Футорология в архитектуре

Футурология

(от латинского futurum – будущее и ...логия – наука)

В широком значении – совокупность представлений о будущем Земли и человечества.

В узком – область научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов, синоним прогнозирования и прогностики.

То, что в первую очередь увидит человек в будущем – это архитектура. Архитектура как искусство всегда нацелена в будущее, поскольку она мыслит проектами и поскольку здания, построенные сейчас, будут стоять и через десятки лет. Архитектура неотделима от градостроительства, которое в свою очередь опирается на представление о социуме будущего и видах осуществляемой им деятельности.

Современная архитектура основывается на известных законах физики. Некоторые из этих законов опровергаются, в других случаях находятся новые концептуальные проектировочные решения, которые уже сейчас могут помочь визуализировать архитектуру будущего. Но в любом случае, футуризм в архитектуре - это фантастика, причём весьма научная.

Идеальным местом для воплощения идей футуристов является пространство, где не действуют земные физические и этические законы. То место, где качество сознания изменено и приоритеты между жизнью человека и машины не могут быть расставлены чётко. Лучшей визуализацией этих проектов стали фантастические фильмы, «Звёздные Войны» - типичный пример архитектуры футуризма.

Человек всегда мечтал о будущем и пытался представить его себе, но рождению футуризма мы обязаны именно XX веку, когда машина смогла серьёзно заявить о своих правах и встать рядом со своим создателем. Никогда ранее человек не создавал такого количества машин для жизни, и никогда ещё машина не приносила столько смерти. Динамика жизни изменилась и первыми на неё среагировали художники.

Принято считать, что данное направление начало проявляться в архитектуре начала 20 века. Отрицание традиционной культуры, ее художественных ценностей, культ техники, индустриальных городов (урбанизм) приобретал у итальянских футуристов антигуманистический характер: по утверждению итальянского писателя Филиппо Томмасо Маринетти (вождя и теоретика футуризма)

Первой теоретической разработкой в этом ракурсе в искусстве и архитектуре был так называемый Манифест Футуризма в 1909 году. Футуристская архитектура (или Футуризм ) началась как начальная форма архитектуры 20-ого столетия , характеризуемая антиисторизмом и долгими горизонтальными линиями, предлагающими скорость, движение и безотлагательность. Технология и даже насилие были среди тем футуристов.

Также В научно-популярной литературе существует следующее определение данного направления - слегка космический стиль, с ярко выраженной тенденцией к поиску максимального выражения нового и новомодного. Некоторые исследователи уже много лет доказывают, что футуризм не может быть, как и рококо причислен к самостоятельным стилям в архитектуре, ибо футуризм - всего-навсего берет за основу уже имеющееся и добавляет элементы нового.

Представителем футуристической архитектуры был и Антонио Сант ' Элиа ( Antonio Sant ' Elia ), который, хотя и строил немного, перевел Футуристское видение на смелую городскую форму.

Манифест футуризма

1. Мы намерены воспеть любовь к опасности, привычку к энергии и бесстрашию.

2. Мужество, отвага и бунт будут основными чертами нашей поэзии.

3. До сих пор литература восхваляла задумчивую неподвижность, экстаз и сон. Мы намерены воспеть агрессивное действие, лихорадочную бессонницу, бег гонщика, смертельный прыжок, удар кулаком и пощечину.

4. Мы утверждаем, что великолепие мира обогатилось новой красотой - красотой скорости. Гоночная машина, капот которой, как огнедышащие змеи, украшают большие трубы; ревущая машина, мотор которой работает как на крупной картечи, - она прекраснее, чем статуя Ники Самофракийской.

5. Мы хотим воспеть человека у руля машины, который метает копье своего духа над Землей, по ее орбите.

6. Поэт должен тратить себя без остатка, с блеском и щедростью, чтобы наполнить восторженную страсть первобытных стихий.

7. Красота может быть только в борьбе. Никакое произведение, лишенное агрессивного характера, не может быть шедевром. Поэзию надо рассматривать как яростную атаку против неведомых сил, чтобы покорить их и заставить склониться перед человеком.

8. Мы стоим на последнем рубеже столетий!.. Зачем оглядываться назад, если мы хотим сокрушить таинственные двери Невозможного? Время и Пространство умерли вчера. Мы уже живем в абсолюте, потому что мы создали вечную, вездесущую скорость.

9. Мы будем восхвалять войну - единственную гигиену мира, милитаризм, патриотизм, разрушительные действия освободителей, прекрасные идеи, за которые не жалко умереть, и презрение к женщине.

10. Мы разрушим музеи, библиотеки, учебные заведения всех типов, мы будем бороться против морализма, феминизма, против всякой оппортунистической или утилитарной трусости.

11. Мы будем воспевать огромные толпы, возбужденные работой, удовольствием и бунтом; мы будем воспевать многоцветные, многозвучные приливы революции в современных столицах; мы будем воспевать дрожь и ночной жар арсеналов и верфей, освещенных электрическими лунами; жадные железнодорожные вокзалы, поглощающие змей, разодетых в перья из дыма; фабрики, подвешенные к облакам кривыми струями дыма; мосты, подобно гигантским гимнастам, оседлавшие реки и сверкающие на солнце блеском ножей; пытливые пароходы, пытающиеся проникнуть за горизонт; неутомимые паровозы, чьи колеса стучат по рельсам, словно подковы огромных стальных лошадей, обузданных трубами; и стройное звено самолетов, чьи пропеллеры, словно транспаранты, шелестят на ветру и, как восторженные зрители, шумом выражают свое одобрение.







  • В эпоху после второй мировой войны наблюдается глубокое переосмысление понятия футуризм. Он был значительно снижен и пересматривал себя в контексте тенденций Космической эры , автомобильной культуры и обаяния пластмассы . Пример этого типа футуризма - архитектура Гуги ( Googie ) 1950-ых годов в Калифорнии . Футуризм не стиль, а открытый подход к архитектуре, таким образом, этому направлению давали иное толкование различные поколения архитекторов каждые несколько десятилетий, но обычно отмечаются, формы, динамические линии, сильные контрасты и использование передовых материалов.



Архитектурные памятники

Наиболее известные памятники архитектуры этого направления: Tomorrow land в Диснейленде, Капитол Рекордс, Центр Полетов TWA, Космическая Игла.

Представители

К наиболее известным представителям футуризма относятся: Луи Эрмет, Хадид, Марчи, Ньемейер, Перейра, Пучулу,



АНТОНИО САНТ-ЭЛИА

Родился в городе Комо, Ломбардия. Начав, как строитель, организовал проектное бюро в Милане в 1912 и активно включился в процесс развития художественного течения, известного как Футуризм. Между 1912 и 1914 годами, под влиянием архитектуры крупных промышленных городов США и венских архитекторов Отто Вагнера и Адольфа Лооса, он начал серию знаменитых проектных рисунков Città Nuova («Новый город»), в которой он создал уникальный выдающийся образ представлений о новом техническом веке.

ВИРГИЛИО МАРЧИ

Марчи, наряду с Антонио Сантъелла и Марио Чиаттоне, входит в тройку крупнейших архитекторов-футуристов Италии. Видение футуристического города появляется в набросках и проектах Марчи уже в 1914 году, до его знакомства во время Первой мировой войны с Филиппо Т. Маринетти, состоявшемся в 1916 году. С этого года молодого архитектора причисляют к поколению второй волны футуризма.



Архитектурные работы Марчи являются чистейшей демонстрацией футуристических представлений о мощи и динамике. Проекты гигантских зданий будущего создают впечатление органически выросших образов из бетона, стекла и железа. Цветовая гамма из небесно-голубого и горчично-жёлтого поддерживает иллюзию того, что мы видим произведения некоего параллельного мира, существование которого возможно только где-то в глубинах вселенной.



ПЕРЕЙРА

Transamerica Pyramid (арх Уильям Перейра , 1974 г.) является самым высоким и самым узнаваемым небоскребом в Сан-Франциско! Это здание, имеющее высоту 260 метров и 48 этажей, было построено в период 1969-1972 гг.

ПАТРИСИО ПУЧУЛУ

Патрисио Pouchulu (родился 1965) является современным футуристическим архитектором .

Родился в Буэнос-Айресе , он получил диплом архитектора в Университете Буэнос-Айреса до переезда в Лондон , чтобы учиться у Питера Кука в Бартлетт школе архитектуры, Университетский колледж Лондона . Его подход к футуризму , экспрессионизм и африканское искусство дает свои проекты вневременная, освежающая атмосфера, уже присутствует в его ранних архитектурных чертежах и картинах . Его работа посвящена изучению неизвестных архитектурных территорий и современных утопий .

Проекты

  • Великий египетский музей , Гиза , Египет

  • проект лондонского моста , Лондон , Соединенное Королевство , 1998 .

  • конкурсный проект или Меран Мерано-старый средневековый город на севере Италии

  • и мн. др

КЕНЗО ТАНГЕ

Едва ли не известнейшим именем в японской архитектуре является Кензо Тангэ. Кензо Тангэ родился в 1913 в Осаке. Среди людей, оказавших на него наибольшее влияние, Тангэ-сан называл Ле Корбюзье и Микеланджело. Однако в его творчестве через нарочитую футуристичность проглядывает влияние традиционной японской архитектуры.

В творчестве Тангэ очень часто урбанист брал верх над архитектором. Мастеру было гораздо интереснее создавать архитектурные ансамбли и изменять окружающую среду, чем строить отдельные здания.

ЗАХА ХАДИД

Заха Хадид (араб. زها حديد‎‎ ; англ. Zaha Hadid ; 31 октября 1950, Багдад, Ирак) — британский архитектор арабского происхождения, ученица Рэма Кулхаса



LEICESTER SQURE, London, 1990.(Архитектор Заха Хадид). В градостроительных проектах Заха Хадид преодолевает гипподамова планировку, подобно инопланетянину, который из осколков земных сооружений выстраивает свои структуры. Формы домов, которые использует архитектор, принципиально ассиметричны и осколочны, и они словно бусы нанизываются на оси пластично изогнутых улиц. Новая, но всё та же старая линейная структура накладывается на гипподамова систему





НИМЕЙЕР

Столица государства и самостоятельный федеральный округ -

Бразилиа, является одним из самых необычных городов континента. Расположенный на высоте 1172 м. над уровнем моря, город был построен практически "с нуля" за 4 года. Архитекторы Лусио Коста и Оскар Нимейер спроектировали город в виде птицы, в "теле" которой расположен район административных и общественных зданий, в "крыльях" - жилые районы, а в "носу" - площадь Трех властей, вокруг которой расположились резиденция президента - дворец Аврора, куполообразные здания Национальной Ассамблеи и Сената, дворцы Верховного суда и Конгресса. От площади в два ряда тянутся здания министерств оригинальной архитектуры, а за ними - пирамидальные Кафедральный собор и Национальный театр, чью архитектуру вообще трудно отнести к какому-либо стилю. Здание Национального совета по исследованиям повторяет форму храма Рамзеса II. По оси столицы проходит ультрасовременная транспортная артерия, характерной чертой которой является почти полное отсутствие перекрестков.



ИВАН ЛЕОНИДОВ. «город солнца»

В Академии архитектуры, где он работал после войны, ему поручали то большие градостроительные проекты, то разработку осветительной аппаратуры. Потому, в конце концов уйдя отовсюду, он проектировал только для себя. Проектировал то, что и положено настоящему утописту и мечтателю: Город Солнца - новую систему расселения, породившую целую волну подражаний в 60-е годы во Франции. Замысел «Города Солнца» возник у Леонидова еще до начала второй мировой войны и объединил в себе два главных проекта его жизни – Институт Ленина и здание Наркомтяжпрома. «Город Солнца» так и не был воплощен в жизнь, однако его эскизы представляют все новаторские замыслы Леонидова и служат образцом для подражания для многих великих архитекторов XX и XXI веков.



ЯКОВ ЧЕРНИХОВ

Яков Чернихов родился 17 декабря 1889 г. в Павлограде Екатеринославской губернии в многодетной еврейской семье. После окончания Академии Художеств в 1925 г. Яков Чернихов занимается проектированием главным образом промышленных зданий и комплексов.

Проекты и постройки

  • Канатный цех с водонапорной башней завода «Красный Гвоздильщик», Ленинград, (1931 г.) (реализован)

  • Проект дома отдыха для рабочих «Северолес». (1933 г.) совместно с арх. С. Е. Бровцевым, гражд. инж. А. П. Арешевым.

  • Проект здания научно-исследовательского института «Механобр». (1933 г.) совместно с арх. С. Е. Бровцевым, арх. С. В. Малиновским.

Примеры архитектуры футуризма построенного периода:

  • Туморроуленд ( Tomorrowland ), в Диснейленде в Анахайме, является, возможно, самым известным примером футуризма в мире.

  • Капитол Рекордс, Лос-Анджелес (Велтон Бекнер, 1956 г.)

  • Здание Декин , Брисбен, Калифорния (Теодор Браун, 1986 г.)

  • Центр Эпкот , Диснейленд, Флорида

  • Космическая Игла , Сиэтл ( Виктор Штейнбрек , 1963 г.)

  • Тем Билдинг, Лос-Анджелес Международный Аэропорт (Джеймс Ленгенхейм, 1961 г.)

  • Fiat Tagliero , Асмара , Эритрея ( Giuseppe Pettazzi , 1938 г.)

  • Калифорнийский государственный университет, Фуллертон билдинг (Говард ван Хеуклин, 1967 - 1972 гг.)

  • Восточная Жемчужная Башня , Шанхай (Джаи Гуан Шенг ( Jia Huan Sheng ), 1995 г.)

  • Пирамида Трансамерика , Сан-Франциско ( Уильям Перейра , 1974 г.)

  • Гостиница Бурж аль-араб, Дубайи (Томас Врайт, 1999 г.)

  • Федеральный округ Бразилиа , Бразилия ( Оскар Неимейер , 1960 г.)

  • Иллинойс , Чикаго ( Франк Ллойд Врайт , 1956 г.)

  • Центр Полетов TWA в Идлвайлд (теперь аеропорт им. Джона Ф. Кеннеди) , Нью-Йорк (Ееро Сааринен, 1962 г.)



В наше время к футуризму сложилось противоречивое отношения. Одни утверждают, что футуризм вообще ошибочно выделять как стиль или направление, ибо то, что сегодня можно отнести к футуризму – через пару десятков лет будет уже считаться классикой. Другие же утверждают, что футуризм это всего лишь полет бурной фантазии романтиков.















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории строительство :

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ