Конспект урока для 6 класса «Построение чертежа брюк классической формы»
План-конспект урока по технологии
6 класс
Раздел: Конструирование швейных изделий.
Тема: «Построение чертежа брюк классической формы».
Учитель: Кирсанова И.А.
Краснодарский край
Приморско-Ахтарский район
станица Степная
МБОУ СОШ № 7
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Тема занятия: «Построение чертежа брюк классической формы»
Цели и задачи:
Развивать у учащихся конструкторское мышление, сопоставляя сетку и детали поясного изделия с сеткой и деталями плечевого изделия.
Познакомить учащихся с последовательностью построения чертежа брюк.
Ознакомить учащихся с формулами расчёта для построения чертежа.
Наглядные пособия: журналы мод, эскизы брюк, чертёж брюк в натуральную величину.
Раздаточный материал: инструкционные карты.
Оборудования и инструменты: масштабные линейки, карандаши, ластик, угольник, циркуль, альбомы, сантиметровые ленты, тетради.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Объяснение с практическим закреплением
1. Одним из основных видов ассортимента подростковой одежды являются брюки. В зависимости от назначения они бывают спортивные, для отдыха, повседневные. С учетом моды они могут быть длинными, укороченными, узкими, широкими, с цельнокроеным поясом и на бедрах. Так брюки являются неотъемлемой частью женского гардероба, обогащаясь все новыми и новыми разновидностями: «бананы», « капри», «бермуды», «бриджи», «сигареты» и т.д. Для того чтобы построить чертеж изделия, нужны мерки.
2. Вспомните правила снятия мерок.
Мерки снимают сантиметровой лентой с человека, стоящего прямо, в естественной позе с опущенными вниз руками.
Сантиметровую ленту при этом не ослабляют и не натягивают.
Линию талии перевязывают узким поясом, для точного определения линии талии.
Мерки снимают с правой стороны фигуры, мерки длины записывают полностью, а мерки обхватов в половинном размере.
Мерки:
Ст – (полуобхват талии);
Сб – (полуобхват бедер);
Дб – (длина брюк до щиколотки);
Шб – (ширина брюк в низу).
Ст – 35 см.
Сб – 50 см.
Дб – 98 + 4 см.
Шб – 22 см.
Прибавка по бедрам: Пб – 2 см.
Практическая работа по снятию мерок. Запись в рабочую тетрадь результатов измерения.
II. Вводный инструктаж
Работа по построению чертежа основы брюк по инструкционной карте в альбоме. Чертеж выполняется в масштабе 1 : 4.
Порядок выполнения работы:
Выполнить цифровой расчёт по своим меркам.
Построить базисную сетку на переднюю и заднюю половинки.
Построить чертёж передней половинки брюк.
Построить чертёж задней половинки брюк.
Оформить чертёж.
III. Практическая работа
Инструкционная карта
Построение чертежа основы брюк. Построение базисной сетки.
№ п/п
Последовательность построения, название отрезка
Буквенное обозначение
Расчетная формула, см
Расчет, см
1
Провести вертикаль с точкой Т вверху
Т
построение
2
Найти линию бедер
ТБ ![]()
Сб 3/8
18,7
3
Найти линию высоты сидения
ТШ ![]()
Сб : 2
25
4
Найти длину брюк
ТО ![]()
ТН ![]()
Дб до щиколотки
Дб до низа
98
102
5
Найти линию колена
БК ![]()
БО : 2
6
Найти линию середины бедра
ШС ![]()
ШК : 2
7
Провести горизонтальные линии через полученные точки
построение
Построение передней половинки брюк.
№ п/п
Последовательность построения, название отрезка
Буквенное обозначение
Расчетная формула, см
Расчет, см
8
Отложить отрезок
ТТ1 ![]()
Ст : 4
8,7
9
Отложить отрезок
ББ 1 ![]()
0,2 (Сб +Пб)
10, 4
10
Отложить отрезок
ШШ1 ![]()
ШШ1 = ББ1
10,4
11
Отложить отрезок
Ш1Ш2 ![]()
(Сб + Пб) / 10
5,2
12
Соединить точки Б1 и Ш1
построение
13
Найти вспомогательную точку
Ш1Ш3 ![]()
(Сб + Пб ) / 20
2,6
14
Соединить точки Т1, Б1, Ш3, Ш2
построение
15
Отложить отрезок
ББ2 ![]()
0,3 (Сб + Пб)
15,6
16
Проверить ширину передней половинки по линии бедер
Б1Б2 ![]()
0,5 (Сб +Пб)
26
17
Отложить отрезок
Ш Ш0 ![]()
ШШ0 = ББ2
15,6
18
Соединить точки Ш0 и Б2 и продолжить прямую до линии талии (точка Т2)
построение
19
Отложить отрезок
Т2Т3 ![]()
0,2 (Сб – Ст)
3
20
Отложить отрезок
Т3Т4 ![]()
0,1 (Сб – Ст)
1,5
21
Соединить точки Т4 и Т1
построение
22
Отложить раствор передней вытачки
2 см
5 – 6 см
построение
построение
23
Найти ширину передней половинки по линии середины бедра
СС1 = СС2 ![]()
0,25 (Сб + Пб)
13
24
Найти ширину передней половинки по линии колена
КК1 = КК2 ![]()
СС1 – 1
12
25
Найти ширину передней половинки по линии низа
НН1 = НН2 ![]()
0, 5 • Шн
11
26
Соединить точки Ш2, С1, К1, Н1.
построение
27
Соединить точки Т4, Б2, С2, К2, Н2.
построение

Рисунок 1
Построение задней половинки брюк.
№ п/п
Последовательность построения, название отрезка
Буквенное обозначение
Расчетная формула, см
Расчет, см
28
Найти ширину задней половинки по линии шага
Ш шага
3/4 • (Сб + Пб)
39
29
Отложить отрезок
ШШ4 ![]()
0,5 • Шшага + 0,1 • ШШ1
20,5
30
Отложить отрезок
ББ3 ![]()
ШШ4
20,5
31
Соединить точки Б3 и Ш4
построение
32
Найти ширину брюк по линии шага
Ш4Ш5 ![]()
Ш шага
39
33
Отложить отрезок
Ш5Ш6 ![]()
ШШ1 или 0,2(Сб + Пб)
10,4
34
Отложить отрезок
Б3Б4 ![]()
0,5(Сб + Пб)
26
35
Провести из точки Б3 R = Б3Б4, дугу вверх
построение
36
Отложить отрезок
Б4Б5 (по дуге)
Ст : 10
3,5
37
Соединить точки Б3 и Б5 и к полученной прямой восстановить + в точке Б3 до линии талии (точка Т7)
построение
38
Соединить точки Ш6 и Б5 и продолжить прямую выше линии талии (получить на талии точку Т5)
построение
39
Найти подъем линии талии
Т5Т6
0,1 • Сб +1,5
3,5
40
Отложить отрезок
Ш6Ш7 ![]()
0,1ШШ0
1,5
41
Провести среднюю линию задней половинки через точки Т6, Б5, Ш7, Ш5.
построение
42
Отложить отрезок
ТВ ![]()
0,41• Ст
14,3
43
Отложить отрезок
ВВ1 ![]()
Т3Т4
1,5
44
Отложить отрезок
Т7Т8 ![]()
Т2Т3
3
45
Отложить отрезок
Т8Т9 ![]()
1 см
1
46
Проверить положение вершины бокового среза
К2Т9
К2К4
47
Провести линию талии через точки Т6, В1, Т9
построение
48
Найти ширину задней половинки по линии середины бедра
С1С3 = С2С4 ![]()
СС1 + 1 см
14
49
Отложить раствор задней вытачки и её длину
В1 ![]()
3 – 4 см
3
50
Соединить точки Т9, Б3, С4, К2 плавной линией
построение
51
Соединить точки Ш5, С3, К1
построение

Рисунок 2
IV. Заключительная часть
Назовите наименование линий и отрезков в сетке?
Чем отличается чертёж передней половинки от задней?
Назовите контрольные расчёты по правильности построения чертежа?
Из каких деталей состоит чертёж брюк?
V. Анализ и оценка работы
Задание: принести бумагу для выкроек, чертёжные инструменты.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории технология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ