Конспект урока "О чем говорит народная кукла" 5 Класс

1001 идея интересного занятия с детьми


О чем говорит народная кукла

Чупрова Валентина Максимовна, муниципальное образовательное учреждение лицей №40, учитель технологии, г. Петрозаводск, Республика Карелия


Предмет (направленность): технология (обслуживающий труд), раздел «Художественные ремесла»

Возраст детей:5 -ый класс

Место проведения: класс


Сегодня очень важно приобщать детей к истокам народного творчества, культуре, развивать их интеллект и чувства, дать детям возможность почувствовать себя наследниками народных традиций. В последние годы уделяется большое внимание изучению и возрождению угасающих видов народного декоративно-прикладного искусства. В этой связи особый интерес представляют те виды творчества, которые тесно связаны с изготовлением тряпичной куклы. Научить детей мастерить народную куклу - это, значит, приобщить их к ремеслу, которое издавна бытовало на территории нашей страны и сегодня переживает второе рождение. Урок «О чем говорит народная кукла» знакомит детей с разновидностью народной куклы, которая бытовала на территории России и Карелии в 18 и 19 веках. Теоретическая часть урока построена в форме игры. Практическая работа: мастер - классы учащихся 7-го класса – это изготовление тряпичных кукол. Инструменты и приспособления очень простые, технология изготовления несложная, доступная детям для 5-го класса.

Цели урока:

Познакомить с народной куклой и технологией изготовления в русских и карельских традициях.

Задачи:

Образовательная:

  • пробудить интерес к культуре своего народа;

  • ознакомить с народным искусством Карелии, традиционной народной куклой;

  • раскрыть роль народной куклы в жизни людей:

  • формировать умения пользоваться информационно - технологической картой.

Развивающая:

  • развивать навыки работы с разными видами информации и способами ее предъявления;

  • способствовать развитию речи учащихся;

  • развивать навыки анализа и обобщения различной информации;

  • вовлекать школьников в активный познавательный процесс;

  • развивать познавательный интерес к русской и карельской истории, культуре, обычаям;

  • развивать интерес учащихся к истинно народным традициям в декоративно – прикладном искусстве;

  • развивать техническое мастерство в изготовлении народной куклы в русских и карельских традициях.

Воспитательная:

  • воспитывать чувство доброты и отзывчивость;

  • воспитывать интерес к родному краю;

  • добиваться духовного обогащения учащихся в процессе творческой работы;

  • пробудить желание сделать куклу самому.

Интеграция:

  • география, литература, история, изобразительное искусство, музыка, информационные технологии.

Учебное оборудование: проектор, компьютер, учебные диски, колонки.

Методическое обеспечение урока: учебник («Технология» Симоненко В.Д. - 5 класс), фильмы: «Народные ремесла Карелии», «Народные мастера Карелии», презентация «О чем говорит народная кукла?», книжка-раскраска «Куколка, ты, куколка! Где ж ты, куколка, была?», рабочая тетрадь, информационно – технологические карты технологии изготовления кукол «Крупенички», «Берестушки», «Неразлучники»

Метод обучения: рассказ, беседа, практическая работа

Интеграция: география, история, литература, изобразительное искусство

Реквизиты: береста, лен, шерсть, лыко, кудель, лоскут, образцы кукол.

Вещный ряд: на деревянном столе - скатерть, на лавке - прялка, веретено, тряпичные куклы в корзинке

Музыкальный ряд: диск: фольклорная группа музея «Кижи». Песни русского Севера. 2004

Краткий план занятия

До занятия учителю необходимо проверить корректность работы мультимедийных средств. За две недели до урока учитель дает индивидуальные задания учащимся - сообщения по темам: «Роль куклы в жизни человека», «Волшебство народной тряпичной куклы», «Народная кукла и праздники». Занятие рассчитано на один академический час в кабинете оборудованном мультимедиа проектором и обычными столами для лекционной работы.

Ход урока

I. Организационная часть

Объявление темы урока

Постановка цели

Знакомство с планом работы на уроке.

II. Основная часть

1. Вступительное слово.

Сегодня у нас будет интересный урок, связанный с народными ремеслами Карелии и знакомство с традиционной народной куклой.

Моими помощниками на уроке будут учащиеся Лицея №40, девочки мастерицы, которые проведут с вами мастер – классы. Я предлагаю всем участникам принять самое активное участие. Пусть сегодняшний наш урок принесет вам частицу добра, радости. И кукла, сделанная своими руками, пусть останется на память о сегодняшнем дне.

Урок будут построен следующим образом. На первом этапе будет игра, затем пройдут мастер – классы и за хорошую, активную работу на уроке будут сюрпризы.

2. Историческая справка. Перед началом урока я хочу дать задание 5 ученикам, которые подготовят сообщения для игры.

Теперь давайте поговорим о народных ремеслах Карелии, о традициях, которые продолжают сегодня развиваться, а также о мастерах - умельцах, которые передают свой опыт и мастерство любимого ремесла.

Сейчас внимательно посмотрите фильмы, запомните их содержание. (Включается музыка и идет показ фильма с комментариями учителя).

Вы посмотрели фильм, ответьте на вопросы:

Какие ремесла были женские, какие - мужские?

Каких вы запомнили мастеров, какого вида ремесла?

3. Сегодня мы будем говорить о народной кукле. Ее значение в жизни человека.

Они были разные, интересные по - своему. В каждом доме было много кукол. Их очень любили и берегли. Как выдумаете, почему было такое отношение к народной кукле? Что в ней особенного? Давайте узнаем у самих кукол. Что они нам сегодня расскажут. Игра «О чем говорит кукла?»

( См. Приложение №1)

Сейчас мы послушаем ваши сообщения: - Что рассказали вам куклы? Для полного ответа используйте вещный ряд и куклы с нашей выставки кукол.

Давайте сделаем вывод. Что нам рассказали куклы? Как выдумаете, на какие группы они все делились. Правильно. Это обрядовые, куклы – обереги и игровые.

Учитель подходит к доске и магнитами прикрепляет карточки со словами:

Куклы обрядовые

Куклы – обереги

Игровые куклы

3. Сейчас прежде чем перейти к практической работе, посмотрите презентацию «О чем говорит кукла?».

Вы посмотрели презентацию. Ответьте на вопросы:

Почему народная кукла была безликой?

Из чего делали народные куклы?

Чем они служили человеку?

Рассмотрите внимательно куклу и скажите, с чего надо на­чинать ее изготовление. Как соединяются части туловища и куклы?

4. Физкультминутка.

Вы немного устали. Давайте поиграем.

Покажите пантомиму следующих ремёсел:

- роспись по дереву;

- лесорубство;

- вязание;

- кование (кузнечное дело);

- вышивание.

5. Практическая работа. (См. Приложение №2)

Начинаем мастер - классы. Вам наверное не терпится поскорее сделать своими руками куклу. Сейчас нужно сосредоточиться и внимательно рассмотреть информационно – технологическую карту изготовления куклы. На столах у вас есть образцы, необходимые материалы и принадлежности. Самое главное не торопиться и последовательно выполнять работу. Наши мастерицы вам в этом помогут. По окончании работы ответьте на вопросы. У вас на столе лежит конверт с карточками – заданиями. (См. Приложение №3)

Что требуется от вас?

Старание

Терпение

И как вы думаете? Что ожидает вас?

Успех

Радость творчества

6. Итак, занятие наше заканчивается. Посмотрите, какие замечательные куклы у вас получились. За хорошую работу наши мастерицы подготовили вам свои сюрпризы – подарки.

(См. Приложение №4)

III. Заключительная часть.

Дети, Вам понравилась наш урок?

Чем понравился?

Что нового Вы узнали?

Какому мастерству вы сегодня научились?

- Сегодня на нашем занятии Вы повторили и дополнили знания о народных ремеслах Карелии, народных праздниках и что главным участником были народные куклы, которые всю жизнь сопровождали человека. С ними можно было играть, они были оберегом, участвовали в праздничных обрядах и гуляниях. Вы увидели чудесные работы умелых мастеров и сами показали свои умения. Выяснили, что не исчезают народные традиции, а продолжают развиваться.

Теперь Вы знаете, как важно любить традиции родного края и сохранять то наследие, которое достаётся нам от предыдущих поколений.

Объявление оценок учащимся за урок.

IV. Домашнее задание

Провести небольшое исследование своей семьи. Были в вашей семье народные куклы? Если да, то, какие и как их делали. Принесите на следующий урок и расскажите о ней.

V. Уборка рабочего места


Литература:

  1. Л.В.Трифонова. Декоративно-прикладное искусство Пудожья и Заонежья,: собран. музея Кижи. Петрозаводск, 2004.

  2. И.Н.Котова, А.С.Котова. Русские и обряды и традиции. Народная кукла. Санкт – Петербург, «Паритет», 2003

Ссылки:

  1. В.М. Чупрова, презентация «О чем говорит народная кукла?» 2008 http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,72206/Itemid,6/

  2. В.М. Чупрова, буклеты «Народная кукла». Приложение №2 http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,72208/Itemid,6/

  3. В.М. Чупрова, игра «Что говорит народная кукла». Приложение №1 http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,72208/Itemid,6/

  4. В.М. Технология изготовления тряпичной народной куклы. Приложение №2 http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,72208/Itemid,6/





5

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории технология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ