Конспект урока "О чем говорит народная кукла" 5 Класс
1001 идея интересного занятия с детьми
О чем говорит народная кукла
Чупрова Валентина Максимовна, муниципальное образовательное учреждение лицей №40, учитель технологии, г. Петрозаводск, Республика Карелия
Предмет (направленность): технология (обслуживающий труд), раздел «Художественные ремесла»
Возраст детей:5 -ый класс
Место проведения: класс
Сегодня очень важно приобщать детей к истокам народного творчества, культуре, развивать их интеллект и чувства, дать детям возможность почувствовать себя наследниками народных традиций. В последние годы уделяется большое внимание изучению и возрождению угасающих видов народного декоративно-прикладного искусства. В этой связи особый интерес представляют те виды творчества, которые тесно связаны с изготовлением тряпичной куклы. Научить детей мастерить народную куклу - это, значит, приобщить их к ремеслу, которое издавна бытовало на территории нашей страны и сегодня переживает второе рождение. Урок «О чем говорит народная кукла» знакомит детей с разновидностью народной куклы, которая бытовала на территории России и Карелии в 18 и 19 веках. Теоретическая часть урока построена в форме игры. Практическая работа: мастер - классы учащихся 7-го класса – это изготовление тряпичных кукол. Инструменты и приспособления очень простые, технология изготовления несложная, доступная детям для 5-го класса.
Цели урока:
Познакомить с народной куклой и технологией изготовления в русских и карельских традициях.
Задачи:
Образовательная:
пробудить интерес к культуре своего народа;
ознакомить с народным искусством Карелии, традиционной народной куклой;
раскрыть роль народной куклы в жизни людей:
формировать умения пользоваться информационно - технологической картой.
Развивающая:
развивать навыки работы с разными видами информации и способами ее предъявления;
способствовать развитию речи учащихся;
развивать навыки анализа и обобщения различной информации;
вовлекать школьников в активный познавательный процесс;
развивать познавательный интерес к русской и карельской истории, культуре, обычаям;
развивать интерес учащихся к истинно народным традициям в декоративно – прикладном искусстве;
развивать техническое мастерство в изготовлении народной куклы в русских и карельских традициях.
Воспитательная:
воспитывать чувство доброты и отзывчивость;
воспитывать интерес к родному краю;
добиваться духовного обогащения учащихся в процессе творческой работы;
пробудить желание сделать куклу самому.
Интеграция:
география, литература, история, изобразительное искусство, музыка, информационные технологии.
Учебное оборудование: проектор, компьютер, учебные диски, колонки.
Методическое обеспечение урока: учебник («Технология» Симоненко В.Д. - 5 класс), фильмы: «Народные ремесла Карелии», «Народные мастера Карелии», презентация «О чем говорит народная кукла?», книжка-раскраска «Куколка, ты, куколка! Где ж ты, куколка, была?», рабочая тетрадь, информационно – технологические карты технологии изготовления кукол «Крупенички», «Берестушки», «Неразлучники»
Метод обучения: рассказ, беседа, практическая работа
Интеграция: география, история, литература, изобразительное искусство
Реквизиты: береста, лен, шерсть, лыко, кудель, лоскут, образцы кукол.
Вещный ряд: на деревянном столе - скатерть, на лавке - прялка, веретено, тряпичные куклы в корзинке
Музыкальный ряд: диск: фольклорная группа музея «Кижи». Песни русского Севера. 2004
Краткий план занятия
До занятия учителю необходимо проверить корректность работы мультимедийных средств. За две недели до урока учитель дает индивидуальные задания учащимся - сообщения по темам: «Роль куклы в жизни человека», «Волшебство народной тряпичной куклы», «Народная кукла и праздники». Занятие рассчитано на один академический час в кабинете оборудованном мультимедиа проектором и обычными столами для лекционной работы.
Ход урока
I. Организационная часть
Объявление темы урока
Постановка цели
Знакомство с планом работы на уроке.
II. Основная часть
1. Вступительное слово.
Сегодня у нас будет интересный урок, связанный с народными ремеслами Карелии и знакомство с традиционной народной куклой.
Моими помощниками на уроке будут учащиеся Лицея №40, девочки мастерицы, которые проведут с вами мастер – классы. Я предлагаю всем участникам принять самое активное участие. Пусть сегодняшний наш урок принесет вам частицу добра, радости. И кукла, сделанная своими руками, пусть останется на память о сегодняшнем дне.
Урок будут построен следующим образом. На первом этапе будет игра, затем пройдут мастер – классы и за хорошую, активную работу на уроке будут сюрпризы.
2. Историческая справка. Перед началом урока я хочу дать задание 5 ученикам, которые подготовят сообщения для игры.
Теперь давайте поговорим о народных ремеслах Карелии, о традициях, которые продолжают сегодня развиваться, а также о мастерах - умельцах, которые передают свой опыт и мастерство любимого ремесла.
Сейчас внимательно посмотрите фильмы, запомните их содержание. (Включается музыка и идет показ фильма с комментариями учителя).
Вы посмотрели фильм, ответьте на вопросы:
Какие ремесла были женские, какие - мужские?
Каких вы запомнили мастеров, какого вида ремесла?
3. Сегодня мы будем говорить о народной кукле. Ее значение в жизни человека.
Они были разные, интересные по - своему. В каждом доме было много кукол. Их очень любили и берегли. Как выдумаете, почему было такое отношение к народной кукле? Что в ней особенного? Давайте узнаем у самих кукол. Что они нам сегодня расскажут. Игра «О чем говорит кукла?»
( См. Приложение №1)
Сейчас мы послушаем ваши сообщения: - Что рассказали вам куклы? Для полного ответа используйте вещный ряд и куклы с нашей выставки кукол.
Давайте сделаем вывод. Что нам рассказали куклы? Как выдумаете, на какие группы они все делились. Правильно. Это обрядовые, куклы – обереги и игровые.
Учитель подходит к доске и магнитами прикрепляет карточки со словами:
Куклы обрядовые
Куклы – обереги
Игровые куклы
3. Сейчас прежде чем перейти к практической работе, посмотрите презентацию «О чем говорит кукла?».
Вы посмотрели презентацию. Ответьте на вопросы:
Почему народная кукла была безликой?
Из чего делали народные куклы?
Чем они служили человеку?
Рассмотрите внимательно куклу и скажите, с чего надо начинать ее изготовление. Как соединяются части туловища и куклы?
4. Физкультминутка.
Вы немного устали. Давайте поиграем.
Покажите пантомиму следующих ремёсел:
- роспись по дереву;
- лесорубство;
- вязание;
- кование (кузнечное дело);
- вышивание.
5. Практическая работа. (См. Приложение №2)
Начинаем мастер - классы. Вам наверное не терпится поскорее сделать своими руками куклу. Сейчас нужно сосредоточиться и внимательно рассмотреть информационно – технологическую карту изготовления куклы. На столах у вас есть образцы, необходимые материалы и принадлежности. Самое главное не торопиться и последовательно выполнять работу. Наши мастерицы вам в этом помогут. По окончании работы ответьте на вопросы. У вас на столе лежит конверт с карточками – заданиями. (См. Приложение №3)
Что требуется от вас?
Старание
Терпение
И как вы думаете? Что ожидает вас?
Успех
Радость творчества
6. Итак, занятие наше заканчивается. Посмотрите, какие замечательные куклы у вас получились. За хорошую работу наши мастерицы подготовили вам свои сюрпризы – подарки.
(См. Приложение №4)
III. Заключительная часть.
Дети, Вам понравилась наш урок?
Чем понравился?
Что нового Вы узнали?
Какому мастерству вы сегодня научились?
- Сегодня на нашем занятии Вы повторили и дополнили знания о народных ремеслах Карелии, народных праздниках и что главным участником были народные куклы, которые всю жизнь сопровождали человека. С ними можно было играть, они были оберегом, участвовали в праздничных обрядах и гуляниях. Вы увидели чудесные работы умелых мастеров и сами показали свои умения. Выяснили, что не исчезают народные традиции, а продолжают развиваться.
Теперь Вы знаете, как важно любить традиции родного края и сохранять то наследие, которое достаётся нам от предыдущих поколений.
Объявление оценок учащимся за урок.
IV. Домашнее задание
Провести небольшое исследование своей семьи. Были в вашей семье народные куклы? Если да, то, какие и как их делали. Принесите на следующий урок и расскажите о ней.
V. Уборка рабочего места
Литература:
Л.В.Трифонова. Декоративно-прикладное искусство Пудожья и Заонежья,: собран. музея Кижи. Петрозаводск, 2004.
И.Н.Котова, А.С.Котова. Русские и обряды и традиции. Народная кукла. Санкт – Петербург, «Паритет», 2003
Ссылки:
В.М. Чупрова, презентация «О чем говорит народная кукла?» 2008 http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,72206/Itemid,6/
В.М. Чупрова, буклеты «Народная кукла». Приложение №2 http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,72208/Itemid,6/
В.М. Чупрова, игра «Что говорит народная кукла». Приложение №1 http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,72208/Itemid,6/
В.М. Технология изготовления тряпичной народной куклы. Приложение №2 http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,72208/Itemid,6/
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории технология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ