетный национальный проект "Здоровье" создал необходимые условия для значительного повышения объемов, качества и доступности медицинской помощи населению. За два года на реализацию мероприятий приоритетного национального проекта направлено более 2 млрд. руб., в том числе из областного бюджета – 639,5 млн. руб. Уровень бюджетного финансирования отрасли за 2007 год увеличился на 12,5%. Изменен подход к первичной медико-санитарной помощи, поднят престиж медицинских работников, оснащены современным диагностическим оборудованием муниципальные лечебно-профилактические учреждения, внедрены новые методы профилактики, диагностики и лечения заболеваний. Обеспечен необходимый уровень укомплектованности медицинскими кадрами участковой службы первичного звена. Проводились мероприятия по укреплению материально-технической базы отрасли. Завершена реконструкция отделения областной клинической больницы под Центр гемодиализа на 45 коек, проведены ремонты в 62 ФАПах, 57 отделениях участковых и районных больниц, 43 – городских и 26 – областных отделениях лечебно-профилактических учреждений.

В 11 районах области появились 14 офисов врачей общей практики, укомплектованных современной диагностической аппаратурой, санитарным автотранспортом, жильем для семейных врачей. В зоне их обслуживания проживают более 40 тыс. человек, которые теперь обеспечены максимально доступной и качественной медицинской помощью. Приобретена 61 машина скорой медицинской помощи, благодаря чему сроки ожидания приезда скорой помощи сократились в целом на 13%, или до 20 минут.

Наиболее значимые результаты реализации первого этапа приоритетного национального проекта "Здоровье" в Липецке:

  1. Рост средней продолжительности жизни на 1,3 года.

  2. Снижение естественной убыли населения на 20%.

  3. Снижение общего коэффициента смертности на 5%.

  4. Снижение смертности трудоспособного населения на 9%.

  5. Снижение заболеваемости острым вирусным гепатитом В на 40%, гриппом – в 5,6 раза, краснухой – в 40 раз.

  6. Снижение смертности детей до года на 15%.

  7. Увеличение процента выхаживания новорожденных весом менее 1000 г в 2 раза.

  8. Снижение показателя первичного выхода на инвалидность взрослого населения на 31%.

  9. Повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи на 60%.

  10. Снижение на треть соотношения количества абортов к числу родов.

Принципиальной особенностью приоритетного национального проекта "Образование" стала его инновационная направленность. На его реализацию направлено более 640 млн. руб., в том числе из областного бюджета – 303,6 млн. руб. За счет этого бюджетная обеспеченность отрасли за 2007 год увеличилась на 13%. Государственную поддержку получили 56 школ, внедряющих инновационные проекты; 170 лучших учителей; доплату за выполнение функций классного руководителя около 8 тыс. педагогических работников. Все школы города подключены к широкополосному доступу к сети Интернет, приобретено 65 автобусов для организации подвоза детей общеобразовательных школ, расположенных в сельской местности. В целях укрепления материально-технической базы отрасли введены в строй: школа в поселке Сырский Рудник на 500 мест, пристройки в Усманском районе и к школе слепых в г.Липецке, столовая на 100 посадочных мест в детском Доме села Павловка Добринского района, проведена реконструкция школы-интерната в селе Вторые Тербуны. Для решения проблемы обеспечения детей дошкольными учреждениями в прошедшем году создано и введено в действие 872 дополнительных места, в том числе детские сады в г.Липецке (на 110 мест) и Тербунском районе (на 30 мест). Это позволило увеличить охват детей дошкольными образовательными услугами на 4 процентных пункта (более 62%). Продолжалась работа по развитию института приемной семьи, создано 48 приемных семей (рост 120%), в которые переданы на воспитание 70 детей (109%). Область признана победителем Всероссийского конкурса по реализации экспериментальных проектов, направленных на модернизацию школьного питания.

Основные целевые региональные показатели приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России" выполнены, за исключением обеспечения жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством, невыполнение которых связано с сокращением средств федерального бюджета на эти цели. За годы реализации проекта введено рекордное количество жилья.


Таблица 2 - Реализация областных жилищных программ за 2007 год

"Ипотечное жилищное кредитование"

Приобретено и построено 183,8 тыс. кв. м жилья, заключено свыше 3 тыс. договоров. Направлено из областного бюджета 305,2 млн. руб.

"О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей до 2010 года"

Построено 18,1 тыс. кв. м жилья, зак-лючено свыше 400 договоров. Из областного бюджета направлено 153,5 млн. руб., из федерального – 42,3 млн. руб.

"Социальное развитие села до 2010 года"

Построено 44,8 тыс. кв. м жилья, зак-лючено более 750 договоров. Из областного бюджета выделено 248 млн. руб., из федерального получено 136,6 млн. руб.

"Свой дом"

Построено 506,3 тыс. кв. м жилья, заклю-чено 1578 договоров. Из областного бюджета предоставлено субсидий на сумму 72,7 млн. руб.


В 2006 году – 621 тыс. кв. м, в 2007 году – 705 тыс. кв. м, рост к уровню 2006 года – 114%. На душу населения введено 0,6 кв. м, что в 1,5 раза превышает среднероссийский показатель (0,4 кв. м). За два года реализации приоритетного национального проекта около 7 тыс. семей получили субсидии и льготные целевые займы на строительство (приобретение) жилья. Этому способствовала реализация областных жилищных программ: "Свой дом", "Ипотечное жилищное кредитование", "Социальное развитие села до 2010 года" и "О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей до 2010 года". За 2006 2007 годы государственная поддержка в рамках программ за счет средств областного бюджета составила 1,2 млрд. руб., федерального – 181 млн. руб. На каждый вложенный бюджетный рубль привлечено 22 рубля внебюджетных средств.

В 2007 году область стала победителем конкурса, проводимого Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, на предоставление субсидий молодым семьям на приобретение и строительство жилья. На эти цели получено 22,2 млн. руб. средств федерального бюджета. Одним из новых направлений является развитие малоэтажного деревянного домостроения – строительство модульных сборно-щитовых жилых домов. Введен в эксплуатацию завод по выпуску объемно-модульных зданий производительностью до 30 тыс.кв.м в год.

Начато строительство жилья в новом микрорайоне г. Липецка "Университетский" общим объемом 242,5 тыс. кв. м. Этот проект признан победителем отбора, проведенного Росстроем на предоставление субсидий из федерального бюджета на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой.

Начаты работы по подготовке инфраструктуры под строительство микрорайона "Елецкий" в г. Липецке общим объемом 370 тыс. кв. м жилья. Ведется строительство микрорайона "Слобода Александровка" в г. Ельце – 115,7 тыс. кв. м жилья. Проект строительства г. Романово вошел в число 22 проектов субъектов Российской Федерации, отобранных для отработки системы оказания государственной поддержки жилищного строительства. Площадь будущего города-спутника составит свыше 5 тыс. га, общая площадь жилья – 6 млн.кв.м. Приоритетный национальный проект "Развитие АПК" дал мощный импульс развитию животноводства, малых форм хозяйствования на селе, созданы условия по закреплению молодых специалистов на селе.

За период его реализации государственная поддержка селу превысила 4 млрд. руб. и возросла в 1,8 раза, объем инвестиций в основной капитал – 14 млрд. руб. (в 2 раза). Создано около 2 тыс. новых рабочих мест, среднемесячная заработная плата возросла в 1,9 раза и превысила 8 тыс. руб.

Участниками проекта привлечено 5,5 млрд. кредитных ресурсов, им выплачено 2,1 млрд. руб. бюджетных средств, в том числе из областного бюджета – 1,6 млрд. руб., федерального – 0,5 млрд. руб. В целях ускоренного развития животноводства реализуется 38 инвестиционных проектов, в том числе в молочном и мясном скотоводстве - 25, в свиноводстве -9, в птицеводстве – 4. Они создаются на основе самых передовых технологий, по масштабам и эффективности не только не уступают, но и в отдельных параметрах превосходят зарубежные аналоги. Продуктивность скота в них в 2 - 3 раза выше среднеобластного уровня. Наиболее крупные молочные комплексы – ООО "Авангард" (Добровский район), ООО АФ им. Ленина (Добринский район), ООО АФ "Виноградов" (Измалковский район), ЗАО СХП "Мокрое" (Лебедянский район), ООО "Вербиловское" (Липецкий район). В Хлевенском районе реализуется один из крупнейших в России инвестиционный проект по производству говядины "Албиф" – мощностью 7,5 тыс. тонн мяса в год. В числе наиболее крупных свиноводческих комплексов – ОАО "Липецкмясопром" с объемом инвестиций свыше 8 млрд. руб., мощностью на 100 тыс. т свинины в год. Первая очередь на 200 тыс. голов введена в Лев-Толстовском районе. Кроме того, в рамках реализации национального проекта ведется строительство, реконструкция и модернизация птицефабрик мясного направления в четырех предприятиях города с объемом инвестиций 1,7 млрд. руб.

Для обновления генетического потенциала закуплено около 10 тыс. голов племенного скота, в том числе 8,5 тыс. голов – импортной селекции. На условиях финансового лизинга приобретено более 2 тыс. гол. крупного рогатого скота, технологического оборудования на сумму 30 млн. руб. Особое внимание уделялось вопросам развития малых форм хозяйствования на селе, повысилась доступность кредитных ресурсов на льготных условиях. В 2007 году объем реализации продукции, произведенный малыми формами хозяйствования, возрос на 28% к уровню 2005 г., при целевом показателе на 3%. За 2006 – 2007 годы личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами выдано 3,3 тыс. кредитов на сумму 1,3 млрд. руб., что в десятки раз больше, чем в 2005 году. Из федерального и областного бюджетов выплачено около 33 млн. руб. субсидий.

В пилотном режиме Липецкий региональный филиал ОАО "Россельхозбанк" предоставил 2 земельно-ипотечных кредита на сумму около 85 млн. руб. В области создано 20 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе кредитных - 8, перерабатывающих - 4 и снабженческо-сбытовых - 8. Сельскохозяйственными потребительскими кредитными кооперативами выдано 22 займа на сумму около 41 млн. руб. В результате крестьянскими (фермерскими) хозяйствами закуплено 87 единиц сельскохозяйственной техники, 2 зерноочистительных комплекса.

Выполнены намеченные целевые показатели по направлению "Обеспечение доступным жильем молодых специалистов и их семей на селе". На льготных условиях улучшили жилищные условия 632 семьи молодых специалистов на селе, для которых за 2006 – 2007 годы введено в эксплуатацию 51,3 тыс. кв. м жилья. Государственная поддержка составила 229 млн. руб., в том числе из областного бюджета более 100 млн. руб.

Программа социально-экономического развития Липецка на 2005 год и на период до 2008 года в совокупности с реализацией приоритетных национальных проектов, областных целевых программ выполнила поставленные на тот период задачи. Вместе с тем в настоящее время на дальнейшее социально-экономическое развитие города могут оказать влияние долговременные системные вызовы, отражающие как тенденции развития экономики России, так и внутренние барьеры развития. Первый вызов связан с резко усиливающейся ролью инноваций в социально-экономическом развитии и утратой многих традиционных факторов роста: низкая инвестиционная активность большинства промышленных предприятий; снижение объемов инвестиций в машиностроительный комплекс; незначительная доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, – всего 10% и доля инновационной продукции в общем выпуске – 4% низкий уровень внутренних затрат на исследования и разработки – всего 0,03% ВРП (в развитых странах – 2 – 2,5%); ухудшение соотношения темпов прироста заработной платы и производительности труда. Опережающий рост зарплаты приводит к повышению издержек и снижению конкурентоспособности продукции; усиление ограничений роста, связанных с экологическими факторами; диспропорции в территориальном развитии, дальнейшее накопление которых может повысить риски замедления темпов роста экономики города. Ответ на этот вызов обуславливает необходимость повышения конкурентоспособности экономики города за счет инновационного обновления и привлечения инвестиций, прежде всего, в целях выравнивания развития территорий, повышения производительности труда, которая будет определяться уровнем образования и креативности самих работников.

Второй вызов обусловлен возрастанием роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития:

  1. старение населения и его высокая смертность, которая превышает российский уровень на 14% (коэффициент по Российской Федерации – 15 на тысячу человек населения, по города – 17,1);

  2. низкая продолжительность жизни 67,3 года;

  3. увеличивающаяся дифференциация населения по уровню доходов. Доходы 10% наиболее обеспеченных граждан почти в 13 раз превышают доходы 10% наименее обеспеченных граждан;

  4. возрастающая территориальная асимметрия по уровню доходов и средне-месячной заработной платы;

  5. сохраняющееся население с доходами ниже величины прожиточного минимума;

  6. снижение численности населения и занятых в экономике на фоне демографического дисбаланса. Степень обновления трудовых ресурсов существенно ухудшится после 2008 года, когда в трудоспособный возраст войдут лица, которые родились в начале 90-х годов, когда значительно уменьшились показатели рождаемости;

  7. дефицит квалифицированных инженерных и рабочих кадров на рынке труда и достаточно высокий уровень незанятого населения в сельской местности.

Для города ответ на этот вызов предполагает преодоление сложившихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала путем: стабилизации численности населения и занятых в экономике на основе проведения последовательной демографической политики, изменения образа жизни людей, повышения уровня социального оптимизма и эффективного регулирования миграции; повышения эффективности функционирования отраслей, определяющих качество человеческого капитала (образование, здравоохранение, жилищный сектор), высокие стандарты жизни населения; превращения среднего класса в доминирующую силу, сокращения социального неравенства.

Действие вышеназванных вызовов усиливается нерешенностью ряда институциональных проблем:

  1. сохранение высокого уровня рисков ведения предпринимательской деятельности, значительный уровень административных барьеров, недостаточная защищенность прав собственности, не совсем прозрачная система земельных отношений, низкая корпоративная культура;

  2. слабое развитие форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса и общества, недостаточно эффективное государственное управление;

  3. низкий уровень конкуренции на целом ряде рынков, не создающий для предприятий стимулов к повышению производительности труда и конкурентоспособности;

  4. слабая взаимосвязь образования, науки и бизнеса.


3. Предложения по улучшению социальной защиты


Основными целями среднесрочного развития города являются: повышение благосостояния и качества жизни населения на территории города; обеспечение устойчивых темпов качественного экономического роста; усиление конкурентных позиций города в России и в мире. Достижение этих целей означает к концу 2012 года:

  1. рост обобщающего показателя уровня жизни - ВРП на душу населения до 412 тыс. руб.;

  2. ожидаемую продолжительность жизни - 68,6 лет;

  3. повышение качества и комфортности условий жизни населения, информированности и всеобщей доступности различного вида услуг, в том числе: образования, здравоохранения, культуры, физкультуры, спорта и туризма;

  4. средний уровень обеспеченности жильем 29 кв. м на человека (или около 88 кв.м на среднестатистическую семью);

  5. благоприятную среду обитания человека: улучшение экологической ситуации, повышение уровня благоустроенности жилья и населенных пунктов, гарантированную реализацию конституционных прав граждан, включая наличие эффективных механизмов правоприменения и системы обеспечения безопасности, снижение преступности;

  6. дальнейшее изменение социальной структуры общества за счет увеличения доли среднего класса, которая составит 35% населения;

  7. сохранение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума на уровне 11%; инновационное развитие экономики путем внедрения передовых научно-исследовательских разработок, высоких технологий и образовательных услуг; территориальное выравнивание экономики города на основе развития имеющихся и формирования новых "точек роста", уменьшения масштабов региональной дифференциации.

Системное достижение поставленных целей состоит в переходе экономики города к инновационному социально-ориентированному типу развития. Это позволит расширить конкурентный потенциал города за счет наращивания ее сравнительных преимуществ социально-экономического и инфраструктурного развития, территориального расположения, задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния населения. Формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста наряду со значительным повышением эффективности использования природных ресурсов и производственного потенциала.

Инновационный социально-ориентированный тип развития имеет ряд качественных и количественных характеристик. Это развитие на основе: диверсификации экономики в сторону увеличения в структуре промышленности доли высокотехнологичных отраслей; повышения эффективности и конкурентоспособности экономики без существенного наращивания производственных ресурсов. Производительность труда должна увеличиться к 2012 году в 1,4 раза; высокой инновационной активности предприятий, связанной с освоением новых технологий, обновлением ассортимента продукции, созданием новых форм организации бизнеса. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 18 20%, а инновационной продукции в объеме выпуска – до 8 9%; активизации прикладных исследований и разработок при кардинальном повышении их результативности. Внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться в 2012 году до 1,8% ВРП; опережающего роста отраслей, обеспечивающих развитие человеческого потенциала, прежде всего, образования, здравоохранения, жилищного строительства; повышения качества человеческого капитала и эффективности его использования, что характеризуется дальнейшим ростом заработной платы. Среднемесячная заработная плата повысится в 2012 году до 28670 руб. (2007 год – 10907 руб.).

Система целей и задач на среднесрочную перспективу, мероприятия, предусматриваемые к реализации, ожидаемые результаты. Развитие человеческого потенциала и повышение качества жизни. Эта цель включает в себя две составляющих: обеспечение благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни людей и качества социальной среды; повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики как ключевого фактора инновационного развития. В результате принятых мер в последние годы наметились отдельные положительные тенденции в демографическом развитии города. Несколько выше, чем в целом по ЦФО, складывается коэффициент рождаемости, растет средняя ожидаемая продолжительность жизни, снижается смертность.

Вместе с тем анализ демографической ситуации в города свидетельствует, что численность населения продолжает сокращаться. В качестве причин сокращения численности населения города можно привести следующие: значительное превышение уровня смертности над уровнем рождаемости, что приводит к естественной убыли населения; низкая продолжительности жизни населения, обусловленная, в основном, высокой смертностью граждан трудоспособного возраста; отсутствие должного уровня регулирования внутренней и внешней миграции, способной в значительной степени компенсировать естественную убыль населения;- ухудшение состояния здоровья населения, высокий уровень заболеваемости, распространенность алкоголизма, наркомании, табакокурения. Основной целью демографической политики в города в среднесрочном периоде является снижение темпов естественной убыли, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста. Достижение цели предполагается за счет решения следующих приоритетных задач: повышения рождаемости, в том числе ежегодное увеличение суммарного коэффициента рождаемости за счет роста числа рождений вторых и последующих детей; реализации целостной системы мер социально-экономического, правового, информационного, научно-методического, организационного характера, направленных на повышение качества жизни семей с детьми и принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства; укрепления института семьи, возрождения и сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений; оптимизации миграционных процессов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции. Решение поставленных задач по улучшению демографической ситуации планируется осуществить в рамках Концепции демографической политики Липецка на период до 2025 года и областной целевой программы "Население Липецка: стратегия народосбережения (2009 – 2014 годы)". В результате реализации мероприятий которых в 2009 – 2012 годах будут созданы условия, позволяющие уменьшить остроту демографического кризиса, сформировать правовую, организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций.

В результате выполнения всех намеченных мероприятий к концу 2012 года предполагается: увеличение общего коэффициента рождаемости до 10,9 на 1000 человек; увеличение показателя суммарной рождаемости до 1,503. В сложившейся демографической ситуации очень важным фактором в стабилизации численности населения, снижения дефицита трудовых ресурсов является миграционный прирост. Актуальность решения вопросов, связанных с развитием внутренней трудовой миграции населения, продиктована следующими факторами: потребностью работодателей в рабочей силе, особенно сезонного характера; недостаточной трудовой мобильностью граждан из-за низкой заработной платы, не позволяющей незанятому населению переехать с целью трудоустройства в другую местность; недостаточной транспортной доступностью участников внутриобластного рынка труда.

Основными направлениями регулирования внутренней трудовой миграции в среднесрочной перспективе будут: использование межтерриториального банка вакансий в целях содействия гражданам в трудоустройстве в другой местности; информирование населения города о потребности в кадрах предприятий и организаций других регионов. Регулирование внешней трудовой миграции будет осуществляться по следующим направлениям: подготовка предложений в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации о потребности работодателей города в иностранной рабочей силе на предстоящий год; выдача заключений о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы; оказание содействия гражданам, желающим осуществлять трудовую деятельность в других субъектах Российской Федерации; cсоздание системы профессионального обучения и сертификации под требования российского рынка труда трудовых мигрантов на контрактной основе с последующей их отработкой по востребованным экономикой города специальностям. Управление миграционными процессами в соответствии с потребностями экономики предполагается осуществлять в основном в рамках реализации областной целевой Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Липецкую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2007-2012 годы.

Успешная реализация мер по управлению миграционными процессами предполагает обеспечение ежегодного прироста населения до 2-3 тыс. человек за счет внешней миграции преимущественно лиц трудоспособного возраста. Задачи повышения качества жизни и благосостояния населения диктуют новые требования к системе здравоохранения. Растет ценность здоровья в системе приоритетов общества, возникают новые медико-технологические и социальные вызовы, связанные с изменениями в демографической структуре населения. От системы здравоохранения общество ожидает результативного противостояния тенденции роста смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте.

Для реализации Программы социально-экономического развития города на 2009 2012 годы сформирована система организационно - финансовых институтов, отвечающих за отдельные направления ее реализации. Заседания Совета проводятся, как правило, ежеквартально. Организационное обеспечение деятельности Совета осуществляет управление контроля и проверки исполнения администрации города. Другим инструментом регионального развития являются областные целевые программы и федеральные целевые программы.

В целях приведения нормативных правовых актов города в соответствие с требованиями Федерального закона от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации "и для обеспечения эффективного использования бюджетных и организационных ресурсов путем совершенствования системы программно-целевого управления принято постановление администрации города от 28 ноября 2007 года № 168 "О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ". Порядок определяет требования, которым должны соответствовать областные целевые программы, общий порядок разработки, согласования, утверждения, реализации, внесения изменений и дополнений, управления и контроля за ходом реализации областных целевых программ, начиная с 2009 года. В 2009 году предусматривается реализация 33 областных целевых программ, на финансирование которых из областного бюджета будет направлено 3,68 млрд. руб. В 2010-2011 годах предполагается реализация 31 областной целевой программы на сумму 8,2 млрд. руб. Перечень областных целевых программ, предполагаемых к реализации в 2012 году, будет уточнен при формировании областного бюджета на соответствующий год. Область ежегодно принимает участие в реализации ряда мероприятий федеральных целевых программ, перечень и объемы финансирования которых определяются ежегодно при формировании бюджета Российской Федерации на очередной финансовый год. Объектом мониторинга и контроля является Программа социально-экономического развития Липецка на 2009-2012 годы. Мониторинг предусматривает оценку на всех стадиях реализации Программы и проводится в целях выявления достижимости намеченных целей и влияния на социально-экономическую ситуацию в города. Итоги реализации Программы ежеквартально рассматриваются на Совете администрации города и на сессии областного Совета депутатов.

Для осуществления контроля за ходом исполнения Программы исполнители (структуры администрации города и исполнительные органы государственной власти города) в установленные сроки (по итогам I квартала, I полугодия и 9 месяцев – до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; по итогам года – до 1 февраля года, следующего за отчетным) предоставляют в управления экономики администрации города, контроля и проверки исполнения администрации города, финансов Липецке в электронном виде и на бумажных носителях информацию о ходе выполнения Программы и мероприятий в отчетном периоде.

К отчетной информации прилагается пояснительная записка, отражающая: состояние проблем, на решение которых направлена Программа; достижение поставленных целей. По результатам анализа выполнения Программы администрацией города может быть принято одно из следующих решений: о корректировке целей и срока реализации Программы, перечня программных мероприятий; об изменении форм и методов управления реализацией Программы; об увеличении или сокращении объемов финансирования Программы на очередной финансовый год; о досрочном прекращении реализации Программы; о принятии в установленном законодательством порядке мер к исполнителям Программы.

Внесение изменений в Программу, приостановление или прекращение ее действия осуществляется в установленном порядке. Контроль за ходом реализации Программы также может осуществляться в процессе комплексных проверок с участием представителей управлений экономики администрации города, контроля и проверки исполнения администрации города, финансов Липецке.




Таблица 3 - Объемы и источники финансирования Программы в 2009 - 2012 годах

Финансовые источники

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

Объем средств, млрд. руб.

Доля в общей сумме ресурсов, %

Объем средств, млрд. руб.

Доля в общей сумме ресурсов, %

Объем средств, млрд. руб.

Доля в общей сумме ресурсов, %

Объем средств, млрд. руб.

Доля в общей сумме ресурсов, %

Средства предприятий

81,2

52

91,9

52

104,1

53

110,0

53

Средства территориального бюджета

38,7

25

40,2

23

43

22

44,5

22

Средства государственных внебюджетных фондов

29,5

19

36,6

21

41,5

21

43,9

21

Средства федерального бюджета

5,9

4

6,5

4

7,2

4

7,6

4

Итого общий объем финансовых ресурсов

155,3

100

175,2

100

195,8

100

206,0

100




Предполагаемый объем средств на весь период реализации программных мероприятий является заявочной величиной и составляет 726 млрд. руб. Возможности бюджетов всех уровней будут ежегодно учитываться в ходе выполнения Программы с координацией действий по привлечению средств из внебюджетных источников.

Выбранные показатели ожидаемых результатов и их плановые величины представлены в таблице.


Таблица 4 – Результаты программы

Ожидаемые результаты реализации Программы

Наименование показателя

Значение параметра по годам

факт 2007

оценка 2008

2009

2010

2011

2012

Валовой региональный продукт, млрд. руб.

212,5

266,2

317,2

365,4

421,4

475,8

Рост ВРП, в %

107,7

107,1

106,7

106,6

107,1

106

Индекс промышленного производства, в %

106,5

105,7

106,1

106,4

107,7

107,7

Доля инновационно активных предприятий от общего числа обследуемых предприятий, в %

10

11

12

14

16

18-20

Доля отгруженной продукции, товаров и услуг инновационного характера в общем объеме отгруженной продукции, в %

3,7

4

4,5

5,5

6,5

8-9

Темп роста объема производства продукции сельского хозяйства, в %

115,9

114,5

104

104,2

104,2

104,1

Темп роста объема инвестиций в основной капитал, в %

113

112

101

102

110

110

Ввод жилья, тыс. кв.м общей площади

705,1

710

800

900

1000

1100

Темп роста оборота розничной торговли, в %

120

115

114

111

110

108

Темп роста объема платных услуг, в %

107,4

105

106,7

106,5

106

106

Реальные располагаемые доходы населения, в %

113

117

111

110,6

109

109

Темп роста среднедушевых доходов населения, в %

125

135,3

124,6

119

117,5

115

Среднемесячная заработная плата, руб.

10907

14249

17724

20973

24516

28670

Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, в %

10,8

11

12

12

11

11

Коэффициент смертности на 1000 чел. населения

17,0

17,0

17,0

16,8

16,5

16,0

Коэффициент рождаемости на 1000 чел. населения

10,2

10,5

10,6

10,7

10,8

10,9

Продолжительность жизни при рождении, лет

67,3

67,6

67,7

68,0

68,2

68,6


Заключение


Из проведенного исследования можно сделать следующие выводы: переход к рынку, ухудшение условий жизни значительной части населения страны, в особенности безработных, пенсионеров, семей с детьми, выявили неспособность прежней системы социального обеспечения гарантировать каждому человеку достойный жизненный уровень. Это потребовало ее реформирования и практически полного обновления прежнего советского законодательства в города социального обеспечения.

В законодательстве, принятом в этой города на федеральном уровне с 1990 г. по настоящее время, нашли свое правовое закрепление следующие положения: всеобщность социального обеспечения, достигнутая путем расширения круга получателей пенсий, пособий, услуг и появления новых видов социального обеспечения в ответ на возникновение новых социальных рисков (например, социальных пенсий, пособия по безработице, компенсационных выплат лицам, подвергшимся нацистским преследованиям, ежемесячных пособий ВИЧ - инфицированным, пособий пострадавшим от воздействия радиации и т.д.); применение дифференцированного подхода в обеспечении различных социально-демографических групп и слоев населения; использование комплексных мер по социальной защите населения; стремление государства зафиксировать размер социальных выплат с учетом минимального потребительского бюджета; демократизация, во многих случаях, условий назначения и получения социальных выплат; предоставление возможности судебной защиты прав человека в этой города.

Большое значение для становления эффективной системы социальной защиты населения имеет такой подход законодателя, как адресность социальных выплат, льгот и услуг. При этом законодателем используются различные социально оправданные критерии дифференциации.

К числу основных из них относятся: учет специфики видов общественно полезной деятельности; категории обеспечиваемых по уровню материального достатка либо по иным критериям. Важной положительной чертой российской действительности в этой города является принцип многообразия и всесторонности социальной защиты населения. Суть его состоит в том, что гражданин, имеющий право на социальную защиту, может получать одновременно различные виды социального обеспечения. Ведущими организационно-правовыми формами социального обеспечения в настоящее время выступают социальное страхование и национальная система социального обеспечения, финансируемая в основном за счет налогов. Несмотря на то, что особенно в последнее время государство предприняло комплекс мер, направленных на улучшение материального положения пенсионеров, семей с детьми, безработных и инвалидов, в города социального обеспечения имеется целый ряд острых нерешенных проблем. Особого рассмотрения требует проблема, связанная с уровнем пенсионного обеспечения, решение которой зависит не только от состояния экономики, но и от новой концепции пенсионного обеспечения.

В числе различных организационно-правовых форм негосударственного социального обеспечения следует назвать систему производственного обеспечения, то есть обеспечения, предоставляемого от предприятий (хозяйствующих субъектов). В настоящее время на основе коллективных договоров (соглашений) в рамках этой формы выплачиваются единовременные пособия при выходе на пенсию, ежемесячные доплаты к государственным пенсиям по возрасту и инвалидности, пособиям по безработице, по уходу за ребенком, оказывается иная помощь семьям с детьми. Важную роль играют системы муниципального социального обеспечения, которые позволяют существенно дополнять во многих регионах страны уровень государственных пенсий и пособий за счет дополнительных выплат и компенсаций. За их счет предоставляются и различные дополнительные льготы по жилью, коммунальным услугам, медицинскому обслуживанию. Подводя итог работе, необходимо отметить, что негативные социальные проблемы в города социальной защиты населения невозможно устранить за короткие сроки.


Список использованных источников


  1. Конституция Российской Федерации [Текст] //СПС "Консультант плюс" по состоянию на 01.11.09

  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст] //СПС "Консультант плюс" по состоянию на 01.11.09

  3. Абакумова Н.Н., Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы: Учебное пособие. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2007.-288 с.

  4. Авдеева Т.Т. Институты и инструменты управления развитием местного сообщества // Муниципальный мир, № 5, 2008.- С.46-53.

  5. Айвазян С.А. Интегральные индикаторы качества жизни населения: их построение и использование в социально-экономическом управлении межрегиональных сопоставлениях. - М.: Академия, 2009. – 450 с.

  6. Буянова М.О. Право социального обеспечения: Учеб. пособие / М.О. Буянова, СИ. Кобзева, З.А. Кондратьева.- М.: КноРус, 2008.-528с.

  7. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений: Допущено МО РФ / В.П.Галаганов.- М.: Академия, 2008.- 416 с - (Сред. проф. образование).

  8. Захаров М.Л. Комментарий к новому пенсионному законодательству: Учеб. пособие / М.Л. Захаров, В.Б. Савостьянова, Э.Г.Тучкова.- М.: Велби, 2009.- 336 с.

  9. Захаров М.Л. Право социального обеспечения России: Учебник / М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова.- М.: ВолтереКлувер, 2009.-608с.

  10. Захаров М.Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечение России: Учебник.- М: издательство БЕК, 2006 – 211 с.

  11. Зурабов М.Ю. Комментарий к пенсионному законодательству М.Ю. Зурабов.- М.: Норма, 2007.- 944 с.

  12. Савинов А. Н. Организация работы органов социального обеспечения: Учебник.- М.: ИНФРА –М: Вече, 2008 – 421 с.

  13. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 2006 – 450 с.

  14. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. Ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М.: Инфра, 2008 – 340 с.

  15. Технология социальной работы/Под ред. И.Г, Зайнышева - М.: ВЛАДОС, 2009 – 450 с.

  16. Яцемирская Р.С, Беленькая И.Г. Социальная геронтология - М.: ВЛАДОС, 2008 – 340 с.

  17. Данные сайта Администрации Липецка http://www. admlr. lipetsk.ru/ rus/bus/eco.php


Приложение 1


ПЕРЕЧЕНЬ ОБЛАСТНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ, ФИНАНСИРУЕМЫХ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА В 2009-2012 ГОДАХ (тыс.руб.)

пп

Наименование областных целевых программ

Всего

в том числе

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

"Развитие физической культуры и спорта в Липецке на 2009-2013 годы"

820836

175577

186553

192417

266289

"Молодежь Липецка (2009-2013 годы)

75513,2

13979

14532

11750

35252,2

"Патриотическое воспитание населения Липецка (2009-2013 годы)"

24611,5

4137

4300

4450

11724,5

"Развитие гражданского общества (2009-2012 годы)"

86500

19400

20700

21900

24500

"Комплексная программа по профилактике правонарушений в Липецке на 2009-2012 годы"

24982

3840

1240

1340

18562

"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотикам и их незаконному обороту на 2009-2012 годы"

3540

160

780

980

1620

"О гражданской защите в Липецке на 2009-2012 годы"

85037

23840

24349

15713

21135

"Обеспечение безопасности дорожного движения в Липецке на 2009-2012 годы"

82228

15327

31618

18690

16593

"Программа развития малого и среднего предпринимательства в Липецке на 2009-2012 годы"

162230

33200

37930

42100

49000

"Охрана окружающей природной среды Липецка на 2009-2011 годы"

53785

16741

17913

19131


"Развитие и использование минерально-сырьевой базы Липецка на 2009-2011 годы"

17856

5558

5947

6351


"Административная реформа в Липецке (2009-2010 годы)"

85220

54420

30800



"Реформирование региональных и муниципальных финансов Липецке на 2009 год"

46531,8

46531,8




"О противодействии коррупции Липецка на 2009-2012 годы"

2285

760

165

70

1290

"О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей до 2010 года"

55000

30000

25000



"Свой дом"

30000

10000

10000

10000


"Ипотечное жилищное кредитование"

448633,5

129153,5

155480

164000


"Модернизация образования Липецка на 2009-2011 годы"

232288,5

75168,5

77345

79775


"Развитие промышленности Липецка на 2009-2011 годы"

75428

35794

21041

18593


"Население Липецка: стратегия народосбережения (2009-2014 годы)"

58725

10712

13465

11548

23000

"Совершенствование системы охраны здоровья населения Липецка (2009-2013 годы) "

444500

105200

112600

120300

106400

"Улучшение условий и охраны труда на 2009-2011 годы"

944

295

315

334


"Программа по оказанию содействия добровольному переселению в Липецкую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2007-2012 годы"

15997,3

3569

3758,1

3947,6

4722,6

"Строительство и реконструкция объектов социальной инфраструктуры на 2009-2011 годы"

682287

222375

213631

246281


"Развитие жилищного строительства на 2009-2013 годы"

553574,3

28794,3

476780

48000


"Развитие культуры Липецка на 2009-2013 годы"

409035

83745

84762

77828

162700

"Леса Липецка на 2009-2011 годы"

128510,4

40000

42800

45710,4


"Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецка на 2009-2012 годы"

3403263

753590

806857

862216

980600

"Социальное развитие села Липецка на 2009-2012 годы"

442535

61570

65879

70359

244727

"Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Липецка на 2005-2010 годы"

254819,9

143628

111191,9



"Программа дорожной деятельности Липецка на 2009-2011 годы"

4745168,8

1484137,3

1629511,6

1631519,9


"Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра, государственного учета объектов недвижимости и иного государственного имущества на территории Липецка (2009-2011 годы) "

68662

19697

21984

26981


"Совершенствование государственной службы Липецка на 2009-2013 годы"

144280

34580

36550

36550

36600


ИТОГО:

13764807,2

3685479,4

4285777,6

3788834,9

2004715,3


ПЕРЕЧЕНЬ ВЕДОМСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ, ФИНАНСИРУЕМЫХ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА В 2009-2011 ГОДАХ (тыс. руб.)


Наименование программ

2009 год

2010 год

2011 год

1.

Ведомственная целевая программа "Меры государственной поддержки развития образования и науки Липецка на 2009-2011 годы"

1899110,5

2142267,2

2331921

2.

Ведомственная целевая программа "Развитие культуры Липецка на 2009-2011 годы"

387287

337486

376484

3.

Ведомственная целевая программа "Поддержание и развитие системы здравоохранения Липецка в 2009-2011 годах"

1865504,1

1918699

2073362

4.

Ведомственная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Липецке на 2009-2011 годы"

149706

161588

174285

5.

Ведомственная целевая программа "Развитие системы социальной защиты населения Липецка на 2009-2011 годы"

1411801,2

1544896,3

1752524,6

6.

Ведомственная целевая программа "Проведение противоэпизоотических мероприятий на территории Липецка (2009-2011 г.г)"

284097

304888

326626

7.

Ведомственная целевая программа "Улучшение качества природной среды и совершенствование недропользования Липецка в 2009-2011 годах"

88441

94945

101781

8.

Ведомственная целевая программа "Развитие системы сохранения, использования и расширенного воспроизводства объектов животного мира и водных биоресурсов Липецке, включая среду их обитания (2009-2011 гг.)"

44122

47268

50553

9.

Ведомственная целевая программа "Поддержка и развитие транспортного комплекса Липецка в 2009-2011 годах"

342415,5

343007,4

352660,5

10.

Ведомственная целевая программа "Создание эффективной системы распределения межбюджетных трансфертов из областного бюджета Липецка (2009-2011 годы)"

9527884,1

11882811,4

12525105,1


ИТОГО:

16000368,4

18777856,3

20065302,2


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории социология :

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ