Принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
Введение
1. Принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
1.1. Равное право всех лиц на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств.
1.2. Возможность запрещения ввоза и вывоза отдельных товаров.
1.3. Таможенное оформление и таможенный контроль.
1.4. Пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами.
1.5. Обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров
2. Формы и порядок проведения таможенного контроля
2.1. Формы таможенного контроля
2.2. Проверка документов и сведений
2.3. Устный опрос
2.4. Получение пояснений
2.5. Таможенное наблюдение
2.6. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств
2.7. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств
2.8. Личный досмотр
2.9. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков
2.10. Осмотр помещений и территорий
2.11. Таможенная ревизия
2.12. Наложение ареста на товары или изъятие товаров при проведении специальной таможенной ревизии
3.Специальные таможенные процедуры
3.1 Особенности перемещения транспортных средств
3.2 Особенности перемещения товаров физическими лицами
3.3 Особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Внешнеэкономическая деятельность и прежде всего внешняя торговля связаны с перемещением через таможенную границу страны как юридическими, так и физическими лицами товаров и транспортных средств. При этом товары и транспортные средства подлежат таможенному контролю и таможенному оформлению Для понимания сущности и механизмов таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу, важно учитывать значение основных терминов и понятий, связанных с этими процессами.
Все это многообразие ситуаций, отношений и связей, возникающих в процессе осуществления ВЭД или внешней торговли, урегулировано соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами, устанавливающими правовой статус различных товаров, лиц, порядок их взаимоотношений между собой, с государством, его органами, в том числе и с таможенными органами.
Благодаря ВЭД государство имеет возможность получать доходы в бюджет, закупать необходимое оборудование, сырье, материалы, прогрессивные технологии и другие товары для реструктуризации своей экономики, обеспечения населения, экспортировать свои товары, реализовывать свою внешнюю политику, согласовывая ее с другими направлениями своей деятельности. Поэтому государство заинтересовано, чтобы ВЭД осуществлялась в соответствии с установленным порядком.
Законопослушные участники ВЭД должны знать установленный порядок ее осуществления и выполнять его. Прежде всего, это касается вопросов, которые становятся предметом таможенного контроля и необходимы для правильного таможенного оформления товаров и транспортных средств:
• получение разрешения на занятие ВЭД путем регистрации в соответствующих органах государства в качестве хозяйствующих субъектов;
• заключение договоров, в том числе международных контрактов, на производство, куплю, продажу товаров, на товарообменные (бартерные) операции, на транспортировку, погрузочно-разгрузочные, страховые и иные операции, связанные с хранением, экспертизой товаров и т.п.;
• получение соответствующих лицензий на импорт или экспорт определенных видов товаров, разрешений на вывоз или ввоз определенных количеств товаров или на определенную сумму (количественных или стоимостных квот), т.е. выполнения мер экономической политики;
• оформление соответствующих товаросопроводительных, транспортных и других документов, отражающих все необходимые вопросы, касающиеся наименования, качества, количества, классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД СНГ, их стоимости, ее составных элементов, условий поставки, страхования, транспортировки и т.п.;
• уплата соответствующих налогов, таможенных пошлин и сборов или представления гарантий такой уплаты;
• доставка товаров и документов в согласованное место и время;
• декларирование товаров таможенным органам для производства таможенного контроля и таможенного оформления;
• помещение товаров и транспортных средств на склады временного хранения или в иные места в зоне таможенного контроля, их хранения, перемещения, обращения с ними в этот период и т.п.;
• распоряжения товарами после выпуска их в свободное обращение или помещения под иной таможенный режим и т.п.
Целью данной работы является анализ основных принципов и особенности перемещения товаров и транспортных средств через границу РФ.
1. Принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
Особенностью правового регулирования таможенно-правовых отношений является то, что эти отношения всегда так или иначе связаны с перемещением через таможенную границу товаров или транспортных средств.
Под перемещением через таможенную границу по таможенному законодательству России понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию или вывозу с таможенной территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач. К указанным действиям относятся:
При ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию России и при вывозе с территории свободных таможенных зон и свободных складов на остальную часть таможенной территории страны - фактическое пересечение таможенной границы России;
При вывозе товаров или транспортных средств с таможенной территории России и при ввозе товаров и транспортных средств с остальной части ее таможенной территории на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады - подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения соответственно вывести либо ввести товары или транспортные средства.
Правовое регулирование порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России должно осуществляться на основе соблюдения всеми участниками таможенно-правовых отношений основных принципов перемещения товаров и транспортных средств. К таким принципам относятся: равное право всех лиц на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств, возможность запрещения ввоза и вывоза отдельных товаров, возможность введения ограничений на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств, добровольность выбора и изменения таможенного режима, обязательность таможенного оформления и таможенного контроля, определенность места и времени пересечения таможенной границы, регламентированность порядка пользования и распоряжения перемещаемыми через таможенную границу товарами и транспортными средствами.
Равное право всех лиц на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств.
Суть этого принципа перемещения через таможенную границу заключается в том, что все юридические и физические лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из нее товаров и транспортных средств. Это право соответствует нормам Конституции РФ, закрепившим за каждым (то есть независимо от принадлежности к российскому гражданству) возможность свободно выезжать за пределы России, а гражданам России - так же беспрепятственно в нее возвращаться, а так же право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, в том числе и во внешнеэкономической сфере. Юридическое равенство прав на перемещение товаров и транспортных средств признается за всеми лицами независимо от того, являются ли они собственниками товаров, их покупателями, владельцами или выступают в ином качестве, достаточном для совершения с товарами действий, предусмотренных законодательством от собственного имени. Все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу в порядке, установленном Таможенным Кодексом (ст. 12), за исключением случаев, предусмотренных Кодексом, иными федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
Товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном Таможенным Кодексом. Порядок перемещения через таможенную границу валюты Российской Федерации, ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации, иностранной валюты и иных валютных ценностей регулируется законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.
Возможность запрещения ввоза и вывоза отдельных товаров.
Перечень оснований, по которым может быть запрещен ввоз в Россию и вывоз из нее отдельных товаров включает в себя: соображения государственной безопасности; защиту общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека; защиту животных и растений; охрану окружающей природной среды; защиту художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран; защиту права собственности (в том числе и интеллектуальной); защиту прав российских потребителей ввозимых товаров. Этот перечень является открытым.
Товары, запрещенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено Таможенным Кодексом или иными федеральными законами. Вывоз запрещенных к ввозу товаров производится перевозчиком. В случае невозможности вывоза или неосуществления немедленного вывоза эти товары подлежат помещению на склады временного хранения или в иные места, являющиеся зонами таможенного контроля (статья 362). Предельный срок временного хранения таких товаров составляет трое суток, если иной срок не предусмотрен иными федеральными законами в отношении отдельных видов товаров. Распоряжение указанными товарами по истечении этого срока производится в соответствии с главой 41 Таможенного Кодекса. Товары, ограниченные к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации, допускаются к ввозу (а в случаях, предусмотренных ТК - выпускаются таможенными органами) при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Товары, запрещенные к вывозу, не подлежат фактическому вывозу с таможенной территории Российской Федерации. Товары, ограниченные к вывозу с таможенной территории Российской Федерации, допускаются к вывозу при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Расходы, возникшие у лиц, указанных в статье 16 Таможенного Кодекса, декларантов, перевозчиков или иных лиц в связи с соблюдением запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или их вывоз с этой территории, таможенными органами не возмещаются.
Таможенное оформление и таможенный контроль.
Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным Кодексом.
При осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Российской Федерации.
Требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществления деятельности в области таможенного дела в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства.
Пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами.
Никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным Кодексом.
После выпуска товаров и транспортных средств пользование и распоряжение ими осуществляются в соответствии с заявленным таможенным режимом.
1.5. Обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров, если иное не установлено Таможенным Кодексом, несут:
1) если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной российским лицом, - российское лицо, которое заключило такую внешнеэкономическую сделку или от имени, либо по поручению которого эта сделка заключена;
2) если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется без заключения внешнеэкономической сделки российским лицом:
а) лицо, имеющее право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории Российской Федерации;
б) иные лица, выступающие в качестве, достаточном в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и (или) с Таможенным Кодексом для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем. (ст. 16)
В случаях, предусмотренных Таможенным Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации, в отношении товаров таможенные органы вправе требовать от лиц предоставления гарантий надлежащего исполнения обязанностей, установленных настоящим Кодексом, в том числе в виде обеспечения уплаты таможенных платежей.
2. Формы и порядок проведения таможенного контроля
2.1. Формы таможенного контроля
Формами таможенного контроля являются:
1) проверка документов и сведений;
2) устный опрос;
3) получение пояснений;
4) таможенное наблюдение;
5) таможенный осмотр товаров и транспортных средств;
6) таможенный досмотр товаров и транспортных средств;
7) личный досмотр;
8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
9) осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;
10) таможенная ревизия.
2.2. Проверка документов и сведений
1. Таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при таможенном оформлении товаров и транспортных средств в соответствии с настоящим Кодексом, в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления.
2. Проверка достоверности сведений, представленных в таможенные органы при таможенном оформлении, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, в том числе по результатам проведения иных форм таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств, а также другими способами, не запрещенными законодательством Российской Федерации.
3. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить дополнительные документы и сведения исключительно в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах. Таможенный орган запрашивает такие документы и сведения в письменной форме и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого.
4. Запрос дополнительных документов и сведений и их проверка не препятствуют выпуску товаров (статья 149), если иное прямо не предусмотрено настоящим Кодексом.
2.3. Устный опрос
При производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, должностные лица таможенных органов вправе проводить устный опрос физических лиц, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении таких товаров и транспортных средств, без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме.
2.4. Получение пояснений
1. Получение пояснений - получение должностным лицом таможенного органа сведений об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля, от лиц, указанных в статье 16 настоящего Кодекса, декларантов и иных лиц, имеющих отношение к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу и располагающих такими сведениями.
2. Пояснение оформляется в письменной форме. Форма пояснения устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. (Форму пояснения, см. в приказе ГТК РФ № 1323 от 24.11.2003)
2.5. Таможенное наблюдение
Таможенное наблюдение - гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное (с применением технических средств) визуальное наблюдение уполномоченными должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций.
2.6. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств
1. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств - внешний визуальный осмотр товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров для целей таможенного контроля, проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа, если такой осмотр не связан со вскрытием транспортного средства либо его грузовых помещений и нарушением упаковки товаров.
2. В зоне таможенного контроля таможенный осмотр товаров и транспортных средств может проводиться в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представителей, за исключением случаев, когда указанные лица изъявляют желание присутствовать при таможенном осмотре.
3. В случае установления в ходе проведения таможенного осмотра товаров и транспортных средств факта неверного указания количества товаров при их декларировании таможенный орган самостоятельно определяет количество товаров для таможенных целей.
4. По результатам таможенного осмотра товаров и транспортных средств должностными лицами таможенных органов может быть составлен акт по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, если результаты такого осмотра могут понадобиться в дальнейшем. По требованию лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, должностные лица таможенного органа обязаны составить акт либо проставить отметку о факте проведения таможенного осмотра на транспортном (перевозочном) документе, имеющемся у лица. Второй экземпляр акта о проведении таможенного осмотра вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств.
2.7. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств
1. Таможенный досмотр - проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа осмотр товаров и транспортных средств, связанный со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары.
Таможенный досмотр товаров проводится после принятия таможенной декларации на товары. До подачи таможенной декларации на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, таможенный досмотр может проводиться в целях идентификации товаров для таможенных целей либо при наличии информации о нарушении таможенного законодательства Российской Федерации в целях проверки такой информации, а также проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки.
2. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа, приняв решение о проведении таможенного досмотра, уведомляет об этом декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, если оно известно. При таможенном досмотре товаров и транспортных средств могут присутствовать, а по требованию уполномоченного должностного лица таможенного органа обязаны присутствовать указанные лица либо их представители. При отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком, таковым является физическое лицо, управляющее транспортным средством.
3. Таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр товаров и транспортных средств в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представителей в следующих случаях:
1) неявки указанных лиц по истечении срока, указанного в пункте 1 статьи 129 настоящего Кодекса;
2) существования угрозы государственной безопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека, животным, растениям, окружающей природной среде, сохранению культурных ценностей и при других обстоятельствах, не терпящих отлагательства (в том числе если имеются признаки, указывающие на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют зловоние); - подпункт в редакции Федерального закона РФ № 309-ФЗ от 30.12.2008 г.
3) пересылки товаров в международных почтовых отправлениях (глава 24);
4) оставления на таможенной территории Российской Федерации товаров и транспортных средств в нарушение таможенного режима, предусматривающего вывоз товаров и транспортных средств с такой территории.
Таможенный досмотр товаров и транспортных средств в указанных случаях проводится в присутствии понятых.
4. Если таможенному досмотру была подвергнута часть товаров, указанных в таможенной декларации как товары одного наименования, результаты такого досмотра распространяются на все такие товары, указанные в таможенной декларации. Декларант либо иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, вправе потребовать проведения дополнительного таможенного досмотра оставшейся части товаров, если считает, что результаты проведенного досмотра не могут быть распространены на все товары.
5. В случае установления в ходе проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств факта неверного указания количества товаров при их декларировании таможенный орган самостоятельно определяет количество товаров для таможенных целей.
6. По результатам таможенного досмотра составляется акт в двух экземплярах. В акте о проведении таможенного досмотра указываются:
сведения о должностных лицах таможенного органа, проводивших таможенный досмотр, и лицах, присутствовавших при его проведении;
причины проведения таможенного досмотра в отсутствие декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств;
результаты таможенного досмотра.
Форма акта утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Второй экземпляр акта вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, либо его представителю, если это лицо установлено.
2.8. Личный досмотр
1. Личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля может быть проведен по решению начальника таможенного органа или лица, его замещающего, при наличии оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через Государственную границу Российской Федерации и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные соответственно к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации и вывозу с этой территории или перемещаемые с нарушением порядка, установленного настоящим Кодексом.
Решение о проведении личного досмотра принимается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, в письменной форме путем наложения резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа либо оформляется отдельным актом.
2. Перед началом личного досмотра должностное лицо таможенного органа обязано объявить физическому лицу решение о проведении личного досмотра, ознакомить физическое лицо с его правами и обязанностями при проведении такого досмотра и предложить добровольно выдать скрываемые товары.
Факт ознакомления физического лица с решением о проведении личного досмотра удостоверяется указанным лицом путем соответствующей надписи на решении о проведении досмотра. В случае отказа от совершения таких действий об этом делается отметка на решении о проведении личного досмотра, удостоверяемая подписью должностного лица таможенного органа, объявившего решение о проведении личного досмотра.
3. Личный досмотр проводится должностным лицом таможенного органа одного пола с досматриваемым лицом в присутствии двух понятых того же пола в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям.
Доступ в это помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного досмотра с их стороны должны быть исключены. Обследование тела досматриваемого должно проводиться только медицинским работником, который не вправе уклониться от исполнения решения начальника таможенного органа или лица, его замещающего, о проведении личного досмотра.
При личном досмотре несовершеннолетнего или недееспособного физического лица вправе присутствовать его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители) или лица, его сопровождающие.
4. Личный досмотр должен проводиться в корректной форме, исключающей унижение достоинства личности и причинение неправомерного вреда здоровью и имуществу досматриваемого лица, в пределах, необходимых для обнаружения скрытых физическим лицом при себе товаров.
5. Досматриваемое лицо (его законный представитель) в ходе личного досмотра обязано выполнять законные требования должностного лица таможенного органа, проводящего личный досмотр, и имеет право:
требовать объявления ему решения начальника таможенного органа или лица, его замещающего, о проведении личного досмотра;
ознакомиться со своими правами и обязанностями;
давать объяснения, заявлять ходатайства;
знакомиться с актом личного досмотра по окончании его составления и делать заявления, подлежащие внесению в акт;
пользоваться родным языком, а также пользоваться услугами переводчика;
обжаловать действия должностных лиц таможенного органа по окончании проведения личного досмотра, если указанное лицо считает ущемленными свои права и законные интересы при проведении личного досмотра, в соответствии с настоящим Кодексом.
6. О проведении личного досмотра составляется акт по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в двух экземплярах.
Акт подписывается должностным лицом таможенного органа, проводившим личный досмотр, физическим лицом, в отношении которого был проведен личный досмотр (его законным представителем), понятыми, а при обследовании тела досматриваемого - медицинским работником. Второй экземпляр акта подлежит вручению лицу, в отношении которого был проведен личный досмотр (его законному представителю).
2.9. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков
1. Таможенные органы осуществляют проверку наличия на товарах или их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
2. Отсутствие на товарах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров рассматривается как подтверждение факта ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации без производства таможенного оформления и выпуска товаров, если лицо, у которого такие товары обнаружены, не докажет обратное.
2.10. Осмотр помещений и территорий
1. Осмотр помещений и территорий проводится в целях подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, на складах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур или таможенных режимов, предусмотренных настоящим Кодексом. Осмотр помещений и территорий проводится при наличии информации об утрате товаров и (или) транспортных средств, их отчуждении либо о распоряжении ими иным способом или об их использовании в нарушение требований и условий, установленных настоящим Кодексом, для проверки такой информации, а также на основе выборочной проверки.
2. Осмотр помещений и территорий, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, может проводиться таможенными органами в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в зонах таможенного контроля, созданных вдоль таможенной границы, а также у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, при наличии информации о нахождении в помещениях или на территориях этих лиц товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением порядка, предусмотренного настоящим Кодексом, для проверки такой информации.
3. Проведение осмотра жилых помещений не допускается.
4. Осмотр помещений и территорий проводится при предъявлении предписания, подписанного начальником таможенного органа либо лицом, его замещающим, и служебного удостоверения. Перечень должностей должностных лиц таможенных органов, имеющих доступ в указанные помещения и на указанные территории, а также форма предписания определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. (Перечень должностных лиц см. в приказе ГТК РФ № 48 от 19.01.2004, форму Предписания см. в приказе ГТК РФ № 1023 от 16.09.2003)
Если федеральными законами установлен иной порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты, должностные лица таможенных органов вправе иметь доступ на указанные объекты в порядке, определяемом этими федеральными законами.
Применяется статья 119 ТК ТС и форма акта таможенного осмотра помещений и территорий, утвержденная Решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 № 260 “О формах таможенных документов”
5. В случае отказа обеспечить доступ должностных лиц таможенных органов в помещения и на территории они вправе входить в помещения и на территории с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен иной порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты. Обо всех случаях вхождения в помещения и на территории с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 часов.
6. Осмотр помещений и территорий должен проводиться в минимальный период времени, необходимый для его проведения, и не может продолжаться более одного дня.
7. По результатам осмотра составляется акт по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Второй экземпляр указанного акта вручается лицу, чьи помещения или территории осматривались. (Форму Акта см. в приказе ГТК РФ № 1023 от 16.09.2003)
2.11. Таможенная ревизия
1. Таможенные органы проводят таможенную ревизию - проверку факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией лиц, указанных в настоящей статье. (Порядок организации и проведения таможенной ревизии см. в приказе ФТС РФ № 1378 от 06.11.2008)
Таможенная ревизия проводится в общей и специальной формах.
2. Общая таможенная ревизия может проводиться таможенными органами у декларантов и лиц, указанных в статье 16 настоящего Кодекса и не выступающих в качестве декларанта.
Общая таможенная ревизия проводится по решению начальника таможенного органа или лица, его замещающего. Перед началом проведения ревизии копия такого решения вручается лицу, у которого она должна проводиться.
При проведении общей таможенной ревизии таможенные органы вправе получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных автоматизированных информационных систем проверяемого лица с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите информации.
Проверка должна проводиться в минимальный период времени, необходимый для ее проведения, и не может продолжаться более трех рабочих дней. Проведение проверки не должно препятствовать осуществлению производственной или коммерческой деятельности проверяемого лица.
Повторное проведение общей таможенной ревизии в отношении одних и тех же товаров не допускается.
3. Специальная таможенная ревизия может проводиться таможенными органами:
у лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, - в случаях, если по результатам общей таможенной ревизии или при применении других форм таможенного контроля, предусмотренных настоящей главой, обнаружены данные, которые могут свидетельствовать о недостоверности сведений, представленных при таможенном оформлении, либо о пользовании и распоряжении товарами с нарушением установленных требований и ограничений;
у таможенных брокеров (представителей), владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных перевозчиков - при обнаружении данных, которые могут свидетельствовать о нарушениях учета товаров, перемещаемых через таможенную границу, и отчетности о них или несоблюдении иных требований и условий осуществления соответствующего вида деятельности, установленных настоящим Кодексом;
у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, - при обнаружении данных, которые могут свидетельствовать о том, что товары ввезены на таможенную территорию с нарушениями требований и условий, установленных настоящим Кодексом, что повлекло за собой нарушение порядка уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Проведение специальной таможенной ревизии назначается начальником таможни или вышестоящего таможенного органа или лицом, его замещающим. Решение о проведении специальной таможенной ревизии принимается в письменной форме. Перед началом проведения специальной таможенной ревизии копия такого решения вручается лицу, у которого она должна проводиться.
4. При проведении специальной таможенной ревизии таможенные органы вправе:
требовать безвозмездного представления любой документации и информации (включая банковскую), в том числе в форме электронных документов, относящейся к проведению производственных, коммерческих или иных операций с товарами, ввезенными на таможенную территорию Российской Федерации, и знакомиться с ней;
осматривать помещения и территории проверяемого лица, а также проводить осмотр и досмотр товаров в соответствии с настоящим Кодексом в присутствии уполномоченных представителей проверяемого лица, а в случае проведения таможенной ревизии у индивидуального предпринимателя - в присутствии двух понятых;
проводить инвентаризацию товаров в порядке, установленном для проведения инвентаризации налоговыми органами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации;
проводить изъятие товаров либо налагать на них арест в соответствии со статьей 377 настоящего Кодекса.
5. Специальная таможенная ревизия должна проводиться в минимальный период времени, необходимый для ее проведения, и не может продолжаться более двух месяцев со дня принятия решения о проведении специальной таможенной ревизии. В указанный срок не включается период времени между вручением лицу требования о представлении документов и сведений и представлением указанных документов и сведений. В исключительных случаях вышестоящий таможенный орган может продлить продолжительность проверки еще на один месяц.
Повторное проведение специальной таможенной ревизии у одного и того же лица в отношении одних и тех же товаров не допускается.
6. Проведение таможенной ревизии (в общей и специальной формах) допускается только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
7. Для целей проведения таможенной ревизии (в общей и специальной формах) таможенные органы могут использовать результаты инвентаризации, проведенной лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров или осуществляющим хранение таких товаров, либо контролирующими органами, аудиторские заключения, а также акты и заключения, составленные государственными органами.
8. Результаты проведения таможенной ревизии (в общей и специальной формах) оформляются актом по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Указанный акт составляется: (Форму Акта см. в приказе ГТК РФ № 1023 от 16.09.2003)
в день, следующий за днем окончания общей таможенной ревизии;
в течение 10 дней после окончания специальной таможенной ревизии.
Второй экземпляр акта подлежит вручению лицу, у которого проводилась ревизия.
9. При обнаружении в ходе таможенной ревизии (в общей и специальной формах) признаков преступления или административного правонарушения в области таможенного дела проведение проверки в отношении установленных непосредственных объектов правонарушения завершается. При этом акт о результатах проведения таможенной ревизии составляется незамедлительно. Дальнейшие действия совершаются таможенным органом в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации или законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
2.12. Наложение ареста на товары или изъятие товаров при проведении специальной таможенной ревизии
1. Наложение ареста на товары при проведении специальной таможенной ревизии производится в случае:
1) обнаружения товаров без наличия на них специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, нанесение которых предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации, либо товаров с поддельными марками или знаками;
2) отсутствия в коммерческих документах проверяемого лица сведений о выпуске товаров таможенными органами, если в соответствии с правовыми актами Российской Федерации указание таких сведений в коммерческих документах обязательно при обороте товаров на территории Российской Федерации, а также обнаружения недостоверности таких сведений либо отсутствия коммерческих документов, в которых такие сведения должны быть указаны;
3) обнаружения фактов пользования и (или) распоряжения условно выпущенными товарами в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлено полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.
2. Товары, на которые наложен арест, передаются на хранение их владельцу либо иному лицу, обладающему полномочиями в отношении таких товаров. Место хранения таких товаров объявляется зоной таможенного контроля (статья 362). Пользование товарами, на которые наложен арест, может быть разрешено начальником таможенного органа, назначившим специальную таможенную ревизию, либо лицом, им уполномоченным. В указанном случае передача товаров, на которые наложен арест, другим лицам, растрата товаров, их отчуждение либо распоряжение ими иным способом не допускаются.
3. Если товары запрещены к ввозу в Российскую Федерацию или обороту в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также при наличии достаточных оснований полагать, что арест товаров не является достаточной мерой для обеспечения их сохранности, таможенные органы производят изъятие товаров.
Изъятые товары помещаются на склад временного хранения либо в другое место, являющееся зоной таможенного контроля.
4. Изъятие товаров и наложение ареста на них могут не производиться, если лицо, у которого они обнаружены, предоставляет обеспечение уплаты таможенных платежей, которые могут быть взысканы, за исключением случаев, когда товары запрещены к ввозу в Российскую Федерацию или обороту в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо в отношении товаров установлены количественные ограничения при их ввозе в соответствии с законодательством Российской Федерации о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами.
Исчисление таможенных пошлин, налогов для целей определения сумм обеспечения их уплаты производится в соответствии со статьей 327 настоящего Кодекса.
5. Изъятие товаров и наложение ареста на них производятся на основании мотивированного постановления должностного лица таможенного органа, проводящего специальную таможенную ревизию, в присутствии лица, у которого обнаружены товары, либо его представителя, а также в присутствии не менее двух понятых.
В необходимых случаях для проведения изъятия или наложения ареста приглашается специалист (статья 384).
Перед началом изъятия товаров либо наложения ареста на них должностное лицо таможенного органа обязано предъявить постановление об изъятии или о наложении ареста лицу, у которого производится изъятие или арест.
6. Об изъятии товаров или о наложении ареста на них составляется протокол. В протоколе либо прилагаемых к нему описях изъятые товары или товары, на которые наложен арест, подробно описываются с указанием их наименования, количества и индивидуальных признаков. Указанный протокол подписывается должностным лицом таможенного органа, проводившим изъятие или арест, лицом, у которого обнаружены изымаемые товары или товары, на которые наложен арест, либо его представителем, а также понятыми. Копия протокола вручается лицу, у которого обнаружены товары, либо его представителю.
7. Возвращение изъятых товаров и снятие наложенного ареста производятся не позднее дня окончания специальной таможенной ревизии, за исключением случаев, когда они могут быть конфискованы, потребоваться в качестве вещественных доказательств либо на них может быть обращено взыскание по уплате таможенных платежей. Временное хранение изъятых товаров осуществляется за счет лица, у которого товары были изъяты. Если в ходе проведения проверки не будет установлено, что в отношении таких товаров таможенное законодательство Российской Федерации нарушено, товары подлежат возврату их владельцу или снятие наложенного ареста производится незамедлительно, а издержки, связанные с временным хранением, относятся на счет федерального бюджета.
8. О распоряжении изъятыми товарами и товарами, на которые наложен арест, указывается в акте, отражающем результаты проведения ревизии (пункт 8 статьи 376).
9. Распоряжение невостребованными изъятыми товарами по истечении двух месяцев со дня окончания специальной таможенной ревизии осуществляется в порядке, предусмотренном главой 41 настоящего Кодекса.
3.Специальные таможенные процедуры.
3.1. Особенности перемещения транспортных средств.
Порядок перемещения транспортных средств для личного пользования физическими лицами определен главой 23 Таможенного кодекса и постановлением Правительства РФ от 29.11.2003 г. N 718 /6/.
Транспортные средства подлежат обязательному декларированию.
В отношении транспортных средств применяются единые ставки таможенных пошлин, налогов. Порядок применения единых ставок таможенных пошлин, налогов определяется Правительством РФ исходя из среднего размера установленных ставок таможенных пошлин, налогов, применяемых к транспортным средствам, категории которых в наибольшем количестве перемещаются через таможенную границу физическими лицами.
Основой для начисления таможенных пошлин, налогов служит таможенная стоимость или объем двигателя транспортного средства.
Таможенная стоимость автомобиля, с момента выпуска которого прошло менее 3 лет, рассчитывается как цена, по которой этот или подобный автомобиль продается или предлагается для продажи при обычном течении розничной торговли в условиях полной конкуренции.
Эта цена определяется на основании данных, полученных от производителя автомобилей, а при отсутствии таких данных - на основании данных, указываемых в каталогах, информации иностранных организаций, осуществляющих продажу автомобилей с учетом их комплектации и года выпуска. Если стоимость автомобиля, определенная таким способом, будет меньше таможенной стоимости, заявленной физическим лицом таможенному органу РФ, то для целей определения единых ставок таможенных пошлин, налогов будет использована таможенная стоимость, заявленная физическим лицом /7/.
Без уплаты таможенных пошлин, налогов ввезти транспортное средство разрешено:
1) физическим лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации, - в случае ввоза ими автомобилей, происходящих с территории бывшего СССР либо выпущенных в свободное обращение на его территории и находившихся в собственности указанных лиц или членов их семей по состоянию на 31.12.1991 года;
2) физическим лицам, признанным в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами, а также переселяющимися из иностранных государств на постоянное место жительства в РФ, - в случае ввоза ими автомобилей, страной происхождения которых является РФ или другое государство - участник СНГ и которые были приобретены этими лицами до въезда в РФ;
3) иностранным физическим лицам временно ввезти транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные в иностранном государстве, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год. В течение одного года допускается оформление продления сроков временного ввоза без уплаты таможенных пошлин, налогов. Транспортные средства могут принадлежать иностранным физическим лицам, быть арендованы ими либо взяты во временное пользование иным способом. Временный ввоз транспортных средств может осуществляться одновременно с въездом иностранного лица либо до или после такого въезда и должен предназначаться для личного пользования этими лицами в период временного пребывания в РФ /4/.
Временно ввезенные транспортные средства могут быть обратно вывезены с таможенной территории РФ через любой таможенный орган без взимания таможенных пошлин, налогов, без применения запретов и ограничений экономического характера.
Если временно ввезенные транспортные средства серьезно повреждены вследствие аварии или действия непреодолимой силы, то их обратный вывоз может не осуществляться.
Российские физические лица не могут временно ввозить транспортные средства без уплаты таможенных пошлин, налогов.
Российские физические лица могут временно ввозить на таможенную территорию РФ транспортные средства, зарегистрированные на территории иностранного государства, на срок не более 6 месяцев в течение одного календарного года в отношении каждого временно ввезенного транспортного средства. Обязательным условием такого ввоза является обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с Таможенным кодексом /8/.
3.2 Особенности перемещения товаров физическими лицами
Товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаются указанными лицами через таможенную границу в соответствии с положениями гл. 23 (ст. 280-290) ТК.
Порядок перемещения через таможенную границу физическими лицами товаров для личного пользования включает в себя полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, применение единых ставок таможенных пошлин, налогов, взимание таможенных платежей в виде совокупного таможенного платежа, а также неприменение к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД, обязательное подтверждение соответствия товаров и упрощенный порядок таможенного оформления (ст. 281 ТК) /5/.
Предназначение товаров определяется таможенным органом Российской Федерации исходя из заявления физического лица о товарах, перемещаемых через таможенную границу, о характере товаров, их количестве, частоте перемещения товаров через таможенную границу.
При ввозе товаров полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов предоставляется, если одновременно выполняются следующие условия:
- ввоз товаров осуществляется при следовании лица через таможенную границу РФ в сопровождаемом и несопровождаемом багаже;
- общая стоимость ввозимых товаров не превышает 65 тыс. рублей включительно и (или) вес ввозимых товаров не превышает 50 кг включительно;
- количество товаров не превышает ограничений, установленных в Приложении к постановлению Правительства РФ от 29.11.2003 г. N 718 (таблица 1).
Кроме вышеуказанных товаров физические лица могут ввозить без уплаты таможенных пошлин, налогов культурные ценности при условии их письменного декларирования и специальной регистрации, предусмотренной законодательством РФ о вывозе и ввозе культурных ценностей.
Единые ставки таможенных пошлин и налогов применяются в отношении всех категорий товаров независимо от уровня их налогообложения и страны происхождения /4/.
В отношении товаров, перемещаемых физическими лицами, могут применяться две единые ставки:
- 30% от таможенной стоимости, но не менее 4 евро за кг;
- 30% от таможенной стоимости.
- Ставка 30% от таможенной стоимости, но не менее 4 евро за кг применяется в следующих случаях. При ввозе товаров, если одновременно соблюдаются следующие условия:
- ввоз товаров при следовании лица через таможенную границу РФ в сопровождаемом и несопровождаемом багаже;
- общая стоимость товаров превышает 65000 рублей, но не более 650000 рублей включительно (единая ставка применяется в части такого превышения);
- и (или) вес товаров превышает 50 кг, но не более 200 кг включительно (единая ставка применяется в части превышения).
Если стоимость товаров не превышает 65000 рублей включительно, но вес составляет более 50 кг, но не боле 200 кг включительно, то к таким товарам будет применяться ставка 4 евро за кг в части превышения.
При отсутствии документов и сведений, подтверждающих правильность определения таможенной стоимости, заявленной физическим лицом, таможенный орган может самостоятельно определить таможенную стоимость товаров на основании данных, указываемых в каталогах иностранных организаций, осуществляющих продажу товаров, либо на основе иной ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа в отношении подобных товаров /5/.
3.3 Особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц
К отдельным категориям иностранных лиц, перемещающим через таможенную границу РФ товары и, соответственно, пользующимся таможенными льготами применительно ко всем таможенно-правовым институтам (таможенное оформление, контроль, платежи), глава 25 ТК РФ относит следующих лиц:
1) дипломатические представительства иностранных государств (свободный ввоз (вывоз) товаров, предназначенных для официального пользования представительств);
2) главы дипломатических представительств иностранных государств и проживающие вместе с ними члены их семей (свободный ввоз (вывоз) товаров, предназначенных для личного, семейного пользования, а также для первоначального обзаведения);
3) члены дипломатических представительств иностранных государств и проживающие вместе с ними члены их семей (свободный ввоз (вывоз) товаров, предназначенных для личного, семейного пользования, а также для первоначального обзаведения);
4) члены административно-технического персонала дипломатических представительств иностранных государств и проживающие вместе с ними члены их семей при условии, что указанные лица не проживают постоянно в РФ и не являются гражданами РФ (свободный ввоз товаров, предназначенных для первоначального обзаведения) /7/.
Главой 25 TK РФ предусмотрены некоторые льготы в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу дипломатическими, консульскими и иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств и организаций, а также в отношении товаров, предназначенных для личного и семейного пользования отдельных категорий иностранных лиц, пользующихся преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами на таможенной территории РФ в соответствии с международными договорами РФ. Таможенное оформление указанных товаров также производится в упрощенном порядке /5/.
Заключение
Мною были рассмотрены основные принципы и особенности перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
К таким принципам относятся:
. равное право всех лиц на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств;
. возможность введения ограничений на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств;
. добровольность выбора и изменения таможенного режима;
. обязательность таможенного оформления режима;
. определенность места и времени пересечения таможенной границы;
. регламентированность порядка пользования и распоряжения перемещаемыми через таможенную границу товарами и транспортными средствами.
При изменении таможенного режима необходимо учитывать статус товара.
Так, если товар был ввезен на таможенную территорию и выпущен для свободного обращения, изменить данный режим на режим реэкспорта с целью вывоза товара уже нельзя, так как режим реэкспорта применяется только по отношению к иностранным товарам, а товар, выпущенный для свободного обращения, получает статус российского товара.
На основе всего вышесказанного, можно сделать вывод, что таможенное регулирование является одним из основных рычагов государственного воздействия на внешнеторговый оборот.
Список используемой литературы:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
2. Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ;
3. Основы таможенного дела: Учеб./Под общ. ред. В.Г.Драганова. М. 1998.
4. Комментарий к Таможенному кодексу РФ. Общая часть /Под общ. ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. Изд. 3 -е М. 2004.
5. АСМАП, "Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП)". М. 1993.
6. Семьянинов А.Г., Крашенинников В.М., Наумов В.В. Налоги и таможенные платежи. Учеб. пособие. М. 2005.
7. Максимцев В.А., Комментарий к Таможенному кодексу РФ. М. 2003.
8. Таможенное право/ Под. ред. А.Ф. Ноздрачева. М. 2004.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории таможенная система:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ