Социальная работа в школе с подростками - правонарушителями
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт социального образования
Кафедра истории и теории социальной работы
Социальная работа в школе с подростками – правонарушителями
Курсовая работа
Исполнитель:
Берсенёва Татьяна Андреевна
Студент 301 группы
Очного отделения
_______ ________________
дата подпись
Научный руководитель:
Анисимова А.В., старший преподаватель кафедры технологий социальной работы
Оценка _____________________
_______ ________________
дата подпись
Екатеринбург 2010
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Социальная работа с подростками - правонарушителями в общеобразовательных учреждениях: теоретические аспекты……….............6
Общая характеристика подростков - правонарушителей в качестве объекта социальной работы …........................................................................6
Основные направления социальной работы с подростками - правонарушителями в школе ……………..………......................................15
Глава 2. Социальная профилактика подростковых правонарушений в школе .........................................................................................................………...21
2.1. Общая характеристика социальной профилактики как технологии социальной работы в школе: основные субъекты, цели, задачи,...............21
2.2. Методы социальной профилактики правонарушений подростков в школе ...............................................................................................................30
Заключение ………………………………………………………….......…….......38
Список используемой литературы ………………………………......................41
Введение
Актуальность исследования. Наличие подростковых правонарушений – одна из острейших проблем сегодняшнего дня. Уверенно идет процесс омоложения правонарушителей. Растет среди них число девочек, увеличивается количество тяжких преступлений. Такое противоправное поведение несовершеннолетних и является поводом социальной работы с ними.
Противоправное поведение – социально опасное поведение индивидов или групп, подконтрольное их сознанию или воле, движимое мотивами корысти, ненависти, агрессивности, нарушающее существующее в обществе правовые нормы и влекущее юридические последствия.
Противоправное поведение становятся неотъемлемой частью нашей действительности. Нецензурная брань подростков, исписанные детской рукой лифты, подъезды, заборы, стены домов перестают вызывать возмущение.
На страницах газет и журналов, в теле- и радиосообщениях привычной стала криминальная хроника, значительное место в которой занимают преступления и правонарушения несовершеннолетних.
В 2007 году за совершение правонарушений в органы внутренних дел доставлено свыше 1,7 млн. несовершеннолетних, 2009 году этот показатель остается на прежнем уровне. Всего в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел РФ в 2007 году состояло 410,1 тыс. детей и подростков, из них 80,5 тыс. – дети младше 14 лет, в 2009 году таких подростков уже 459 тысяч [30,с.84].
Учителя и ученые, милиция и социальные службы, общественность – все озабочены этой серьезной и острой проблемой. Подростковая преступность становится темой обсуждения на собраниях, педсоветах, в комиссиях по делам несовершеннолетних. Составляют планы воспитательной работы в школах, вырабатываются меры профилактики, создаются совместные советы школы, семьи, общественности, органов правопорядка и социальных служб.
В этом плане большую роль играют специалист социальной работы. Основная его деятельность основывается по привлечению подростков к общественной деятельности и отвлечение от уличного образа жизни, правовое воспитание. Только просвещение, уяснение границ между нельзя и можно позволит подростку осознанно избрать свой путь и избежать противоправных действий.
Существует нерешенным ряд противоречий между потребностью в социальной работе с подростками - правонарушителями и несовершенством содержания профилактического направления социальной работы в школе с данной проблемой.
Актуальность и недостаточная разработанность содержания социальной работы с подростками - правонарушителями обусловили выбор темы данной курсовой работы «Социальная работа в школе с подростками - правонарушителями».
Проблема исследования в недостаточной разработанности содержания социальной работы с подростками - правонарушителями в общеобразовательном учреждении.
Объект исследования: социальная работа с подростками в школе.
Предмет исследования: содержание социальной работы по профилактике правонарушений подростков в общеобразовательной школе.
Цель исследования: выявить средства социальной профилактики социальной работы в школе с подростковыми - правонарушителями.
В соответствии с темой, целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:
1. охарактеризовать подростков и их социальные проблемы;
2. обозначить основные направления социальной работы с подростками - правонарушителями в школе;
3. описать социальную профилактику как технологию социальной работы с подростками - правонарушителями в общеобразовательном учреждении;
4. изучить содержание социальной профилактики подростковых правонарушений в школе.
Для достижения поставленной цели и решения задач использовался следующий комплекс исследовательских методов:
- теоретические: анализ; обобщение, моделирование;
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы из 39 источников.
В первой главе курсовой работы дана общая характеристика подростков и определены основные направления социальной работы с подростками - правонарушителями в школе.
Во второй главе курсовой работы посвящается социальной профилактике подростковых правонарушений в общеобразовательном учреждении, содержанию социальной профилактике, взаимодействию общеобразовательной школы с др. субъектами профилактической работы, основанному на нормативно правовой базе Российской Федерации.
Глава 1. Социальная работа с подростками – правонарушителями в общеобразовательных учреждениях: теоретические аспекты
1.1.Общая характеристика подростков – правонарушителей в качестве объекта социальной работы
В настоящее время проблема подросткового поведения приобрела особую значимость в связи с общественным кризисом нашего общества. Размытость норм, ослабление социальной регуляции искажает культурные и духовные устои подростков. Подростковый возраст представляет собой период кризиса, что чаще всего приводит к противоправному поведению. Чтобы разобраться почему же подростки склонны к данному явлению, нужно прежде всего рассмотреть характеристику подросткового возраста.
Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение. Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я–концепции, попытки понять самого себя и свои возможности. В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико–синтетической деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления. Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой „подростковой“ общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок [13, с. 13].
Именно в подростковом возрасте наблюдаются первые проявления отклоняющегося поведения и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи, ближайшего окружения, зависимостью подростка от требований группы и принятых в ней целостных ориентации.
Основные виды отклоняющегося поведения – преступность и уголовно-ненаказуемое (не противоправное) аморальное поведение. В происхождении отклоняющегося поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию. В происхождении отклоняющегося поведения особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержания потребностей личности, особенностей характера, эмоционально-волевой сферы.
Отклоняющееся поведение – это результат неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой оказался человек.
Существует несколько форм проявления отклоняющегося поведения несовершеннолетних:
1. Алкоголизация. Это явление распространяется все больше. С каждым годом увеличивается число подростков употребляющих спиртные напитки.
2. Наркомания. Находясь в наркотическом опьянении, подросток может совершить иной поступок. Отсюда растет число преступлений, краж, убийств [16, с. 45].
Агрессивное поведение.
Подростковая агрессия - чаще всего следствие озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач. Изощренную жестокость нередко проявляют жертвы избалованны «маменькины сынки», не умеющие отвечать за свои поступки.
2. Суицидальное поведение.
Среди подростков, обследованных А.Е. Личко , –
32% суицидальных попыток приходится на долю 17 летних;
21% - 15 летних;
12% - 14 летних;
4% - 12-13 летних.
Профилактика подростковых самоубийств заключается не в избежании конфликтных ситуаций, а в создании такого психологического климата, где подросток не чувствовал бы себя одиноким, непризнанным и неполноценным.
В 9 случаях из 10 юношеские покушения – не желание покончить с жизнью, а крик о помощи.
3. Психические расстройства.
Целесообразно различать, с одной стороны, возрастно-специфические расстройства (заболевания) и, с другой стороны, характерные для этого возраста акцентуации характера, то есть крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, в результате чего проявляется избирательная уязвимость к определенным психогенным воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
4. Противоправное поведение.
Наибольшую склонность к преступному поведению имеют подростки, проживающие в неблагополучных семьях, что связано с плохими жилищными и материальными условиями, напряженными отношениями между членами семьи и низкой заботой о воспитании детей. По наблюдениям психологов среди несовершеннолетних правонарушителей довольно много таких, которые являются и вменяемыми, имеют определенные отношения от нормы.
5. Криминогенный (преступный) уровень. В данном случае социальные отношения выражаются в преступных, уголовно-наказуемых действиях, когда подросток становится субъектом преступления, которое рассматривается судебными органами и представляет более серьезную общественную опасность [4, с. 43].
Все это свидетельствует о том, что отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного социального развития нарушения процесса социализации. Особый тип таких нарушений приходится на подростковый возраст, так называемый гормональный переходный период от детства к взрослости, все это приводит к подростковым правонарушениям.
Подростковое правонарушение – незаконные или «антиобщественные» действия совершаемые несовершеннолетними.
Правонарушения не зависимо от возраста делятся на:
1. гражданские (причинение вреда личности, имуществу гражданина или организации; распространение сведений, порочащих честь и достоинство гражданина или организации);
2. административные (мелкое хулиганство, мелкая спекуляция, нарушение правил дорожного движения);
3. дисциплинарные проступки (прогул, опоздание на работу);
4. преступление.
Положение дел с подростковыми правонарушениями ее развитие в ближайшее будущее в значительной мере определяет будущее в значительной мере определяет будущую криминогенную ситуацию в России [9, с. 53].
Существенно сократилась численность реабилитационных учреждений, баз отдыха и досуга населения. Все сильнее сказываются такие факторы как: семейное неблагополучие, чрезмерная демонстрация секса и насилия на телевидении, свободная продажа спиртных напитков.
Но одна из основных причин возникновения подростковых правонарушений заключается в резком ухудшении социально-экономической ситуации, снижении жизненного уровня большинства семей и вытекающая из этого невозможность для многих подростков (заработать) законным путем удовлетворить свои потребности.
Итак, можно сказать, что нестабильность в социальной, политической и экономической сферах общество значительно расширяет спектр социально-педагогических и социально-экономических факторов, активно стимулирующих подростковые правонарушения. Среди них, такие факторы: кризисные явления в семье - нарушение структуры и функций семьи, ухудшение условий содержания детей. Одним из первых и важных социальных институтов для человека является семья «... именно семья дает образ мира, в котором предстоит жить ребенку, именно в семье происходит формирование ролевого поведения» [12, с. 159].
В семье ребенок получает первые навыки общения, поведения, накапливается первый «багаж» знаний, формируются первые привычки. От того, в каких условиях происходит воспитание, зависит формирование духовных потребностей, (идеалов, моральных, идейных и познавательных интересов) культурных ценностей.
Во многих случаях подростки воспринимают поведение старших членов семьи как нормальное, обычное, эмоционально отождествляются с родителями и воспроизводят стереотипы их поведения.
В целом можно выделить три основные группы негативных явлений, снижающих негативность семейного воспитания:
неблагоприятные материально-бытовые условия жизни семьи;
неблагоприятный социально-психологический климат в семье;
психолого-педагогическая неподготовленность родителей к воспитанию детей [8, с. 67].
Эти группы негативных явлений взаимосвязаны и могут в различной мере влиять на формирование личности подростка.
1.Дистанцирование школы от детей. Среди институтов социализации, обуславливающих усвоения подростками социального опыта, особое место занимает школа, прямое назначение которой обучать и воспитывать детей, давать им знания необходимые для будущей профессиональной деятельности. Наряду с вышеперечисленными назначениями, школа выступает институтом социализации.
Школа также призвана восполнять дефекты семейного воспитания, оказывать психолого-педагогическую поддержку семье в целях предупреждения нарушения социализации детей и подростков.
2.Влияние асоциальных группировок в микросреде.
Процесс формирования самосознания существенно изменяет характер взаимоотношений подростка с окружающими его людьми, как взрослыми, так и сверстниками, что приводит к заметной перестройке институтов социализации. У подростка проявляется довольно отчетливое выраженное стремление к самостоятельности, эмансипации, автономности от взрослых, родителям. Это стремление к взрослости отнюдь не случайно. Подобным образом активно формирующееся сознание защищается от внушаемого влияния взрослых [6, с.43].
У подростка появляется не менее настойчивое стремление к обществу сверстников, (повышение) т.е. в этот период главенствующую роль института социализации играют неформальные объединения, группы.
Группа сверстников, ориентация на ее нормы и ценности оказывают большое значение в усвоении подростков социального опыта. «Контакт общения подростка не менее важен, чем для младенца общение с матерью».
Современная безнадзорность детей, приводящая к асоциальным отклонениям, проявляются тогда, когда на первое место по сравнению с семьей и школой по степени влияния выходит неформальные асоциальные группы сверстников.
Поэтому, когда семья и школа перестает оказывать влияние, в результате подростки перестают усваивать моральные ценности неформальных групп. Эти группы, в конечном счете, играют основную роль в формировании личности несовершеннолетнего, выступая в качестве предпочитаемой среды общения.
Все эти факторы, которые носят субъективный характер, ведут к значительному росту десоциализации детей, которая проявляется в утрате социальных связей с семьей, школой, отчуждении от труда, увеличении роста подростковой наркотизации и алкоголизации общества.
Наряду с причинами социального характера возникновения отклонений в поведении подростков, существуют причины, которые носят субъективный характер и которые непосредственно связаны с кризисными явлениями в подростковом возрасте. К таким причинам относятся психологические предпосылки трудновоспитуемости.
Из всех переживаемых ребенком кризисных периодов, наиболее трудными является кризис подросткового возраста.
В этот период от детства к взрослости происходят серьезные изменения как в организме, психике ребенка, так и в характере взаимоотношений подростка с окружающими.
К психофизиологическим предпосылкам трудновоспитуемости можно отнести следующие, изменения, происходящие в психике и взаимоотношениях подростка:
1.Ускоренное и неравномерное развитие подростка в период полового созревания:
неравномерность развития сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, отягощающая психическое и физическое состояние подростка;
«гормональная буря», вызванная повышенной активностью эндокринной системы в период полового созревания и проявляющегося в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости, непредсказуемости настроений подростка;
2.Изменения в характере взаимоотношений с взрослыми, родителями, учителями, выражающиеся в повышенной конфликтности подростка, что объясняется следующими причинами:
так называемый конфликт «моралей», когда мораль подчинения, заменяется моралью равенства;
чувство взрослости, реакция эмансипации, высвобождения от влияния взрослого;
повышенная критичность по отношению к взрослым при одновременно внимании к мнению сверстников.
3.Изменения в характере взаимоотношений со сверстниками, как с представителями своего, так и противоположного пола:
активное формирование потребности общения со сверстниками обостряем стремление к самоутверждению, что в определенных неблагоприятных условиях может проявляться в различных формах асоциального поведения;
половое созревание, протекающее в подростковом возрасте, вызывает весьма серьезные проблемы в сфере взаимоотношения полов в этот период, что также может служить толчком к асоциальным проявлениям.
Важным условием эффективной воспитательно-профилактической деятельности является повышение уровня психолого-педагогических знаний воспитателей, родителей, что позволит избавиться от педагогических ошибок, которые особенно часто совершаются из-за незнания возрастных особенностей подросткового возраста [28, с.136].
В числе разнообразных социальных факторов, обуславливающих асоциального поведения, можно выделить такие как:
индивидный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида.
психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания.
социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетних со своим ближайшим окружением в семье, на улице, учебно-воспитательном коллективе.
личностный фактор, который проявляется в активно избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности.
социальный фактор, определяющийся социальными и социально-экономическими условиями существования общества.
Таким образом, после анализа литературы можно сказать: подростки это – юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Им свойственно поведение, не соотносящееся с представлениями общества о социальных нормах, т.к. в подростковом возрасте наблюдается относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи, ближайшего окружения, зависимостью подростка от требований группы и принятых в ней целостных ориентации.
К социально–психологическим характеристикам подростков с отклоняющимся поведением как специфической социальной группы можно отнести: повышенную тревожность, жестокость, агрессивность, конфликтность, а также нужно учитывать все факторы и изменения, происходящие во взаимоотношениях подростков, которые принимают условный характер, вызывающий подростковые правонарушения, что и является поводом социальной работы с подростками с противоправным поведением. Наиболее часто встречающиеся правонарушения в подростковом возрасте – алкоголизм, наркомания, агрессивное поведение, суицидное поведение, психические расстройства, противоправное, криминальное поведение. Можно утверждать, что подростки с противоправным поведением являются одной из клиентских групп в социальной работе.
1.2. Основные направления социальной работы с подростками - правонарушителями в школе
Для решения проблемы преступности подростков просто необходимо вмешательство специалистов социальной работы в общеобразовательном учреждении.
Социальная работа — профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции [21, с.58].
М.Н. Гурьянова считает, что социальная работа - это система социальной помощи и защиты человека в целом, его нужд, интересов, потребностей; составная часть любой профессиональной деятельности [7, с.36].
Проблема подростков - правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. С этим могут справиться только хорошо подготовленные, опытные и организованные специалисты. Задача состоит в том, чтобы социальная работа не подавила своих клиентов, и процесс, при котором клиент и работники социальной системы сближаются, оставался реальным. Специалист социальной работы не должен стараться изменить ни людей (подростков), ни учреждение (школу), а изменять только способы их взаимоотношений. Специалист социальный работы был создан как раз для этой роли «посредника» или «третьей стороны».
К основным целям социальной работы можно отнести:
увеличение степени самостоятельности клиентов; их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;
адаптация и реадаптация в обществе;
создание условий, при которых человек, не смотря на физическое увечье, душевный срывы жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважения к себе со стороны окружающих;
и как конечная цель – достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у пациента «отпадает».
Социальная работа общеобразовательной школы представляет собой модель, состоящую из целевого, содержательного и организационно-технологического компонентов.
Целевой компонент представлен иерархией целей, достижение которых в деятельности школы призвана обеспечить данная модель:
стратегическая цель: уменьшение количества правонарушений. Совершаемых подростками – учащимися школы;
тактическая цель: обеспечение условий формирования социально-позитивной направленности личности подростков;
специальная цель: повышение качества образовательного процесса на уровне образовательного учреждения.
Содержательный компонент включает в себя три аспекта, равных по своей значимости, реализация которых должна быть направлена на нормализацию социальной позиции подростка, то есть формирование внутренней устойчивости личности, критического восприятия отрицательных факторов. Такая устойчивость позиции позволяет подростку не приспосабливаться к обстоятельствам. А учитывать их и, если нужно и можно, изменять в соответствии с усвоением моральными требованиями [20, с.182].
Выделяется три основных уровня организации взаимодействия социально-педагогических служб, которые отражают системную организацию целей, предмета и методов профилактической деятельности во все более расширяющихся и усложняющихся структурах взаимодействия:
- микроуровень: социальное пространство, в котором реализовывался этот уровень можно условно обозначить «социальный педагог – подросток»;
- мезоуровень: его социальное пространство можно обозначить как «социальный педагог – подросток – семья»;
- макроуровень: его можно обозначить как «семья – подросток – социальный педагог – общество».
Основным направление социальной работы в общеобразовательной школе в работе с подростками - правонарушителями имеет следующий вид:
изучение целостной личности подростка и выявление на этой основе его своеобразия, причин и специфики асоциального или противоправного поведения;
условное отнесение подростка к определенному типу и проектирование основного направления индивидуальной работы с ним;
поиск первоочередных мер-заданий в индивидуальной работе с подростком с помощью их классификации;
уточнение основного направления индивидуальной работы, рассмотрение ее динамики и подбор наиболее рациональных приемов воздействия, направленных на активизацию позитивной социальной самостоятельности несовершеннолетнего;
анализ и обобщение проделанной работы [14, с.324].
В школе же работают коллеги специалиста социальной работы, т.е. специально подготовленные педагоги, социальные педагоги, которые являются одним из звеньев в работе с подростками с противоправным поведением. Этим специалистам вверяются дети и подростки для их дальнейшего обучения и воспитания. Ошибки и упущения в педагогической деятельности преподавателя дорого обходятся их воспитанникам.
В условиях образовательного учреждения ребенок сталкивается с еще одним воспитателем — коллективом. При этом он входит в различные группы, ощущает на себе их влияние.
Учитель, как один из субъектов образовательного учреждения имеет возможность влиять на воспитанника не только непосредственно, но и опосредованно: через преподаваемый учебный предмет, коллектив класса, товарищей, микрогруппы.
Деятельность специалиста социальной работы в работе с подростками делится на три аспекта:
1. Социальный аспект содержания предлагает формирование у подростка социально-позитивного идеала, соответствующего условиям семейной, общественной жизни, труда, обучения, досуга и т.п., на основе использования субъективных и объективных факторов социализации и развития личности подростка, содержащихся в учебно-трудовой деятельности подростка, в его свободном времяпровождении; формировании у подростка социально-позитивных чувств, благоприятствующих учебе, труду, общению и т.п. на основе личностно – деятельностного подхода; формирование социальных действий, умений и навыков, конечной целью, которого является овладение подростком приемами самопомощи.
2. Педагогический аспект включал в себя: формирование гуманистических ценностей, определяющих мировоззрение подростка, готового к сотрудничеству, умеющего принимать и оказывать помощь; коррекцию социальной позиции подростка в группе путем достижения совпадения формального и реального лидерства, что снижает вероятность конфликтов, усиливает взаимопомощи в группе несовершеннолетних.
В основе сформированной или формирующейся системы ценностей лежат интересы подростка. От направленности этих интересов и зависит характер ценностных ориентаций.
3. Психологический аспект в своей реализации был призван обеспечить: формирование навыков рефлексии у подростка, существенно повышающих уровень регуляции произвольных действий подростка (саморегуляцию), уменьшающих трудности релаксации (расслабления) в целом; коррекцию негативно - девиантного социального опыта подростков, что предполагает устранение или ослабление дезадаптивных поведенческих стереотипов (привычек, навыков) подростка, когнитивных искажений, дефицитов, подкрепляемых социальными условиями [23, с.197].
Такая структура работы позволяет наиболее эффективно специалисту социальной работы добиться желаемого результата, т.к необходимо учитывать все аспекты в работе с подростками с противоправным поведением.
Рассмотрев изложенный материал, я пришла к выводу, что: социальная работа, является системой социальной помощи и защиты человека в целом, его нужд, интересов, потребностей, организацию их психосоциальной реабилитации и интеграции. Социальная работа - это очень сложный механизм, где объектами социальной работы являются различные группы населения, попавшие в трудную жизненную ситуацию, одними из таких и являются подростки с противоправным поведением. В работе с данным клиентом специалист не должен стараться изменить подростка, или школу, а изменить только способы их взаимодействия. Поэтому специалист социальной работы создан для того, чтобы быть «посредником» или третьей стороной.
Социальная работа общеобразовательной школы направлена на то, чтобы уменьшить количество правонарушений, совершаемые подростками – учащимися школы; обеспечить условиями формирования социально – позитивной направленности подростков.
Помощниками специалиста социальной работы в школе по данному вопросу являются учителя, социальные педагоги, которые в свою очередь имеют возможность влиять на воспитание не только непосредственно, но и опосредованно: через преподаваемый учебный предмет, коллектив класса, товарищей, микрогруппы.
В свою очередь деятельность специалиста социальной работе в общеобразовательной школы и его коллег, в работе с подростками – правонарушителями делится на три основных аспекта: социальный, педагогический и психологический аспекты.
Данные аспекты позволяют наиболее эффективно специалисту социальной работы добиться желаемого результата, т.к. именно они формируют у подростка социально-позитивные чувства, благоприятствующие учебе, труду, общению, на основе личностно – деятельностного подхода; формирование социальных действий, умений, овладение приемами самопомощи; формирование гуманистических ценностей, умение принимать и оказывать помощь; а так же формирование навыков рефлексии и т.д.
Именно такой вид социальной работы в общеобразовательной школе, является основным и наиболее эффективным направлением в работе с подростками – правонарушителями.
А чтобы заранее предотвратить противоправное поведение подростков, нужно проводить социальную профилактику подростковых правонарушений в общеобразовательной школе, т.к. профилактика в этой сфере является неотъемлемым атрибутом современного общества. Ведь на сегодняшний день, профилактика стала одним из развивающихся направлений в системе социальной работы и прописана в нормативно правовой базе Российской Федерации, что говорит о важности и актуальности профилактической работы в социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями в общеобразовательной школе, что и позволяет предотвратить противоправное поведение в самом начале его возникновения.
Глава 2. Социальная профилактика подростковых правонарушений в школе
2.1.Общая характеристика социальной профилактики как технологии социальной работы в школе: основные субъекты, цели, задачи
Профилактика (prophylaktikos — предохранительный) - термин, означающий комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска [19, с. 177].
Известный психиатр, занимавшийся профилактикой, Джеральд Каплан (Caplan, 1964) объяснял, что профилактика подразумевает биологические, психологические и социальные процедуры.
В историческом плане профилактические программы обращали внимание на большинство психологических и социальных проблем, начиная со способности детей к решению математических задач заканчивая предотвращением рецидивов употребления наркотиков. Такие подходы многое позаимствовали из сферы здравоохранения и ее изначальной системы классификации профилактики болезней. Эта классификация выдвигает три уровня профилактических мероприятий или программ: первичный, вторичный и третичный.
Первичная профилактика – профилактика до начала расстройства и снижает частотность всех типов расстройств, а так же комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. Например, решение проблемы занятости досуга подростков силами учреждений системы школьного и внешкольного образования и т.п. Именно первичная профилактика (ее полнота и постоянность) является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении подростков.
Вторичная профилактика, комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершенно летними, имеющими девиантное и асоциальное поведение (пропускающими большое количество уроков, систематически конфликтующими со сверстниками, имеющими проблемы в семье и т.п.). Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления; оказание своевременной социально-психологической поддержки подростка, находящегося в сложной жизненной ситуации, благодаря раннему выявлению патологии, сокращает продолжительность и облегчает течение уже возникающих расстройств.
Третичная профилактика, комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих цель предотвращение совершения повторного преступления подростком, вышедшим из мест лишения свободы, которую иногда называют реабилитацией, снижает причиненный расстройством ущерб и предотвращает рецидивы. Наиболее слабо развитый в настоящее время вид профилактической деятельности. Примером мероприятий данного уровня может служить система патронажного сопровождения несовершеннолетних, вышедших из мест лишения свободы, оказание им помощи в вопросах обеспечения жильем, трудоустройстве, психологического консультирования т.д. [10, с.74].
Но данная классификация напоминает традиционную классификацию медицинских вмешательств: профилактика, лечение, реабилитация. Опираясь на эту классификацию бывает очень трудно провести границу между различными уровнями профилактики, особенно если дело касается хронических заболеваний. Поэтому на сегодняшний день для социальной работы, существует схожая классификация, выделяющая три уровня профилактики в социальной работе:
Первичная социальная профилактика охватывает процесс формирования в обществе, в регионах негативного отношения к подросткам – преступникам, установка несовершеннолетних на законопослушание и высоконравственное поведение;
Вторичная социальная профилактика предусматривает работу с подростками – правонарушителями;
Третичная социальная профилактика предполагает проведение работ по ресоциализации подростков – правонарушителей.
Профилактика правонарушений – это совокупность социально – экономических, идеологических, культурно – воспитательных, организационно – управленческих мер, направленных на выявление и устранение причин правонарушений, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, на исправление и перевоспитание лиц, имеющих отклонения в поведении, на предостережение членов общества от противоположных деяний.
В Российском педагогическом словаре социальной работы понятие «социальная профилактика» определяется как комплексный процесс исследования социального явления с целью выявления, распознания и изучение причинно – следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития.
Социальная профилактика – профилактическая деятельность, осуществляемая для реализации принципа социальной справедливости.
Целью социальной профилактики с подростками - правонарушителями в общеобразовательной школе, является создание предпосылок для формирования законопослушного, высоконравственного поведения несовершеннолетних подростков.
Основными субъектами являются пять категорий учреждений, с которыми взаимодействует общеобразовательная школа в своей социально-профилактической деятельности:
1.учреждения системы образования;
2.учреждения социальной защиты населения;
3.учреждения системы здравоохранения;
4.учреждения пенитенциарной системы;
5.муниципальные и общественные организации.
Формами практической деятельности данных субъектов по предупреждению подростковых правонарушений являются: обмен информации, совместный анализ состояния правонарушений, а также совместное планирование и осуществление согласованных профилактических мероприятий. Невозможно выделить в качестве основной или приоритетной какую-либо одну группу учреждений, участвующих в процессе взаимодействия, в ходе профилактики правонарушений подростков. В работе всем им отводится примерно одинаковая роль[27, с.234].
Социальная работа в рамках профилактики правонарушений несовершеннолетних призвана усилить влияние одних и уменьшить влияние других факторов, а некоторые постараться вообще исключить из процесса социализации подростков. В соответствии с этим в процессе профилактики правонарушений подростков в условиях общеобразовательной школы социальная работа должна выполнять следующие задачи:
а) формирование законопослушного поведения подростков;
б) устранение причин и условий совершения правонарушений;
Совершенно очевидно, что социальная работа с детьми - правонарушителями на уровне отношений специалист - ребенок, является частью социальной работы на общегосударственном, региональном и местном уровнях. И та, и другая требуют эффективных технологий, а знание социальных технологий во многом повышает эффективность социальной работы.
Социальные технологии в широком смысле слова – это особая область научного знания, которая ставит и обосновывает вопрос о том, каким образом и в какой последовательности возможны специфические операции с результатами познавательной деятельности.
В узком смысле слова понятие «социальные технологии» имеет два значения.
Во-первых, социальные технологии – это, прежде всего, процесс целенаправленного воздействия на социальный объект, обусловленный необходимостью и потребностью получения заданного результата. В этом плане технологичность воздействия наполнена такими понятиями, как этапность, процедурность, операциональность. Исходя из такого видения, социальные технологии можно охарактеризовать как определенную прагматику, выстраивающую в один ряд: 1) цель, 2) средство, 3) результат. Координация и субординация цели, средств, результатов предполагают вариативность и учет множества факторов, моделирование и проектирование, систему критериев и оценок, содержательные версии и сценарии, методы диагностики и т.д.
Во-вторых, социальные технологии – это теория, исследующая процессы целенаправленного воздействия на социальные объекты, разрабатывающая и обосновывающая эффективные способы и приемы такого воздействия. При этом не имеет значения, что понимается под социальным объектом. Это могут быть социальные отношения, социальное взаимодействие, социальная группа, социальный институт, социальная организация [2, с.107].
В соответствии с вышесказанным есть смысл различать базовые и частные социальные технологии.
Базовые – технологии стратегического (долгосрочного) проектирования социального объекта. Смысл базовых технологий состоит в:
1) гармонизации индивидуального, личностного и общественного;
2) выдвижении таких целей социальных технологий, которые гуманистичны по своей природе;
3) развитии творческих способностей и активности .
Частные – разновидность форм тактико-оперативного (краткосрочного) воздействия на социальный объект. Это социальное конструирование, практически-предметное урегулирование отношений и операций, оптимизация социального взаимодействия на разных уровнях.
Суть социальной технологии, согласно классификации в том, чтобы, учитывая все объективные и субъективные условия, спроектировать оптимальное развитие социального процесса. Для этого процесс анализируется с точки зрения его вида, типа, характерных особенностей, внутреннего механизма, сопутствующих условий, интенсивности, направленности.
Необходимо подчеркнуть, что в настоящий момент общегосударственная технология работы в России действительно существует. Она представлена в текстах важнейших российских законов «Об основах социального обслуживания населения», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в государственных и региональных программах профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, утверждаемых на различные сроки, в ряде других законов и документов, регламентирующих вопросы помощи и поддержки отдельных категорий детей, нуждающихся в особой помощи со стороны государства и общества.
В качестве цели социальной работы государство и законодатель рассматривают формирование общегосударственной системы защиты прав и интересов несовершеннолетних, предупреждение форм их противоправного поведения.
Ст. 2 Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» определяет в качестве основных задач и принципов деятельности по профилактике безнадзорности правонарушений несовершеннолетних следующие:
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
-социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
При этом в законе уточнены принципы организации профилактической работы, что имеет важное значение при соотнесении социально-педагогических и управленческих подходов в решении проблем безнадзорности и правонарушений на государственном уровне.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» к ним отнесены:
законность
демократизм
гуманное обращение с несовершеннолетними;
поддержка семьи и взаимодействие с ней;
индивидуальный подход к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации;
государственная поддержка деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Анализ закона позволяет заключить, что общегосударственный подход не только не противоречит ключевым категориям и понятиям современной социально-педагогической науки и социальной работы как области знания и сферы практики, но и совпадает с ними. В частности, направления профилактики, выделенные законодателем, очень точно описывают содержание ведущей категории социальной педагогики - социальное воспитание.
Итак, профилактика направлена на предупреждение какого – либо явления по средствам социальной работы, а в случае с подростками – правонарушителями, при проведении профилактики в общеобразовательной школе позволяет предотвратить противоправное поведение у подростков в самом начале его возникновения.
Целью профилактики является создание предпосылок для формирования законопослушного, высоконравственного поведения несовершеннолетних подростков.
При работе с данной категорией клиентом социальной работы, основными субъектами являются пять категорий учреждений с которыми взаимодействует общеобразовательное учреждение в социально – профилактической деятельности, а именно: учреждение системы образования, учреждения социальной защиты населения, учреждения системы здравоохранения, учреждения пенитенциарной системы, муниципальные и общественные организации. Все эти учреждения учувствуют в процессе профилактики правонарушений подростков, всем им отводится одинаковая роль.
В свою очередь социальная работа в рамках профилактики правонарушений несовершеннолетних в условиях общеобразовательной школы должна выполнить следующий ряд задач: формирование законопослушного поведение подростков; устранение причин и условий совершения правонарушений, которые способствуют развитию подростков и подготовке их к сознательной жизни в быстро изменяющихся жизненных ситуациях.
Вся работа специалиста социальной работы выстроена по определенной технологии. Социальная же технология существует лишь в рамках социума и ее суть – построение человеческих отношений в любой его сфере. Социальная технология разделяется на базовые и частные, где базовые – направлены на гармонию индивидуального, личного и общественного; на развитие творческих способностей и активности. Частные направлены на социальной конструирование, урегулирование отношений и операций, оптимизацию социального взаимодействия на разных уровнях. Социальная технология должна учитывать все объективные и субъективные условия и спроектировать оптимальное развитие социального процесса.
Социальная технология закреплена в текстах важнейших российских законов «Об основах социального обслуживания», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушения» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
К настоящему моменту в российском законодательстве подготовлены предпосылки для появления системной общегосударственной технологии социальной работы с детьми группы риска. Полно и в соответствии с научными требованиями разработан целевой компонент государственного подхода в профилактической работе с несовершеннолетними правонарушителями.
Можно утверждать, что профилактика как технология является неотъемлемым элементом в социальной работе с подростками - правонарушителями в общеобразовательной школе. Так же частью социальной работы являются методы, без которых не возможно добиться поставленной цели, т.к. они являются средствами социальной профилактики социальной работы в школе с подростками правонарушителями.
2.2.Методы социальной профилактики правонарушений подростков
Метод – это совокупность приемов деятельности субъектов социальной работы, рассматривающая социальные проблемы клиентов как способ стимулирования их сил и конструктивной деятельности в социуме с целью изменения неблагоприятной ситуации. Методы – способы познания действительности.
Методы принято рассматривать как часть социальной работы, отвечающей на вопрос, «Как это делается?». Методы включают систематизированный свод правил, позволяющих осуществлять социальную работу, разумно действовать на «рабочих полях», а чтобы эффективно управлять данным процессом, необходимо выбрать профилактические методы, обеспечивающие:
1.выработку нравственного сознания;
2.формирование навыков и привычек позитивного поведения;
3.воспитание волевых усилий, позволяющих противостоять антиобщественным влияниям;
4.социальное оздоровление микросреды.
Однако надо иметь в виду, что перевоспитание личности правонарушителя несовершеннолетнего возраста, выработка положительных навыков и привычек, волевых усилий связаны с различными, особыми сферами психологической деятельности, опираются на определенные физиологические факторы, специфика которых не может не учитываться при выборе методов профилактики.
Когда становятся известны субъективные представления, цели и намерения подростка, совершившего правонарушение, поняты и оценены мотивы, убеждения, ценности личности, можно приступать к комплексной разработке программы воспитательно-профилактического воздействия на правонарушителя.
Воздействие на несовершеннолетних подростков осуществляется тесно связанным между собой общими, индивидуальными и специальными профилактиками правонарушения.
Общими являются меры не предназначены исключительно для профилактики правонарушений, но объективно содействующие их предупреждению или сокращению:
Улучшение условий учебы, отдыха несовершеннолетних;
Повышение образовательного и культурного уровня подростков;
Совершенствование воспитательной и культурно – массовой работы среди несовершеннолетних.
Индивидуальные меры предназначены для воздействия на лиц склонных к нарушению правопорядка:
Улучшение воспитательной работы;
Повышение уровня социального контроля за поведением несовершеннолетних – правонарушителей.
Специальные меры предназначены исключительно для профилактики каждой разновидности правонарушений:
Дисциплинарные;
Административные;
Гражданские;
Уголовные
и направлены непосредственно на факторы влияющие, на сокращение правонарушений, проступков и преступлений [10, с.234].
При выборе методов индивидуального профилактического воздействия, следует осуществлять, с учетом ведущей сферы деятельности ребенка. В индивидуальной профилактике правонарушений активно могут применяться методы стимулирования, торможения. По своему содержанию они значительно богаче, чем традиционные методы поощрения и наказания.
К числу важнейших методических приемов стимулирования можно отнести: одобрение, похвалу, доверие, оценку, поощрение, благодарность, награду и т. д. Поощрять надо лишь те действия и поступки юноши или девушки, которые требовали от них воли и трудолюбия, а не те, которые они совершили без особой затраты сил и времени.
Приемы метода торможения выражаются в виде порицания, предупреждения, т. е. повышенных требований к личности правонарушителя. Они включают в себя особую форму общественного требования к поведению человека, в которой одновременно дается и осуждение того, что сделано неправильно, и предписание, как поступать в дальнейшем, а также предупреждение на будущее в целях предотвращения возможного повторения поступка. Однако и само поведение несовершеннолетнего нельзя рассматривать вне связи с формированием привычки тормозить себя. Торможение необходимо каждому индивиду повседневно, и оно должно быть воспитано, превратиться в привычку, выражаться в каждом физическом и психическом движении, в особенности проявляться в спорах и ссорах. Приемы торможения могут оказать особенно благоприятное влияние, если их поддерживают коллектив, общественные организации.
Для достижения этих целей можно применять следующие формы нейтрализации отрицательного влияния на подростков:
• беседы с несовершеннолетними, допускающими отклонения в поведении, вовлечение их в секции, клубы, детские и молодежные общественные объединения (например, в туристские организации);
• встречи с учителями, кураторами, мастерами групп производственного обучения того учебного заведения, которое посещает подросток или по каким-либо причинам перестал посещать;
• посещение несовершеннолетних по месту их жительства;
• обсуждение поведения подростка в отделе по профилактике правонарушений несовершеннолетних;
• обсуждение поведения подростка на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
• объявление официального предостережения правонарушителям;
• наложение штрафа на родителей, уклоняющихся от воспитания детей;
• доставление в органы внутренних дел лиц, совершающих правонарушения и оказывающих отрицательное влияние на подростков;
• при наличии законных оснований решение вопроса о наложении на взрослых правонарушителей административного надзора;
А так же, целенаправленная работа по перевоспитанию отдельных трудных подростков, осуществляемая в школе: назначение общественных воспитателей, шефов, наставников для проведения с несовершеннолетними правонарушителями индивидуальной профилактической и воспитательной работы, привлечение к ней мастеров спорта, спортсменов-разрядников, тренеров, студентов и представителей творческой интеллигенции, представителей религиозных конфессий, бывших осужденных, положительно характеризующихся после освобождения. Ну и конечно, не менее важен воспитательно – профилактический эффект повседневного человеческого общения в коллективе сверстников [23, с.134].
На этих этапах применяются как индивидуальные, так и групповые формы работы. В качестве групповых форм работы в первую очередь следует отметить организацию правовой подготовки несовершеннолетних, проведение которой вменяется в обязанность команды, состоящей в идеале из социальных педагогов, учителей, психологов, сотрудников правоохранительных органов, специалистов по социальной работе, медиков, все эти специалисты являются единым целым в социальной работе с подростками – правонарушителями в общеобразовательном учреждении. При этом главное внимание уделяется развитию у подростков чувства ответственности перед обществом, а также их социальному обучению.
В работе с данной категорией клиентов, специалисту социальной работы в общеобразовательной школе очень важно учитывать личные особенности подростка, его интересы, желания и правонарушение, совершенное данным подростком, поэтому существует характеристика методов работы группами несовершеннолетних правонарушителей:
Подростки – правонарушители первой группы характеризуются наличием ряда примитивных, аморальных потребностей и антиобщественных взглядов и представлений. Они эгоисты, озлоблены, агрессивны, осознанно совершают правонарушения, не любят трудиться. Для исправления поведения таких подростков их нужно вовлекать в общественно полезные дела, используя присущее им упорство в достижение поставленной цели, стремление к первенству, частично осознанное чувство их социальной неполноценности.
Ко второй группе относятся подростки с деформированными потребностями, подражающими представителям первой группы. Они индивидуалистичны, неуживчивы, притесняют слабых. Социальная работа заключается в изменении привычных форм поведения, высказывание доверия к ним, одобрения их достижений, вырабатывании умения не только подчиняться, но и командовать.
У подростков третьей группы наличествуют как деформированные, так и позитивные потребности и взгляды. Но последние не стали регуляторами их поведения. Эгоизм и слабоволие обрекают их асоциальные поступки. Социальная работа с ними выражается в ритмичной и напряженной трудовой деятельности, учебе, дающая возможность проявить себя и самоутвердиться.
К четвертой группе можно отнести не верящих в себя, внушаемых, заискивающих перед более сильными товарищами подростков. У представителей этой группы – случайные правонарушения. Они слабовольны и неустойчивы перед дурным влиянием. У них важно пробудить интерес к нормальной жизни, создать перспективу развития личности, подвести их к включению в полезную трудовую деятельности, личная ответственность, активное участие в соревновании и учебе.
С несовершеннолетними пятой группы, присваивающими чужие вещи, необходимо провести большую разъяснительную работу, показав негуманность их действий по отношению к пострадавшему и сформировав правильное содержание понятия «честность» как важной личной гражданской черты. А так же следует предпринять все возможные меры по ликвидации педагогической запущенности такого школьника.
Стремление подростка испытать себя в рискованном деле (набег на соседский сад, сельскохозяйственные угодья и т. п.) не позволяет ему глубоко и серьезно задуматься над неправильной формой его осуществления [10, с.214].
Поэтому необходима разъяснительная работа по вскрытию противоправности таких действий. Требуется также, чтобы подросток понимал не только свои интересы, но и встал на позицию пострадавшего. Наконец, необходимо больше и чаще вовлекать подростка в различные виды полезной деятельности, в которой он получил бы возможность удовлетворить указанные выше потребности, за счет учебы и культурно-массовых мероприятий в школе.
При профилактике противоправного поведения у подростков – правонарушителей в общеобразовательной школе, к сожалению, существуют проблемы эффективности предлагаемых выше методов, например:
Потенциал досуга в социальном, нравственно и творческом развитии не используется в полной мере, доминирует праздное времяпрепровождение у несовершеннолетних подростков;
В общеобразовательном учреждении существует неразвитость спортивных и культурно массовых мероприятий и кружков;
Дефицит специально подготовленных кадров и недостаток средств.
В последствии, социальная профилактика несовершеннолетними и работа подростков – правонарушителей, при данных проблемах, не будет достаточна эффективна.
Таким образом, методы являются частью социальной работы, которые включают в себя определенный свод правил, позволяющий осуществить социальную работу, разумно действовать и эффективно управлять данным процессом.
Чтобы правильно подобрать нужную методику в работе с подростками – правонарушителями в общеобразовательной школе, необходимо узнать цели и намерения подростка, а так же личные особенности характера, какое правонарушение он совершил, после чего можно приступать к разработке воспитательно-профилактической программы для несовершеннолетнего правонарушителя.
Например, при индивидуальной профилактике могут применяться методы стимулирования торможения, где к методам стимулирования относятся: одобрение, похвала, доверие, поощрение, благодарность, награда и т.п. поощряются лишь те действия несовершеннолетнего, которые требовали от него воли и трудолюбия. В противоположном случае действуют методы торможения, выражающиеся в виде порицания, предупреждения, что является предотвращением возможного повторения проступка.
Чтобы достичь наилучшего эффекта, необходимо проводить беседы с несовершеннолетним, вовлекать его в секции, кружки, общественные объединения; организовывать встречи с учителями; посещать подростков по их месту жительства; наложение штрафов на родителей, уклоняющихся от воспитания детей и т.д.
В качестве групповой форм работы необходимо привлечь сотрудников правоохранительных органов, социальных педагогов, специалистов социальной работы, учителей, психологов, т.к. все эти специалисты являются единым целым в социальной работе с подростками – правонарушителями в общеобразовательном учреждении. При этом у несовершеннолетнего преступника развивается чувство ответственности перед обществом.
При профилактике противоправного поведения в общеобразовательной школе, чаще всего можно столкнуться с разного рода проблемами: не привлеченность подростков к спортивной и культурной деятельности, отсутствие или недостаток культурно – массовых и спортивных мероприятий и секций, дефицит специалистов и недостаток финансовых средств, тем самым ослабляется эффективность профилактической работы с подростковыми правонарушениями.
Ведь на протяжении всего периода обучения и социально профилактических работ в школе, необходимо ориентировать подростков на одобряемое поведение в обществе.
Заключение
Подростки с противоправными нарушениями являются объектами социальной работы, на их поведение влияет большое количество факторов и в первую очередь такие институты как: семья, школа и неформальные группы, подростки. Им свойственно поведение, не соотносящееся с представлениями общества о социальных нормах, т.к. в подростковом возрасте наблюдается относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи, ближайшего окружения, зависимостью подростка от требований группы и принятых в ней целостных ориентации.
Наиболее часто встречающиеся правонарушения в подростковом возрасте – алкоголизм, наркомания, агрессивное поведение, суицидное поведение, психические расстройства, противоправное, криминальное поведение. Можно утверждать, что подростки с противоправным поведением являются одной из клиентских групп в социальной работе.
Социальная работа - это очень сложный механизм, где объектами социальной работы являются различные группы населения, попавшие в трудную жизненную ситуацию, одними из таких и являются подростки с противоправным поведением.
Социальная работа общеобразовательной школы направлена на то, чтобы уменьшить количество правонарушений, совершаемые подростками-учащимися школы; обеспечить условиями формирования социально-позитивной направленности подростков. Деятельность специалиста социальной работе в общеобразовательной школы и его коллег, в работе с подростками – правонарушителями делится на три основных аспекта: социальный, педагогический и психологический аспекты.
Данные аспекты позволяют наиболее эффективно специалисту социальной работы добиться желаемого результата, т.к. именно они формируют у подростка социально-позитивные чувства, благоприятствующие учебе, труду, общению, на основе личностно.
Такой вид социальной работы в общеобразовательной школе, является основным и наиболее эффективным направлением в работе с подростками – правонарушителями.
А чтобы заранее предотвратить противоправное поведение подростков, нужно проводить социальную профилактику подростковых правонарушений в общеобразовательной школе, т.к. профилактика в этой сфере является неотъемлемым атрибутом современного общества.
Целью профилактики является создание предпосылок для формирования законопослушного, высоконравственного поведения несовершеннолетних подростков.
Социальная работа в рамках профилактики правонарушений несовершеннолетних в условиях общеобразовательной школы должна выполнить следующий ряд задач: формирование законопослушного поведение подростков; устранение причин и условий совершения правонарушений, которые способствуют развитию подростков и подготовке их к сознательной жизни в быстро изменяющихся жизненных ситуациях.
Вся работа специалиста социальной работы выстроена по определенной технологии. Социальная же технология существует лишь в рамках социума и ее суть – построение человеческих отношений в любой его сфере. Социальная технология разделяется на базовые и частные, где базовые – направлены на гармонию индивидуального, личного и общественного; на развитие творческих способностей и активности. Частные направлены на социальной конструирование, урегулирование отношений и операций, оптимизацию социального взаимодействия на разных уровнях.
Социальная технология закреплена в текстах важнейших российских законов «Об основах социального обслуживания», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушения» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Можно утверждать, что профилактика как технология является неотъемлемым элементом в социальной работе с подростками - правонарушителями в общеобразовательной школе. Так же частью социальной работы являются методы, без которых не возможно добиться поставленной цели, т.к. они являются средствами социальной профилактики социальной работы в школе с подростками правонарушителями.
Методы являются частью социальной работы, которые включают в себя определенный свод правил, позволяющий осуществить социальную работу, разумно действовать и эффективно управлять данным процессом.
Чтобы правильно подобрать нужную методику в работе с подростками – правонарушителями в общеобразовательной школе, необходимо узнать цели и намерения подростка, а так же личные особенности характера, какое правонарушение он совершил, после чего можно приступать к разработке воспитательно-профилактической программы для несовершеннолетнего правонарушителя.
При профилактике противоправного поведения в общеобразовательной школе, чаще всего можно столкнуться с разного рода проблемами: не привлеченность подростков к спортивной и культурной деятельности, отсутствие или недостаток культурно – массовых и спортивных мероприятий и секций, дефицит специалистов и недостаток финансовых средств, тем самым ослабляется эффективность профилактической работы с подростковыми правонарушениями.
Социально профилактическая работа школы в первую очередь должна ориентировать подростков на одобряемое поведение в обществе, а именно привлечение к общественной деятельности, уяснение границ между нельзя и можно, а главное чтобы подростки могли осознанно избрать свой путь.ю избегая противоправных действий.
Список используемой литературы
Алексеева, Л. С. Социальная реабилитация подростков [Текст] / Л. С. Алексеева // Социол. исслед. - 2003. – №4. - 124 с.
Бакаев, А. А. система профилактики правонарушений несовершеннолетних [Текст] : учеб. Пособие. – М. : Логос, 2004. – 218 с.
Башкатов, И. П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних [Текст] / под ред. С. А. Беличевой. Тюмень. : ТГУ , 1995. - 226 с.
Бочаров, В. Г. Педагогика социальной работы [Текст] / В. Г .Бочаров. -.М. : Педагогическое общество России, 2001. - 77 с.
Бюллер, Ш. Психология ребенка [Текст] / Ш. Бюллер. – М. : Издательский центр «Академия»; Раритет. - 1998. - 108 с.
Выгодский, А. С. Педагогика подростков [Текст] / А. С. Выгодский. – М. : Научный мир, 2000. – 52 с.
Гуров, В. Н. Социальна работа [Текст] / В. Н. Гуров. – СПб: Питер, 1999. – 101 с.
Гурьянова, М. Н. Система социальной помощи [Текст] / М. Н. Гурьянова. – М. : «Союз», 1993. – 75 с.
Гурьянова, М. Н. Социальная работа [Текст] / М. Н. Гурьянова. – М. : «Союз», 1995. - 84 с.
Данилова, З.А. Девиантное поведение в молодежной среде [Текст] / З.А. Данилова; Рос. акад. Наук, Сиб. отд-ние; Байкальский ин-т природопользования. – Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2008. – 236 с.
Дернова-Ярмоленко, А. Подготовка родителей к воспитанию детей [Текст] / А. Дернова-Ярмоленко. – М. : ГАСБУ, 2000. - 94 с.
Елькин, И О. Профилактика зависимого поведения подростков [Текст] / И. О. Елькин. – М. : Генезис, 2004. - 75 с.
Загвязинский, Н. И. Профилактика девиантного поведения [Текст] / Н. И. Загвязинский. – М. : Дашков и К, 2002. - 95 с.
Зайцев, И. Н. Девиантное поведение [Текст] / И. Н. Зайцев. – М., 2006. - 100 с.
Клейберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения [Текст] / Ю.А. Клейберг. – М. : Изд. центр «Сфера», 2004. – 191 с.
Кон, И. С. Ребенок и общество [Текст] / И. С. Кон. – СПб. : Питер, 2008. – 198 с.
Кондрашенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков [Текст] / В. Т. Кондрашенко. – М. : Наука, 2004. - 254 с.
Краковский, А. П. О подростках [Текст] / А. П. Краковский. – М. : ГУ ВШЭ, 2001. - 340 с.
Курбатов, В. И. Социальная работа [Текст] / В. И. Курбатов. – М. : Дело, 1999. - 180 с.
Личко, А. Е. Дети и подростки [Текст] / А. Е. Личко. – М. : Аспект Пресс, 2007. - 175 с.
Миньковский, Т. М. Педагогика школьного возраста [Текст] / Т. М. Миньковский. – М. : «Союз», 1997. - 98 с.
Ноздрев, А. Н. Девиантное поведение детей и подростков и пути их решения [Текст] / А. Н. Ноздрев. – СПб. : Речь, 2009. - 163 с.
Павленок, П.Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения [Текст]: учеб. пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева; отв. ред. П.Д. Павленок. – М : ИНФРА-М, 2007. – 185 с.
Педагогический словарь [Текст] / под ред. А. П. Алексеева [и др]. – М. : Проспект, 2003. -573 с.
Перешеина, Н. В. Девиантный школьник: профилактика и коррекция отклонений [Текст] / Н. В. Перешеина. – СПб. : Питер, 2008. - 260 с.
Российская педагогическая энциклопедия [Текст] / под ред. А. Л. Протасова. – М. : Вече, АСТ, 2005. - 165 с.
Старцева - Тарасова, В. И. Социальная работа общеобразовательной школы как средство профилактики правонарушений подростков [Текст] / В. И. Старцева – Тарасова. – Ставрополь: СКИПКРО, 2005. - 198 с.
Столяренко, И. Н. Социальная работа в общеобразовательном учреждении [Текст] / И. Н. Столяренко. – М. : Аспект Пресс, 2000. – 205 с.
Тетерский, С. В. Введение в социальную работу [Текст] / С. В. Тетерский. – Ростов н/Д. : «Феникс», 2006. – 353 с.
Тетерский, С. В. Педагогика школьных каникул [Текст] / С. В. Тетерский. – Ростов н/Д. : «Феникс», 2003. – 320 с.
Технология социальной работы [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. И.Г. Зайнышева. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 240 с.
Шептенко, П. А. Методика и технология работы социального педагога [Текст] / П. А. Шептенко. – М. : ТЦ «Сфера», 2007. – 70 с.
Шпрангер, Э. Психология юношеского возраста [Текст] / Э. Шпрангер. – М. : «Союз», 1984. – 264 с.
Элькомин, Д. Б. Вопросы психологии учебной деятельности школьников [Текст] / Д. Б. Элькомин. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 166 с.
Яркина, В. С. Детская психология [Текст] / В. С. Яркина. – М. : Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1996. – 40 с.
Ястреб, И. И. Профилактика девиантного поведения [Текст] / И. И. Ястреб. – Челябинск, ЧГАКИ, 2009. – 107 с.
Федеральный Закон от 10.12.1995 г. №195 – ФЗ (ред. От 23.07.08.) «Об основах социального обслуживания населения»
Федеральный Закон от 24.06.1999 г. №120 – ФЗ (ред. От 13.10.09.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений»
Федеральный Закон от 24.07.1998 г. №124 – ФЗ (ред. От 17.12.09.) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации
Модель социальной работы общеобразовательной школы по профилактике с подростками - правонарушителями
-
Социальная работа
Целевой
компонент
Содержательный компонент
Организационно – технологический компонент
Социальный аспект
Педагогический аспект
Стратегическая цель
Тактическая цель
Специальная цель
Формирование социально-позитивного идеала
Формирование социально-позитивного чувства
Формирование социальных действий, умений, навыков
Формирование гаманистических ценностей
Коррекция социальной позиции в группе
Формирование навыков рефлексии
Коррекция негативно-девиантного социального опыта
Личностный уровень
Ситуационный уровень
Средовой уровень
психологический
аспект
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории социология :
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ